Изображения

Обычная версия

"Маршруткам прописали ГЛОНАСС". Интервью заместителя Министра транспорта РФ Алексея Цыденова «Российской газете» 29 января 2014 г.

28 января 2014, 20:00

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА; ТАТЬЯНА ШАДРИНА; МАРШРУТКАМ ПРОПИСАЛИ ГЛОНАСС

Автолюбителей не будут штрафовать за отсутствие спецнавигаторов.
Минтранс намерен поделиться с коллегами по Таможенному союзу секретами государственной автоматизированной информационной системы, которая обеспечивает безопасность на автодорогах России (ЭРА-ГЛОНАСС). Когда это произойдет? И какие именно машины уже в этом году не выпустят на наши трассы без такой аппаратуры, в интервью «РГ» рассказал замминистра транспорта Алексей Цыденов.

Когда аппаратами «ЭРА-ГЛОНАСС» должны оборудовать все авто и планируется ли наказывать водителей за их отсутствие?

Алексей Цыденов: С января 2017 года система в обязательном порядке будет устанавливаться на все выпускаемые в обращения транспортные средства на территории России и Таможенного союза. Что касается машин, которые уже сейчас ездят по дорогам, то на личные авто ее устанавливать никто обязывать не будет, но по собственному желанию оборудование можно вмонтировать в специальных сервисных центрах.

А вот для коммерческой перевозки пассажиров, опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), машины должны сходить с конвейера с ГЛОНАСС в Таможенном союзе уже с 1 января 2016 года.

Много заявлений, что система «ЭРА-ГЛОНАСС» готова к внедрению. В этом году она заработает?

Алексей Цыденов: Система развернута и работает на всей территории России. Это показывают многочисленные испытания, проведенные в 2013 и продолжающиеся сейчас.

А за счет чего планируется развивать и поддерживать в рабочем состоянии систему?

Алексей Цыденов: Согласен, важнейший вопрос – вопрос финансирования в том числе и передачи и обработки экстренного вызова в системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Цена эксплуатации – несколько сот миллионов рублей в год.

Сегодня рассматриваются два возможных варианта. Первый – действовать по аналогии с другими государственными информационными системами, например, ГАС «Выборы». В этом случае оператор системы определяется из числа госпредприятий, а все расходы идут из федерального бюджета.

Второй вариант – задействовать Некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС», которое, с одной стороны, является единственным исполнителем государственного контракта по созданию и внедрению системы «ЭРА-ГЛОНАСС», а, с другой, объединяет основных российских участников рынка навигационно-информационных услуг. Суть предложения в привлечении частного инвестора (оператора), который сможет использовать возможности системы в интересах сервис-провайдеров услуг, востребованных автомобилистами и бизнесом: состояние дорог, где пробки, где можно добраться свободно, снижение рисков угона машины, страховая телематики. По оценкам экспертов, это позволит уже в первые годы значительно снизить расходы бюджета, а в перспективе, выйти и на самоокупаемость. Одновременно снимаются инфраструктурные барьеры для быстрого развития нового высокотехнологичного рынка: российские сервис-провайдеры получат возможность использовать готовую современную и действующую на всей территории страны инфраструктуру. При этом требования к самой социально-значимой услуге «ЭРА-ГЛОНАСС» – надежность, доступность и бесплатность, останутся без изменений.

Для выполнения каких задач можно еще использовать эту систему?

Алексей Цыденов: Можно ее использовать еще по нескольким направлениям.

Например, мы предлагаем регионам, органам местного самоуправления использовать инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС» при создании региональных и муниципальных навигационно-информационных систем: мониторинга и диспетчеризации пассажирского транспорта, школьных автобусов, машин скорой помощи, транспорта ЖКХ. Целевые программы по созданию таких систем приняты уже более чем в 60 субъектах. Для поддержки их реализации в 2013-2014 годах выделены субсидии из федерального бюджета – более двух миллиардов рублей. Есть серьезные наработки по использованию «ЭРА-ГЛОНАСС» при создании систем тахографического контроля (контроля режимов труда и отдыха водителей), систем платности для большегрузного транспорта, интеллектуальных транспортных систем, систем платности дорог.

В Таможенном союзе уже готовятся к ее внедрению с 2015 года?

Алексей Цыденов: Да, уде приняты необходимые изменения в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Системы экстренного реагирования при авариях создаются по аналогу российской «ЭРА-ГЛОНАСС» на территории Республики Беларусь (ЭРА-РБ) и Республики Казахстан (ЭВАК).

Мы предлагаем, чтобы они строились с использованием готовых решений российской системы. Это позволит нашим партнерам существенно сэкономить и ускорить реализацию своих проектов. С учетом того, что «ЭРА-ГЛОНАСС» гармонизирована с аналогичной системой стран Европейского союза eCall (она должна вступить в строй в 2015 году), мы по факту создадим единое пространство безопасности на дорогах от Атлантического океана до Тихого, где автомобилистам любой из наших стран будет гарантирована помощь в случае ДТП.

Справка «РГ»

«ЭРА-ГЛОНАСС» – это государственная автоматизированная информационная система. Ее главная цель обеспечить нашу с вами безопасность на дороге, в первую очередь, в случае ДТП. Для этого используются самые современные технологии: спутниковая навигация, мобильная связь, геоинформационные сервисы, микроэлектроника. С их помощью решается главная задача-сформировать и передать экстренный вызов от автомобиля до системы-112 и других служб помощи – 01, 02, 03.

Принцип работы прост. В автомобиль устанавливается (как правило, на заводском конвейере) специализированное навигационно-связное устройство, которое регистрируется в системе «ЭРА-ГЛОНАСС». С помощью этого устройства автоматически (при ДТП) или после нажатия в автомобиле специальной кнопки (в случае какой-либо нештатной ситуации на дороге) информация о координатах транспортного средства, времени и характере аварии по каналам мобильной связи передается в центры системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

После отсеивания «ложных вызовов» (для этого может использоваться обратный голосовой вызов) данные уже в виде готовой «карточки происшествия» поступают в систему-112 и в экстренные оперативные службы, которые и оказывают необходимую помощь. Точные координаты автомобиля определяются также автоматически по сигналам спутниковой навигации. При этом для повышения надежности используются сигналы спутниковой системы ГЛОНАСС.

Все выступления и интервью