Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова телеканалу «Россия – 24»
22 декабря 2013, 20:00
ВЕДУЩИЙ: Протяженность платных дорог в России не превысит 2,5 тысяч километров – об этом в нашей беседе сообщил министр транспорта Максим Соколов. О том, чего удалось добиться ведомству в уходящем году, смотрите в интервью телеканалу «Россия 24» прямо сейчас.
Итоги 2013
КОРР.: Здравствуйте, Максим Юрьевич.
Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Добрый вечер, Владимир.
КОРР.: Максим Юрьевич, мы подводим итоги ушедшего года, и в связи с этим хотел бы задать вам вопрос: какие события вы бы выделили в уходящем году, что, на ваш взгляд, является наиболее примечательными или, может быть, наиболее важным?
Максим СОКОЛОВ: Уходящий год для транспортной отрасли был, конечно, знаменательным и памятным. Знаменательным потому, что это был год проведения крупных, масштабных мероприятий, таких, как Универсиада, саммит G20 и подготовки к Олимпийским Играм. Осталось совсем немного, и я думаю, что транспортная отрасль успешно войдет в 2014 год уже под новым девизом – девизом Олимпиады. И, конечно, он запомнился теми решениями и теми проектами, которые были реализованы в этом году. Если говорить о решениях, то, наверное, самым значимым для всей транспортной отрасли, особенно с точки зрения стратегии ее развития, были решения, озвученные на Петербургском экономическом форуме президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным, которые касались возможности финансирования или дополнительного финансирования инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния. Это и реконструкция и расширение БАМа и Транссиба, Транссибирской магистрали, это проект Центральной кольцевой автомобильной дороги и тот проект, который сейчас только-только формируется, – проект высокоскоростной магистрали, ее первой части от Москвы до Казани.
КОРР.: Вы как раз обратили внимание на эту тему, важнейшую тему финансирования инфраструктурных проектов при помощи Фонда национального благосостояния. Скажите, какие еще проекты предполагается осуществлять при помощи Фонда национального благосостояния?
Максим СОКОЛОВ: Сейчас только-только формируется этот список, и туда войдут, в основном, проекты и дорожной отрасли, и железнодорожные проекты. Я думаю, что как раз первая половина следующего года – это вопрос формирования этого списка. И, наверное, туда войдут не только транспортные проекты, что тоже, наверное, правильно и хорошо. Но, если говорить о предложениях Минтранса, которые уже направлены в правительство, то, наверное, одним из самых ярких проектов будет проект по развитию Северного широтного хода – это железнодорожная магистраль с мостом через реку Обь на самом севере, практически на Полярном круге, в районе Салехарда, который позволит обеспечить вывоз нашей грузовой базы, формирующейся в арктических широтах, в первую очередь, это продукты сжиженного природного газа, нефтепродукты, в европейскую часть страны и в направлении наших основных северных портов – Архангельска и Мурманска.
КОРР.: Вы упомянули о Северном ходе. Не могу вас не спросить о Северном морском пути. Уже в этом году активно реализуется правительством решение, связанное с развитием Северного морского пути. Образована, я знаю, администрация Северного морского пути. Можно ли говорить уже о каких-то результатах этой работы?
Максим СОКОЛОВ: И не только администрация, но и ее филиал в Архангельске. И в этом году по трассам Северного морского пути мы установили своеобразный рекорд со времен еще Советского Союза, перевезя в транзитных направлениях больше 1 миллиона тонн грузов. А всего в наших планах по развитию этих арктических трасс к 2018 году уже цифра порядка 20 миллионов тонн. И здесь важнейшую роль сыграет пока еще строящийся порт – Сабетта, который будет находится на полуострове Ямал и будет тоже ориентирован на экспорт сжиженных природных газов.
КОРР.: Государство тратит серьезные деньги на создание и поддержание транспортной инфраструктуры, много говорится о привлечении частных инвесторов в эту сферу. Вы сами об этом неоднократно говорили и подчеркивали это в качестве одного из приоритетов своей работы. Я помню, год назад в интервью нашему телеканалу этот вопрос поднимался. Как продвигается реализация привлечения частных инвесторов в строительство транспортной инфраструктуры в России?
Максим СОКОЛОВ: Это действительно один из приоритетов нашей деятельности и, тем более, приоритет, закрепленный в обновленной стратегии развития транспорта до 2030 года, которая была одобрена правительством Российской Федерации, где из практически 12 триллионов средств до 2020 года 7 триллионов планируется вложить на бюджетной основе, а 5 триллионов, то есть чуть меньше половины, на основе частных инвестиций. И в рамках развития, реализации уже положений и стратегии нашей государственной программы в этом году мы запустили сразу несколько проектов государственно-частного партнерства. Самый значимый – это проект строительства мостового перехода через реку Лена в районе города Якутска, очень долгожданный для всей Якутии проект. И знаменательно то, что даже такой сложный и затратный по инвестициям проект будет реализован не только на принципах государственно-частного партнерства, но и будет реализован именно в Дальневосточном федеральном округе, то есть там, где, как правило, инфраструктурные проекты имеют очень длительные сроки окупаемости. Другим важным проектом будет проект по введению платы с большегрузных автомобилей, которые будут двигаться по федеральным дорогам нашей страны. Это очень важный для развития транспортной отрасли проект не только с точки зрения дополнительных финансов, которые будут направлены в дорожное строительство, но и с точки зрения обозначения приоритетов – что грузы все-таки должны в большинстве своем перемещаться по железным дорогам, кстати, и по внутренним водным путям, а дороги автомобильные оставить для перемещения легковых автомобилей и пассажирского транспорта. Но в нашей копилке, скажем так, на следующий год еще большее количество проектов, больше 10, и не только в сфере дорожного строительства, но также развитие портовой инфраструктуры, железнодорожной инфраструктуры. То есть действительно можно говорить о том, что произошел такой самый настоящий разворот отрасли в части использования внебюджетных источников для своего развития.
КОРР.: Максим Юрьевич, в течение последних лет государство последовательно принимает меры по повышению транспортной доступности в части авиаперевозок. Сохранятся ли в следующем году уже действующие программы и будут ли введены дополнительные?
Максим СОКОЛОВ: Ряд программ уже действует несколько лет. Это, например, такая программа, как программа поддержки субсидирования авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть нашей страны. В этом году, кстати, этой программой воспользовалось более полумиллиона человек, что представляет собой значительную цифру. Но также в этом году мы осуществили запуск сразу еще нескольких программ поддержки региональной авиации и самая яркая, наверное, из них в уходящем году – это программа пилотного проекта в Приволжском федеральном округе. Она была основана на формировании новых или утраченных связей между всеми столицами Приволжского федерального округа, субъектов, расположенных в нем, и количество маршрутов, которое было восстановлено в рамках этого пилотного проекта, – более 110. И почти 100 тысяч пассажиров воспользовались уже услугами региональной авиации именно в Приволжском федеральном округе. При этом было приобретено порядка 40 новых региональных самолетов. Есть еще одна программа, которая основана на поддержке уже не конкретного пассажира, а рейса. Это тоже интересный формат, который мы опробовали в этом году и будем развивать в следующем. Причем все программы мы анонсируем не на один год, а, как минимум, на 3 года, чтобы и авиакомпании, и инвесторы видели возможность долгосрочных вложений в открытие новых маршрутов. Да и самим пассажирам тоже очень важно знать, что их ожидает в ближайшие, как минимум, 3 года. И такие проекты мы намерены поддерживать и реализовывать и в следующем году.
КОРР.: В последнее время очень много говорится о создании так называемых лоукостеров – бюджетных авиаперевозчиков. Удалось ли в этом году как-то продвинуться в этом направлении?
Максим СОКОЛОВ: Да, это были запросы авиакомпаний, но не только запросы авиакомпаний, запросы рынка да и самих пассажиров – всем приятно платить меньше денег за те же самые перелеты по тем же самым направлениям. И, в общем-то, мы видим, что и мир развивается именно по этим законам, по законам развития в первоочередном порядке именно лоукостеров. И для этого были преодолены ряд сдерживающих моментов, в первую очередь, в законодательном плане: мы внесли в правительство соответствующие законопроекты, которые нацелены на установление возможности невозвратных билетов или тарифов – это основное было требование будущих инвесторов в лоукосты. Кроме этого, подготовлен законопроект об отсутствии обязательности предоставления горячего питания на борту. И уже на эту тему выпущен приказ Минтранса, и также в правительстве находится законопроект по обязательной норме багажа для пассажиров, которая составляла 10 килограмм. То есть теперь созданы все необходимые условия для того, чтобы компании смогли прийти на этот рынок. И одна из таких новых компаний уже заявилась в качестве «дочки» «Аэрофлота». Я думаю, что в следующем году этот проект будет презентован нашим авиапассажирам.
КОРР.: Максим Юрьевич, говоря об авиации, нельзя обойти потрясшую всех трагедию – авиакатастрофу в Казани. В последнее время достаточно часто приходят сообщения о каких-то трудностях в авиации, в частности, о технических – о неважном техническом состоянии самолетов. С вашей точки зрения, неужели ситуация не слишком благополучная и, может быть, российская авиация переживает не самые лучшие времена?
Максим СОКОЛОВ: Конечно, воспоминания о трагедии, произошедшей в ноябре в Казани, самые тяжелые воспоминания в этом году. Но, к сожалению, транспорт – это средство коммуникации повышенной опасности, поэтому такое иногда происходит. Мы, конечно, сделаем из этого случая соответствующие выводы, но, в целом, можно сказать, что наша авиационная отрасль развивается достаточно динамично: темпы ее развития – это порядка 15 процентов роста каждый год – говорят сами за себя. Но не только в темпах дело. На самом деле обновление воздушного парка самолетов тоже идет достаточно активно, и сегодня мы уже видим, что средний возраст эксплуатации наших судов в целом соответствует европейским и американским параметрам. Поэтому здесь необходим комплекс мер по управлению безопасностью полетов. Такой комплекс мер был сформирован в виде нормативной базы, которая сегодня в Российской Федерации соответствует всем требованиям Международной организации ИКАО. Более того, с этого года государству поручено соответствующим законом следить, как управляют компании этой системой безопасности. И, конечно, мы в обязательном порядке будем исполнять все требования действующего законодательства. Поэтому, анализируя все-таки уроки этого года, хочу сказать, что отрасль и в дальнейшем, мы видим, должна и будет развиваться динамично, при этом основные акценты будут в безусловном порядке сделаны на повышение безопасности и соблюдение тех правил, которые уже установлены действующим законодательством.
КОРР.: В ноябре этого года состоялось торжественное открытие магистрали в объезд Одинцово – платного участка дороги. О результатах, наверное, пока еще говорить рано, но в России уже есть некоторые участки платных дорог – например, на трассе М4. Можно сказать, что начало положено, начало неплохое. Какова перспектива развития сети платных дорог в России?
Максим СОКОЛОВ: Платить, кстати, за дорогу в Одинцово мы начнем в следующем году, пока она эксплуатируется в бесплатном режиме. Такой же примерно по длине участок, порядка 20 километров, был открыт и в Санкт-Петербурге – Западный скоростной диаметр, и обход города Воронежа на трассе М4 «Дон», хотя уже, говорят совершенно справедливо, там имеются платные участки. И всего их порядка 200 километров на сегодня в нашей стране. В целом, я могу сказать, что все автомобилисты вполне адекватно и с пониманием реагируют на возможность воспользоваться платной дорогой в объезд пробок и порой еще не всегда соответствующему качеству наших дорог. И эта практика широко распространена и в Европе да и, вообще, в мире. И примерно, как показывают статистические данные, около 5 процентов дорог может быть переведено в режим платной эксплуатации. Если взять всю развернутую сеть наших федеральных трасс, а это 50 тысяч километров, значит, порядка 2,5 тысяч километров мы можем перевести в режим платных дорог, конечно, перед этим обеспечив их реконструкцию или абсолютно новое строительство, как, например, большинство участков на будущей Центральной кольцевой автодороге или трасе М11 Москва–Санкт-Петербург. Кстати, один из участков на принципе государственно-частного партнерства также находится сейчас в процедуре конкурса, и начнется его реализация, строительство уже в следующем году – это вход в Санкт-Петербург и участок до Великого Новгорода – почти 140 километров. Так что, я думаю, автомобилисты и, кстати, водители грузовиков будут сами выбирать, что для них выгоднее, – промчаться с ветерком или же непредсказуемое время провести в пробках, которые, к сожалению, тоже стали реалиями нашей жизни.
КОРР.: В последнее время много вопросов поступает от граждан по поводу сокращения пригородных железнодорожных перевозок. Что ждет россиян в следующем году, будут ли такие перевозки сокращаться?
Максим СОКОЛОВ: Правительство оставило поддержку пригородных железнодорожных перевозок на уровне прошлого года – это очень важно. Это серьезная сумма – 25 миллиардов рублей, чуть меньше, и, конечно, это позволит в целом практически сохранить ту сеть пригородных железнодорожных перевозок, которую мы имеем сейчас. Но помимо этого мы активно думаем и работаем над развитием пригородных железнодорожных перевозок не только здесь – в Московском транспортном узле, а это, кстати, порядка 60 процентов от всех пригородных перевозок в стране. То есть около, наверное, 500 миллионов человек в Москве и Московской области ежегодно пользуются услугами электричек. И многие, наверное, слышали о той масштабной программе, формировании даже так называемого Московского малого кольца московской железной дороги, которое будет выполнять функцию кольцевого метро. Но на самом деле проекты по развитию пригородного железнодорожного сообщения будут реализованы не только в Москве, но и в других крупных агломерациях нашей страны. И «Российские железные дороги» уже сделали беспрецедентный заказ – 1200 электричек новых типа «Ласточка». Наверное, многие такое имя уже слышали, потому что именно этот тип будет использоваться для обслуживания гостей и зрителей Олимпиады. И я думаю, что скоро эти «Ласточки» будут летать по всей стране.
КОРР.: Давайте коснемся олимпийского вопроса. Не могу не задать этот вопрос. До Олимпиады осталось уже совсем немного, а наиболее заметные транспортные объекты, которые были сданы в 2013 году, имели так или иначе отношение к Сочи или к Олимпиаде. Транспортное обслуживание вышло на принципиально новый уровень – это чувствуется даже здесь, в Москве, когда садишься на двухэтажный поезд «Москва–Адлер». Все ли готово с точки зрения транспортной инфраструктуры к Олимпиаде и что бы, например, житель Сочи, который не был год на родине и сейчас приехал бы на Олимпиаду, что бы нового он для себя открыл в плане транспортной инфраструктуры?
Максим СОКОЛОВ: Готово почти всё. У нас есть еще немножко времени, и несколько значимых объектов для Сочи мы введем буквально в новогодний период. Среди самых видных или существенных объектов, которые были введены в уходящем году, наверное, можно отметить, в первую очередь, конечно, это железнодорожное сообщение, которое сделано абсолютно в современном формате на скоростных поездах «Ласточка», которые передвигаются, кстати, со скоростью 160 км\час между горным кластером и Адлером и самим вокзалом в Большом Сочи. Такая же связь обеспечена уже тоже таким современным форматом, «Аэроэкспрессом», между аэропортом Сочи, который тоже получил новое обличье и 10 телетрапов, – такого мало где есть в нашей стране еще пока. И, конечно, новый железнодорожный вокзал, который был открыт в Адлере, – это, наверное, образец сегодня не только по российским, но и европейским, и международным стандартам для качества обслуживания пассажиров. И, конечно, нельзя не сказать о дорожной инфраструктуре: построены новые дороги, новые развязки, новые транспортные артерии, которые, я надеюсь, совсем скоро сделают жизнь сочинцев и всех, кто приезжает на курорт на своих автомобилях, комфортной, безопасной и действительно по-современному быстрой. Потому что такое количество тоннелей, которое было построено в эти годы, мы, наверное, не строили никогда. Нам удалось возродить те компетенции, которые, казалось бы, совсем еще недавно были утрачены. И теперь, я думаю, что мы будем распространять этот опыт на проекты по всей стране. Не сказал еще о морской инфраструктуре. Совсем скоро Сочи получит новый современный морской вокзал, новый морской порт Большого Сочи. Семь портопунктов уже работают, уже давно в качестве грузового терминала работает порт «Мзымта» в Имеретинской низменности, но после Олимпиады он будет превращен в яхтенную марину.
КОРР.: Большое спасибо за это интервью.
Максим СОКОЛОВ: Спасибо вам. До встречи в новом году. С наступающим праздником.
КОРР.: Спасибо. Вас также.