Изображения

Обычная версия

Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова программе "Сегодня. Итоговая программа" телеканала НТВ. 24 ноября 2013 г.

24 ноября 2013, 20:00

Какие меры принять, чтобы гарантировать безопасность полетов? Перетряхнуть рынок перевозчиков? В помощь ли тут вал предложений от законодателей, одни из которых предлагали запретить ввоз в Россию авиахлама, а другие – воссоздать Министерство гражданской авиации? Об этом мы поговорили с главой Минтранса Максимом Соколовым.

ВЕДУЩИЙ: Максим Юрьевич, вы знаете, такое ощущение иногда создается, что серьезный разговор о проблемах гражданской авиации начинается тогда, когда происходит очередная катастрофа. И вот сейчас тоже, вал различных предложений. Вот одно из этих предложений, оно поступило буквально на днях. Это запретить ввоз в Россию авиахлама. Что вы по этому поводу думаете?

Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Ну, такого нормативного или правового понятия в принципе не существует. Есть понятие летной годности. И каждое судно вне зависимости от возраста обладает этим сертификатом летной годности. Вводить какие-то запреты в отношении предельного срока службы самолета или их эксплуатации, экспертное сообщество считает преждевременным, ну по крайней мере не соответствующих мировой практики.

ВЕДУЩИЙ: А вот на сколько четко ныне имеющийся регламенты могут определить опасна машина или не опасна, имеет смысл ее брать в лизинг или не имеет, если она уже побывала в каких-то передрягах серьезных?

Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Эта процедура достаточно четко регламентирована нашими авиационными правилами и в общем-то если говорить конкретно о данной катастрофе, то пока нету никаких объективных данных считать, что она произошла именно по техническим причинам. Сегодня у нас наши требования по авиационной безопасности полностью соответствуют международным стандартам. Более того, как раз в этом году вступили поправки в Воздушный кодекс, которые дали государственным органам все полномочия следить уже за системой управления безопасностью полетов, которая была введена авиационными правилами как раз в прошлом году. И эта система, она оценивает риски, которые существуют в компании и которые могут быть в дальнейшем при эксплуатации их авиационного парка. И уже в этом году, к примеру, Росавиация решила сертификаты эксплуатанта, 6 авиакомпаний, а у 5-ти авиакомпаний этот сертификат был приостановлен. И вообще рынок компаний, и их количество за последние несколько лет, сократилось более чем в 3 раза. 122 компании всего лишь. А совсем недавно после развала Советского Союза их было почти 400.

ВЕДУЩИЙ: Этот процесс будет продолжен?

Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Безусловно. И здесь изменения курса не будет.

ВЕДУЩИЙ: Еще один вопрос по следам казанской катастрофы. Вы знаете, сейчас заговорили о том, что нужно может быть более жестко прописать ответственность владельцев, менеджеров авиакомпаний с воздушными судами, в которых происходят чрезвычайные происшествия и трагедии. Вы как к этой идее относитесь?

Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Что касается ужесточения ответственности, у этой медали всегда есть две стороны. Но то, что это заслуживает обсуждения, тем более в сегодняшней обстановке, это совершенно очевидно.

ВЕДУЩИЙ: Давайте немножко про пилотов поговорим. Вот кто сегодня летает в России? Я имею в виду в качестве командиров воздушных судов? Их не хватает. Насколько я понимаю, там было порядка тысячи – полутора тысяч человек просто-напросто не хватает нам для того, чтобы обеспечить полностью все авиакомпании, все воздушные суда. С другой стороны, существует предложение привлекать иностранных пилотов.

Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Вот именно в сфере командиров... в секторе командиров воздушных судов мы действительно видим самую острую нехватку, которую ликвидировать просто не сможем ближайшие 3-4 года. Именно поэтому тот законопроект, который, я надеюсь, до конца текущего года будет в Государственной Думе, он предполагает, что разрешение на использование иностранной рабочей силы коснется именно командира воздушных судов, причем в достаточно ограниченной квоте: не более 200 человек в год. Наш рынок растет на 15-20%, и поэтому все больше и больше и новых пилотов, и командиров воздушных судов требуется.

ВЕДУЩИЙ: Вы знаете, когда заходит речь о том, что какие-то гастарбайтеры будут водить наши самолеты, тут же у обывателей просто ужас и кошмар. Как можно гарантировать, что, приглашая зарубежного специалиста, мы будем уверены в его квалификации?

Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Гарантировать это, естественно, будут компании, которые будут ему давать сертификат пилота. И подтверждать его квалификацию. Я принципиальной разницы не вижу, поскольку в любом случае пилот иностранной компании на воздушном судне точно также заходит в воздушное пространство нашей страны и совершает посадку самолетов либо здесь, в Москве, либо в Казани, либо в другой иной точке нашей страны.

ВЕДУЩИЙ: То есть за штурвалом российского воздушного судна может оказаться, предположим, американец?

Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: А почему нет? Тем более...

ВЕДУЩИЙ: А как решать проблему языкового барьера?

Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Сегодня все пилоты на тех авиакомпаниях, которые осуществляют полеты за рубеж, свободно владеют английским языком в рамках тех стандартов, которые установлены для всех международных авиакомпаний.

ВЕДУЩИЙ: А связь с землей, с диспетчером?

Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: И с диспетчером в том числе. Там степень знания английского языка очень и очень продвинутая, как говорит молодежь.

ВЕДУЩИЙ: Вы как передвигаетесь по воздуху в Российской Федерации?

Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Если говорить о частных путешествиях, хотя к сожалению, их последнее время не очень много, то покупаю билеты как бизнес-класса, если говорить о длительных перелетах, ну и эконом-класса, когда летаю в Европу. На обычных регулярных рейсах, ну, иногда используя иностранные компании, если логистика наших авиакомпаний не позволяет достичь нужной мне точки.

ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, Максим Юрьевич, спасибо огромное, что согласились ответить на вопросы «Итоговой программы».

Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Спасибо вам тоже за интересную беседу.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо.

Видеофайл

Все выступления и интервью