Изображения

Обычная версия

2 ноября заместитель Министра транспорта РФ Александр Мишарин в Санкт- Галлене (Швейцария) выступил с докладом на XVI Пленарном заседании Международной ассоциации «Координационный Совет по Транссибирским перевозкам» ...

05 ноября 2007, 21:00

В своем выступлении Александр Мишарин отметил, что развитие международных транспортных коридоров, проходящих по территории России, должно обеспечить рост объема грузоперевозок и эффективность осуществления внешнеторговых перевозок.

«Активная интеграция в систему МТК должна создать дополнительные возможности для развития российской транспортной системы и дальнейшего совершенствования ее производственной, информационной и технологической инфраструктуры», -- подчеркнул замминистра.

В настоящее время возможности Транссиба, при наличии ограничений в перерабатывающих способностях пограничных станций и терминальных комплексов в морских портах, позволяют перевозить в транзитном сообщении не менее 300 тыс. контейнеров двадцатифутового эквивалента (далее - ДФЭ), при отчете за 2006 год - 40 тыс. единиц. В среднесрочной перспективе ставится цель увеличить объем транзитных перевозок до 330-350 тыс., а к 2010 году – до 750-800 тыс. с последующим выходом на объем не менее 1 млн. контейнеров ДФЭ.

По мнению Мишарина, вопрос развития транзитных перевозок носит комплексный характер. Он включает в себя совершенствование таможенного законодательства, разработку технологических схем взаимодействия различных видов транспорта, развитие транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожных подходов к портам и погранпереходам, создание национальной сети мультимодальных контейнерных терминалов – логистических центров.

В целом, меры государственной поддержки реализуется за счет мер тарифного и нетарифного регулирования. В части нетарифного регулирования Мишарин отметил работу, направленную на оптимизацию таможенных процедур при перевозках товаров через порты и погранпереходы Дальнего Востока в страны Западной и Центральной Европы транзитом через территорию Российской Федерации.

К системным проблемам интеграции транспортных систем, накладывающих ограничение на рост объема перевозок грузов в Россию и через Россию, Мишарин отнес то обстоятельство, что железнодорожный транспорт до недавнего времени являлся единственным, который не имел возможности оформить единый перевозочный документ при перевозках в сообщении со странами Европы вследствие применения разного транспортного права.

В настоящее время в соответствии с достигнутыми договоренностями в рамках рабочей группы ЦИТ-ОСЖД утверждена унифицированная накладная ЦИМ/СМГС. Полигоном ее применения на Российских железных дорогах временно принята российская часть второго Паневропейского коридора. И первые опытные отправки с использованием накладной ЦИМ/СМГС уже прошли. Более широкое применение на территории России данная накладная получит после ее опытного применения, обучения персонала и отработки внутренней технологии. Наиболее перспективным вариантом использования накладной ЦИМ/СМГС в ближайшее время может быть перевозка запасных частей и комплектующих компании Фольксваген на сборочный завод в Калуге.

Следующим шагом будет работа по распространению действия унифицированной накладной на китайские железные дороги, что позволит осуществлять транзитные перевозки грузов между Китаем и Евросоюзом по железным дорогам по одному перевозочному документу.

Дополнительно к вопросам сближения правовых норм относится и работа, проводимая Россией по вступлению в КОТИФ для объявления на отдельных участках Усть-Луга и Балтийск права ЦИМ. Это, по мнению Мишарина, позволит осуществлять перевозку грузов на железнодорожном подвижном составе через паромную переправу Усть-Луга, Балтийск – Засниц, как по сухопутной так и по морской части по одному документу.

В настоящее время соглашение о вступлении в КОТИФ проходит стадию согласования с причастными федеральными органами российской федерации.

На период 2008 – 2010 годы ОАО «РЖД» в инвестиционной программе предусмотрело беспрецедентные по объемам инвестиции в развитие станции Забайкальск, Находка-Восточная и др. Частные компании операторы инвестируют значительные средства в развитие терминальных мощностей, как на пограничных и припортовых станциях так и внутри России.

В сентябре текущего года между Минтрансом России и Министерством железных дорог Китая подписан протокол предусматривающий совместное развитие пограничных станций Забайкальск/Манчжурия, Гродеково/Суйфэньхэ и переходов для пропуска в 2010 году до 1 млн. контейнеров ДФЭ.

Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерством транспорта России совместно с ОАО «Российские железные дороги», частными компаниями операторами и вагоностроительными заводами разработана и принята Правительством Стратегия развития транспортного машиностроения до 2015, в которой предусмотрено увеличение выпуска железнодорожного подвижного состава, особенно для перевозки контейнерных грузов, а также предусмотрено повышение качественных эксплуатационных характеристик выпускаемых вагонов. Всего до 2015 года российскими компаниями планируется приобрести более 340 тыс. грузовых вагонов.

Отдельно Мишарин обратил внимание на тот факт, что в настоящее время разработана и одобрена Правительством Российской Федерации Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года. Это базовый документ определяющий перспективы работы и развития железных дорог в России. Данной Стратегией предусмотрено до 2015 года обеспечение скорости транзитных контейнерных перевозок 1000 км в сутки. Предусмотрено разделение движения поездов на тяжеловесные и скоростные направления. Предусмотрено внедрение новых типов подвижного состава и локомотивов и пр.

В рамках Стратегии предусмотрено помимо уже известных транзитных направлений развивать новые коридоры, в том числе перевозки контейнеров из северо-западных провинций Китая в Европу и на восточное побережье США и Канады транзитом по России. Данное направление имеет два варианта

Первы, Достык – Усть-Луга или Санкт-Петербург железной дорогой далее фидерными судами к Европейским портам назначением в страны Европы или с перевалкой в портах Гамбург или Роттердам на океанские суда и далее на восточное побережье Северной Америки.

Второй вариант, - Достык – Мурманск железной дорогой, далее океанскими судами на восточное побережье Северной Америки.

Поскольку в портах Санкт-Петербург и Усть-Луга фидерные линии работают уже сейчас, то организация перевозок по первому варианту возможна уже сейчас. Технические и тарифные условия для этого созданы.

Активно развивается порт Новороссийск, в котором также предусмотрено существенное увеличение перерабатывающих способностей для контейнерных грузов.

Ведется развитие и модернизация железнодорожных линий на всех основных направлениях, т.е. в самое ближайшее время с технической стороны российская транспортная система будет готова к перевозке транзитных контейнеров 1 млн. ДФЭ в год и более.

Отдельно Мишарин остановился на мерах тарифного регулирования в рамках привлечения дополнительных объемов перевозок по Транссибу.

Уровень тарифа также является одним из важных аспектов, влияющих на привлечение объемов перевозимых грузов.

Установление тарифов на транзитные перевозки грузов осуществляется в рамках реализации Тарифной политики железных дорог государств – участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на очередной фрахтовый год.

В рамках стимулирования транзитных перевозок по российским железным дорогам с участием Транссиба в текущем году Минтрансом России были установлены исключительные тарифы на перевозки отдельных грузов на конкретных направлениях транзитом по российским железным дорогам.. Это решение является плодом работы Минтранса России совместно с причастными ведомствами, ОАО «РЖД» и компаниями-операторами, имеющими приватный парк контейнеров и вагонов, и устанавливает тарифные преференции для владельцев собственного подвижного состава и собственников контейнерного парка и направлены на привлечение новых инвестиций в российский подвижной состав и увеличение объемов перевозок контейнеров транзитом по территории России с участием Транссибирской магистрали, причем как в направлении Восток-Запад, так и в направлении Запад-Восток.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что инфраструктурная составляющая на транзитные перевозки контейнеров по территории России абсолютно одинаковая как при перевозках через Дальневосточные порты, так и при перевозках через погранпереходы. При этом учтена особенность того, что груженый поток в основном идет с Востока на Запад, а с Запада на Восток в основном идут порожние контейнера, в связи с чем на груженый пробег с Запада на Восток установлены более низкие тарифы. Все это вы видите на слайде.

Также установлены исключительные тарифы и на перевозку собственных крупнотоннажных контейнеров на собственных платформах из Китая через станцию Достык и в обратном направлении транзитом по российским железным дорогам в третьи страны через станции Брест, Чоп, порты Усть-Луга, Санкт-Петербург, Мурманск. Таким образом планируется значительно повысить уровень реализации транзитного потенциала российских железных дорог путем загрузки новыми объемами грузов российских портов Дальнего Востока, инфраструктуры железнодорожного транспорта и, как следствие, в целом повысить интерес иностранного и отечественного бизнеса к российской транспортной системе.

Кроме того, в начале второго полугодия текущего года Минтранс России дополнительно (на 50 долларов США за один 40-футовый контейнер) снизил тарифы по маршруту Суземка, Красное – Забайкальск, Наушки, при выполнении согласованного гарантийного объема перевозок.

В целях привлечения дополнительных объемов перевозок, Минтранс России принял решение расширить сферу применения тарифов, установленных для контейнерного поезда «Монгольский вектор» при перевозках из Европы в Монголию и обратно, на перевозки из стран Западной Европы и Республики Беларусь в Китай и в обратном направлении в составе указанного поезда.

С учетом того, что стабильность и прогнозируемость тарифной политики является не менее важным фактором чем сам размер тарифов, принято решение на 2008 год, тарифы на транзитные перевозки контейнеров сохранить на уровне 2007 г.

В заключение Александр Мишарин подчеркнул, что главная цель – сделать Транссибирские перевозки конкурентными и эффективными.

Все выступления и интервью