Изображения

Обычная версия

14 ноября Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил на заседании Правительства РФ с докладом «О проектах инвестиционной программы и финансового плана ОАО «Российские железные дороги» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

13 ноября 2013, 20:00

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые члены Правительства, коллеги!

Вашему вниманию представляется доклад о проектах инвестиционной программы и финансового плана ОАО «Российские железные дороги» на 2014–2016 годы. Хочу сразу сказать, что эти проекты, входящие в инвестпрограммы, в финплан, рассматривались на рабочих группах у Аркадия Владимировича Дворковича, а также на совещаниях у Игоря Ивановича Шувалова, Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации. Но прежде чем доложить о показателях 2014–2016 годов, позвольте кратко остановиться на предварительных итогах 2013 года как основы для дальнейшего планирования.

В текущем году изменение макроэкономической ситуации, выразившееся в существенном замедлении промышленного производства, повлекло также сокращение объёмов и перевозок грузов и составляет на данный момент примерно 3,1%. При этом в большей мере снизились перевозки грузов третьего, самого доходного для РЖД, класса, что в свою очередь оказало негативное влияние на финансовые результаты компании. В целях нивелирования данного фактора на итоговые финансовые результаты в 2013 году была реализована программа по дополнительному сокращению расходов. Общее снижение расходов в этом году, Дмитрий Анатольевич, как Вы отметили уже, составило порядка 100 млрд. рублей, и таким образом расходная часть бюджета 2013 года как база для построения прогноза на 2014 год была уже существенным образом соптимизирована. С учётом принятого решения о переносе с 2014 года на 2015-й индексации грузовых железнодорожных тарифов, перед компанией в 2014 году были поставлены новые задачи по обеспечению в этих условиях бесперебойной работы железных дорог, недопущению снижения рейтинговых показателей, а также обеспечению физических объёмов инвестиционной программы. В соответствии с ранее утверждённым прогнозом Минэкономразвития базовый сценарий на 2014 год предусматривал рост промышленного производства на 2,2%, но с учётом обновлённого, пока ещё не утверждённого Правительством прогноза, погрузка на 2014 год прогнозируется в объёме 1 млрд. 240 млн. т. Если говорить в относительных цифрах, то прирост к оценке 2013 года составляет 0,4%. Структура погрузки по группам грузов предполагается достаточно стабильной с учётом динамики основных градообразующих отраслей.
Помимо общих макроэкономических показателей на финансовый результат будут также влиять отмена льгот по налогу на имущество, рост тарифов на электроэнергию для всех потребителей, кроме населения, и ряд других параметров.

Для обеспечения финансовой сбалансированности в 2014 году акционерным обществом «РЖД» разработаны дополнительные меры по сокращению расходов на сумму почти 85 млрд. рублей, эта оптимизация учтена в проекте финансового плана. Основными параметрами здесь является сокращение программы капитального ремонта путевого хозяйства на 36 млрд. рублей, исключение фактора роста материальной затратности, снижение цен на закупаемую продукцию к уровню 2013 года в целом почти на 26 млрд. рублей, также оптимизация численности работников в абсолютных цифрах – порядка 30 тыс. человек и ряд других параметров.

При заданных параметрах финплана в 2014 году будет оздоровлено, отремонтировано более 5 тыс. км железнодорожных путей, в том числе усиленными видами реконструкции и ремонта – 4 тыс. км. Принятые Правительством решения о направлении в 2014 году ассигнований, ранее предусмотренных на взнос в уставный капитал «РЖД» на развитие Восточного полигона в размере 26 млрд. рублей в виде субсидий на выполнение работ по капитальному ремонту, позволит стабилизировать финансовое положение компании уже в этом году.

При снижении плановых заданий по капремонту пути в 2014 году по сравнению с 2013 годом возобновится прирост протяжённости участков со сверхнормативным пропущенным тоннажем, и по состоянию к 1 января 2015 года количество таких километров увеличится до 17%, то есть эти расходы фактически являются отложенными, которые необходимо будет в последующем периоде компенсировать и обеспечить ремонт в полном объёме.

В целом финплан достаточно сбалансирован, обеспечивает безубыточный результат деятельности компании в 2014 году, и мы выходим на расчётную чистую прибыль на уровне 100 млн. рублей. Однако необходимо отметить, что этот результат достигнут с определёнными допущениями, в том числе необходимо дополнительно проработать вопрос по доходу в 16 млрд. в отношении индексации тарифов либо на порожний пробег вагонов, либо на перевозку нефтеналивных грузов, и в последующем нам надо будет окончательно определиться в решениях по данному вопросу.

Переходя к инвестиционной программе ОАО «РЖД», следует отметить, что общий объём средств, предусмотренный проектом инвестиционной программы, как было сказано, составляет 1,2 трлн. рублей на 2014–2016 годы, и по годам это распределение следующее: на 2014 год – 395,6 млрд., на 2015-й – 415,2, на 2016-й – 438,4.

Источниками инвестиционной программы в 2013 году являются амортизация, займы, прибыль, также продажа акций дочерних зависимых организаций и взносы в уставный капитал ОАО «РЖД». В среднесрочной перспективе компания планирует направить инвестиции, прежде всего на реализацию проектов, связанных с выполнением поручения Президента и Правительства Российской Федерации. И самым масштабным из них, как уже было сказано, является проект по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Общая стоимость этого проекта оценивается в 562 млрд. рублей, из которых 260 млрд. в предварительном варианте предполагается профинансировать за счёт средств государственной поддержки, и при этом объём инвестиций необходимо будет подтвердить по итогам технологического и ценового аудита.

К числу других важных проектов, финансируемых за счёт государственной поддержки, относятся мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, что также будет способствовать повышению пропускной способности и в целом стабильной работе транспортной системы в Москве и пригородах. А также проекты: по развитию участка Междуреченск – Тайшет, который обеспечит дополнительный выход кузбасских и тувинских углей на Транссиб и далее в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и комплексной реконструкции подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, в первую очередь – строительство обхода Краснодарского узла.

Всего на реализацию государственных проектов за счёт средств господдержки, а также собственных и заёмных средств компании за три года планируется направить 418 млрд рублей, или 33% от общего объёма инвестиционного бюджета компании. При этом объём господдержки инвестпрограммы РЖД, включая средства Фонда национального благосостояния, а также средства, направляемые в уставный капитал компании в рамках текущего бюджетного цикла, составит порядка 352 млрд. рублей, в том числе это будут средства бюджета Москвы как субъекта Федерации примерно в сумме 15,5 млрд. рублей.

Другим важным направлением использования инвестиционных средств компании являются проекты, не предусматривающие такого масштабного нового строительства, но также направленные на снятие инфраструктурных ограничений железнодорожной сети. На их реализацию в ближайшую трёхлетку предусмотрено 360 млрд. рублей, в следующем году 125,7 млрд., или 29% от общего объёма инвестиционной программы. Данные средства будут направлены на комплексные проекты по увеличению пропускной способности железнодорожной сети, реконструкцию путей, строительство и реконструкцию искусственных сооружений. В целом в рамках инвестпрограммы за три года будет реконструировано более 9,3 тыс. км железнодорожных путей, 660 км контактной сети и порядка 245 км автоблокировки.

На обновление подвижного состава в 2014–2016 годах планируется направить также весьма существенные средства – 281,5 млрд. рублей, в том числе в 2014 году эта сумма более 101 млрд. рублей. Основная доля данных средств – 224,5 млрд. – приходится на обновление тягового подвижного состава. Инвестиции, которые предусмотрены проектом предлагаемого инвестиционного бюджета, позволят закупить в ближайшие три года 1529 новых локомотивов, в том числе в следующем году – 629 единиц и по 450 единиц в 2015 и 2016 годах. При этом будут закуплены локомотивы увеличенной производительности, повышенной энергоэффективности, по сравнению с эксплуатируемыми в настоящее время аналогами, которые уже, так сказать, предлагает наша российская промышленность.

133,5 млрд. рублей в 2014–2016 годах планируется направить на обеспечение технологической устойчивости производственного процесса, повышения безопасности движения поездов, поддержание существующей пропускной способности, а также на проекты по обеспечению транспортной и пожарной безопасности и обновлению объектов гражданской обороны, в том числе в следующем году эта сумма составит более 45 млрд. рублей.

РЖД для реализации заявленного объёма инвестпрограммы продолжит дальнейшее наращивание кредитного портфеля. В соответствии с прогнозом, дефицит финансирования инвестпрограммы, покрываемый за счёт размещения инфраструктурных облигаций и еврооблигаций компании, в следующем году составит порядка 124 млрд рублей. И здесь очень важным моментом является сохранение возможности выкупа в следующем году Внешэкономбанком инфраструктурных облигаций РЖД (это мы обсуждали в рамках совещаний и с ВЭБом, естественно) в объёме не менее 50 млрд. рублей на ранее согласованных Правительством условиях. При этом общий кредитный портфель к уровню текущего года вырастет чуть более чем на 58 млрд. рублей и суммарно составит почти 685 млрд. рублей при коэффициенте долг/EBIDA, который достигнет уровня 2,6. В 2017 году размер кредитной задолженности составит уже более 750 млрд. рублей, но хочу обратить внимание, что соотношение долг/EBIDA останется тем же – 2,6.

Необходимо также отметить, что с учётом вышесказанного финплан и инвестпрограмма сбалансированы, в целом отвечают поставленным задачам, рассмотрены также всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. И с учётом этого, уважаемый Дмитрий Анатольевич, прошу одобрить параметры инвестиционной программы и финансового плана РЖД на ближайшую трёхлетку – 2014–2016 годы. И также хотел бы обратить внимание, что для сбалансированности финансового плана и инвестпрограммы в среднесрочной перспективе нам необходимо принятие тех конкретных решений по заморозке и снижению закупочных цен, о которых мы говорили, когда принималось решение по так называемому обнулению тарифов на 2014 год.
Благодарю за внимание!

Фото Пресс-службы Правительства России

Все выступления и интервью