Выступление заместителя Министра транспорта РФ О.В. Белозерова на заседании экспертов Открытого Правительства 17 октября 2013 года «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы»»
16 октября 2013, 20:00
Уважаемые коллеги!
Государственная программа «Развитие транспортной системы», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года №. 2600-р. Программа разработана с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и отвечает на основные вызовы, стоящие перед транспортной системой.
Среди них:
-
высокая доля транспортных затрат в себестоимости продукции: 20— 25 процентов против 7-8 процентов в странах с развитой рыночной экономикой;
-
низкая транспортная подвижность населения, которая составляет порядка 6,9 тыс. км на душу населения. Это в три-четыре раза ниже, чем в развитых странах;
-
недостаточное использование конкурентных преимуществ транспортной системы. Находясь практически в центре мировых торговых путей, наша страна, по мнению экспертов, могла бы претендовать как минимум на 10-15 процентов от рынка перевозок, тогда как в настоящее время это почти в 6-8 раз меньше;
-
низкий уровень безопасности транспортных процессов. В дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибает 19-20 человек в расчете на сто тысяч населения, в странах Европейского союза этот показатель составляет менее 8 человек.
Государственная программа направлена на решение всех перечисленных проблем и носит комплексный характер.
Утвержденная Государственная программа включает две федеральные целевые программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» и «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 – 2020 годы)», Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте, действие которой завершается в текущем году, и восемь подпрограмм.
Ответственным исполнителем государственной программы является Министерство транспорта Российской Федерации. Соисполнителями и участниками – служба и агентства, находящиеся в ведении Минтранса России, а также Минфин России и Росгидромет.
Важнейшим качеством Программы является ее комплексность, которая заключается в постановке общих целей для всех видов транспорта, создании единой системы управления ее реализацией, синхронности и сбалансированности программных мероприятий.
Целями Программы являются:
-
ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
-
повышение доступности транспортных услуг для населения;
-
повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг;
-
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Комплекс мероприятий, реализуемых в рамках Программы, включает:
-
инвестиционные мероприятия;
-
мероприятия текущего характера;
-
меры государственного регулирования.
Практически все инвестиционные мероприятия реализуются в рамках федеральных целевых программ.
Мероприятия текущего характера реализуются в рамках подпрограмм.
Это, прежде всего:
-
содержание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры - федеральных автомобильных дорог и внутренних водных путей в соответствии с установленными нормативами;
-
обеспечение функционирования и развитие систем безопасности на транспорте;
-
субсидирование социально значимых перевозок.
Система мер государственного регулирования включает:
-
разработку и принятие федеральных законов по развитию конкурентного рынка и обеспечению доступности транспортных услуг для населения;
-
структурное реформирование и развитие видов транспорта, прежде всего, пригородного железнодорожного сообщения, региональных воздушных перевозок, городского пассажирского транспорта, внутренних водных путей;
-
создание эффективной системы управления государственной собственностью, в том числе за счет оптимизации состава государственного имущества;
-
реализацию оптимальных моделей обновления основных фондов;
-
совершенствование норм и регламентов проектирования, ценообразования и государственной экспертизы, механизмов прозрачности и эффективности при выборе инвестиционных проектов.
-
совершенствование подходов к финансированию инфраструктуры и постепенный переход на принцип «пользователь платит».
Оценка эффективности Программы и мониторинг хода ее реализации будет осуществляться по 34 показателям, характеризующим достижение целей и решение задач Программы, а так же по 31 показателю подпрограмм и 15 показателям федеральных целевых программ.
В период до 2020 года основными приоритетами деятельности исполнителей Программы являются:
-
выполнение в полном объеме работ по содержанию и ремонту транспортной инфраструктуры;
-
устранение «узких мест» транспортной инфраструктуры, в том числе реализация мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры и развитию крупных транспортных узлов (Московский транспортный узел);
-
реализация мероприятий по повышению доступности транспортных услуг для населения;
-
реализация проектов на условиях государственно-частного партнерства;
-
повышение комплексной безопасности на транспорте.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах и поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 15 июня 2013 г. № ДМ-П13-4118 основные положения государственной программы уточнены и откорректированы.
Необходимость уточнения Государственной программы обусловлена:
-
формированием параметров федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 - 2016 годов, исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов;
-
поручениями Президента и Правительства Российской Федерации по реализации приоритетных крупномасштабных инвестиционных проектов (Центральная кольцевая автодорога -ЦКАД, высокоскоростная железнодорожная магистраль «Москва – Казань»);
-
обеспечением выполнения поручения Президента Российской Федерации об удвоении строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения в 2013-2022 годах;
-
комплексом поручений Правительства Российской Федерации, относящихся непосредственно к государственной программе «Развитие транспортной системы», а также ко всем государственным программам;
-
уточнением параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенных в основу формирования проекта федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 - 2016 годов;
-
уточнением нормативных и методических документов по разработке и мониторингу государственных программ.
Проект Государственной программы включает восемь существенных уточнений и дополнений.
Первое. В документе отражена взаимосвязь целей Государственной программы и стратегических целей развития страны, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.
Второе. Параметры финансирования Программы приведены в соответствие с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Третье. Цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия, сроки их реализации и источники финансирования синхронизированы с актуализированной Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года и соответствуют ее консервативному сценарию
Четвертое. В соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации, на котором была одобрена действующая на сегодня редакция Государственной программы, Государственная программа дополнена:
1) мероприятиями по развитию транспортной инфраструктуры в целях проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, развитию транспортного комплекса Московского региона, крупномасштабными проектами по развитию транспортной инфраструктуры (ВСМ, ЦКАД).
При этом, кроме прямых инвестиций, из федерального бюджета на создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань и Центральной кольцевой автомобильной дороги в 2014-2016 годах предусмотрены средства из Фонда национального благосостояния Российской Федерации в размере 300 млрд. рублей;
2) комплексом мер, направленным на оптимизацию стоимости объектов транспортной инфраструктуры в течение срока их эксплуатации;
3) в программу включен раздел о механизмах использования внебюджетных источников финансирования и стимулирования инвестиций в развитие транспортного комплекса;
4) в программе нашли отражение вопросы повышения несущей способности дорог, включенных в состав международных транспортных коридоров.
Пятое. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. в Государственную программу включена подпрограмма «Развитие гражданского использования системы «ГЛОНАСС» на транспорте».
Шестое. В состав показателей Государственной программы включены показатель «Прирост высокопроизводительных рабочих мест» (Поручение Президента Российской Федерации от 29 сентября 2013 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»).
Седьмое. Индикаторы целей и задач Программы уточнены в соответствии с параметрами базового сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014-2016 годы, в том числе, с учетом замедления экономического роста в России, на который оказали влияние снижение темпов мирового экономического роста.
Восьмое. В Программу включены меры по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Доля таких предпринимателей в транспортном комплексе составляет почти 90 % от общего количества предприятий, из них около 70 % функционирует в сфере автомобильного транспорта.
В госпрограмму включены следующие меры:
-
реализация мероприятий Программы по обновлению парка городского пассажирского транспорта;
-
снижение таможенных пошлин при ввозе, в том числе временном, на территорию Таможенного союза иностранных воздушных судов, аналоги которых не производятся на территории Российской Федерации;
-
принятие нормативно-правовых актов, направленных на (1)развитие конкуренции, (2) формирование требований к осуществлению различных видов деятельности и их обеспечения;
-
установление льгот и преимуществ по тарифам на услуги железнодорожного транспорта общего пользования;
-
усиление антимонопольного регулирования в сфере услуг аэропортовой инфраструктуры.
Уточнение параметров Программы на 2014-2016 годы повлияли на общий объем финансирования.
Объем финансирования Программы за период 2013-2020 годы составляет 13,1 трлн. рублей в текущих ценах (утвержденная Программа – 12,5 трлн. рублей). В эту сумму включены средства из Фонда национального благосостояния Российской Федерации в размере 300 млрд. рублей.
Средства федерального бюджета составляют 7,5 трлн. рублей (утверждено - 7,3 трлн. рублей), средств юридических лиц – 5,1трлн. (утверждено также 5,1 трлн. рублей).
Объем капитальных вложений в развитие инфраструктуры из федерального бюджета и ФНБ составит 5 трлн. рублей (утвержденная Программа 4,7 трлн. рублей).
Дополнительные объемы финансирования из федерального бюджета предусмотрены на следующие направления расходов:
-
реализация крупнейших инвестиционных проектов по модернизации инфраструктуры железнодорожного транспорта (Московский транспортный узел, высокоскоростная магистраль Москва-Казань) и проекта ЦКАД;
-
развитие объектов транспортной инфраструктуры, включенных в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу;
-
государственная поддержка перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в 2014 году.
В Программе улучшены показатели развития автомобильных дорог. К 2020 году будет построено и реконструировано 7,8 тыс. км (утверждено -7,4 тыс. км) автомобильных дорог федерального значения, включая строительство и реконструкцию 1,9 тыс. км дорог Государственной компанией «Автодор». Это позволит обеспечить решение задачи по удвоению объемов строительства федеральных автомобильных дорог к 2022 году.
Доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, составит более 85 процентов (ГК «Автодор» - 87%).
Рост показателей по дорожному хозяйству обусловлен мерами по повышению эффективности бюджетных расходов и привлечению инвестиций в дорожный сектор.
Государственная программа включает Программу по развитию транспортного комплекса Московского региона, мероприятия которой реализуются в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и подпрограммы «Магистральный железнодорожный транспорт».
Краткая характеристика этой программы представлена на слайде.
Реализация в полном объеме мероприятий Программы позволит существенно улучшить ключевые показатели эффективности транспортного комплекса и будет способствовать достижению показателей, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Подвижность населения в 2020 году возрастет в 1,6 раза и составит более 10 тыс. км на 1 жителя (10,8 тыс. км на 1 жителя).
Повышение доступности транспортных услуг непосредственно повлияет на темпы реализации приоритетных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, решения жилищных проблем. Что позволит повысить индекс России в рейтинге Всемирного Банка по уровню конкурентоспособности.
Важным результатом повышения конкурентоспособности транспортной системы станет рост экспорта транспортных услуг в 2 раза и объема транзитных перевозок за счет повышения привлекательности российских коммуникаций для транзитных грузопотоков.
Уважаемые коллеги!
Я в своем выступлении кратко остановился на основных изменениях в положения Государственной программы «Развитие транспортной системы».
Обсуждение документа экспертами Открытого правительства, которые профессионально занимаются вопросами развития транспорта, позволит обеспечить согласованные решения, которые будут учтены при доработке Программы, а также создадут эффективную основу для ее реализации в долгосрочном периоде.
Благодарю за внимание!