Изображения

Обычная версия

ТРАНСПОРТ СОЧИ ГОТОВ К ОЛИМПИАДЕ. Интервью Министра транспорта РФ Максима Соколова телеканалу Россия-24

27 сентября 2013, 20:00

ВЕДУЩИЙ: Ну, так как мы находимся в Сочи, первый вопрос хочется задать как раз об этом регионе. Как вы оцениваете степень готовности транспортной инфраструктуры к Олимпиаде?

Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Проехал по всем объектам транспортной инфраструктуры. И хочу уверенно заявить, что степень готовности очень высокая. Практически полностью готов аэропорт, построена так называемая «совмещенная» железная дорога, сделаны новые вокзалы. Мы завершаем строительство порта, и до декабря обязательно успеем завершить в полном объеме все работы в большом Сочинском порту, превратив его в хаб для круизных лайнеров. Помимо этого, построено семь новых портопунктов в Сочи. Ну и конечно же, приведена в порядок и реконструирована вся дорожная инфраструктура. Из 10 объектов 9 уже введены в эксплуатацию. Остался один, но самый значимый, особенно для сочинцев, – это дублер Курортного проспекта. Мы также успеем завершить его к Новому году.

ВЕДУЩИЙ: Одна из тем инвестиционного форума – это частные инвестиции в региональную транспортную инфраструктуру. Есть ли интерес со стороны иностранных инвесторов к подобным проектам?

Максим СОКОЛОВ: Как раз по этому вопросу у нас вчера была большая панельная дискуссия, и зал был полон, в том числе присутствовали и иностранные инвесторы, и что особенно важно – международные кредитные организации. Были представители и Европейского банка реконструкции и развития, и Мирового, Всемирного банка, и Европейского инвестиционного банка. Они – наши давние партнеры по многим проектам.

Но если говорить об интересе иностранных инвесторов в регионах, то пока все-таки они сосредоточены больше на проектах, которые реализуются в Москве и в Санкт-Петербурге. Кстати, два из этих проектов государственно-частного партнерства мы завершим уже в этом году. Это обход Одинцово на трассе М1 «Беларусь» в Москве и строительство нового терминального комплекса в аэропорту «Пулково». Тут есть иностранные инвесторы, иностранные подрядчики, и это очень важно. Но что касается регионов, здесь есть, что меня особенно порадовало, большое предложение и большой спрос на реализацию таких проектов в формате государственно-частного партнерства. И присутствие вчера международных кредитных организаций говорит о том, что они готовы инвестировать в транспортную инфраструктуру на региональном уровне.

ВЕДУЩИЙ: Ну, в регионах остро стоит вопрос развития дорожной сети. По вашим словам, выделяемых средств недостаточно для выполнения в полном объеме поставленной президентом задачи по удвоению объема строительства дорог к 2020 году. За счет чего будет компенсироваться этот дефицит?

Максим СОКОЛОВ: К сожалению, это правда. И я об этом говорил в рамках правительственного часа в Государственной Думе в сентябре. Если по федеральным дорогам, а это сеть порядка 50 тысяч километров, мы понимаем, как сконцентрировать ресурсы, чтобы выполнить эту задачу, то у регионов, хотя их дорожные фонды возросли за последние 2,5 года весьма существенно, этот рост практически в 3 раза, все равно средств недостаточно для того, чтобы действительно к 2020 году удвоить строительство дорог. Здесь необходимо искать новые источники для наполнения дорожных фондов. Возможно, это увеличение акцизов, что мы предлагали сделать. Может быть, это будут средства, которые будут направляться в дорожный фонд за счет эксплуатации платных дорог. В том числе, со следующего года мы вводим обязательную платность для всех большегрузных автомобилей – примерно 3,5 рубля за километр, с использованием технологии ГЛОНАСС. Ну, это тема, которая действительно требует обсуждения. К счастью, время у нас есть. Поэтому я думаю, что совместно с Государственной Думой, с Советом Федерации мы на нашей правительственной площадке найдем ключ к решению этой задачи.

ВЕДУЩИЙ: Вы уже затронули тему платных дорог. И вот как раз я хотела по этой теме задать еще один вопрос. Сейчас в Госдуме находится законопроект о совершенствовании взимания платежей по платным дорогам. Сейчас в России порядка 70 километров платных дорог. Каковы перспективы расширения?

Максим СОКОЛОВ: Уже в этом году это количество немножко увеличится, поскольку в ноябре вводятся в эксплуатацию обходы Воронежа, Тарасовки – это большой поселок в Ростовской области, заработает платный участок Западного скоростного диаметра в Петербурге. Но все равно количество платных дорог в России еще несущественно мало. И, в общем-то, если говорить о мировой практике или о европейской, наших соседей, то, как правило, сеть платных дорог составляет примерно 5% от общего их объема. Но поскольку наша федеральная сеть, как я уже сказал, 50 тысяч километров, то 5% – это будет порядка 2,5, может быть, 3 тысяч километров дорог.

И планы по развитию платных дорог у нас есть. Во-первых, это проект Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области. Он был одобрен на уровне президента Российской Федерации летом этого года. Сейчас мы конструируем государственно-частное партнерство практически по всем участкам этой 340-километровой дороги. Ну, наверное, один участок все-таки останется бесплатным, потому что будет реконструкция, а по всем остальным – это новое строительство. И мы имеем все основания ввести там платность.

Ну и строительство дороги М11 «Москва – Санкт-Петербург» – это 650, как известно, километров. И первый участок – обход Химок, так называемый «пикет 15.58», то есть 40 километров этой дороги, мимо аэропорта «Шереметьево», с удобным заездом туда, мы введем в ноябре следующего года. И это тоже будет платный участок дороги.

Помимо этого, в этом году мы объявили конкурс на строительство седьмого и восьмого участка – это связь между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом, двумя столицами субъектов на Северо-Западе. И планируем, что в полном объеме завершим этот проект в 2018 году.

Если говорить о других направлениях, то здесь, конечно, сначала надо провести работу по приведению в нормативное состояние дорожной сети, ее реконструкцию, модернизацию, а потом, чтобы все пользователи почувствовали качество, уже вводить платные участки.

ВЕДУЩИЙ: Вы в сентябре выступали в Госдуме. И вы там привели очень интересные цифры: грузооборот в прошлом году вырос на 4,4%, экспорт транспортных услуг – на 14, морской грузооборот – на 6, а за первую половину этого года авиапассажирские перевозки увеличились на 20%. Чем вы можете объяснить такой рост на фоне общего спада в экономике?

Максим СОКОЛОВ: Ну, очевидно, потребностью, которая есть все-таки и у людей, и у хозяйствующих субъектов на мобильные перевозки. Все-таки авиационный транспорт – это наиболее мобильный для населения транспорт, он позволяет перемещаться в короткое время на большие расстояния и пространства. Но не только спросом. Спрос тоже в своей основе имеет определенные причины. И среди основных таких причин я хочу вам назвать программы поддержки на федеральном уровне развития региональных перевозок. Вы знаете, что у нас действует масштабная программа уже не первый год по субсидированию перевозок пассажиров с Дальнего Востока и из Сибири в Европейскую часть, и не только в Москву, но и в Санкт-Петербург, кстати, и сюда, в Сочи. И этой программой воспользовались более 450 тысяч пассажиров в прошлом году. Потом, поддержка субсидирования перелетов в Калининград – тоже порядка 50 тысяч. А в этом году эта цифра будет на порядок больше, поскольку мы включили в эту субсидию не только жителей Калининградской области, но и всех россиян. То есть каждый гражданин может тоже, воспользовавшись субсидией, прилететь в Калининград и вернуться обратно.

Ну и помимо этого, в этом году мы сделали особый акцент на развитии региональной авиации, запустив сразу три новых программы. Одна из которых очень интересная – это пилотный проект в Приволжском федеральном округе: 57 новых маршрутов, которых давно уже не существовало на нашем авиационном рынке, между всеми столицами субъектов Приволжского федерального округа. И уже более 50 тысяч пассажиров также воспользовались этой субсидией.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам большое за интервью.

ссылка

Все выступления и интервью