Изображения

Обычная версия

11 сентября Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил с докладом «О состоянии транспортного комплекса и основных направлениях его развития» на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «правительственного часа»

10 сентября 2013, 20:00

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

Уважаемые депутаты!

В рамках своего сегодняшнего выступления мне хотелось бы рассказать о состоянии транспортного комплекса страны и основных направлениях его развития, на которых была сконцентрирована наша работа за последнее время.

Необходимо отметить, что отрасль справляется с возложенными на неё задачами, и это подтверждается ростом основных показателей производственной деятельности. В 2012 году грузооборот вырос более чем на 4,5 %, а пассажирооборот транспорта общего пользования более чем на 6 % по сравнению с 2011 годом. Значительный вклад в увеличение пассажирооборота вносит авиационный транспорт и эта тенденция сохраняется в течение нескольких лет. За первое полугодие текущего года нашими авиакомпаниями перевезено почти на 20% больше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года.

В бюджетную систему страны направлено порядка 450 млрд. руб. налоговых платежей. Кроме того, государство дополнительно получило порядка 50 млрд. руб. от продажи акций организаций транспортного комплекса и дивидендов. Общий объем инвестиций в отрасль составил около 1,3 трлн. руб., в том числе 440 млрд. руб. за счет средств федерального бюджета. Положительной тенденцией является увеличение объема внебюджетных инвестиций на 16 % к уровню 2011 года.

Экспорт транспортных услуг вырос почти на 14 % и составил более 17 млрд. долларов. Для сравнения это почти треть доходов от экспорта российского природного газа и соответствует доходам от экспорта угля и леса вместе взятых.

Среднемесячная заработная плата работников транспортного комплекса увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 11,5 % и составила более 34 тысяч рублей. Это выше средней заработной платы в целом по стране почти на треть.

В прошедшем году деятельность Минтранса была сконцентрирована на следующих важнейших направлениях:

  • повышение уровня безопасности на транспорте;
  • повышение качества и доступности услуг пассажирского транспорта, в первую очередь на региональных авиационных маршрутах;
  • внедрение механизмов государственно – частного партнерства.

Итоги работы отрасли за прошедший год показали правильность выбранных направлений деятельности и являются закономерным результатом развития отрасли.

Позвольте кратко остановиться на них.

Морской флот пополнился 41 новым судном, что в 1,5 раза больше судов построенных в предыдущем году. До конца этого года мы планируем ввести в эксплуатацию еще 22 новых судна. Начато строительство четырех дизельных и одного атомного ледокола.

Увеличилась численность транспортного флота, контролируемого российскими компаниями и на начало года составила 1441 судно. Из них под российским флагом ходит порядка 1 100 судов, 126 из которых было переведено под российский флаг в прошлом году.

Грузооборот морских портов России по сравнению прошлым годом вырос почти на 6 % и составил более 565 млн. тонн. Превышение показателей отмечается как по сухим, так и по наливным грузам. Рост перевалки грузов был обеспечен планомерным наращиванием портовых мощностей. В прошедшем году их введено в строй более 70 млн. тонн, что составляет десятую часть от их общего объема.

Введены в эксплуатацию нефтяные терминалы в морских портах Усть-Луга, Тамань, Козьмино, зерновой терминал в порту Оля. В этом году в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи введены 7 морских пассажирских терминалов. Продолжается строительство контейнерного терминала «Бронка» в Большом порту Петербурга. 2012 год ознаменовался началом строительства морского порта Сабетта на Ямале, предназначенного в первую очередь для перевозки сжиженного природного газа по арктическим трассам.

Начал реализовываться принятый Вами, уважаемые депутаты, закон по регулированию мореплавания в акватории Северного морского пути. В этом году создана Администрация Севморпути, утверждены правила и начата выдача разрешений на плавание в его акватории. В навигацию прошлого года по трассе перевезено около 4 млн. тонн грузов, в том числе 1,2 млн. тонн транзитных. Это лучший показатель транзитных перевозок по Севморпути, включая советский период.

Обновляются данные рельефов дна и разрабатываются электронные навигационные карты Севморпути, получила развитие береговая инфраструктура системы ГЛОНАСС. Развернут морской спасательно - координационный центр в Диксоне. Все эти мероприятия позволят вывести арктическое судоходство на принципиально новый уровень.

На внутреннем водном транспорте объем перевозок грузов в 2012 году составил более 140 млн. тонн, что на 12 % превысило показатели предыдущего года. По различным маршрутам перевезено около 14 млн. пассажиров. Эффективность и безопасность речных перевозок, в первую очередь, зависит от состояния внутренних водных путей и гидротехнических сооружений. На их реконструкцию в прошлом году было выделено более 12 млрд. рублей, что на треть более, чем годом ранее. В этом году была завершена установка навигационного оборудования на всем протяжении внутренних водных путей с гарантированными габаритами, а это более чем 52 тыс. км.

Особое внимание Минтранс уделяет развитию пассажирских перевозок и обновлению парка пассажирских судов. Впервые за последние 20 лет, в августе этого года в городе Рыбинск состоялась закладка нового пассажирского судна на подводных крыльях «Комета -120М». Строительство судов такого класса позволит начать возрождение скоростного пассажирского сообщения по водным артериям России.

Воздушный транспорт растет наиболее высокими темпами. За прошлый год нашими авиакомпаниями перевезено 74 млн. пассажиров, что более чем на 15 % выше уровня 2011 года. Этот показатель в три раза превышает мировые темпы прироста авиаперевозок. При этом на долю региональных перевозок приходится пока менее 7 % от общего объема. В этой связи одним из приоритетных направлений деятельности министерства является развитие региональных и местных перевозок.

Поддерживая этот приоритет, Правительство РФ утвердило разработанную Минтрансом «дорожную карту», которая предусматривает увеличение к 2015 году объемов перевозок на региональных линиях до 7 млн. пассажиров в год, что на треть превышает уровень 2012 года.

Доступность внутренних региональных и местных перевозок обеспечивается в первую очередь реализацией программ субсидирования на социально-значимых маршрутах. В настоящее время реализуется пять таких программ.

В рамках программы субсидирования перевозок с Дальнего Востока и Сибири в прошлом году было перевезено более 450 тыс. пассажиров. В этом году в программу дополнительно включено 9 маршрутов, а их общее число возросло до 42. Снятие ограничений на субсидирование перевозок пассажиров из Калининграда, позволило за прошедший год увеличить их количество до 45 тыс. В целом в прошедшем году по специальному льготному тарифу было перевезено по 117 маршрутам более полумиллиона пассажиров.

В этом году была начата реализация программы по субсидированию авиаперевозчиков, выполняющих перевозки пассажиров на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. Перевозки осуществляют 17 авиакомпаний по 32 региональным маршрутам, в том числе между пунктами, где отсутствует железнодорожное сообщение.

Мы также начали в этом году реализацию пилотного проекта по паритетному софинансированию из федерального и региональных бюджетов авиаперевозок между столицами субъектов Приволжского федерального округа.

Летом текущего года Правительством РФ был принят новый формат субсидирования региональных маршрутов. Это нашло свое применение на 67 регулярных авиалиниях.

В целях сохранения и развития аэропортовой инфраструктуры труднодоступных и северных территорий на базе 56 убыточных аэропортов регионального и местного значения созданы 7 федеральных казенных предприятий, субсидируемых из федерального бюджета.

Субсидирование части затрат авиакомпаний на закупку самолётов позволило в 2012 году закупить 23 воздушных судов для осуществления региональных перевозок. В целом по отрасли за прошлый год парк воздушных судов обновлен на 91 единицу. В этом году только Государственной транспортной лизинговой компанией для обеспечения региональных воздушных перевозок было приобретено и передано авиакомпаниям 40 самолетов.

Мы уверены, что меры государственной поддержки обеспечат динамичное развитие региональных и местных авиаперевозок и ценовую доступность этих услуг.

Ключевыми мероприятиями по развитию инфраструктуры гражданской авиации стали реконструкция и развитие аэропортовых комплексов Московского авиаузла. Особо надо отметить открытие самого крупного и современного в стране терминального комплекса «Внуково» пропускной способностью 30 млн. пассажиров.

Завершено строительство аэропортовых комплексов в Казани, Сочи, Владивостоке, Саранске и Белгороде. Введён в эксплуатацию вертодрома на острове Русский и два новых гражданских аэродрома Бованенково и Талакан, которые были построены исключительно за счёт средств частных инвесторов. Начато строительство долгожданных новых аэродромов в Саратове и Ростове-на-Дону.

Объем перевозок железнодорожным транспортом увеличился более чем на 6 % по сравнению с 2011 годом и превысил 1 млрд. пассажиров. Из них в пригородном сообщении перевезено порядка 940 млн. человек, что лучше показателей предыдущего периода на 7 %. Ускоренными темпами идёт реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Этот масштабный проект позволит связать пригородные перевозки и городской общественный транспорт в единую транспортную систему. Услугами дороги смогут воспользоваться не менее 250 млн. пассажиров в год.

Меры государственной поддержки позволили увеличить в 2012 году количество льготных пассажиров на железнодорожном транспорте более чем на 9 %. Например, только из Калининградской области в другие регионы страны по льготным тарифам было перевезено более 515 тыс. пассажиров.

Реализуются программы по развитию железнодорожных подходов к российским портам Балтики и Азово-Черноморского бассейна. В рамках подготовки к саммиту АТЭС и Универсиаде организованы интермодальные пассажирские перевозки во Владивостоке и Казани. В целях подготовки к Олимпийским играм завершена реконструкция 4-х железнодорожных терминалов Сочи и их адаптация к использованию пассажирами с ограниченными возможностями.

Необходимо отметить завершение строительства Кузнецовского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали, который позволит удвоить пропускную способность БАМа к портам Охотского моря.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть решение Президента РФ и Правительства РФ о начале существенного развития БАМа и Транссиба. На эти цели до 2018 года планируется направить порядка 560 млрд. руб. В результате прирост объемов перевозок на Восточном полигоне суммарно составит порядка 55 млн. тонн.

Также положительную динамику получил вопрос развития высокоскоростного железнодорожного пассажирского сообщения на направлении Москва-Владимир-Нижний Новгород-Чебоксары-Казань.

Развитие высокоскоростных перевозок окажет мощное социально-экономическое влияние на регионы и страну в целом, повысит транспортную доступность экономических центров России и обеспечит мультипликативный эффект.

Строительство и эксплуатация ВСМ позволит высвободить существующую инфраструктуру для наращивания грузовых перевозок, а также создать десятки тысяч рабочих мест, предоставить российской промышленности масштабные прямые заказы на поставку техники, оборудования и материалов.

В 2012 году была реализована программа софинансирования закупок пассажирского транспорта субъектами Российской Федерации. 35-ти регионам были представлены субсидии порядка 3,5 млрд. руб. на приобретение более 600 автобусов, работающих на газомоторном топливе, трёх сотен троллейбусов и почти двухсот трамваев. Около 1000 пассажирских автобусов, приобретаемых для обслуживания олимпийцев за счет субсидий из федерального бюджета, в дальнейшем будут осуществлять перевозки пассажиров в Московской области, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан.

Одной из важнейших на сегодняшний день задач дорожного хозяйства является завершение в следующем году перехода на 100 % финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог по утвержденным нормативам. Уже приняты все необходимые решения для создания с 2014 года муниципальных дорожных фондов, определены источники их наполнения. До конца текущего года необходимо сформировать дорожные фонды в каждом из муниципальных образований. Наша с вами совместная задача, уважаемые депутаты, осуществлять контроль за этим процессом.

По роду своей деятельности я часто бываю в регионах и знаю, какое значение имеют региональные дорожные фонды.

Хочу обратить ваше внимание, что только за прошедший год размер их финансирования вырос более чем в два раза. Это позволило в значительной степени увеличить объемы реконструкции и строительства новых дорог в регионах. Благодаря субсидиям из федерального бюджета субъектами введено в эксплуатацию 760 км дорог, что составляет более половины построенных в прошлом году региональных дорог. Однако выделяемых средств недостаточно для выполнения поставленной Президентом задачи по удвоению к 2020 году ввода в эксплуатацию автомобильных дорог на региональном уровне.

В связи с этим нам необходимо совместно с вами, уважаемые депутаты, решить вопрос о дополнительных источниках финансирования дорожного хозяйства на региональном уровне. При этом вынужден отметить, что некоторые из регионов не выполняют своих обязательств по наполнению региональных фондов, что значительно усложняет ситуацию с состоянием дорожного хозяйства.

Однако на федеральном уровне задача удвоения объемов строительства дорог однозначно будет решена. С учетом создания дорожных фондов финансирование федеральных дорог в 2012 году составило чуть менее 450 млрд. руб., что в полтора раза больше чем до создания фондов. Это позволило заключать контракты на содержание федеральных дорог на пять и более лет.

Особое внимание уделяется повышению качества строительства дорог, применению инновационных технологий и материалов, в том числе композитов, увеличению срока службы дорожных покрытий.

На наш взгляд необходимым условием для ускорения развития дорожной сети является внедрение механизмов государственно-частного партнерства. В текущем году Правительством РФ принято решение о заключении концессионного соглашения по созданию мостового перехода через р. Лена в районе города Якутска.

Госкомпанией «Автодор» вводятся в эксплуатацию платные участки дорог на трассе М-4 «Дон» в частности обходы Воронежа и поселка Тарасовский, а также обхода города Одинцово на трассе М-1 «Беларусь». В следующем году должен быть введён первый участок скоростной трассы «Москва – Санкт-Петербург»). В августе этого года открыта вторая очередь «Западного скоростного диаметра» в Петербурге.

В сентябре текущего года мы завершаем первый этап открытого международного конкурса на право заключения концессионного соглашения по двум платным участкам скоростной автомобильной дороги М-11, связывающим Санкт-Петербург и Великий Новгород. На региональном уровне, в рамках государственно-частного партнёрства реализуются и планируются проекты в Татарстане, Удмуртии, Хабаровском крае и Новосибирске.

Успешное проведение саммита АТЭС во Владивостоке, Универсиады в Казани, а также «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге показывает высокий уровень нашей транспортной инфраструктуры и готовность нашей страны к принятию таких масштабных международных форумов.

Своевременно завершается подготовка объектов Сочинского транспортного узла к Олимпиаде. При этом особое внимание уделяется безопасности на транспорте, которая для нас является безусловным приоритетом.

В этом году мы завершаем первую часть реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и рассматриваем возможность ее продления до 2016 года.

В рамках программы специальными техническими средствами оборудованы метрополитены, железнодорожные вокзалы, аэропорты, проводятся работы по оснащению акваторий морских портов и гидротехнических сооружений на внутренних водных путях. В рамках данной программы Ространснадзором созданы территориальные автоматизированные центры контроля на транспорте, а также программно-технические средства мониторинга пассажирских перевозок и опасных грузов.

В плановом порядке ведется категорирование объектов, утверждение оценок уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности.

Одним из важнейших элементов обеспечения комплексной безопасности на автомобильных дорогах станет система экстренного реагирования при авариях «ЭРА - ГЛОНАСС», которую планируется ввести в эксплуатацию в следующем году. Система обеспечит автоматический вызов экстренных служб к месту происшествия, что позволит спасти до 4 тысяч человеческих жизней в год. В декабре текущего года планируется ввести систему в опытную эксплуатацию.

Катализатором инновационных процессов в транспортном комплексе становятся спутниковые технологии ГЛОНАСС. В прошлом году 14 аэропортов оснащены базовыми станциями ГЛОНАСС для обеспечения захода воздушных судов на посадку. На сегодняшний день установлено уже 52 базовые станции. Созданы электронные навигационные карты для 44 тыс. км внутренних водных путей. В отчетном году аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС было оснащено 120 тыс. автобусов и около 14 тыс. грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы. Полностью оснащен транспорт тысячи пассажирских предприятий в 52 регионах.

Подготовка кадров отрасли ведётся в 18-ти вертикально-интегрированных образовательных комплексах, созданных на базе транспортных вузов и включающих в себя филиальную сеть учреждений среднего профессионального образования. В транспортных образовательных центрах сконцентрированы ресурсы для подготовки специалистов всех уровней профессионального образования, что позволяет обеспечивать потребности отрасли в подготовке и повышении квалификации специалистов. При этом 96% выпускников транспортного профиля работают по специальности.

Одной из важнейших задач Минтранса России является совершенствование нормативно-правовой базы функционирования транспортного комплекса.

В 2012 году были приняты Государственной Думой 13 федеральных законов, разработанных Минтрансом России. В текущем году приняты еще 4 федеральных закона, из которых стоит отметить 65-ФЗ, наделяющий Минтранс полномочиями по установлению правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, а также 225-ФЗ, обеспечивающий новую систему управления морскими портами в России.

Хотелось бы поблагодарить уважаемых депутатов за принятие столь нужных транспортной отрасли законов!

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся 12 законопроектов, подготовленных Минтрансом России.

Четыре из них внесены Правительством в этом году, в том числе законопроект, направленный на совершенствование расчётов за проезд по платным дорогам, а также законопроект, увеличивающий размер штрафа за выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности. В целях расширения доступности авиаперевозок нами подготовлен ряд законодательных инициатив, позволяющих развивать деятельность бюджетных авиакомпаний.

Пользуясь случаем прошу подержать наши законотворческие инициативы!

Уважаемые депутаты!

Основные направления развития отрасли нашли свое отражение в обновлённой Транспортной стратегии на период до 2030 года, подготовленной Минтрансом России и одобренной Правительством РФ в августе текущего года. Актуализация Стратегии проведена исходя из долгосрочных ориентиров социально-экономического развития страны, последствий вхождения России в ВТО и создания единого экономического пространства. Эта работа велась максимально открыто, с участием федеральных и региональных органов исполнительной власти, научных и общественных организаций, представителей депутатского корпуса.

В декабре 2012 года Правительством РФ также была утверждена Государственная программа «Развитие транспортной системы», являющаяся важнейшим инструментом бюджетного планирования, позволяющим комплексно подходить к развитию отрасли.

В заключение хотелось бы отметить, что в своей деятельности мы самым тесным образом взаимодействуем с депутатами Государственной Думы, в первую очередь с представителями нашего профильного комитета по транспорту и постоянно чувствуем поддержку наших инициатив.

Надеемся, что и в дальнейшем наша совместная работа позволит обеспечить устойчивое развитие транспортного комплекса России.

Благодарю за внимание!

Все выступления и интервью