«Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2012 году, задачах на 2013 год и среднесрочную перспективу до 2015 года». Доклад Министра транспорта РФ Максима Соколова на расширенном заседании коллегии Министерства трансп
09 апреля 2013, 20:00
Уважаемые коллеги!
В современном мире, в условиях усиления глобальной конкуренции и перехода от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному, возрастает роль и значение инфраструктурных отраслей и, в первую очередь, транспорта. В своем докладе я остановлюсь на основных итогах деятельности транспорта в прошлом году и задачах на среднесрочную перспективу.
Ответом на современные вызовы в 2012 году стала актуализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
Финальный раунд обсуждений стратегии состоялся в конце марта этого года на форсайт-сессии в формате Открытого правительства. По итогам был выработан ряд рекомендаций и предложений по формированию «карты будущего» транспортной отрасли, главным приоритетом в которой являются интересы потребителей транспортных услуг. В ближайшее время обновленный вариант будет внесен на обсуждение в Правительство Российской Федерации.
Необходимым условием реализации долгосрочной государственной политики является ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ транспортного комплекса, основанной на программно-целевых методах управления. Основным инструментом реализации таких подходов является государственная программа «Развитие транспортной системы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2012 года. В разработке, публичном обсуждении и принятии основных программных документов отрасли активно участвовали все ветви власти, эксперты «Открытого правительства», представители бизнеса, научного сообщества и общественных организаций.
От имени Коллегии Министерства БЛАГОДАРЮ за сотрудничество и внимание к вопросам развития транспорта Администрацию Президента и Правительство Российской Федерации, присутствующих депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, руководителей государственных органов власти, представителей бизнеса, общественных и научных организаций.
Уважаемые коллеги!
В сложившихся макроэкономических условиях в 2012 году транспортный комплекс работал стабильно. Наблюдался рост показателей производственной деятельности транспорта. Экспорт транспортных услуг вырос почти на 14 % и составил 17,3 млрд. долларов. Это почти треть доходов от экспорта природного газа и соответствует доходам от экспорта угля и леса вместе взятых.
В 2012 г. в бюджетную систему Российской Федерации от всех видов деятельности отраслей транспортного комплекса поступило 450 млрд. рублей налоговых платежей, в том числе в федеральный бюджет - 380 млрд. рублей. Дополнительно в федеральный бюджет направлено почти 50 млрд. рублей от продажи акций организаций транспортного комплекса и дивидендов. Инвестиции в транспортный комплекс из федерального бюджета составили в 2012 году около 440 млрд. рублей, а общий объем инвестиций по всем видам деятельности - 1,3 трлн. рублей. В качестве положительной тенденции необходимо отметить увеличение объема внебюджетных инвестиций в развитие транспортной системы на 16% к уровню 2011 года. По предварительной оценке численность занятых в транспортном комплексе выросла на 3 % и составила 4,2 млн. человек. Весь прирост численности достигнут в секторе малого бизнеса. Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 11,5 процента и составила более 34 тысяч рублей. Это выше средней заработной платы в целом по Российской Федерации почти на 30 процентов.
Подводя итоги 2012 года можно отметить, что деятельность Минтранса была сконцентрирована на следующих важнейших направлениях:
-
повышение качества и доступности услуг пассажирского транспорта;
-
развитие инфраструктуры всех видов транспорта и обновление парка транспортных средств;
-
повышение уровня комплексной безопасности на транспорте;
-
обеспечение потребностей внешней торговли и повышение конкурентоспособности транспортной системы;
-
внедрение новых подходов к финансированию отраслей транспортного комплекса и повышение их инвестиционной привлекательности.
Остановлюсь кратко на основных результатах по видам транспорта.
Российскими авиакомпаниями перевезено 74 млн. пассажиров, что на 15,4% выше уровня 2011. При этом мировые темпы прироста авиаперевозок – чуть более 5 процентов (5,3%). На долю региональных перевозок, исключая маршруты на Москву и Санкт-Петербург, приходится менее 7 % от общего объема, что оказывает существенное влияние на мобильность значительной части населения. В этой связи одним из приоритетных направлений является развитие региональных и местных перевозок.
В настоящее время реализуется 7 программ государственной поддержки. В программу субсидирования пассажирских перевозок из Центральной части России в Дальневосточный регион включены в настоящее время 9 дополнительных маршрутов, что увеличило маршрутную сеть до 42 направлений. В целях сохранения и развития наземной аэропортовой инфраструктуры в труднодоступных и северных территориях реализуется программа субсидирования федеральных казенных предприятий. На базе 60 аэропортов создано 7 федеральных казенных предприятий. На условиях лизинга при государственной поддержке шесть авиакомпаний приобрели 23 самолета. Разработан комплекс мер по развитию сети региональных и местных аэропортов.
Для реализации данной Программы сформирована и постоянно действует рабочая группа при Правительственной комиссии по транспорту, разработана и утверждена поручением Правительства «дорожная» карта «Развитие авиаперевозок», которая включает 18 мероприятий, часть из которых уже выполнена.
В 2012 году вступили в силу новые федеральные авиационные правила, была продолжена работа по совершенствованию существующей структуры воздушного пространства Московской зоны, что позволит увеличить ее пропускную способность в полтора раза. Результатом этой работы уже сейчас является сокращение количества задержек рейсов и времени ожидания воздушных судов.
В сфере железнодорожного транспорта особое внимание было уделено мероприятиям по улучшению доступности услуг для населения и обеспечению безопасности движения.
В 2012 году:
-
организованы интермодальные пассажирские перевозки по маршруту Владивосток – аэропорт «Кневичи»;
-
завершена реконструкция 4 железнодорожных терминалов г. Сочи и их адаптация к использованию лицами с ограниченными физическими возможностями;
-
выполнены мероприятия по проекту «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи-Адлер-Веселое;
-
завершено строительство Кузнецовского тоннеля на БАМе, что позволит удвоить пропускную способность магистрали на подходах к Ванинскому порту.
В отчетном году железнодорожным транспортом общего пользования перевезено более 1 млрд. пассажиров. Этому способствовали не только меры государственной поддержки, но и повышение качества обслуживания пассажиров, прежде всего, внедрение программы поэтапного повышения скоростей движения с сокращением времени в пути, развитие скоростного движения, совершенствование услуг электронной регистрации пассажиров.
Важную роль в обслуживании внешнеторгового оборота страны играют морские порты. Перевалка грузов в морских портах России в 2012 году выросла по сравнению с 2011 годом почти на 6% и составила около 570 млн. тонн (2011 г – 535,6 млн. т). Введено в строй 72,5 млн. тонн новых портовых мощностей.
В 2012 году предприняты активные действия по освоению Арктики. Принят закон (№ 132-ФЗ) о государственном регулировании торгового мореплавания в акватории Севморпути. Уже в этом году будет возрождена «Администрация Северного морского пути», в том числе с базой в Архангельске. В целях обеспечения прохождения судов впервые за всю историю современной России начато строительство 5-ти ледоколов, в том числе одного атомного, которые имеют улучшенные характеристики и способны эффективно выполнять более широкий круг задач. Для развития Северного морского пути предусматривается также создание 7 опорных базовых пунктов. Это позволит вывести арктическое судоходство на новый уровень. В навигацию 2012 года по Северному морскому пути уже перевезено около 4 млн. тонн грузов, в том числе 1,2 млн. тонн – транзитных. Сегодня есть уверенность, что в ближайшей перспективе мы достигнем уровня перевозок советского периода.
Объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте в 2012 году вырос почти на 12% и составил 140,8 млн. тонн. Эффективность речных перевозок напрямую зависит от габаритов внутренних водных путей и надежности функционирования судоходных гидротехнических сооружений. Поэтому особое внимание уделяется их качественным характеристикам. В 2012 году удалось улучшить техническое состояние судоходных гидротехнических сооружений, повышен уровень безопасности 23 сооружений.
В 2012 году складывались благоприятные тенденции на автомобильном транспорте, который представлен на рынке транспортных услуг, в основном, субъектами малого бизнеса. В данном секторе занято 1,5 млн. человек. Коммерческий грузооборот автомобильного транспорта вырос в 2012 году почти на 20 процентов, растет его конкурентоспособность и доля в структуре коммерческого грузооборота.
В 2012 году завершена работа по подготовке Федерального закона Российской Федерации «О ратификации Соглашения об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза.
4 марта 2013 года закон подписан Президентом Российской Федерации В. Путиным. Данный закон формирует условия для переноса транспортного (автомобильного) контроля с российско-белорусской и российско-казахстанской границ на внешнюю границу Таможенного союза, создает правовую основу для организации информационного обмена между органами транспортного (автомобильного) контроля Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
В городах большое внимание уделялось развитию скоростных видов пассажирского транспорта. Объем перевозок метрополитеном увеличился в 2012 году почти на 3 процента к уровню 2011 года и достиг почти 3,5 млрд. пассажиров, было открыто 7 новых станций.
В 2012 году была реализована Программа обновления парка городского транспорта на условиях государственной поддержки. Из федерального бюджета были выделены субсидии 35-ти субъектам Российской Федерации общим объемом 3,4 млрд. рублей на закупку более тысячи экологически чистых транспортных средств, включая автобусы, работающие на газомоторном топливе. Учитывая эффективность данной Программы, Минтранс подготовил свои предложения по ее продлению на 2014-2016 годы.
В целях повышения качества и безопасности перевозок автомобильного транспорта разработан и принят в первом чтении Государственной Думой законопроект: «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам…». Ускорение принятия данного законопроекта позволит систематизировать работу в данном направлении, повысить комфорт и безопасность пассажиров. Прошу поддержать и ускорить его принятие.
Кроме того, в 2012 году Минтрансом подготовлен проект федерального закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», который впервые определяет правовую основу регулирования функционирования и развития метрополитенов и других видов внеуличного транспорта. Законопроект находится в Правительстве Российской Федерации. Прошу поддержать.
Развитие автомобильных дорог по-прежнему является приоритетной задачей. Создание дорожных фондов позволило построить и реконструировать в 2012 г. более 2 тыс. км автомобильных дорог федерального значения в однополосном исчислении. Развивались сельские дороги - 232 (двести тридцать два) населенных пункта, в которых проживает около 100 тысяч человек, получили выход к сети дорог общего пользования за счет субсидий Министерства транспорта РФ.
В 2012 году в регионах приняты законодательные акты о создании региональных дорожных фондов. Объем составил более 590 млрд. рублей при фактическом объеме финансирования в 2010 году – в размере немногим более 200 млрд. рублей, т.е. рост практически в три раза. В целях совершенствования механизма финансирования дорожного хозяйства целесообразно внести в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения, направленные на увеличение ставок акцизов на автомобильное топливо с учетом решения задачи, поставленной в Послании Президента Российской Федерации по удвоению объемов ввода в эксплуатацию автомобильных дорог по сравнению с прошедшим десятилетием.
Подготовка соответствующих предложений должна стать одной из основных задач Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса и Росавтодора в 2013 году. Реально заработал механизм концессионных соглашений, который позволил структурировать взаимоотношения государства и бизнеса в сфере дорожной деятельности. Сегодня на условиях концессий реализуется два проекта, строительство которых будет завершено в ближайшие два года. Таким образом, на практике реализуется принцип «контрактов жизненного цикла».
Сегодня на механизмах его дальнейшего внедрения и распространения должно быть сконцентрировано внимание Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, Росавтодора и ГК «Автодор». В 2012 году в эксплуатацию введен второй платный участок на трассе М-4 «Дон» протяженностью 22,7 км. Таким образом, общая протяженность участков, которые эксплуатируются на платной основе, составила более 75 км. Сбор платы за проезд в 2012 году составил около 750 млн. рублей.
В рамках исполнения Указа Президента «О долгосрочной государственной экономической политике» Минтрансом России разработаны и в установленном порядке внесены в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, направленные на расширение практики привлечения иностранных компаний, обладающих современными технологиями и управленческими компетенциями, к участию в конкурсах и аукционах на строительство автомобильных дорог федерального и регионального значения, в том числе путем совершенствования градостроительного законодательства.
И, наконец, отрасль постепенно переходит к внедрению инновационных механизмов, новых технологий, материалов и конструкций. В настоящее время они применяются при реализации программ строительства почти на 15 процентах федеральной дорожной сети. Это позволяет повысить эксплуатационные характеристики, а значит комфорт пользователей. Такую практику необходимо применять более масштабно.
Приоритетом остается развитие транспортных узлов крупных городов и агломераций на основе комплексного мультимодального подхода.
Сегодня задачи по развитию Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов перешли в плоскость практической реализации. Правительством Российской Федерации поручено к июлю текущего года актуализировать Программу развития транспортного комплекса Московского региона с учетом расширения границ Москвы и уточнения приоритетных мероприятий. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации разрабатывается модель развития аэропортов Московского авиационного узла.
Повышение интенсивности работы транспортной отрасли и развитие путей сообщения выдвигает новые задачи к комплексной транспортной безопасности.
Кратко остановлюсь на основных итогах в этой сфере.
2012 год не был простым в вопросах обеспечения безопасности на транспорте. Аварийность на автомобильном транспорте остается на высоком уровне, прирост в 2012 году - около 2 % к 2011 году. Вместе с тем, на участках платных дорог, оборудованных соответствующими системами управления дорожным движением и средствами дорожной безопасности, этот показатель снижается. Хотя основной причиной ДТП по-прежнему является нарушение водителями Правил дорожного движения. Подавляющее число авиационных происшествий, в той или иной степени, было связано с человеческим фактором.
Наша позиция: с одной стороны - концентрация на реализации современных принципов работы контрольных органов, включая введение практики публичной отчетности об итогах проверок, оптимизацию затрачиваемых на их проведение ресурсов. С другой - усиление ответственности за действия, которые могут привести к нарушениям требований технологической безопасности. Этому будет способствовать принятый в 2012 году федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам». Он устанавливает общий размер ответственности перевозчика за гибель пассажира на всех видах транспорта в размере 2 млн. рублей.
В октябре 2012 года коллегией Минтранса России были одобрены основные направления государственной политики в сфере организации дорожного движения. В настоящее время подготовлено и внесено в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу 3 федеральных закона по вопросам безопасности дорожного движения.
Наша основная цель – создать условия для эффективного функционирования цивилизованного рынка и предоставления потребителям качественных и безопасных транспортных услуг. Решить эти задачи возможно только при эффективном взаимодействии контролирующих, эксплуатирующих и надзорных органов.
Реализация мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте позволила оснастить наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры новой техникой, повысить уровень профессиональной подготовки специалистов.
Все станции восьми метрополитенов Российской Федерации оснащены минимальным набором средств стационарного и ручного досмотра пассажиров.
Завершено оснащение первоочередных объектов дорожного хозяйства Северо-Кавказского региона.
Оснащены средствами досмотра и контроля железнодорожные вокзалы Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, 23 железнодорожных вокзала Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, построено более 100 километров периметровых ограждений в аэропортах, входящих в национальную опорную сеть.
Проводимые исследования общественного мнения по вопросам транспортной безопасности показывают, что основная часть населения поддерживает эту работу.
Катализатором инновационных процессов и ускоренного развития транспорта является внедрение и использование спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС.
В 2012 году 14 аэропортов оснащены наземными средствами функциональных дополнений ГЛОНАСС для обеспечения захода воздушных судов на посадку. Общее количество установленных станций достигло 52 единицы. Внедрены электронные навигационные карты для 44 тыс. км внутренних водных путей. Завершить эту работу мы планируем к 2016 году. В отчетном году аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС было оснащено 120 тыс. автобусов и около 14 тыс. грузовых автомобилей, перевозящих опасные грузы. Полностью оснащен транспорт 1000 пассажирских предприятий в 52 регионах.
Начата реализация проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», который позволит сократить время до начала оказания помощи при авариях на 30%, что обеспечит ежегодное спасение до 4 тысяч человеческих жизней. Вцелях продвижения российских технологий ГЛОНАСС на мировом рынке высокотехнологичных услуг создана Рабочая группа по развитию международного сотрудничества в области внедрения и использования технологий ГЛОНАСС.
В 2012 году Минтранс уделял достаточное внимание проблемам формирования кадровой политики и образования, поскольку задачи развития транспортного комплекса могут быть решены только высококвалифицированными кадрами.
В конце этого месяца в Правительство РФ должен быть внесен проект закона в части снятия ограничений на использование иностранных граждан в качестве членов экипажей воздушных судов. Это - задача Департамента государственной политики в области гражданской авиации.
Вопросы образования на транспорте были рассмотрены в декабре прошлого года на Коллегии Минтранса России и разработан комплекс мер по повышению эффективности деятельности государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Одной из важнейших составляющих реализации государственной транспортной политики является совершенствование законопроектной базы транспортного комплекса.
В 2012 году Президентом России подписано 13 Федеральных законов в сфере транспорта. Более подробно на итогах правовой деятельности в 2012 году и задачах на среднесрочный период остановится в своем выступлении статс-секретарь- заместитель Министра транспорта Сергей Алексеевич Аристов.
Защита и продвижение интересов российского транспорта на международном уровне постоянно находится в центре внимания Министерства.
На повестке дня, в условиях вступления ВТО и формирования Евразийского экономического союза, стоит задача эффективной интеграции транспортной системы России в мировое транспортное пространство и реализации ее транзитного потенциала. Это предполагает развитие сотрудничества как в двустороннем формате, так и в рамках международных организаций. Выдвинутые нами инициативы на Конференции министров транспорта стран АТЭС в рамках российского председательства в этой международной организации были поддержаны представителями всех экономик АТЭС и нашли весомое отражение в итоговых документах саммита.
Считаю, что подобная интеллектуальная работа «на опережение» позволяет формировать системные предпосылки для успешной работы российской транспортной отрасли на мировом рынке.
На реализацию основных приоритетов в 2012 году было направлено из федерального бюджета почти 800 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2011 года на 14,8 процентов. 347 млрд. рублей было направлено на реализацию федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России». Это на 27,3 % больше уровня 2011 года. А внебюджетных инвестиций на реализацию ФЦП в 2012 году было направлено 298 млрд. руб., что составляет 45 % от общего объема финансирования.
Уважаемые коллеги!
Реализация перечисленных мероприятий и мер государственного регулирования позволила повысить эффективность деятельности транспортного комплекса. Основными результатами для общества стали рост доступности транспортных услуг и, как следствие, подвижности населения, для экономики - снижение транспортных издержек и рост экспорта транспортных услуг. Это подтверждают результаты исследования по качеству транспортных услуг, проведенного по заказу Министерства Всероссийским центром изучения общественного мнения.
Пользователи транспортных услуг отмечают, что за последний год произошло заметное улучшение деятельности транспортных компаний, работающих в сфере авиасообщения, железнодорожного сообщения, городского пассажирского транспорта, в первую очередь – метро. Вместе с тем, несмотря на положительные тенденции, показатели конечного эффекта – эффекта для потребителя, не соответствуют современным требованиям.
В рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Россия в 2012-2013 годах занимает лишь 67 место из 144. По «качеству инфраструктуры в целом» у России – 101 место, она значительно отстает от многих стран по качеству дорог (136 место) и воздушной инфраструктуры (104). Причины этого понятны. Дефицит инвестиций в транспортный комплекс, в том числе из-за специфики отрасли, предъявляющей спрос на «длинные» деньги. Инвестиции в 2012 году в транспортный комплекс составили 2,1 % от ВВП. Данный показатель ниже, чем в США, странах ЕС и Китае. Хотя известно, что инфраструктурные инвестиции – важнейший инструмент создания условий для экономического развития и повышения конкурентоспособности страны. По данным зарубежных исследователей каждый доллар, вложенный в инфраструктурные проекты, обеспечивает мультипликативный эффект в размере 1,6 доллара.
Уважаемые коллеги!
В целях повышения результативности работы отрасли и эффективного использования бюджетных расходов деятельность Минтранса в 2013-2015 годах будет направлена на достижение целей и решение задач государственной программы «Развитие транспортной системы». Для мониторинга Программы в настоящее время разработан и представлен в Правительство План реализации Программы на 2013-2015 годы.
Усилия в плановом периоде будут сконцентрированы на следующих приоритетах.
Первое – комплексное, сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры - путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек. Предполагается, что транспортная инфраструктура различных видов транспорта будет развиваться на основе единого скоординированного плана. При этом необходимо обеспечить приоритетность проектов и максимальную прозрачность их выбора. К основным задачам 2013 года относятся завершение строительства транспортных объектов к Олимпийским играм и развитие крупных транспортных узлов. Очевидно, что простым наращиванием физического размера инфраструктуры не обойтись. На первый план должна выйти транспортная логистика, оптимизация взаимодействия видов транспорта, развитие «бесшовных» технологий.
Второе - обеспечение доступности транспортных услуг для населения. Приоритетом в рамках данного направления остается развитие региональных и местных воздушных перевозок. Работа в 2013 году должна быть направлена на реализацию мероприятий, предусмотренных «дорожными картами» развития конкуренции и региональных перевозок. Будет продолжена работа по расширению сети аэродромов, включенных в систему казенных предприятий, которая позволит преодолеть низкую транспортную доступность жителей Крайнего Севера.
С 1 апреля 2013 года в Приволжском федеральном округе стартовал «пилотный» проект, направленный на повышение деловой активности населения. Ожидаемый эффект – рост объема перевозок к уровню 2012 года в 5 раз. Планируется к реализации проект по субсидированию региональных пассажирских перевозок в четырех федеральных округах Российской Федерации. Авиационная подвижность населения на региональных и местных авиалиниях возрастет в 2013-2015 годах более чем в 1,7 раза. Продолжится субсидирование пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Особое внимание необходимо обратить на обеспечение ценовой и физической доступности транспортных услуг для маломобильных пассажиров. На условиях софинансирования будет построено и реконструировано более 2,2 тыс. км дорог регионального и межмуниципального значения. Круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования будет обеспечено около 1 тыс. сельских населенных пунктов. Обновление парка транспортных средств позволит повысить конкурентоспособность отечественных перевозчиков и будет способствовать росту экспорта транспортных услуг.
Третье – повышение комплексной безопасности на транспорте. По данным исследований Высшей школы экономики 86% россиян считают проблему безопасности дорожного движения актуальной, 38% наших граждан среди близких или знакомых есть пострадавшие либо погибшие в автокатастрофах. Основная задача в этом направлении – переломить ситуацию и повысить безопасность на транспорте, особенно на автомобильных дорогах. Ориентир – снижение числа погибших в дорожно –транспортных происшествиях в 2 раза. Это для нас очень высокие стандарты.
В 2013 году завершается выполнение мероприятий Программы Комплексной безопасности населения на транспорте. Учитывая ее важность для общества, в настоящее время Минтрансом России совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти проводится работа по анализу результативности программы и подготовке предложений о продлении срока ее действия на период до 2016 года.
Коротко остановлюсь на внедрении инноваций в сфере транспорта.
Важнейшим направлением остается дальнейшее развитие системы ГЛОНАСС. Прежде всего, внедрение типовых программно-технических решений навигационно-информационной системы и реализация ряда проектов. В частности, проекта «ЭРА-ГЛОНАСС». Предполагается, что в 2013 году будет создан опытный образец системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС».
К августу 2013 года должны быть заключены соглашения с субъектами РФ по реализации проекта информационно-навигационного обеспечения автомо-бильных маршрутов по транспортным коридорам «Север-Юг», «Восток-Запад». Следующим направлением инновационного развития является внедрение интеллектуальных транспортных систем. В рамках проекта «Инновационная дорога» предусматривается внедрение интеллектуальных систем на ряде пилотных участков автомобильных дорог.
В Московском регионе - создание единой интегрированной транспортной системы организации дорожного движения, а также внедрение интеллектуальных транспортных систем с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий и системы ГЛОНАСС.
На решение задач по развитию транспорта в 2013-2015 годах будет направлено более 2 трлн. рублей, из них 96 % в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы». Для повышения эффективности предусмотренных государственных инвестиций, а также привлечения внебюджетного финансирования планируется использовать различные механизмы.
Должна быть продолжена работа по внедрению принципа «пользователь платит» на инфраструктуру всех видов транспорта. Принцип «кто получает выгоду, тот и платит»- критичен для восприятия общественностью. Затраты, особенно на инфраструктуру, ощутимы в краткосрочном периоде. Полученные выгоды – достаточно абстрактны и реализуемы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Поэтому при определении приоритетов финансирования и расчете выгод следует принимать во внимание эту инфраструктурную особенность.
Опыт долгосрочных комплексных взаимоотношений в дорожном хозяйстве должен быть распространен на инфраструктурные объекты аэропортовых комплексов. Сегодня частные инвестиции в аэропортовую инфраструктуру направлены пока только на создание терминалов. Однако новые проекты создания аэропортовых комплексов, так называемые «green field» необходимо осуществлять в соответствии с международной практикой совместно с частным инвестором.
Для решения задач и достижения целей Программы предусматривается комплекс мер государственного регулирования. Важнейшим остается вопрос создания эффективной отраслевой системы управления федеральным имуществом. В 2013 году ожидается продажа акций таких крупных обществ как «Новороссийский морской торговый порт», «Мурманское морское пароходство».
Поручаю руководителям агентств в 2013 году завершить работу по учету и регистрации прав подведомственных организаций на объекты федерального имущества.
Эффективное и динамичное развитие транспортной системы, конкурентоспособность российских транспортных предприятий обусловлено в значительной мере нормативным правовым регулированием. За период 2013-2015 годов предполагается принятие порядка 30 важнейших федеральных законов.
Продолжится работа по совершенствованию государственной политики в сфере транспорта. В 2013 году предусмотрено утверждение откорректированной Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года и ряда отраслевых документов.
В целях повышения эффективности бюджетных инвестиций в транспортную инфраструктуру Департаменты государственной политики и Агентства должны сосредоточить свое внимание на развитии механизмов проектного финансирования, определении приоритетности проектов, пересмотре норм и регламентов проектно-сметного дела, ценообразования и государственной экспертизы в соответствии с практикой стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Уважаемые коллеги!
Реализация в полном объеме мероприятий Программы позволит существенно улучшить ключевые показатели эффективности транспортного комплекса и будет способствовать достижению целевых индикаторов, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Подвижность населения к 2016 году возрастет на 23 процента и составит более 8,5 тыс. км на 1 жителя. Ожидается, что к 2030 году подвижность составит уже более 15,5 тыс. км на 1 жителя, что сопоставимо с уровнем транспортной подвижности населения в развитых зарубежных странах. Решение задач по комплексному развитию инфраструктуры всех видов транспорта на основе принципов логистики и мультимодальных перевозок позволит уменьшить транспортную нагрузку на экономику на 0,3 % ВВП – а это около 700 млрд. рублей в текущих ценах. Повышение конкурентоспособности российской транспортной системы позволит обеспечить рост экспорта транспортных услуг в 1,5 раза. Производительность труда в транспортном комплексе за 2013-2015 годы увеличится на 9,5 % к уровню 2011 года. Комплекс мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, наряду с мероприятиями по улучшению состояния автомобильных дорог, позволит снизить количество ДТП почти на 15 процентов к 2016 году.
Уважаемые коллеги!
Я коротко остановился на основных положениях Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства на среднесрочный период. Доклад представлен в раздаточных материалах. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2011 года № 252 по результатам рассмотрения на Коллегии он будет размещен на сайте Минтранса и направлен в Минэкономразвития России и Минфин России для проведения оценки результативности нашей деятельности и эффективности бюджетных расходов. Полагаю, что только объединив усилия государственных структур всех уровней, деловых кругов, научного и экспертного сообщества мы сможем достичь запланированных результатов.
Благодарю за внимание.