ИА PORTNEWS; 28.03.2013; ВИКТОР ОЛЕРСКИЙ: «К ПРОЕКТАМ РЕЧНЫХ СГТС ПОДКЛЮЧИМ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ»
27 мартa 2013, 20:00
В ходе транспортно-логистической выставки CITL-2013 в Париже глава российской делегации, заместитель министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский рассказал в интервью отраслевому порталу «Российское судоходство» (медиа-группа «ПортНьюс») о том, как будут привлекаться частные инвестиций в развитие инфраструктуры внутренних водных путей (ВВП) России.
- Виктор Александрович, какие меры по привлечению инвесторов на ВВП уже предприняты на сегодняшний день?
- Во-первых, в августе 2012 года был принят федеральный закон, который урегулировал возможность приватизации портовых гидротехнических сооружений (ПГТС) на реках России. Если бы мы не приняли такой закон, то некоторые причальные сооружения речных портов могли бы в скором времени просто умереть.
Соглашусь, пока не пошла волна приватизации. Но это будет происходить не сразу. Ведь многие даже не знают о возможности приватизации ПГТС, хотя с момента принятия соответствующего закона прошло уже полгода.
- Если говорить о судоходных гидротехнических сооружениях, как Минтранс намерен «расшивать узкие места» на ВВП?
- На самом деле, нам не так много осталось решить задач в части реконструкции либо строительства СГТС.
Поскольку работы по строительству второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла уже ведутся, то с их окончанием на Волго-Балтийском водном пути проблему с пропускной способностью ВВП мы в основном решим. К «узким» местам мы относим, преимущественно, нижнее течение Дона, в районе села Арпачин, где планируется реализация проекта строительства Багаевского гидроузла, и Нижегородский низконапорный гидроузел на р. Волга в верхней зоне Чебоксарского водохранилища.
Проект на Волге – этот проект, учтенный в федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие транспортной системы Российской Федерации на период до 2015 года», предусматривающий строительство низконапорной плотины со шлюзом в 30 км выше по реке от Нижнего Новгорода. Реализация данного проекта позволит на участке Городецкие шлюзы – Большое Козино в течение навигаций гарантированно обеспечить глубину 4,0 м, принятой на Единой глубоководной системе европейской части России.
Сегодня по заказу ОАО «РусГидро» ведется проектирование по завершению строительства Чебоксарского гидроузла в части повышения уровня водохранилища до отметки 68 метров. Предполагается, что поднятие уровня воды на Чебоксарском водохранилище позволит решить ряд существенных проблем, в том числе и задачу обеспечения бесперебойного судоходства на лимитирующем участке в районе Нижнего Новгорода.
Подготовка проектных решений почти завершена, и начался непростой процесс их согласования с заинтересованными сторонами, в том числе и с Минтрансом.
В данном проекте пока не все очевидно, многие решения тяжело предугадать и технически воплотить в жизнь. Самое большое наше опасение – реализовав дорогостоящий проект, ожидаемого эффекта можно не достичь.
Я всегда вспоминаю, что начиная с петровских времен в России было порядка 300 проектов соединения Каспийского моря с Азовским. В том числе, некоторые проекты были частично реализованы. Но намеченных задач они не достигли! Хотя, я полагаю, что расчеты по ним были, и весьма серьезные.
По проекту Багаевского гидроузла мы рассматриваем вопрос привлечения частных инвестиций. Наш расчет показывает, что 25-30% всех затрат могут быть компенсированы за счет частных средств, а примерно 70% – средства федерального бюджета. Причем привлекаться все средства должны как минимум на 20-25 лет.
Просто так инвестировать деньги никому не интересно. Поэтому мы пытаемся проработать модель, когда дополнительная прибыль, которую получит судовладелец, будет поделена в соотношении 50% на 50%: первые 50% направлять на покрытие нового тарифа, вторые 50% – оставлять как доход инвестора.
- Речь идет о конкретном инвесторе-судовладельце?
- Конечно, судовладелец напрямую не будет инвестором. Конкретные схемы финансирования пока не определены, возможны концессионные схемы либо проектное финансирование с участием управляющей компании. В данный момент подготовлено обоснование инвестиций, проработан вариант компоновки и состав сооружений с учетом всех требований и минимального воздействия. Данный проект поддерживает правительство Ростовской области и Росводресурсы. С учетом проектных решений, выбрано новое место – хутор Арпачин в Ростовской области на реке Дон. Ведутся предварительные консультации с банками и другими заинтересованными сторонами. Нам представляется, что по проекту строительства Багаевского гидроузла должна быть создана некая управляющая компания, которая будет собирать деньги, и инвестировать их совместно с государством на длительный срок. Это реально.