Изображения

Обычная версия

«Других сроков у нас просто нет, Олимпиада откроется 7 февраля». Интервью Министра транспорта Максима Соколова «Газете.Ru» о подготовке к Сочи-2014, ЧМ по футболу-2018 и транспортной стратегии

13 февраля 2013, 20:00

— Как вы оцениваете подготовку транспортной инфраструктуры Сочи к Олимпиаде на данный момент?

— Минтранс является ответственным исполнителем по 21 объекту из олимпийской программы. Еще 7 объектов находятся в компетенции ОАО «Российские железные дороги». В среднем степень готовности всех транспортных объектов — около 80%.

Работы ведутся по всем отраслям транспортной инфраструктуры. Что касается дорожного строительства, я надеюсь, что здесь определенный прогресс видят уже не только члены Международного олимпийского комитета, которые очень тщательно контролируют выполнение всех работ, но и сами сочинцы. В прошлом году были введены в эксплуатацию две развязки. Это Адлерское кольцо, возможно, не совсем простая развязка с точки зрения логистики, но очень функциональная и удобно разводящая транспортные потоки в разных направлениях, и развязка «Стадион».

Уже два года работает обход Сочи, который существенно разгрузил город. А недавно открыта первая очередь дублера Курортного проспекта. Эта дорога — знаковый проект, который, безусловно, станет одним из важнейших объектов олимпийского наследия в Сочи. Плюс завершается строительство участка Адлер — Веселое, на дороге М-27 в сторону Абхазии. Работы идут полным ходом.

Впереди развязка около самого аэропорта и развязка в районе Адлерского железнодорожного вокзала. Там наконец решены все земельные вопросы, и теперь проект будет завершаться динамично.

Особое внимание мы, конечно, будем уделять завершению второй и третьей очередей дублера Курортного проспекта.

— Задержка с первой очередью дублера составила почти полгода. Вы можете гарантировать, что вторая и третья очередь будут завершены в срок?

— Завершить все объекты дорожной инфраструктуры в Сочи мы планируем к Новому году, возможно, даже чуть раньше — к декабрю. Здесь каждый день, что называется, дорог, будем стараться двигаться в графике.

Есть сложности с третьей очередью дублера Курортного проспекта: по восьмому, последнему туннелю, у русла реки Сочи, из-за геологии, из-за нерешения земельных вопросов и ряда других факторов сложилась не скажу, что критичная, но напряженная ситуация. Мы утвердили суточный план-график, выполнение которого на ежедневном контроле в Минтрансе. Сегодня все вопросы по объекту сняты.

Кстати, на этом объекте используются очень интересные современные технологии проходки туннелей в слабых грунтах, когда на расстояние 30 и более метров забиваются пластиковые трубы, которые укрепляют грунт, а затем грунт вместе с этими трубами выбирают комбайном или проходческим щитом.

В общем, работы много, но при этом мы прекрасно осознаем свою ответственность. Все — и подрядчики, и субподрядчики — мобилизованы. Других сроков у нас просто нет, Олимпиада все равно откроется 7 февраля 2014 года.

— Как оцениваете готовность объектов железнодорожной и морской инфраструктуры?

— Что касается железной дороги, сегодня сделано практически все. Почти завершены работы по развитию инфраструктуры на плече Сочи — Адлер. Помимо этого практически в завершающей стадии — на этапе установки электротехнического оборудования — находится ветка Адлер — Красная Поляна. Это один из самых масштабных транспортных проектов Олимпиады. Есть еще над чем поработать по автодороге, входящей в проект так называемой совмещенки. Подрядчикам РЖД предстоит ударно потрудиться летом этого года, ведь эта дорога — важнейший элемент транспортной инфраструктуры Олимпиады.

Строительство нового морского порта в Сочи по масштабам сравнимо со строительством совмещенной дороги. И, знаете, он впечатляет. Я недавно вновь побывал там. И хотя я хорошо знал проект, был подробно информирован и про тысячи кубометров бетона, которые закладываются в гидротехнические сооружения порта, представлял, как порт должен выглядеть в итоге, но все равно не осознавал до сих пор, насколько это масштабное сооружение. Морской вокзал, который сейчас является украшением и символом Сочи, с удаления последних портовых сооружений нового порта смотрится как игрушечный.

Это то наследие Олимпиады, которое, безусловно, останется не только сочинцам, но и всем жителям нашей страны. Ведь мы, по сути, не имеем таких интересных возможностей для круизного туризма на Черноморском побережье — из-за отсутствия защищенных портов. Новый порт сможет использоваться в дальнейшем как один из крупнейших круизных центров на Черном море.

Во время же Олимпиады морской транспорт будет использован в основном для размещения зрителей, волонтеров, для ряда клиентских групп. Мы уже зафрахтовали семь круизных лайнеров — у компаний из Италии, Греции, России и Норвегии. Максимальная емкость — 11 с половиной тысяч человек. Это хорошее подспорье для объектов гостиничной инфраструктуры.

— Но непосредственно в Сочи большинство участников и гостей Олимпиады, наверное, прибудут по воздуху?

— Да, мы рассчитываем, что 90% прибывающих воспользуются именно авиасообщением. Во всяком случае, 95% иностранных зрителей — почти 93 тысячи человек — планируют прибывать воздушным транспортом. Поездом, скорее всего, воспользуются в основном жители стран СНГ — Украины и Белоруссии.

— Аэропорт Сочи готов к этому потоку?

— Нет сомнений, что все объекты аэродромной инфраструктуры — и перроны, и рулежные дорожки, и командно-диспетчерский пункт — будут сданы в срок.

Недавно начался ввод первых рукавов из десяти галерей и телетрапов Сочинского аэропорта. Спортсмены и зрители тестовых соревнований смогут воспользоваться третьим, пятым и восьмым рукавами, а к сентябрю все десять рукавов заработают на полную мощность. Это позволит обеспечить пропускную способность существующего аэропортового комплекса в пределах двух с половиной тысяч человек в час. Требование заявочной книги — 3,8 тысячи человек — будет достигнуто с введением временного терминала, который инвестор построит летом этого года. Уже строятся VIP- и бизнес-залы. Еще предстоит расширить зону для вылета международных пассажиров.

— Какие дни, по вашим расчетам, будут наиболее напряженными?

— Первые два дня Олимпиады и следующий день после закрытия Олимпийских игр. Ожидаем, что будет порядка 29 тысяч пассажиров на прилете и немного больше на вылете. В основные же дни Олимпиады аэропорт будет обслуживать около 25 тысяч человек в сутки.

На случай, если погода не позволит работать в таком режиме, у нас есть запасные варианты: резервные аэропорты первой очереди Краснодар, Анапа и Геленджик, второй очереди — Ставрополь, Минеральные Воды и Ростов-на-Дону.

Но, даже если непогода будет бушевать на всем юге России, мы понимаем, как управлять пассажирскими потоками, в том числе в Москве и других городах, через которые будут осуществляться транзитные рейсы. Конечно, это будет не очень удобно, но в любом случае постараемся минимизировать негатив от неблагоприятных погодных условий. При этом сейчас оцениваем резервы. Мастер-план по движению всех пассажиров Олимпиады подготовлен в прошлом году и направлен в оргкомитет, а для согласования с Международным олимпийским комитетом представим его в марте этого года. Все замечания коллег мы, безусловно, учтем, но в целом понимание того, как будут двигаться пассажиры и грузы во время Олимпиады, у нас есть.

Кстати, сейчас завершаем строительство логистического транспортного центра, куда будет стекаться вся информация от всех балансодержателей, пользователей объектов инфраструктуры и откуда в автоматическом режиме будет осуществляться управление всеми пассажиропотоками и грузопотоками во время Олимпиады. Весной этот центр будет введен в эксплуатацию. В дальнейшем он может быть использован для создания и развития интеллектуальной транспортной системы Сочи и, возможно, юга России в части Черноморского побережья.

— Сроки строительства дороги к олимпийским трамплинам сорваны, произошло удорожание объекта — есть ли у вас понимание, почему это произошло?

— Этот объект не входит в компетенцию Министерства транспорта, и мы никоим образом не касались его. Это чисто олимпийский объект.

— В АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» Николая Лямова сменили на Андрея Жукова. С чем связано это решение?

— Это был вопрос организационный, нежели политический. Николай Сергеевич Лямов — профессионал в области транспорта, безусловно, очень опытный человек, но у каждого есть личная жизнь. Андрей Викторович Жуков тоже опытный руководитель, выходец из Минтранса, из Ространснадзора. Это рокировка, которая, уверен, позволит нам на завершающем этапе реализации проекта выполнить все поставленные задачи.

— Еще какие-то рокировки не ожидаются ли в ближайшее время? Или можно пока успокоиться всем немного?

— До конца Олимпиады точно никому успокаиваться не надо. Мы, безусловно, будем усиливать кадровый состав дирекции, особенно в области логистики и туризма. Такие предложения сейчас готовятся.

— Как идет подготовка автомобильного транспорта для Олимпиады и водителей?

— Уже закупаются автобусы для обслуживания Олимпиады. Причем в отличие от Лондона закупается абсолютно новый автопарк. Это касается и автобусов, и микроавтобусов, и автомобилей для маломобильных групп населения. Татарстан уже купил первую сотню автобусов для Олимпиады, конкурсы прошли и в Московской области, и в Петербурге. Из федерального бюджета субсидируется 30% средств, а субъекты федерации отвечают не только за поставку автобусов на период Олимпиады, но и за подбор водителей. Порядка тысячи автобусов будут поставлены в Сочи для обслуживания всех участников и гостей Олимпиады. Водителей, конечно, будет больше. Они пройдут и специальную практическую подготовку — все-таки в Сочи горная местность, и лингвистическую подготовку.

— После Олимпиады Минтранс ждет, кажется, еще более сложное событие по инфраструктуре — чемпионат мира по футболу 2018 года. Олимпиада — один город, а ЧМ — сразу одиннадцать….

— Да, одиннадцать, но, к счастью, во многих из них соответствующая инфраструктура уже создается. По чемпионату мира наша задача переходит с двухуровневой — внешнего прибытия и внутренней логистики — на трехуровневую модель, когда зрители перемещаются еще и между городами проведения чемпионата. Причем заранее спрогнозировать объемы транспортных и пассажирских потоков между городами практически невозможно, а значит, нужно быть готовыми к максимальному пассажиропотоку по всем направлениям.

Эта задача гораздо сложнее и, конечно, потребует большего напряжения сил, тем более учитывая те обязательства, которые у нас есть в заявочной книге: бесплатная доставка железнодорожным транспортом и во внутригородском сообщении городов-участников. Такие гарантии уникальны в практике проведения чемпионатов мира.

Но мы работаем над решением этой задачи.

Особое внимание, конечно, уделяем аэропортам, как воротам чемпионата мира. За Москву мы не переживаем. В Сочи и Казани тоже все в порядке. В Санкт-Петербурге в конце этого года будет введен современный терминал почти на 17 млн пассажиров в год. К 2018 году с учетом реконструкции терминала Пулково-1 проект уже заработает на полную мощность, поэтому здесь тоже проблем не возникнет. Что касается приволжских городов, то и в Нижнем Новгороде, и в Самаре есть сильный инвестор, кстати, этот же инвестор занимается и аэропортом в Ростове — это группа компаний «Ренова». И Нижний Новгород, и Самара, уверен, будут реконструированы вовремя. В Саранске терминал надо будет строить, скорее всего, временный, потому что необходимости развивать аэропорт в капитальном варианте нет. Приступаем к строительству нового аэропорта в Ростове. Есть планы по реконструкции аэродрома в Калининграде.

— Кстати, в калининградском Храброво говорят, что предполагают добиваться введения режима открытого неба для аэропорта…

— Такого обращения в Минтранс пока не поступало, но в целом я всегда положительно отношусь к любым идеям, которые усиливают роль и значение нашей инфраструктуры, дают России определенные конкурентные преимущества. Поэтому, если эта инициатива будет официально представлена, мы ее, конечно, самым внимательным образом рассмотрим. Так же как это было сделано во Владивостоке.

— Какие требования в принципе предъявляются к этим аэропортам в рамках ЧМ по футболу?

— По требованиям FIFA должна быть обеспечена пропускная способность аэропортов, за исключением фонового потока пассажиров, в размере 20% вместимости стадиона (то есть 8,8 тыс. человек для городов — организаторов матчей группового этапа) — это прилет за 10 часов до начала матча и вылет в течение 10 часов после матча. Аэропорты должны обслуживать как внутренние, так и международные авиарейсы в ночное и дневное время при любых погодных условиях.

— Что предстоит сделать Минтрансу в рамках подготовки к ЧМ?

— Мы уже ведем работу по планированию, приступили к разработке программного документа — «Концепции транспортного обеспечения ЧМ-2018». Этот документ основан на требованиях FIFA, планируем завершить его проработку в первой половине этого года. Это анализ пассажиропотоков и инфраструктуры и предложения по тем объектам, которые необходимо ввести в ближайшие четыре года. Концепция ляжет в основу в том числе бюджетного планирования на уровне федерации, субъектов федерации, муниципалитетов.

— Предполагалось, что уже к ЧМ между городами-участниками может быть организовано высокоскоростное железнодорожное движение. Но в бюджете денег под него нет. Что реально может быть сделано для подготовки железнодорожной инфраструктуры к ЧМ по футболу?

— Да, это более длительный по времени реализации проект, хотя, конечно, это один из приоритетов в деятельности Министерства. Мы считаем, что страна, претендующая на лидерство в мировой экономике, должна обладать своими проектами высокоскоростного железнодорожного движения. К чемпионату же реально снять те инфраструктурные ограничения, которые есть на некоторых направлениях: увеличить скорость движения поездов где-то до 160 км/ч, может еще чуть выше, между Москвой и Нижним Новгородом, например; где-то может быть даже сделать участки высокоскоростного движения, если такие решения будут приняты. Думаю, к середине года перспективы развития высокоскоростного сообщения будут окончательно определены. Сейчас предложения Минтранса рассматриваются в правительстве.

— Минспорта сообщало, что льгота будет предоставляться болельщикам для проезда между городами-организаторами на железнодорожном транспорте или автобусах за 18 часов до и после матча, но такие временные рамки, скорее всего, не позволят болельщикам полностью воспользоваться обещанным бесплатным проездом. Сформированы ли условия бесплатного проезда болельщиков? Можно ли уже оценить убытки от обеспечения бесплатного проезда болельщиков?

— По нашим предварительным прогнозам, с учетом опыта проведения чемпионатов мира по футболу, основной объем болельщиков будет прибывать в города-организаторы в день матча и уезжать из города сразу после его проведения. С учетом необходимости доставки зрителей до пунктов отправления временной промежуток в 18 часов наиболее оптимальный.

Условия бесплатного проезда болельщиков определены проектом закона «Об организации и о проведении в РФ чемпионата мира FIFA по футболу 2018 года, Кубка конфедераций FIFA по футболу 2017 года». Сейчас этот документ находится на рассмотрении в Госдуме. Про затраты на обеспечение бесплатного проезда говорить пока рано, но в проекте закона определено, что эти затраты будут компенсированы из федерального бюджета и бюджетов субъектов России.

— Минтранс подготовил проект транспортной стратегии до 2030 года. В него включены достаточно амбициозные проекты, но амбициозной выглядит и цена реализации стратегии — более 100 трлн рублей за 20 лет (с 2010-го по 2030 год). При этом транспортная госпрограмма до 2020 года — всего 12,5 трлн рублей…

— Надо ставить перед собой амбициозные задачи, хотя отмечу, что актуализацию стратегии мы провели, исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Этот прогноз формирует единую платформу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ и прогнозных и плановых документов среднесрочного характера.

Доля вложений из федерального бюджета на реализацию Транспортной стратегии по отношению к суммарному ВВП России составит в среднем 1 процент, в то время как в последние годы доля расходов на транспорт составляет немногим менее 0,8%. Так что в абсолютных цифрах расходы вырастут значительно за счет общего роста ВВП страны.

По инновационному варианту стратегии мы предполагаем финансирование из федерального бюджета на уровне около 31 трлн рублей, из бюджетов субъектов и местных бюджетов — около 21 трлн рублей, но основной объем — из внебюджетных источников, это почти 54 трлн рублей. И мы хорошо понимаем, что без привлечения денег с рынка, без государственно-частного партнерства достичь столь амбициозных целей невозможно. Поэтому сейчас мы формируем мощный ГЧП-центр в Минтрансе, во всех наших ведомствах, активно развиваем модель государственно-частного партнерства.

— Когда должна быть утверждена стратегия?

— Сейчас идет широкое обсуждение проекта стратегии: документ уже представлен и на экспертном совете при правительстве РФ, и в Общественной палате, и на «транспортной неделе». Стараемся привлечь к обсуждению как можно больше заинтересованных в развитии нашей инфраструктуры экспертов. К концу марта предполагаем завершить этот процесс и внести обновленную стратегию на утверждение в правительство России.

Все выступления и интервью