«О проекте государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Доклад Министра транспорта РФ Максима Соколова на заседании Правительства Российской Федерации 23 ноября 2012 г.
22 ноября 2012, 20:00
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые коллеги!
Проект государственной программы «Развитие транспортной системы» на 2013-2020 годы подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в соответствии с требованиями актов Правительства Российской Федерации, определяющих структуру, порядок разработки и реализации государственных программ.
Программа разработана с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и отвечает на основные вызовы, стоящие перед транспортной системой.
Среди них:
-
низкая транспортная подвижность населения, которая составляет порядка 7,0 тыс. км на душу населения. Это в три-четыре раза ниже, чем в развитых странах;
-
высокая доля транспортных затрат в себестоимости продукции: 20 - 25 процентов против 7 - 8 процентов в странах с развитой рыночной экономикой;
-
недостаточное использование конкурентного потенциала транспортной системы. Наша страна, по мнению экспертов, могла бы претендовать как минимум на 10-15 процентов от рынка перевозок, тогда как в настоящее время это почти в 6-8 раз меньше;
-
недостаточный уровень безопасности транспортных процессов. В частности, в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибает 19-20 человек в расчете на сто тысяч населения, в странах Европейского союза этот показатель составляет менее 8 человек.
Государственная программа направлена на решение перечисленных проблем и формирование конкурентоспособных транспортных услуг, отвечающих стандартам развитых зарубежных стран.
Важнейшим качеством Программы является ее комплексность, которая заключается в постановке общих целей для всех видов транспорта.
В качестве целей программы определены:
ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
-
повышение доступности транспортных услуг для населения;
-
повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг;
-
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Комплекс мероприятий, предусмотренных Программой, делится на три группы:
-
инвестиционные мероприятия;
-
мероприятия текущего характера;
-
меры государственного регулирования.
Эти мероприятия реализуются в рамках двух федеральных целевых программ «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» и «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 – 2020 годы)», Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и восьми подпрограмм, составляющих структуру государственной программы.
Первая группа мероприятий - инвестиционные.
Практически все инвестиционные мероприятия реализуются в рамках федеральных целевых программ.
На железнодорожном транспорте предусматривается строительство более 2,5 тысяч км новых железнодорожных линий. Доля протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, планируется сократить до 5 процентов.
Приоритетные направления развития железнодорожной инфраструктуры:
-
устранение инфраструктурных ограничений на подходах к портам и пограничным переходам, обеспечение пропускной способности магистральных направлений;
-
строительство железнодорожных линий в районах нового освоения на Севере страны, Дальнем Востоке и в Прибайкалье;
-
развитие крупных железнодорожных узлов (Московского, Санкт-Петербурского, Свердловского и др.);
-
развитие скоростного пассажирского движения;
-
обеспечение безопасности и технологической устойчивости перевозочного процесса.
К 2020 году будет построено и реконструировано более 7 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, включая строительство около тысячи км платных автомагистралей и скоростных дорог.
Доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, составит более 85 процентов – сегодня это только 40 процентов.
За время реализации Программы на условиях софинансирования будет построено и реконструировано также почти 7 тыс. км дорог регионального и межмуниципального значения. Это позволит обеспечить круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования только за счет средств федерального бюджета порядка 2,5 тыс. сельских населенных пунктов.
В результате реализации мероприятий по развитию инфраструктуры гражданской авиации, как Вы, Дмитрий Анатольевич, уже отметили, будет введено в эксплуатацию после реконструкции и строительства 96 взлетно-посадочных полос или почти треть от существующих аэродромов.
Предусматривается развитие международных аэропортов-хабов, внутрироссийских узловых и региональных аэропортов.
Будет создана современная система организации воздушного движения, позволяющая почти на 80% увеличить количество обслуживаемых полетов.
Доля протяженности внутренних водных путей Европейской части России, ограничивающих пропускную способность водного транспорта, снизится с 75 до 14 процентов, будет ликвидирован опасный уровень безопасности на всех судоходных гидротехнических сооружениях.
Увеличив более чем в полтора раза (на 356 млн. тонн) свои производственные мощности, российские порты полностью обеспечат потребности экономики в портовых мощностях и создадут резерв для пиковых нагрузок.
Повышение конкурентоспособности крупнейших морских портов основывается на их оптимальной специализации, создании особых портовых зон и логистических центров.
Мероприятия текущего характера реализуются в рамках подпрограмм.
Это, прежде всего:
-
содержание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры - федеральных автомобильных дорог и внутренних водных путей в соответствии с установленными нормативами. Расходы на эти цели составляют 76 процентов бюджетных текущих расходов;
-
обеспечение функционирования и развитие систем безопасности на транспорте;
-
субсидирование социально значимых перевозок.
Ожидается, что авиационная подвижность населения на региональных и местных авиалиниях за время реализации Программы возрастет более чем в 2 раза, объем перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте за счет пригородных перевозок в крупных транспортных узлах - на 30 процентов.
Реализация мероприятий Программы обеспечит рост производительности труда в транспортном комплексе в 1,6-1,7 раза к уровню 2011 года.
Для решения задач и достижения целей Программы предусматривается система мер государственного регулирования, включающая:
-
разработку и принятие федеральных законов по развитию конкурентного рынка и обеспечению доступности транспортных услуг для населения;
-
структурное реформирование и развитие видов транспорта, прежде всего, пригородного железнодорожного сообщения, региональных воздушных перевозок, городского пассажирского транспорта, внутренних водных путей.
Для привлечения инвестиций в транспортный комплекс предполагается реализация следующей системы мер:
-
заключение долгосрочных контрактов (контрактов «жизненного цикла») на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры;
-
поэтапный переход на сетевой контракт, который позволит увязать требования к содержанию и развитию железнодорожной инфраструктуры, формированию государственной тарифной политики и объему бюджетных инвестиций;
-
развитие схем государственно-частного партнерства во всех транспортных отраслях;
-
развитие механизмов проектного финансирования, определение приоритетности проектов и источников их финансирования, в том числе с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния.
Реализация в полном объеме мероприятий Программы позволит существенно улучшить ключевые показатели эффективности транспортного комплекса.
Подвижность населения в 2020 году возрастет в 1,5 раза и составит более 10 тыс. км на 1 жителя.
Повышение доступности (пространственной и ценовой) транспортных услуг непосредственно повлияет на темпы реализации приоритетных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, решения жилищных проблем.
Решение задач по комплексному развитию инфраструктуры всех видов транспорта на основе принципов логистики и мультимодальных перевозок, рост производительности труда обеспечит снижение транспортных издержек в цене готовой продукции до 12-16 процентов.
Это позволит повысить индекс России в рейтинге Всемирного Банка по уровню конкурентоспособности.
Важным результатом повышения конкурентоспособности транспортной системы станет рост экспорта транспортных услуг в 2 раза и объема транзитных перевозок. Это будет способствовать созданию единого транспортного пространства от Атлантического до Тихого океана, укреплению разноформатного сотрудничества в Арктике.
Объем перевозок по Северному морскому пути составит к 2020 году порядка 64 млн. рублей, что превышает объемы перевозок в 2011 году почти в 20 раз.
Доля транспортного комплекса в общем объеме экспорта товаров и услуг возрастет к 2020 году в 1,3 раза.
Реализация мероприятий по обеспечению безопасности, включая повышение надежности объектов инфраструктуры, безопасности судоходства, развитие Единой системы управления воздушным движением.
Число происшествий на транспорте в относительных показателях снизится на 30% к уровню 2011 года.
Комплекс мероприятий по улучшению состояния автомобильных дорог, наряду с мероприятиями по повышению безопасности дорожного движения позволит снизить число погибших от ДТП до 13-14 случаев на 100 тыс. населения к 2020 году.
Проект Программы согласован с Минэкономразвития России, участниками и исполнителями программы.
В ходе разработки программы проведено ее обсуждение на различных площадках с привлечением общественности, бизнеса, представителей науки, институтов развития, членов Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.
Предложения экспертного сообщества учтены в программе.
В то же время планируется продолжение совместной работы с членами Экспертного совета в части дополнения государственной программы комплексом мер, направленных на оптимизацию стоимости объектов транспортной инфраструктуры, расширения механизмов использования внебюджетных источников финансирования, других вопросов.
Имеются неурегулированные вопросы с Минфином России в части финансового обеспечения реализации Программы в 2016 – 2020 годах и неравномерности прироста финансирования.
В соответствии с установленным регламентом было проведено согласительное совещание, на котором достигнута договоренность о включении в Программу положений, предусматривающих возможность применения различных вариантов и динамики финансирования программных мероприятий в зависимости от складывающейся экономической ситуации.
В соответствии с Вашим поручением, после утверждения мастер – плана проведения Чемпионата мира по футболу и актуализации программы развития транспортного комплекса Московского региона эти дополнительные мероприятия должны быть учтены при корректировке Программы в первом полугодии 2013 года.
Также будут учтены положения актуализированной Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года в первом квартале следующего года.
Соответствующие предложения предусмотрены в проекте протокольного решения нашего заседания.
Прошу поддержать.
Спасибо за внимание.