Изображения

Обычная версия

«О проекте государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Доклад Министра транспорта РФ Максима Соколова на заседании Правительства Российской Федерации 23 ноября 2012 г.

22 ноября 2012, 20:00

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые коллеги!

Проект государственной программы «Развитие транспортной системы» на 2013-2020 годы подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в соответствии с требованиями актов Правительства Российской Федерации, определяющих структуру, порядок разработки и реализации государственных программ.

Программа разработана с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и отвечает на основные вызовы, стоящие перед транспортной системой.

Среди них:

  • низкая транспортная подвижность населения, которая составляет порядка 7,0 тыс. км на душу населения. Это в три-четыре раза ниже, чем в развитых странах;
  • высокая доля транспортных затрат в себестоимости продукции: 20 - 25 процентов против 7 - 8 процентов в странах с развитой рыночной экономикой;
  • недостаточное использование конкурентного потенциала транспортной системы. Наша страна, по мнению экспертов, могла бы претендовать как минимум на 10-15 процентов от рынка перевозок, тогда как в настоящее время это почти в 6-8 раз меньше;
  • недостаточный уровень безопасности транспортных процессов. В частности, в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибает 19-20 человек в расчете на сто тысяч населения, в странах Европейского союза этот показатель составляет менее 8 человек.

Государственная программа направлена на решение перечисленных проблем и формирование конкурентоспособных транспортных услуг, отвечающих стандартам развитых зарубежных стран.

Важнейшим качеством Программы является ее комплексность, которая заключается в постановке общих целей для всех видов транспорта.

В качестве целей программы определены:

ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

  • повышение доступности транспортных услуг для населения;
  • повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг;
  • повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Комплекс мероприятий, предусмотренных Программой, делится на три группы:

  • инвестиционные мероприятия;
  • мероприятия текущего характера;
  • меры государственного регулирования.

Эти мероприятия реализуются в рамках двух федеральных целевых программ «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» и «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 – 2020 годы)», Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и восьми подпрограмм, составляющих структуру государственной программы.

Первая группа мероприятий - инвестиционные.

Практически все инвестиционные мероприятия реализуются в рамках федеральных целевых программ.

На железнодорожном транспорте предусматривается строительство более 2,5 тысяч км новых железнодорожных линий. Доля протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, планируется сократить до 5 процентов.

Приоритетные направления развития железнодорожной инфраструктуры:

  • устранение инфраструктурных ограничений на подходах к портам и пограничным переходам, обеспечение пропускной способности магистральных направлений;
  • строительство железнодорожных линий в районах нового освоения на Севере страны, Дальнем Востоке и в Прибайкалье;
  • развитие крупных железнодорожных узлов (Московского, Санкт-Петербурского, Свердловского и др.);
  • развитие скоростного пассажирского движения;
  • обеспечение безопасности и технологической устойчивости перевозочного процесса.

К 2020 году будет построено и реконструировано более 7 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, включая строительство около тысячи км платных автомагистралей и скоростных дорог.

Доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, составит более 85 процентов – сегодня это только 40 процентов.

За время реализации Программы на условиях софинансирования будет построено и реконструировано также почти 7 тыс. км дорог регионального и межмуниципального значения. Это позволит обеспечить круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования только за счет средств федерального бюджета порядка 2,5 тыс. сельских населенных пунктов.

В результате реализации мероприятий по развитию инфраструктуры гражданской авиации, как Вы, Дмитрий Анатольевич, уже отметили, будет введено в эксплуатацию после реконструкции и строительства 96 взлетно-посадочных полос или почти треть от существующих аэродромов.

Предусматривается развитие международных аэропортов-хабов, внутрироссийских узловых и региональных аэропортов.

Будет создана современная система организации воздушного движения, позволяющая почти на 80% увеличить количество обслуживаемых полетов.

Доля протяженности внутренних водных путей Европейской части России, ограничивающих пропускную способность водного транспорта, снизится с 75 до 14 процентов, будет ликвидирован опасный уровень безопасности на всех судоходных гидротехнических сооружениях.

Увеличив более чем в полтора раза (на 356 млн. тонн) свои производственные мощности, российские порты полностью обеспечат потребности экономики в портовых мощностях и создадут резерв для пиковых нагрузок.

Повышение конкурентоспособности крупнейших морских портов основывается на их оптимальной специализации, создании особых портовых зон и логистических центров.

Мероприятия текущего характера реализуются в рамках подпрограмм.

Это, прежде всего:

  • содержание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры - федеральных автомобильных дорог и внутренних водных путей в соответствии с установленными нормативами. Расходы на эти цели составляют 76 процентов бюджетных текущих расходов;
  • обеспечение функционирования и развитие систем безопасности на транспорте;
  • субсидирование социально значимых перевозок.

Ожидается, что авиационная подвижность населения на региональных и местных авиалиниях за время реализации Программы возрастет более чем в 2 раза, объем перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте за счет пригородных перевозок в крупных транспортных узлах - на 30 процентов.

Реализация мероприятий Программы обеспечит рост производительности труда в транспортном комплексе в 1,6-1,7 раза к уровню 2011 года.

Для решения задач и достижения целей Программы предусматривается система мер государственного регулирования, включающая:

  • разработку и принятие федеральных законов по развитию конкурентного рынка и обеспечению доступности транспортных услуг для населения;
  • структурное реформирование и развитие видов транспорта, прежде всего, пригородного железнодорожного сообщения, региональных воздушных перевозок, городского пассажирского транспорта, внутренних водных путей.

Для привлечения инвестиций в транспортный комплекс предполагается реализация следующей системы мер:

  • заключение долгосрочных контрактов (контрактов «жизненного цикла») на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры;
  • поэтапный переход на сетевой контракт, который позволит увязать требования к содержанию и развитию железнодорожной инфраструктуры, формированию государственной тарифной политики и объему бюджетных инвестиций;
  • развитие схем государственно-частного партнерства во всех транспортных отраслях;
  • развитие механизмов проектного финансирования, определение приоритетности проектов и источников их финансирования, в том числе с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния.

Реализация в полном объеме мероприятий Программы позволит существенно улучшить ключевые показатели эффективности транспортного комплекса.

Подвижность населения в 2020 году возрастет в 1,5 раза и составит более 10 тыс. км на 1 жителя.

Повышение доступности (пространственной и ценовой) транспортных услуг непосредственно повлияет на темпы реализации приоритетных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, решения жилищных проблем.

Решение задач по комплексному развитию инфраструктуры всех видов транспорта на основе принципов логистики и мультимодальных перевозок, рост производительности труда обеспечит снижение транспортных издержек в цене готовой продукции до 12-16 процентов.

Это позволит повысить индекс России в рейтинге Всемирного Банка по уровню конкурентоспособности.

Важным результатом повышения конкурентоспособности транспортной системы станет рост экспорта транспортных услуг в 2 раза и объема транзитных перевозок. Это будет способствовать созданию единого транспортного пространства от Атлантического до Тихого океана, укреплению разноформатного сотрудничества в Арктике.

Объем перевозок по Северному морскому пути составит к 2020 году порядка 64 млн. рублей, что превышает объемы перевозок в 2011 году почти в 20 раз.

Доля транспортного комплекса в общем объеме экспорта товаров и услуг возрастет к 2020 году в 1,3 раза.

Реализация мероприятий по обеспечению безопасности, включая повышение надежности объектов инфраструктуры, безопасности судоходства, развитие Единой системы управления воздушным движением.

Число происшествий на транспорте в относительных показателях снизится на 30% к уровню 2011 года.

Комплекс мероприятий по улучшению состояния автомобильных дорог, наряду с мероприятиями по повышению безопасности дорожного движения позволит снизить число погибших от ДТП до 13-14 случаев на 100 тыс. населения к 2020 году.

Проект Программы согласован с Минэкономразвития России, участниками и исполнителями программы.

В ходе разработки программы проведено ее обсуждение на различных площадках с привлечением общественности, бизнеса, представителей науки, институтов развития, членов Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации.

Предложения экспертного сообщества учтены в программе.

В то же время планируется продолжение совместной работы с членами Экспертного совета в части дополнения государственной программы комплексом мер, направленных на оптимизацию стоимости объектов транспортной инфраструктуры, расширения механизмов использования внебюджетных источников финансирования, других вопросов.

Имеются неурегулированные вопросы с Минфином России в части финансового обеспечения реализации Программы в 2016 – 2020 годах и неравномерности прироста финансирования.

В соответствии с установленным регламентом было проведено согласительное совещание, на котором достигнута договоренность о включении в Программу положений, предусматривающих возможность применения различных вариантов и динамики финансирования программных мероприятий в зависимости от складывающейся экономической ситуации.

В соответствии с Вашим поручением, после утверждения мастер – плана проведения Чемпионата мира по футболу и актуализации программы развития транспортного комплекса Московского региона эти дополнительные мероприятия должны быть учтены при корректировке Программы в первом полугодии 2013 года.

Также будут учтены положения актуализированной Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года в первом квартале следующего года.

Соответствующие предложения предусмотрены в проекте протокольного решения нашего заседания.

Прошу поддержать.

Спасибо за внимание.

Все выступления и интервью