Изображения

Обычная версия

Доклад Министра транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколова на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу «О проектах инвестиционной программы и финансового плана ОАО «Российские железные дороги» на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015

07 ноября 2012, 20:00

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства!

Вашему вниманию представляется доклад о проектах инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД» на 2013 - 2015 годы.

Прежде чем говорить о показателях 2013 - 2015 годов, считаю необходимым остановиться на предварительных итогах 2012 года как основы для дальнейшего планирования.

Анализ показал рост основных показателей ОАО «РЖД» в 2012 году по сравнению с первоначально запланированными. Так, увеличение погрузки составит 103,3% (против 102,7%), грузооборота - 104,3% (против 101,2%). Показатель пассажирооборота практически сохраняется на уровне 2011 года. Проведенная в начале года индексация железнодорожных тарифов, выделение средств федерального бюджета обеспечили получение доходов в размере порядка 1,4 трлн. рублей, и чистой прибыли порядка 5,3 млрд. рублей. Размер инвестпрограммы на 2012 год - 492,2 млрд. рублей.

На 2013 год Правительством Российской Федерации определены следующие основные параметры.

Индексация грузовых тарифов предусмотрена в размере 7%, пассажирских тарифов в дальнем следовании в регулируемом секторе - 10%. При этом необходимо отметить, что уровень индексации тарифов на грузовые перевозки в размере 7% был одобрен летом текущего года, когда прогноз Минэкономразвития по инфляции на 2013 год в стране был запланирован порядка 5%. В уточненном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации прогноз инфляции повышен до уровня 7% при этом размер индексации тарифов на грузовые перевозки оставлен без изменения.

На 2013 год предусматривается погрузка в размере 1314 млн. тонн или с ростом к 2012 году на 2,5%.

Финансовый план ОАО «РЖД» характеризуется опережающим ростом в 2013 году к предыдущему году на 3 процентных пункта доходов от перевозок (+119,8 млрд.рублей или +9,8%) над расходами (+79,4 млрд. рублей или +6,8%). Среднегодовой темп роста себестоимости перевозок в 2013-2015 годах составит 4,5% при среднегодовом росте потребительских цен на 5,8%, что указывает на эффективность деятельности РЖД по оптимизации расходов.

На 2013 год в целях обеспечения финансовой сбалансированности бюджета ОАО «РЖД» запланировано снижение расходов по перевозкам на 23,9 млрд. рублей. Несмотря на принятые меры, чистая прибыль в 2013 году составит 1,1 млрд. рублей.

Переходя к инвестиционной программе ОАО «РЖД», хочу отметить, что общий объем средств, предусмотренный проектом инвестиционной программы компании на период 2013-2015 годы, прогнозируется в объеме порядка 1,1 трлн. рублей и предполагает следующее распределение по годам:

  • 2013 г. -411,4 млрд. рублей;
  • 2014 г. - 360,0 млрд. рублей;
  • 2015 г. - 346,1 млрд. рублей.

Необходимо подчеркнуть, что представленные параметры инвестиционной программы ОАО «РЖД» за 3-х летний период увеличены на 24,4 млрд. рублей по отношению к ранее рассмотренным на заседании Совета директоров компании в ноябре 2011 года.

По составу мероприятий инвестпрограмма 2013 года выглядит следующим образом:

1. Проекты, выполняемые за счет взносов из федерального бюджета в уставный капитал компании:

  • завершение сооружения сочинских объектов - 32,8 млрд. рублей;
  • развитие Московского транспортного узла - 17,6 млрд. рублей;
  • строительство вторых путей и электрификация участка Выборг-Приморск-Ермилово - 2,25 млрд. рублей;
  • развитие станции Гремячая - 775,4 млн. рублей (Волгоградская область).

2. Проекты, связанные с технологической безопасностью на транспорте.

На проекты, входящие в блок обеспечения безопасности перевозочного процесса за период 2013-2015 гг. будет направлено 425,8 млрд. рублей или 38,1% от всего объема инвестиционной программы компании за указанный период, в том числе в 2013 году 134,3 млрд. рублей. Проекты, образующие данный блок, направлены на обеспечение безопасности жизнедеятельности (обеспечение транспортной и пожарной безопасности, обновление объектов гражданской обороны), а также на обеспечение технологической устойчивости перевозочного процесса, повышение безопасности движения и поддержание существующей пропускной способности.

Основную часть инвестиционных средств в рамках проектов данного блока планируется направить на реконструкцию железнодорожного пути, а также на обновление устройств автоматики и телемеханики и внедрение двусторонней автоблокировки, обновление оборудования и устройств электроснабжения.

Для осуществления работ по реконструкции железнодорожного пути в 2013-2015 гг. предусмотрено 250,1 млрд. рублей, в том числе в 2013 году - 81,2 млрд. рублей. За период 2013-2015 гг. планируется провести реконструкцию более 11 тыс. км железнодорожного пути. Ежегодно в этот период всеми видами ремонта (капитальный ремонт и реконструкция) будет восстанавливаться порядка 10 тысяч км пути в год (в т.ч. реконструкция - 3725 км, капремонт - 6275 км), что позволит не допустить роста протяженности пути с просроченным ремонтом, и таким образом, не допустить ухудшения технологической устойчивости железнодорожного транспорта. Следует отметить, что даже при этом будет оставаться порядка 20 тыс. км пути с просроченным ремонтом. Несмотря на высокую приоритетность проектов, связанных с обновлением железнодорожной инфраструктуры, наблюдается высокий уровень износа основных фондов компании, который при текущих параметрах инвестиционной программы сохранится. Так, по предварительным расчетам к 2015 году, при сохранении текущего тренда в объемах обновления железнодорожной инфраструктуры, износ железнодорожного пути составит 84%, автоблокировки - 65%.

В рамках технологического аудита инвестпрограммы, проводимого по поручению Правительства, выявлено, что одним из острейших вопросов в настоящее время, является вопрос обновления парка тягового подвижного состава.

В 2013 году в соответствии с поручениями Правительства предусмотрено закупить 770 единиц локомотивов (магистральных тепловозов и электровозов, маневровых локомотивов) на сумму 84,7 млрд. рублей - это максимальное количество, которое может произвести промышленность.

В 2014 - 2015 годах поставка локомотивов планируется также в пределах 700 единиц ежегодно.

На обновление моторвагонного подвижного состава в 2013 году планируются средства в размере 8,9 млрд. рублей, что позволит приобрести 274 вагона моторвагонного подвижного состава для электропоездов.

3. На снятие инфраструктурных ограничений в инвестиционной программе в 2013 - 2015 годах предусматриваются средства в размере 438,2 млрд. рублей, в том числе в 2013 году - 142,9 млрд. рублей. При этом все проекты развития инфраструктуры, в соответствии с поручением Правительства, разделены на окупаемые и неокупаемые проекты.

К окупаемым проектам отнесены проекты со сроком окупаемости до 15 лет. К ним относятся проекты развития инфраструктуры на подходах к российским портам на юге Финского залива, отдельные проекты на подходах к черноморским портам. Указанные проекты реализуются за счет привлечения компанией заемных средств.

4. Прочие проекты инвестиционной программы запланированы в 2013 году в размере 17,0 млрд. рублей. К ним относятся - внедрение ресурсосберегающих технологий, НИОКР, проекты социального развития, строительство технологического жилья.

Источниками инвестиционной программы в 2013 году являются амортизация, займы, чистая прибыль, доходы от продажи ДЗО, взносы в уставный капитал ОАО «РЖД». Для реализации заявленного объема инвестпрограммы в 2013- 2015 годах ОАО «РЖД» вынуждено продолжить дальнейшее наращивание кредитного портфеля.

В 2013 году финансовый долг компания планирует увеличить на 176,3 млрд. рублей до уровня 579,6 млрд. рублей, а концу 2015 года - до 820,2 млрд. рублей. Отношение долга к ЕВITDA в рассматриваемом периоде составит:

  • в 2013 году-2,2
  • в 2014 году-2,4
  • в 2015 году-2,5

В целом в 2013 - 2015 годах деятельность ОАО «РЖД» принесет значительный народнохозяйственный эффект:

  • прирост объемов перевозок составит 116,3 млн. тонн, в том числе в 2013 году 31,4 млн.тонн;
  • налоговые поступления во все уровни бюджетной системы Российской Федерации составят более 860 млрд. рублей, в том числе в 2013 году 262 млрд. рублей;
  • на предприятиях отечественной промышленности за 2013-2015 гг. будут размещены заказы на производство продукции, потребляемой ОАО «РЖД», в результате реализации инвестпрограммы, на сумму 620 млрд. рублей.

С учетом изложенного, проект финплана и инвестпрограммы ОАО «РЖД» на 2013 год является сбалансированным и согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в связи с чем, считаю возможным его поддержать.

На период 2014 и 2015 годов проект финплана и инвестпрограммы предлагаю принять к сведению и поручить Минтрансу совместно с ОАО «РЖД» и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти доработать их в 2013 году с учетом фактических итогов 2012 года, а так же по источникам финансирования и отдельным проекта, таким, как например, организация скоростного движения к Чемпионату мира по футболу.

Благодарю за внимание!

Все выступления и интервью