Изображения

Обычная версия

Доклад заместителя Министра транспорта РФ Н.А. Асаула на заседании коллегии Минтранса России 24 октября 2012 г.

23 октября 2012, 20:00

Об основных направлениях государственной политики в сфере организации дорожного движения

Уважаемый Максим Юрьевич, уважаемые члены Коллегии, участники заседания!

Устойчиво развивающийся транспортный комплекс Российской Федерации является базовым условием территориального и социального единства страны. Однако сегодня на пути к устойчивому развитию транспорта в городах стало резкое повышение уровня загрузки автомобильных дорог движением. Города задыхаются от транспортных проблем в прямом и переносном смысле. Перегруженность транспортных систем российских городов снижает мобильность населения, приводит к значительным потерям времени на передвижение, оказывает негативное влияние на эффективность работы городского транспорта, росту числа ДТП, выбросов загрязняющих веществ и транспортного шума.

Складывающаяся ситуация приводит к снижению качества жизни населения и серьезным экономическим потерям для страны в целом. По имеющимся экспертным оценкам эти потери достигают до 7- 9% ВВП в год. В настоящее время до 27,0% автомобильных дорог федерального значения работают в режиме перегрузки и нуждаются в проведении различных мероприятий по повышению их пропускной способности. Средняя скорость движения за последние 5 лет снизилась в среднем на 40%, а в часы пик падает до 5 – 10 км/час.

Улично-дорожные сети российских городов формировались в 70-90-х годах прошлого века исходя из перспективного уровня автомобилизации в 170 - 180 автомобилей на 1000 жителей. Предполагалось, что население городов будет продолжать использовать для поездок в основном общественный пассажирский транспорт. Однако, в настоящее время до 30% общего объема перевозок пассажиров в городах приходится на личный автотранспорт, и эта доля продолжает расти. В выходные дни уже 40-50% поездок горожан за город выполняется на личном транспорте.

В последние десять лет ежегодный прирост автомобильного парка и интенсивности движения составлял 4-6%, а увеличение пропускной способности УДС— не более 1,0%. Отставание дорожно-транспортной сети от имеющихся потребностей составляет приблизительно 20 - 25 лет.

Государственная политика в сфере организации дорожного движения, по нашему мнению,должна включать следующие направления:

1. Совершенствование территориального и территориально-транспортного планирования.

2. Развитие улично-дорожных сетей.

3. Модернизация общественного транспорта.

4. Организация городского парковочного пространства и парковочная политика.

5. Введение ограничений на движение автотранспорта.

6. Совершенствование инженерных средств и методов организации дорожного движения.

7. Оптимизация работы грузового автомобильного транспорта.

8. Формирование новых стереотипов транспортного поведения населения.

9. Поощрение современных форм организации различных видов трудовой деятельности, сокращающих транспортный спрос населения и общественные транспортные издержки.

Таким образом, мы не ограничились одними лишь, так называемыми методами организации дорожного движения, а посмотрели на проблему гораздо шире.

Помимо понимания проблем и путей их решения - главная задача, которая стоит перед государством, регионами и городами определить механизмы управления, которые позволят в полной мере реализовать перечисленный инструментарий на практике, сделать его востребованным в повседневной жизни и в принятии управленческих решений властями всех уровней. К сожалению, деятельность по организации дорожного движения сегодня не имеет самостоятельного статуса в качестве объекта правового регулирования. Закон «О безопасности дорожного движения», содержащий определение этого понятия, не раскрывает содержания и целей деятельности по ОДД.

Согласно действующему законодательству, ОДД не является самостоятельным видом деятельности, а включается в состав дорожной деятельности, как один из видов работ по содержанию дорог. Как следствие, федеральное законодательство, регулирующее деятельность органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, не упоминает ОДД в числе вопросов, подлежащих регулированию на региональном и местном уровне.

Решение проблем эффективного функционирования процесса перемещения людей и грузов по автомобильным дорогам, урегулирование всех вышеперечисленных направлений деятельности по организации дорожного движения требует кардинальных изменений в нормативной правовой базе, а также подготовку и принятие комплексного закона «Об организации дорожного движения».

Если проанализировать зарубежное законодательство, то можно видеть, что правовое регулирование безопасности дорожного движения в Российской Федерации в основном соответствует принципам, установленным международными нормативными документами. Однако на сегодня наша страна относится к тем странам, где до сих пор не урегулированы вопросы организации дорожного движения.

Законы «О дорожном движении» приняты во многих бывших республиках СССР - Латвии, Эстонии, Азербайджане, Украине, Белоруссии. Законодательство о дорожном движении действует во многих ведущих странах, где эти вопросы успешно решаются: в Великобритании, Австрии, Болгарии, Дании, Испании, Италия, Ирландии, Венгрии, Германии, Индии, Индонезии, Китае, Турции, Японии.

По сравнению с нормами международного права отечественное законодательство в сфере дорожного движения уступает по степени детализации и кругу регулируемых вопросов.

Принятие законопроекта позволит:

  • закрепить новые обязанности владельцев автомобильных дорог, объектов улично-дорожной сети, прилегающих территорий, в том числе, связанных с соблюдением требований по обеспечению бесперебойного движения с учетом прогнозируемого роста численности транспортных средств всех категорий;
  • установить государственную экспертизу проектной документации объекта капитального строительства на соответствие требованиям по обеспечению бесперебойного движения, включая возможное влияние объекта капительного строительства на возникновение транспортных заторов на примыкающих автомобильных дорогах, объектах улично-дорожной сети, прилегающих территориях;
  • ввести государственную экспертизу документации по организации дорожного движения сетевого уровня;
  • предусмотреть обязанности государственных и муниципальных органов обеспечивать взаимосвязь деятельности по территориально-транспортному планированию и организации дорожного движения;
  • установить основные нормативные правовые требования к проведению работ по установке, демонтажу, модернизации, капитальному и текущему ремонту, содержанию технических средств организации дорожного движения;
  • установить новые полномочия государственных и муниципальных органов в сфере организации дорожного движения, в том числе на создание зон специальной организации дорожного движения путем введения различных ограничений на въезд автомобильного транспорта на отдельные городские территории, характеризующиеся сверхнормативной загрузкой транспортными потоками и антропогенной нагрузкой на окружающую среду;
  • закрепить правовые основы организации стоянки транспортных средств;
  • установить законодательные принципы финансирования организации дорожного движения как самостоятельного вида деятельности.

Поскольку подавляющая доля автомобильных дорог России находится в муниципальной собственности, основная часть практической деятельности по организации дорожного движения осуществляется исключительно на уровне муниципальных образований. Задачи нормативного и методического обеспечения этой деятельности должны решаться на федеральном уровне управления, а основной задачей на уровне региона должна стать координация деятельности муниципалитетов с целью выстраивания единой организационной системы на дорожной сети региона.

Межсубъектная и межмуниципальная координация проектирования и реализации мероприятий в сфере организации дорожного движения и территориального транспортного планирования должна базироваться на согласовании проектов и определении источников финансирования.

При этом решение задач ОДД на региональной и местной дорожной сети потребует создания в структуре региональных органов управления транспортом и органов местного самоуправления, специальных структур, ответственных за организацию дорожного движения.

Будущий закон «Об организации дорожного движения» должен стать связующим звеном разделенных на сегодня элементов системы отраслевых нормативных правовых актов, подзаконных актов и федеральных законов прямого действия: «О безопасности дорожного движения», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», «Градостроительный кодекс», «Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации», технических регламентов, касающихся транспортных средств, автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Принятие Закона устранит пробелы и противоречия в законодательстве в сфере дорожного движения, обеспечит единый подход к регулированию общественных отношений, возникающих в процессе дорожного движения.

В целях всесторонней проработки норм будущего закона в Минтрансе России создана Межведомственная рабочая группа, куда вошли представители министерств и ведомств, регионов, городов, научных специалистов в области организации дорожного движения, которая в течение года активно работала.

В целях дальнейшего совершенствования нормативных правовых основ организации дорожного движения Минтрансом России ведется разработка следующих документов:

  • разработка правового акта, определяющего «Состав, порядок разработки и утверждения документации по организации дорожного движении;
  • разработка системы критериев оценки качества и эффективности организации дорожного движения, а также разработка соответствующих методик расчёта этих критериев;
  • разработка руководств и инструкций для региональных и местных властей по подготовке КТС, КСОД и ПОД, аналогичных методическим рекомендациям по разработке документов территориального планирования;
  • разработка расчетных методик по моделированию и прогнозированию интенсивности транспортных потоков на городских улично-дорожных сетях.

Методическое обеспечение управляющих мероприятий в сфере организации дорожного движения требует также:

1. В части управления дорожным движением, введения ограничений на движение автотранспортных средств в городах:

  • создания единого национального стандарта, определяющего требования к спектру задач, решаемых ИТС в области организации дорожного движения, к их архитектуре и техническим средствам;
  • разработки и закрепления в нормативно-технической документации критериев установки на дорогах и улицах запрещающих и предписывающих дорожных знаков, знаков особых предписаний, введения зон особых ограничений.

2. В части развития альтернатив личному легковому автотранспорту:

  • разработки Методических указаний по созданию приоритетных условий движения наземного общественного пассажирского транспорта;
  • установления стандартов транспортного обслуживания населения, направленных на обеспечение высокого качества транспортного обслуживания населения общественным пассажирским транспортом;
  • разработки нормативов обеспеченности городских территорий инфраструктурой пешеходного и велосипедного движения.

3. В части совершенствования организации городского парковочного пространства пересмотра имеющихся нормативов обеспеченности зданий, сооружений и городских территорий парковочными местами.

4. В части оптимизации грузового движения разработки методической основы для установления на муниципальном уровне особых временных условий для работы торгово-складских и других объектов, требующих подвоза или вывоза грузов автотранспортом.

5. В части ремонта и содержания улично-дорожных сетей регламентации проведения работ дорожно-эксплуатационными службами в условиях заторов.

В ходе разработки нормативно-методической документации, основное внимание будет уделено требованиям к ОДД в части обеспечения бесперебойного движения транспортных потоков и предотвращения возникновения заторов на дорожных сетях, т.к. такие требования, в отличие от требований по обеспечению безопасности движения, практически не отражены в существующей нормативной базе.

Законодательные основы организации дорожного движения планируется закрепить инфраструктурными проектами. В развитие Меморандума о сотрудничестве в области организации дорожного движения, заключенного между Минтрансом России и Международным банком реконструкции и развития, в текущем году разработана Концепция Программы по совершенствованию городских транспортных систем.

Цель Программы: повышение качества работы и устойчивости городских транспортных систем, а также сокращение негативных воздействий транспорта на экологию в отдельных российских городах.

Программа будет включать в себя четыре компонента:

1. Совершенствование городских транспортных систем на федеральном уровне, по результатам чего планируется:

  • внести изменения в нормативно-правовую базу Российской Федерации, направленные на обеспечение устойчивого развития систем городского транспорта;
  • создать Федеральный информационно-аналитический центр развития транспортных систем;
  • сформировать проект федеральной программы по совершенствованию городских транспортных систем в Российской Федерации.

2. Подготовка и реализация пилотных проектов в отобранных российских городах, целью которых является:

  • не капиталоемкими мероприятиями добиться наибольшего эффекта по качеству работы общественного транспорта и уровню организации дорожного движения;
  • показать другим городам практические пути решения имеющихся проблем.

3. Развитие потенциала городов в области управления городскими транспортными системами. По результатам реализации данного компонента планируется:

  • разработать и распространить инструментарий формирования институционального и технического потенциала городов;
  • оказать техническое содействие городам в разработке транспортных стратегий, комплексных транспортных схем, КСОДД.

Кроме того в Минтрансе России совместно с ПРООН запущен международный проект аналогичной направленности с привлечением средств Глобального экологического фонда.

Озвученные основные направления государственной политики в области организации дорожного движения, безусловно, охватывают не только текущую и предстоящую деятельность Минтранса России, но и охватывают необходимость вовлечения других Министерств и, прежде всего, МВД России, Минрегиона России, вовлечения регионов и городов.

Только совместными усилиями можно решить проблемы дорожного движения, только на уровне тесного взаимодействия федеральных, региональных и местных органов государственной власти, науки и бизнеса возможно построение той транспортной системы, которую мы бы хотели видеть.

Уважаемые члены Коллегии!

Прошу одобрить:

  • представленные основные направления государственной политики в сфере организации дорожного движения;
  • проект федерального «Об организации дорожного движения и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Концепцию Программы по совершенствованию городских транспортных систем.

Все выступления и интервью