Доклад заместителя Министра транспорта РФ О.В. Белозерова на заседании Общественного Совета Министерства транспорта РФ 19 октября 2012 г. «О проекте государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»
18 октября 2012, 20:00
Уважаемые члены Общественного совета!
В настоящее время в стране проводится масштабная работа по формированию единой системы государственного стратегического управления, одним из новых элементов которой являются государственные программы.
Разработка государственных программ позволит перейти с 2014 года на программный принцип формирования бюджета.
Основная задача программ увязать формирование и исполнение Федерального бюджета с реализацией долгосрочных приоритетов государственной политики
Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (Программа) - документ, определяющий цели, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной транспортной политики на долгосрочный период.
При этом в отличие от федеральных целевых программ государственная программа включает все инструменты реализации государственной политики: инвестиционные проекты, мероприятия текущего характера и меры государственного регулирования.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» государственная программа по развитию транспортной системы должна быть утверждена до конца года.
Государственная программа включает проекты двух федеральных целевых программ «Развитие транспортной системы России (2010 -2020 годы)» и «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 – 2020 годы)», комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте и восемь подпрограмм.
Период реализации Программы предлагается установить с 2013 до 2020 года.
При формировании структуры государственной программы был использован симбиоз отраслевого и функционального принципов, так называемый матричный метод. Это обусловлено:
во-первых, сложностью сферы реализации государственной программы.
Транспортный комплекс включает пять видов транспорта и значительные объемы вспомогательной деятельности, которые сами по себе являются сложными системами и различаются не только технологиями, но и структурой спроса и предложения на рынках транспортных услуг;
во-вторых, основная часть задач по развитию транспортной системы направлена одновременно на достижение нескольких целей Программы (например: задачи по развитию сети автомобильных дорог, железных линий, аэропортовой сети оказывают влияние на достижение всех целей);
в-третьих, именно такая структура позволит обеспечить единство ответственности конкретного федерального органа исполнительной власти за результаты реализации каждого обособленного блока мероприятий.
Проект государственной программы «Развитие транспортной системы» подготовлен с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Системно-целевой подход к разработке государственной программы предполагает следующую технологию: проблемы – цели – задачи - инструменты.
Анализ показывает, что транспортная система уже сейчас не отвечает потребностям экономики и общества, дефицит провозной и пропускной способности существует на всех видах транспорта.
Уровень показателей конечного эффекта – эффекта для потребителя не соответствуют современным стандартам.
Среди современных вызовов, на которые должна ответить транспортная система, особое место занимает пространственная мобильность населения.
Транспортная подвижность населения составляет порядка 7 тыс. км на душу населения и на половину обеспечивается за счет роста автомобилизации страны. Это в три-четыре раза ниже, чем в развитых странах.
Несмотря на то, что объемы перевозок гражданской авиации в России в последние годы растут темпами, более чем в 2 раза превышающими среднемировые, ее развитие по-прежнему не соответствует масштабам территории страны и потребностям населения в авиационных перевозках. Из-за стагнации местных и внутрирегиональных авиаперевозок сложилась искаженная сеть авиамаршрутов - две трети всех внутрироссийских авиаперелетов пассажиров осуществляются через Московский авиационный узел.
Средняя цена авиабилетов на региональных и местных перевозках в Российской Федерации выше, чем в США и Канаде на 20 – 45 процентов.
Функциональные возможности Единой системы организации воздушного движения существенно ограничены и не отвечают росту интенсивности полетов, которая увеличилась с 2002 года по 2010 год в 1,7 раза.
Более 40 тысяч населенных пунктов, где проживают около 3 млн. жителей, не имеют сезонную связь с «большими дорогами». Практически не находят применения современные комплексные решения по опережающему развитию скоростных видов городского транспорта, замещающих использование личных автомобилей.
Качественные и безопасные услуги пассажирского транспорта остаются недоступными для значительной части населения страны.
Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, наряду с такими объективными факторами, как масштабы страны и сложные природные условия, обусловливают высокие затраты на транспортные расходы.
Доля транспортных затрат в себестоимости продукции относительно высока и составляет 20-25 процентов против 7-8 процентов в странах с развитой рыночной экономикой.
По данным Всемирного Банка, Россия по индексу развития логистики занимает 94 место, при этом транспортные издержки логистики составляют около 6% ВВП.
Несмотря на предпринимаемые в последние годы активные меры, существенной проблемой продолжает оставаться безопасность населения на транспорте. Ежегодные потери от транспортных происшествий достигают 8 процентов валового внутреннего продукта.
Открытость национального транспортного рынка предъявляет новые требования к уровню конкурентоспособности транспорта. Находясь практически в центре мировых торговых путей, наша страна, по мнению экспертов, могла бы претендовать как минимум на 10-15 процентов от рынка перевозок, тогда как в настоящее время это в десять раз меньше.
Решение перечисленных системных проблем и достижение стандартов развитых зарубежных стран возможно только при опережающем росте инвестиций в развитие транспортной системы на уровне 4 процентов ВВП к 2020 году.
Объем инвестиций в транспортный комплекс, предусмотренный параметрами долгосрочного социально-экономического прогноза Российской Федерации, составляет за период реализации Программы от 2 до 2,5 процентов ВВП.
При этом предполагается, что объем инвестиций из федерального бюджета в рамках Программы увеличится за время реализации Программы с 0, 48 до 0,63 процентов ВВП. Это 80 процентов всех инвестиций из федерального бюджета в транспортный комплекс.
В условиях ограничения объемов финансирования транспортной системы основные усилия в рамках государственной программы будут сконцентрированы на следующих приоритетах:
устранение «узких мест» транспортной инфраструктуры;
обеспечение нормативного содержания и ремонта объектов транспортной инфраструктуры;
повышение доступности (ценовой и пространственной) транспортных услуг для населения;
повышение транспортной безопасности;
удовлетворение транспортных потребностей внешней торговли.
Важнейшим качеством Программы является ее комплексность, которая заключается в постановке общих целей для всех видов транспорта, создании единой системы управления ее реализацией, синхронности и сбалансированности программных мероприятий.
Стратегические цели Программы соответствуют долгосрочным приоритетам государственной транспортной политики и не противоречат стратегическим целям действующих целевых программ.
Таким образом, обеспечена преемственность стратегических документов транспортной политики и программных документов ее реализации.
Цели Программы:
ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
повышение доступности транспортных услуг для населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Задачи Программы - результат реализации совокупности мероприятий федеральных целевых программ и подпрограмм государственной программы.
Мероприятия Программы включают инвестиционные мероприятия, мероприятия текущего характера и меры государственного регулирования.
Представленная Программа является инвестиционной.
Практически все инвестиционные мероприятия реализуются в рамках федеральных целевых программ, что позволяет использовать принцип комплексности проектов.
В общей сумме федеральных расходов Программы расходы инвестиционного характера составляют более 60 процентов. Доля ФЦП в капитальных вложениях - почти 100 процентов.
Инфраструктура различных видов транспорта будет развиваться на основе единого скоординированного плана с учетом межотраслевого баланса. При этом необходимо обеспечить приоритетность проектов и максимальную прозрачность их выбора.
На железнодорожном транспорте предусматривается строительство около 2 тысяч км новых железнодорожных линий. Доля протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, планируется сократить до 0,5 процента.
Приоритетные направления развития железнодорожной инфраструктуры:
обеспечение безопасности и технологической устойчивости перевозочного процесса;
устранение инфраструктурных ограничений на подходах к портам и пограничным переходам и обеспечение пропускной способности магистральных направлений;
формирование тяжеловесного движения по направлениям Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Черное море, Кузбасс - Дальний Восток;
строительство железнодорожных линий в районах нового освоения на Севере страны, Дальнем Востоке и в Прибайкалье;
развитие крупных железнодорожных узлов (Московского, Санкт-Петербурского, Свердловского и др.);
развитие скоростного и начало работ по созданию высокоскоростного движения.
К 2020 году будет построено и реконструировано 7,5 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, включая строительство более 900 км автомагистралей и скоростных дорог Государственной компанией «Автодор». Доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, составит 85%.
Сеть скоростных магистралей, а это более 3,5 тысяч км к 2020 году, будет выполнять системообразующую функцию и позволит сократить время в пути почти на 40 процентов.
За время реализации Программы на условиях софинансирования будет построено и реконструировано более 7 тыс. км дорог регионального и межмуниципального значения. Это позволит обеспечить круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования 2,7 тыс. сельских населенных пунктов.
В результате реализации мероприятий по развитию инфраструктуры гражданской авиации будет введено в эксплуатацию после реконструкции и строительства 96 взлетно-посадочных полос.
Предусматривается развитие международных аэропортов-хабов, включая развитие Московского (Шереметьево, Внуково, Домодедово) и Санкт-Петербургского (Пулково) авиационных узлов, внутрироссийских узловых аэропортов и региональных аэропортов, что создаст предпосылки для формирования единой эффективной сети аэропортов (аэродромов) Российской Федерации и повысит доступность транспортных услуг для населения.
Авиационная подвижность населения на региональных и местных авиалиниях возрастет более чем в 2 раза.
При этом число полетов, обслуженных аэронавигационной системой, возрастет в 1,8 раза.
Доля внутренних водных путей Европейской части России, ограничивающих пропускную способность водного транспорта, снизится с 75 до 10,7 процентов, будет ликвидирован опасный уровень безопасности на всех судоходных гидротехнических сооружениях.
Для сокращения протяженности участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации предусматривается строительство низконапорного гидроузла в Нижегородской области, строительство 2-ой нитки Нижне-Свирского гидроузла и Багаевского гидроузла.
Производственная мощность морских портов увеличится за время реализации Программы почти на 350 млн. тонн. Будут полностью обеспечены потребности российской экономики в портовых мощностях, создан резерв для пиковых нагрузок и возможности для развития транзитных перевозок.
Объем перевалки грузов в морских портах достигнет в 2020 году почти 880 млн. тонн.
Повышение конкурентоспособности крупнейших морских портов основывается на их оптимальной специализации, создании особых портовых зон и логистических центров
Планируется доведение производственной мощности контейнерных терминалов в порту Восточный до 40 млн. тонн в год, в портах Усть-Луга и Балтийск до 35 млн. тонн в год в каждом.
Кроме того, мероприятия Программы по обновлению основных фондов сформируют заказ промышленности на поставку воздушных, морских и речных судов, железнодорожного подвижного состава, отвечающих современным технологическим требованиям и учитывающих инновационные разработки и позволят создать к 2020 году более 50 тыс. высокопроизводительных рабочих мест в крупных и средних предприятиях.
Мероприятия текущего характера реализуются в основном в рамках подпрограмм.
Это, прежде всего:
содержание и текущий ремонт объектов транспортной инфраструктуры - федеральных автомобильных дорог и внутренних водных путей. Расходы на содержание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры составляют 75 процентов бюджетных текущих расходов;
обеспечение функционирования и развитие систем безопасности на транспорте;
субсидирование организаций железнодорожного транспорта на обеспечение перевозок пассажиров в дальнем сообщении в плацкартных и общих вагонах, перевозок в Калининградскую область, компенсация потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении;
субсидирование воздушных перевозок пассажиров в направлениях Дальнего Востока и Калининградской области;
государственная поддержка аэропортов и федеральных казенных предприятий, расположенных и обслуживающих районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
субсидирование российских авиакомпаний на возмещение части их затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями.
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где местные и региональные перевозки носят социальный характер и не являются предметом коммерчески эффективного бизнеса, для их развития необходимо прямое участие государства.
Для решения этой задачи Минтранс предлагает реализацию системы мер:
совершенствование и развитие механизмов субсидирования региональных перевозок. На эти цели из федерального бюджета ежегодно будет выделяться дополнительно 5 млрд. рублей;
государственная поддержка аэропортов и федеральных казенных предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
упрощение процедуры сертификации региональных аэропортов с низкой интенсивностью полетов и обеспечение возможности привлечения аэропортами сил и средств муниципальных образований для обслуживания рейсов;
создание условий развития конкуренции в сфере наземного обслуживания.
Реализация мер позволит повысить авиационную подвижность населения более чем в 2 раза.
Кроме того, Программа содержит мероприятия по управлению реализацией Программы, включая развитие инноваций на базе научных исследований.
Производительность труда, по нашим расчетам, при реализации программы возрастет на всех видах транспорта, в том числе на железнодорожном транспорте в 1,6 раза, водном - 1,6 раза, воздушном – 1,7 раза.
Программа включает «Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте», утвержденную в 2010 году.
Целью комплексной программы является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Срок реализации Программы до 2013 года. В настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации осуществляется работа по ее продлению до 2016 года.
Комплекс мер государственного регулирования направлен на создание условий для эффективной реализации приоритетных задач Программы и достижение ее целей.
Государственная программа включает четыре группы мер.
Нормативное правовое регулирование на транспорте предусматривает разработку и принятие ряда законов по развитию конкурентного рынка транспортных услуг и обеспечения гарантированного уровня доступности и качества транспортных услуг для населения.
Налоговые и таможенно-тарифные меры предусматривают установление льгот и преимуществ по тарифам на услуги железнодорожного транспорта общего пользования, снижение таможенных пошлин при ввозе, в том числе временном, на территорию таможенного союза иностранных воздушных судов, упрощение таможенных процедур для морских судов и перевозимых ими товаров;
Административно-управленческие меры включают дальнейшее развитие структурной реформы на железнодорожном транспорте в соответствии с Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, развитие пригородного железнодорожного сообщения, реформирование системы управления внутренними водными путями, создание эффективной системы управления государственной собственностью, в том числе за счет оптимизации состава государственного имущества за счет либо приватизации, либо создания федеральных казенных предприятий и повышения эффективности деятельности организаций транспортного комплекса.
Важным вопросом являются финансовые параметры реализации Программ.
В соответствии с установленными требованиями ресурсное обеспечение Программы на 2013 – 2015 годы предусмотрено в соответствии с параметрами Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».
Параметры финансового обеспечения в 2016 -2020 годах должны соответствовать предельным объемам, установленным Минфином России.
В части текущих расходов в проекте Программы это требование нами соблюдено.
Что касается инвестиционных расходов, то с учетом предельных объемов, доведенных Минфином России, завершение реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России» и ФЦП «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации», входящих в состав Государственной программы, станет возможным только после 2020 года.
Принципиальная позиция Минтранса России, в отличии от позиции Минфина России, заключается в том, чтобы реализация этих федеральных целевых программ должна быть завершена не позднее 2020 года.
В связи с эти в Государственную программу включены проекты ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и ФЦП «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 годы)».
С учетом таких подходов общий объем финансирования мероприятий Программы за период ее реализации составляет 12,3 трлн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 7,3 трлн. рублей или почти 60 процентов от всей суммы средств.
Финансирование мероприятий в сфере дорожного хозяйства за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках Федерального дорожного фонда. Размер ФДФ составит за время реализации Программы более 5 трлн. рублей.
Начиная с 2014 года финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог составит 100 процентов от нормативов затрат.
Основные подходы к финансированию инфраструктуры: финансовая ответственность государства и постепенная реализации принципа «пользователь платит». Такой подход уже реализован на примере дорожных фондов, но может быть усовершенствован.
Для привлечения инвестиций в транспортный комплекс предполагается реализация следующей системы мер:
заключение долгосрочных контрактов (контрактов «жизненного цикла») на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры, включая разработку оптимальных организационных, управленческих и финансовых схем исполнения и обеспечения государственных контрактов;
поэтапный переход на сетевой контракт, который позволит увязать требования к содержанию и развитию железнодорожной инфраструктуры, формированию государственной тарифной политики и объему бюджетных инвестиций.
развитие схем государственно-частного партнерства;
развитие механизмов проектного финансирования, определение приоритетности проектов и источников их финансирования, в том числе с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния.
Реализация в полном объеме мероприятий Программы позволит существенно улучшить ключевые показатели эффективности транспортного комплекса и будет способствовать достижению показателей, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Подвижность населения в 2020 году возрастет в 1,5 раза и составит более 10 тыс. км на 1 жителя. Ожидается, что к 2030 году подвижность составит уже более 15,5 тыс. км на 1 жителя, что сопоставимо с уровнем транспортной подвижности населения в развитых зарубежных странах.
Решение задач по комплексному развитию инфраструктуры всех видов транспорта на основе принципов логистики и мультимодальных перевозок, рост производительности труда в 1,5 раза обеспечит снижение транспортных издержек в цене готовой продукции до 12-16 процентов.
Уменьшение транспортной нагрузки на экономику за счёт снижения уровня транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции до уровня развитых зарубежных стран – до 8-10% предполагается к 2030 году.
Это позволит повысить индекс России в рейтинге Всемирного Банка по уровню конкурентоспособности.
Важным результатом повышения конкурентоспособности транспортной системы станет рост экспорта транспортных услуг в 2 раза.
Доля транспортного комплекса в общем объеме экспорта товаров и услуг возрастет к 2020 году в 1,3 раза.
Реализация мероприятий по обеспечению безопасности, включая повышение надежности объектов инфраструктуры, безопасности судоходства, развитие Единой системы управления воздушным движением, спутниковых систем навигации, переоснащение аварийно-спасательных служб будет способствовать повышению транспортной безопасности и снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду.
Число происшествий на транспорте снизится на 30% к уровню 2011 года.
Уважаемые члены Общественного совета!
Я в своем выступлении кратко остановился на основных положениях и результатах Государственной Программы «Развитие транспортной системы».
Публичное обсуждение этого программного документа, обмен мнениями по приоритетным задачам и мерам их решения позволят обеспечить эффективную основу для его реализации в долгосрочном периоде.
Для обсуждения документа в более широком контексте сегодня мы начинаем активно привлекать к сотрудничеству членов экспертных советов, в том числе членов Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации
Прошу членов Общественного совета поддержать наши предложения.
Спасибо за внимание.