Изображения

Обычная версия

Выступление Министра транспорта РФ Максима Соколова на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу внесения изменений в статью 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» 11 октября 2012 г.

10 октября 2012, 20:00

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые коллеги!

На рассмотрение Правительства выносится проект федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Положениями данной статьи установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

К таким видам деятельности относятся перевозки пассажиров и грузов как в рамках осуществления коммерческой деятельности (регулярные перевозки пассажиров и багажа, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси), так и для собственных нужд (перевозки детей школьными автобусами, перевозки организациями своих сотрудников до места работы и обратно и т.п.).

Законопроект разработан в целях наделения Минтранса России полномочиями на утверждение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Часть 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дополнена абзацем, определяющим соответствующие полномочия.

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом ряд резонансных происшествий с особо тяжкими последствиями связан с автобусными перевозками, ранением и гибелью в них пассажиров и, что особенно тревожно, детей.

Так, 13 мая 2012 г. в Ставропольском крае произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автобусов, один из которых осуществлял перевозку детей. В результате четыре человека, включая двух детей, погибли, несколько детей попали в больницу в тяжелом состоянии. По факту трагедии решением суда на индивидуального предпринимателя наложен штраф в сумме 5000 руб.

В Лужском районе Ленинградской области 4 сентября 2012 года столкнулись школьный автобус и молоковоз. В автобусе в момент происшествия находилось 20 детей, 6 из которых получили травмы различной степени тяжести.

Основная причина происшествий – человеческий фактор: нарушение правил дорожного движения, недостаточная квалификация водителей и должностных лиц, выпуск на линию неисправного подвижного состава, нарушение элементарных норм безопасности самими пассажирами.

Резкое увеличение числа хозяйствующих субъектов автотранспортного комплекса, рост числа автотранспортных средств и износ транспортной инфраструктуры привели к снижению уровня безопасности на автомобильном транспорте.

Рынок автотранспортных услуг крайне раздроблен на мелкие субъекты. Большaя часть перевозчиков не имеет необходимой для обеспечения безопасности перевозочного процесса производственной базы и квалифицированных специалистов.

В 2012 году, по фактам дорожно-транспортных происшествий, судами привлечено более чем в 2 раза больше индивидуальных предпринимателей по сравнению с юридическими лицами. Этот факт говорит о том, что требования к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам при осуществлении перевозочного процесса должны быть приравнены.

Чтобы оценить масштабы деятельности, осуществляемой в автотранспортной отрасли, отмечу, что только под контролем Ространснадзора находится более 430 тысяч хозяйствующих субъектов, осуществляющих автомобильные перевозки. По данным ГИБДД МВД России, в стране зарегистрировано более 5,5 млн. грузовых автомобилей, в том числе 300 тыс. грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки опасных грузов, более 900 тыс. автобусов, из которых 320 тыс. - лицензируемые. Все эти факты свидетельствуют о необходимости усиления норм обеспечения безопасности перевозок.

В этих целях, а также во исполнение поручения Председателя Правительства об обеспечении дополнительного контроля за перевозкой пассажиров и грузов, данного на совещании 5 октября, необходимо принятие Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.

Действие Правил будет распространяться на:

  • юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией пассажирских транспортных средств, в том числе для обеспечения собственных нужд;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, осуществляющие организацию транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок.

Правила позволят обеспечить:

  • профессиональную надежность водителей транспортных средств;
  • безопасность транспортных средств;
  • безопасные условия перевозок пассажиров при организации перевозочного процесса;
  • контроль за соответствием дорожных условий требованиям безопасности при осуществлении перевозок.

В целях обеспечения профессиональной надежности водителей транспортных средств должны предъявляться требования при их приеме на работу, стажировке, повышению профессионального мастерства, а также контроля за состоянием здоровья, соблюдением режимов труда и отдыха.

Правила должны регламентировать выбор и использование транспортных средств на предмет их соответствия (по конструкции, назначению и оборудованию) виду и особенностям транспортного сообщения, а также безопасного технического состояния.

Требования по обеспечению безопасных условий перевозок должны касаться как маршрутов регулярных перевозок, так и перевозок по заказам и для собственных нужд.

Правила должны стимулировать перевозчиков к принятию эффективных мер по обеспечению безопасности перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Контроль за соблюдением Правил будут осуществлять территориальные органы Ространснадзора при проведении проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателя транспортного законодательства, а также лицензионных требований, установленных для перевозок пассажиров.

Прошу поддержать представленный законопроект.

Все выступления и интервью