Максим Соколов: транспорт - ключ к развитию территорий. Интервью Миниcтра транспорта России Максима Соколова телеканалу "Россия 24" 22 сентября 2012 года
23 сентября 2012, 20:00
Министр транспорта РФ Максим Соколов на Международном инвестиционном форуме в Сочи рассказал о самых главных проектах ведомства, среди которых - транспортная инфраструктура на Дальнем Востоке и Северном Кавказе, строительство скоростной автодороги Москва-Санкт-Петербург, развитие межрегиональной авиации.
ВЕДУЩИЙ: Максим Юрьевич, рада вас приветствовать в Сочи на экономическом форуме. Здесь мы говорим об инвестиционной привлекательности регионов, о том, что нужно изменить, чтобы инвесторы пришли улучшить инвестиционный климат. И говорим про некие региональные неравенства. Что касается транспортной инфраструктуры, на какие регионы нужно обратить внимание? И еще один вопрос, что касается именно форума, какие здесь запланированы у вас встречи и переговоры?
Максим СОКОЛОВ, министр транспорта РФ: Конечно, у нас по-разному развиты регионы и с точки зрения экономической деятельности, и с точки зрения транспортной инфраструктуры. И одним из приоритетов в деятельности Министерства транспорта в части развития транспортной инфраструктуры будет являться Дальний Восток. И не только потому, что он действительно дальний и его необходимо связать с нашей страной соответствующей инфраструктурой, просто протяженность объектов транспортной инфраструктуры в силу географических особенностей там очень велика и, конечно, это требует определенных усилий. Еще один из приоритетов – это Северный Кавказ. И здесь, как раз в Сочи – столице Зимней Олимпиады отчетливо видно, насколько транспортная инфраструктура меняет облик региона в целом, насколько он становится не только инвестиционно привлекательным, но привлекательным с точки зрения туризма. И, конечно, потенциал Северного Кавказа необходимо использовать, а без инфраструктуры это не сделаешь.
ВЕДУЩИЙ: Безусловно. Что касается тех встреч, которые запланированы на форуме. Я знаю, что у вас здесь будет встреча и будете обсуждать уже не Кавказский регион, не Дальний Восток, а уже ближе к Москве уже речь пойдет, к Санкт-Петербургу.
Максим СОКОЛОВ: На самом деле будем и Кавказ обсуждать – у меня здесь запланирована встреча с руководителем компании «Курорты Северного Кавказа» Ахмедом Белаловым. И, конечно, основной вопрос, который будет обсуждаться в рамках этой встречи, – это перспективы развития инфраструктуры, необходимой для развития туризма на Северном Кавказе. Но в качестве переклички с Питерским форумом действительно здесь будем проводить большое межведомственное совещание по продвижению концессионного проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург, но уже вход в город Петербург. Помните, мы на Питерском форуме как раз объявляли о решении правительства реализовать этот проект на принципах государственно-частного партнерства. А сегодня мы уже даже вместе с инвесторами, с нашими консультантами будем обсуждать конкретные вопросы финансово-экономической модели этого проекта, распределение матрицы рисков, технические решения, проектные решения – в общем, уже проект вести к тому, чтобы объявлять открытый конкурс в ближайшее время.
ВЕДУЩИЙ: Действительно, мы сейчас называем достаточно много задач приоритетных, которые перед нами стоят, – это и частно-государственное партнерство. Но все равно без инвестиций государства в транспортную инфраструктуру, наверное, обойтись нельзя. Вы согласны со мной, да?
Максим СОКОЛОВ: Конечно.
ВЕДУЩИЙ: А что касается бюджета на 2013 год, как вы его оцениваете для транспортной отрасли и какие перспективы этот бюджет дает? Потому что премьер вчера, например, сказал, что он тяжелый и жесткий. В данном случае это касается и транспортной отрасли?
Максим СОКОЛОВ: Я оцениваю этот бюджет как перспективу для нашей деятельности, как задачу, которую поставило правительство Российской Федерации Министерству транспорта. Задач, конечно, простых не бывает и денег всегда не хватает. Но это определенный вызов, это определенный творческий подход, чтобы определить приоритеты, четко просчитать все имеющиеся ресурсы, подумать над новыми формами, которые могут быть использованы или примерены при реализации этого структурного проекта. В общем, это действительно задача непростая, но решаемая. И поскольку вчера на правительстве состоялось обсуждение этого бюджета, то сейчас Министерство транспорта будет смотреть, какие конкурсы, какие инвестиционные возможности можно мобилизовать для решения поставленных задач.
ВЕДУЩИЙ: Вы сказали про приоритеты. Немного приоткройте все-таки, какие будут приоритеты у Министерства транспорта, какие первоочередные задачи будете решать.
Максим СОКОЛОВ: Конечно, для транспорта важны все отрасли – и авиация, и железная дорога, и дороги, мы говорили про регионы. В какой регион ни приедешь, первый вопрос, который я всегда получают от губернаторов, какая помощь, какие проекты в области развития дорожной инфраструктуры будут реализованы в ближайшее время. Но все-таки приоритеты надо расставлять, и одним из таких приоритетов будет развитие межрегиональной авиации. Не секрет, что мы сегодня очень слабо связаны в регионах между столицами субъектов, и, чтобы попасть из, например, Казани в Самару или Саратов, приходится лететь через Москву. Это, конечно, неправильно. Это не только большая транспортная нагрузка, но и экологическая, потому что самолеты сжигают немало топлива, это перегрузка Московского транспортного узла. И одним из приоритетов, который мы видим в своей деятельности – это установление таких межрегиональных авиационных сообщений, которые позволят нашим гражданам комфортно, быстро и, главное, эффективно перемещаться по территории нашей страны.
ВЕДУЩИЙ: Очень хороший проект. И он действительно требует сейчас времени, его реализация.
Максим СОКОЛОВ: Безусловно. И, кроме того, мы видим не только внутр географические, но и геополитические задачи нашей страны. И одним из таких приоритетов будет развитие нашей портовой инфраструктуры, развитие проектов на Северном морском пути. И летом этого года в качестве флагмана такого проекта был заложен порт Совета на Ямальском полуострове. Это будет совершенно новый проект, основанный тоже на государственно-частном партнерстве, где государство вкладывается в объекты инфраструктуры с точки зрения подходного канала, а инвестор строит все портовые сооружения. И самое главное, что создается необходимая грузовая база – там будет построен большой завод по сжижению природного газа. И возможности Северного морского пути будут раскрыты совершенно по-новому. С точки зрения железнодорожной инфраструктуры мы нацелены на снятие тех инфраструктурных ограничений, которые сегодня имеются. И, в первую очередь, это развитие БАМа. Сегодня БАМ меньше, чем наполовину, использует ту свою стратегическую возможность и стратегическое направление. И строительство Кузнецовского туннеля, строительство вторых путей на всем протяжении БАМа, конечно, тоже является для нас приоритетом. И, конечно, развитие Транссиба. Это и снятие инфраструктурных ограничений на участке Междуреченск – Тайшет, и новые подходы к портам, уже на европейской части страны, – Новороссийск. Усть-Луга, Выборг, порты на Карельском перешейке. Все это тоже среди наших основных приоритетов. А, если говорить о дорожной инфраструктуре, то здесь все-таки дорожная сеть нашей страны она очень протяженная и, действительно, можно размазать, что называется, тонким слоем. Но самая основная задача – это все-таки связать ее воедино и сделать такие сквозные коридоры для транзита грузов и пассажиров, которые перемещаются на легковых автомобилях. И здесь основная задача – это мосты. Мы сосредоточимся на завершении строительства мостовых переходов и, может быть, вначале строительство самых знаковых из них – таких, как, например, мост в Якутии для того, чтобы связать три федеральные дороги, может быть, мост в Великом Новгороде. Как раз сегодня, в день 1150-летия основания Руси это будет, наверное, хорошая новость для всех новгородцев.
ВЕДУЩИЙ: Грандиозные проекты, которые требуют действительно колоссальных денежных средств, инвестиций что называется. Что касается людей – какие приоритеты здесь будут расставлены. Будут ли сохраняться льготы по авиаперевозкам? Все, что касается людей.
Максим СОКОЛОВ: Транспорт – это, конечно, не только грузы, а, в первую очередь, это люди, которые должны перемещаться по транспортным коммуникациям. И, конечно, очень важно, чтобы те социальные слои, которые требуют определенной поддержки, они чувствовали, что тоже могут воспользоваться всеми возможностями, всеми отраслями транспорта, в том числе или в первую очередь, с учетом размеров нашей страны и авиацией. И поэтому одним из приоритетов нашей деятельности будет сохранение и даже развитие в бюджете той программы, которая есть, по субсидированию перевозок с Дальнего Востока и Сибири. Сегодня она действует для людей старшего возраста, для молодых студентов, для инвалидов. Но мы планируем и расширить сроки проведения этой программы, и увеличить сетку полетов, чтобы эти граждане могли летать не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в другие города нашей страны. Поэтому это является одним из наших важнейших приоритетов в деятельности Министерства транспорта. Другим важным моментом являются и дороги. Здесь очень важно, чтобы не только те, кто живет в городах, не только те, кто ездит по нашим федеральным, магистральным трассам, чувствовали, что у нас появился дорожный фонд и жители сельских территорий, до которых порой бывает очень тяжело добраться, особенно в распутицу, все мы это прекрасно знаем, увидели, что акценты сделаны и на строительстве сельских дорог. Поэтому, несмотря на то, что в дорожных фондах субъектов Федерации сегодня существует нормативно закрепленная норма выделения 5 процентов от общих средств на исключительно сельские дороги, мы в федеральном дорожном фонде тоже заложили этот приоритет. И на него будет направлено даже больше денег, чем в прошлом году, – примерно 7 миллиардов рублей. Это позволит сделать с учетом тех нормативов, которые мы тоже упрощаем, чтобы увеличить протяженность сельских дорог, более 500 километров.
ВЕДУЩИЙ: Можно ли принимать новые законодательные акты, чтобы инвестор пришел и вкладывался в долгую, что называется?
Максим СОКОЛОВ: Например, мы в прошлом году приняли поправки к 115-му федеральному закону о концессионных соглашениях и теперь в автодорожном строительстве у нас есть возможность структурировать проекты, основанные на принципах так называемых «контрактах жизненного цикла», когда инвестор или подрядчик, получая подряд, он не только отвечает за строительство объекта, но и за его дальнейшую эксплуатацию. И, таким образом, он уже сам внутри этого длинного по времени проекта выставляет приоритеты и, конечно, закладывает новые современные технологии, чтобы потом, в период эксплуатации, меньше тратить денег на ремонт и содержание дорог. Но вначале это стоит дороже, но на длинном участке, безусловно, инвестор выигрывает. Такие проекты, «контракты жизненного цикла», как раз мы и трассу Санкт-Петербург – Москва планируем реализовать на этом принципе, и трассу М4 «Дон», Центральную кольцевую автодорогу в Москве. Но такие проекты мы пока не можем реализовывать в железнодорожной инфраструктуре. И это одна из задач, которая стоит перед Минтрансом, – чтобы инвесторы, которые могут и должны, в том числе прийти и в железнодорожную отрасль, могли реализовывать такие проекты на этом принципе.
ВЕДУЩИЙ: Владимир Путин, когда был во Владивостоке, где проходил саммит АТЭС, сказал, что нас ждет технологический прорыв. Насколько я понимаю, уже в транспортной сфере, строительстве инфраструктуры уже применяются новые технологии. Это повышает качество жизни, это экономически выгодно, потому что те материалы, они более прочные, они дольше живут, не требуют такого скорого ремонта, как мы видим, – недавно положили дорогу и уже делают заплатки, да? Сейчас применяются новые уже материалы для строительства дорог?
Максим СОКОЛОВ: Давайте, раз вы упомянули о Владивостоке, пойдем прямо оттуда. Мост на остров Русский и мост через залив Золотой Рог они, конечно, сегодня представляют собой лучшие образцы международного мостостроения. И еще в преддверии саммита там прошел большой международный семинар, организованный причем не нашими, а международными специалистами в области мостостроения, которые были поражены и темпами, и качеством проведенных работ и теми технологиями, которые были там применены. Но это касается не только мостов – это касается и относится, в первую очередь к самим дорогам. Буквально позавчера председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев открывал участок дороги М1 за Одинцово – 12 километров – новой, современной восьмиполосной дороги. Но та дорога, которая придет от Московского кольца к Одинцово, она пойдет в обход этого поселка и сегодня она разыграна как раз на принципах государственно-частного партнерства. И инвестор, который работает там, применяет очень интересные технологии как с точки зрения ливневой канализации – это уже не чугун, не металлоконструкции, это композитные материалы, пожалуй, впервые применяющиеся на наших дорогах, но интересная технология стабилизации грунтов. Во-первых, сама стабилизация по своей сути – это уже определенные инновации, поскольку не надо выбирать эти кубометры грунта, везти их по дорогам, которые тоже очень напряженные, на какие-то свалки или полигоны бытовых отходов, а непосредственно грунты стабилизируются за счет применения различных химикатов. Но в данном случае там грунты тяжелые – глины, супеси песчаные – и они стабилизируются путем микровзрывов, когда закладываются определенные шашечки такие, происходит взрыв и грунт уплотняется. За счет этого расходы, которые требуются на уплотнение этого грунта, они серьезным образом уменьшаются. И очень интересная технология строительства мостовых сооружений, которая там будет применена, – это технология вывешивания, когда на одну опору сразу строится с двух сторон мостовой переход и он как бы себя уравновешивает, когда продвигается так постепенно доследующих опор.
ВЕДУЩИЙ: А новее технологии применяются здесь, в Сочи – в столице Зимней Олимпиады как раз на тех объектах, которые будут все видеть, когда приедут в 2014 году сюда болеть за своих спортсменов?
Максим СОКОЛОВ: Конечно. Мы стараемся. Тем более, что те сро4ки, которые поставлены перед нами, они заставляют применять новые технологии, чтобы быстро, в соответствии с планами, привести эти объекты к тем объектам уже Сочинской Олимпиады. И буквально недавно мы практически ввели в строй несколько развязок здесь, в Сочи. Мы практически завершили работу над созданием обхода Курортного проспекта. И я тоже в рамках своей программы в Сочи поеду смотреть эти объекты. И на днях, буквально в преддверии нашего форума, завершили проходку еще одного туннеля, его обустройства железнодорожного на совмещенной дороги, которая ведет из Адлера в Красную Поляну.
ВЕДУЩИЙ: Ну, что ж, будем надеяться, что транспортная отрасль России будет развиваться, несмотря на тяжелые, жесткие условия, которые ставит просто экономическая ситуация мировая и российская, в том числе.
Максим СОКОЛОВ: Другого пути у нас нет. На самом деле транспорт – это ключ к решению развития территорий и действительно мультипликатор для дальнейшего ускорения развития экономики.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам большое за интервью.
Максим СОКОЛОВ: Спасибо.
<