Изображения

Обычная версия

31 августа 2012 года в Новосибирске Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил с докладом на совещании по развитию транспортного комплекса Сибирского федерального округа

30 августа 2012, 20:00

Уважаемые коллеги!

Сибирь является особенным регионом, прежде всего, с геополитической и экономической точки зрения. Одним из основных факторов, определяющих перспективы развития Сибири, является огромный ресурсный потенциал этого региона, в том числе месторождения полезных ископаемых, гидроэнергетических и биологических ресурсов.

Другим фактором развития является высокий производственный, научно-технический и научно-образовательный потенциал.

Однако в современных условиях по многим видам продукции экономика Сибири может быть конкурентоспособной только при условии соответствующего развития транспортной системы.

Развитие транспортной инфраструктуры Сибири, как и всей страны, осуществляется в рамках долгосрочных документов, включая отраслевые стратегии развития, федеральные целевые, региональные и муниципальные программы.

Хочу коротко сказать об основных параметрах транспортной системы округа по видам транспорта.

Сеть автомобильных дорог общего пользования включает: около 10 тысяч км федеральных автомобильных дорог и около 100 тысяч км автомобильных дорог регионального значения.

78,3 % сельских населенных пунктов имеют связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автодорог общего пользования. Это больше, чем в целом по стране (68,8 %).

В 2011 году объем финансирования дорожного хозяйства округа из федерального бюджета составил 33 млрд. руб., в 2012 году эта сумма составит 28 млрд.руб., в 2013 – 24 млрд. руб.

Направление вышеуказанных средств позволит продолжить строительство и реконструкцию объектов, а также завершить ряд важнейших автодорожных проектов, имеющих существенное значение для развития экономики регионов и межрегиональных связей между субъектами Российской Федерации.

Существенное значение для решения задач транспортного комплекса, стоящих в области обеспечения устойчивого экономического роста регионов и повышения уровня жизни граждан, имеет создание системы дорожных фондов, включающих в себя Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды.

Формирование дорожных фондов базируется на устойчивых и прогнозируемых налоговых источниках: акцизе на автомобильное топливо и транспортном налоге. Это обеспечивает стабильную финансовую базу дорожного хозяйства, создает возможность привлечения частных инвестиций, повышения эффективности реализации долгосрочных целевых программ развития и приведения в нормативное состояние автомобильных дорог.

Объемы дорожного фонда субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа, по территории которых проходят автомобильные дороги федерального и регионального значения по прогнозным данным Минфина России может составить:

  • в 2012 году - 49 866,57 млн. рублей;
  • в 2013 году - 59 158,62 млн. рублей;
  • в 2014 году - 66 685,80 млн. рублей.

Следует отметить, что ряд субъектов Российской Федерации округа принял законы соответствующего уровня, по которым объемы ассигнований в региональные дорожные фонды существенно ниже, чем прогнозные данные Минфина России, и, как правило, именно эти регионы чаще всего обращаются за дополнительным финансированием из федерального бюджета.

Хочу обратить Ваше внимание на утверждение Федеральной службой государственной статистики формы федерального статистического наблюдения №1-ФД «Сведения об использовании средств Федерального дорожного фонда, дорожных фондов субъектов Российской Федерации, муниципальных дорожных фондов» с указаниями по ее заполнению.

Сведения, содержащиеся в форме федерального статистического наблюдения, необходимы для обеспечения целевого использования средств дорожных фондов и подготовки прогнозов и программ в области развития сети автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения, определения направлений финансирования развития и функционирования единой дорожной сети, подготовки иных управленческих решений, связанных с использованием ассигнований из дорожных фондов и оценкой результатов деятельности дорожного хозяйства.

Текст приказа Росстата размещен на сайтах Росстата и Минтранса России. Прошу руководителей регионов уделить этому повышенное внимание.

Кроме того, в настоящий момент внедряются долгосрочные комплексные контракты, предусматривающие осуществление комплекса работ по проектированию, строительству или реконструкции, ремонту и содержанию участков автомобильных дорог или дорожных сооружений: так называемые «контракты жизненного цикла».

В целях их внедрения внесены необходимые изменения в законодательство о концессионных соглашениях, подготовлены соответствующие поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Контракты, разработанные по этой схеме для дорожной отрасли, являются комплексными долгосрочными инвестиционного характера, на основании которых частный подрядчик-инвестор проектирует и строит объекты транспортной инфраструктуры за счет собственных и (или) привлеченных средств, а затем в течение длительного периода эксплуатации управляет объектом, обеспечивая содержание и необходимый ремонт объекта при заданном в контракте уровне обслуживания.

К основным задачам для развития автодорожной отрасли Сибири относятся:

  • увеличение пропускной способности опорной сети, в первую очередь по магистральным направлениям и созданию обходов городов;
  • развитие автомобильных подходов к международным автомобильным пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации;
  • транспортное обслуживание комплексного освоения новых территорий и разработки месторождений полезных ископаемых.

Увеличить пропускную способность обслуживания возрастающих транспортных потоков, чтобы обеспечить интеграцию Сибири в систему транспортных коммуникаций России, позволят реконструктивные мероприятия на дорогах"Байкал" (М-51, М-53, М-55),"Енисей" (М-55) и Тюмень - Ишим - Омск(Р-402).

Также необходимо реконструировать участки автомобильных дорог на подходах к государственной границе Российской Федерации и устранить имеющиеся на этих участках грунтовые разрывы.

Для повышения эффективности деятельности дорожного хозяйства существенное внимание должно уделяться внедрению инноваций при строительстве, ремонте и содержании автодорог.

По регионам Сибирского федерального округа проходит около четверти протяженности железных дорог России (17,8%), в том числе Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская и часть Забайкальской железной дороги, при этом только Западно-Сибирская дорога обеспечивает более 20% погрузки всей сети российских железных дорог. В настоящее время на территории Сибирского федерального округа за счет бюджетных и внебюджетных источников осуществляются следующие крупные инфраструктурные проекты по развитию железнодорожного транспорта:

  • Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет, для обеспечения пропуска возрастающих грузопотоков в восточном направлении.
  • На условиях ГЧП начато строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва

Цель инвестиционного проекта - создание опорной железнодорожной транспортной инфраструктуры для ускорения социально-экономического развития Республики Тыва на основе вовлечения в хозяйственный оборот месторождений ценных полезных ископаемых.

Ведется комплексная реконструкция участка Карымская – Забайкальск для оптимального технологического обеспечения подходов к основному российскому пункту пропуска с Китаем - станции Забайкальск.

В рамках проекта ГЧП «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края» заканчивается строительство новой железнодорожной линии Нарын – Газимуровский завод. В результате обеспечивается железнодорожное сообщение с новыми полиметаллическими месторождениями компании Норникель.

Также в рамках инвестиционного фонда реализуется проект развития Нижнего Приангарья в Красноярском крае, со строительством железной дороги Карабула – Ярки.

Я назвал основные проекты, которые находятся в стадии реализации или уже близки к завершению.

Но в настоящее время рассматриваются и другие проекты развития железнодорожной инфраструктуры в пределах округа, как в рамках инвестпрограммы РЖД, так и за счет бюджетных источников. Например, развитие станции Чара на БАМе и примыкающих к ней подходов к Удоканскому медному месторождению и Чинейскому титано-магнетитовому месторождению.

В настоящее время формируется новая федеральная целевая программа социально-экономического развития Дальнего Востока и байкальского региона до 2018 г. Данная программа должна учесть приоритетные проекты развития, в том числе и транспортной инфраструктуры отдельных субъектов Сибирского федерального округа - Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области.

Разрабатывается и до конца текущего года должна быть внесена в Правительство Госпрограмма «Развитие транспортной системы России до 2018».

Все эти мероприятия в основном относятся к развитию инфраструктуры.

Вместе с тем внимания требует и текущая деятельность, в том числе пригородные пассажирские перевозки.

Объем пассажирооборота в пригородном сообщении в Сибирском федеральном округе составляет порядка 2,9 млрд. пассажиро-км.

Основной проблемой функционирования пригородных пассажирских компаний является убыточность их деятельности, которая ранее компенсировалась за счет тарифов на грузовые перевозки. В 2011 году размер некомпенсированных убытков от пригородных перевозок в Сибирском федеральном округе составил 900 млн. рублей. Новосибирская область, Кемеровская область решают вопросы организации пригородных перевозок совместно с железной дорогой и обеспечивают компенсацию убытков пригородных компаний. Призываю и другие субъекты федерального округа последовать их примеру.

В целях обеспечения доступности перевозки в пригородном сообщении для пригородных компаний установлены льготные (пониженные) тарифы за использование инфраструктуры ОАО «РЖД» в размере 1% от экономически обоснованного уровня, с компенсацией из федерального бюджета в размере 25 млрд. рублей. На 2013 год данная мера также сохранена. Но эти меры временные и прошу руководство субъектов активизировать работу совместно с железнодорожниками по организации пригородных перевозок на безубыточном уровне или обеспечить перевозку людей в пригородном сообщении другими видами транспорта.

В Сибирском федеральном округе 69 аэропортов (аэродромов), из которых в перечень аэродромов национальной опорной аэродромной сети входит 21. На текущий год предусмотрено финансирование реконструкции следующих аэродромов: Абакан, Горячинск, Улан-Удэ, Иркутск (реконструкция действующего и строительство нового), Томск (Богашево), Братск в общем объеме 1,3 млрд.руб.

На 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов в пределах доведенных средств федерального бюджета в Сибирском федеральном округе предполагается реконструкция 8 аэропортов: Абакан, Новосибирск (Толмачево), Иркутск, Томск (Богашево), Братск, Горячинск, Улан-Удэ и Кызыл с финансированием в объеме 5,5 млрд. руб. Необходимо выделение средств на реконструкцию аэропорта Норильск (Алыкель), в котором воздушный транспорт является единственным видом транспорта. Развитие нового аэропорта Иркутск сдерживается отсутствием инвестора.

В целях повышения доступности услуг воздушного транспорта для населения Сибири Правительством Российской Федерации принят и реализуется обширный комплекс мер государственной поддержки.

К их числу относятся:

  • субсидирование федеральных казенных предприятий, создаваемых на базе аэропортов регионального и местного значения;
  • субсидирование аэропортов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • субсидирование воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Сибири в европейскую часть страны и в обратном направлении;
  • субсидирование региональных (межсубъектовых) воздушных перевозок пассажиров в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округов.

Из 31 субъекта Российской Федерации, расположенного на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федерального округов, только 3 субъекта Сибири изъявили желание участвовать в реализации программы субсидирования авиаперевозчиков на основе софинансирования из федерального бюджета. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 629-р субсидии распределены на сумму 636,5 млн. рублей. В настоящее время принимает участие в реализации программы субсидирования Республика Алтай. Алтайский край, Забайкальский край проинформировали Росавиацию об отсутствии возможности выполнить намерения по принятию обязательств, соответствующих поданным в Росавиацию заявлениям.

Отсутствие заинтересованности в реализации программы субсидирования межсубъектовых воздушных перевозок остальные субъекты Российской Федерации объясняют неудовлетворённостью перечнем маршрутов, подлежащих субсидированию, и уровнем софинансирования из федерального бюджета (от 10 до 50% в зависимости от бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации). Прошу руководство Росавиации обсудить этот вопрос отдельно с руководителями регионов округа еще раз.

К основным водным артериям Сибирского федерального округа относятся водные бассейны крупнейших сибирских рек с их притоками, такие как Обь, Иртыш, Енисей, участок верхней Лены. Судоходство на этих реках обеспечивает потребности экономики и населения в 11 субъектах Российской Федерации, а также социально важные перевозки на Крайний Север и приравненные к ним местности. Несомненно, что в этом направлении внутренний водный транспорт остаётся одним из важных путей сообщения. Общая протяженность внутренних водных путей, расположенных в Сибирском федеральном округе, составляет 28 тысяч км (28184 км).

На сегодняшний день основным вопросом состояния внутренних водных путей в регионе является малая водность в навигацию 2012 года. Даже возрастающими объемами дноуглубительных работ зачастую не удается достигнуть гарантированных габаритов пути. Прежде всего, это касается верхних участков магистральных рек и боковых рек. В Новосибирской области ярко выявилась проблема обеспечения судоходства на 300 километровом участке ниже Новосибирской ГЭС в результате произошедшей посадки уровня воды. Росморречфлотом готовятся предложения для включения в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» по реконструкции этого участка.

На внутренних водных путях Сибирского федерального округа расположены два судоходных гидротехнических сооружения - уникальный Красноярский судоподъемник и Новосибирский шлюз.

К основным мероприятиям по развитию транспортной инфраструктуры Сибири подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», относятся программные мероприятия, которые направлены на обеспечение надежной и безопасной работы системы внутреннего водного транспорта Сибири, включая завоз грузов на Крайний Север и приравненные к ним местности.

В целях реализации протокольного поручения заседания Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области от 2 июля 2012 г. № 1 Росводресурсы и Росморречфлот обеспечивают скоординированную работу в период навигации по установлению оптимальных режимов работы Ангаро-Енисейского каскада водохранилищ.

Совершенствование инфраструктуры внутреннего водного транспорта на территории округа предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:

  • повышение уровня безопасности Новосибирского шлюза и Красноярского судоподъемника;
  • дальнейшее обновление судов технического флота;
  • улучшение технического состояния причальных сооружений в портах, оборудование причальных и береговых сооружений в городах, местах «зеленых» стоянок на туристических маршрутах;
  • модернизация и замена морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств;
  • создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков.

Для развития транспортного флота внутреннего водного транспорта Транспортной стратегией предусмотрено:

  • проведение реновации судов, ремонта и модернизации флота;
  • пополнение флота за счет закупки судов преимущественно российского производства;
  • ускоренное списание морально и физически устаревших судов, подготовка решения о запрещении эксплуатации судов, создающих угрозу для безопасности судоходства;
  • создание транспортных судов новых типов, в том числе для осуществления специализированных и интермодальных перевозок (суда для перевозки сжиженного газа и химических грузов, толкаемые составы смешанного (река - море) плавания, суда типа «ро-ро», контейнеровозы и др.);
  • строительство комфортабельных туристическо-экскурсионных судов, скоростных судов;
  • создание скоростных пассажирских судов, способных работать на участках с ограниченными габаритами пути, в районах с отсутствием или недостаточным развитием альтернативных видов транспорта.

Перспективы развития морского транспорта в Сибири связаны с дальнейшим освоением Северного морского пути.

Основными механизмами при этом являются федеральные целевые, региональные и муниципальные программы, а также инвестиционные программы крупных компаний, направленные на комплексное развитие территории Сибири.

Проектом, стимулирующим развитие Севморпути, является реализация комплексного плана по развитию производства и транспортировке сжиженного природного газа на полуострове Ямал (в районе пос. Сабетта Ямало-Ненецкого автономного округа, граничащего с Сибирским федеральным округом).

Реализация плана предусматривает не только строительство завода по переработке углеводородного сырья и порта по его отгрузке, но и реализацию комплекса мер, обеспечивающих безопасность мореплавания при его транспортировке по Севморпути в западном и восточном направлениях, включая маршрут по Карскому морю и морю Лаптевых, омывающих берег Сибирского федерального округа.

Для обеспечения развития судоходства в акватории Севморпути планируется строительство серии из трех универсальных атомных ледоколов с переменной осадкой мощностью 60 МВт, позволяющей выполнять работы по ледокольному обеспечению судоходства, как в акватории Севморпути, так и на малых глубинах в устьях сибирских рек, впадающих в моря Арктического бассейна.

В соответствии с решением Морской коллегии при Правительстве проектная документация передана Росморречфлотом была передана на баланс ГК «Росатом». В настоящее время новым ответственным исполнителем ГК «Росатом» заключен контракт на строительство.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» запланировано строительство четырех линейных дизель-электрических ледоколов, один мощностью 25 МВт и три ледокола мощностью по 16 МВт.

Позвольте перейти к заключительной в моем докладе области транспорта – автомобильному и городскому пассажирскому транспорту.

Обращаю особое внимание на новый Регламент выполнения Министерством транспорта Российской Федерации функции компетентного органа Российской Федерации по соглашениям о международном автомобильном сообщении в части согласования регулярных перевозок пассажиров автобусами (он утвержден приказом Минтранса России от 26 апреля 2012 г. № 120)

В соответствии с Регламентом обращения об открытии регулярных перевозок пассажиров автобусами в международном сообщении, осуществляемых по территории Российской Федерации следует направлять в Минтранс России.

Соответствующая информация размещена на сайте Минтранса.

Функции по подготовке документов об открытии маршрута, выдаче документов заявителям, ведению и размещению реестра маршрутов в открытом доступе осуществляет федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс»).

Помимо указанных задач Федеральное Бюджетное Учреждение «Росавтотранс» также осуществляет деятельность:

  • по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов;
  • по рассмотрению заявок на получение допуска к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств (тахографов);
  • по выдаче свидетельств о допуске сервисных центров (мастерских) к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств.

По вопросам проведения технического осмотра транспортных средств в Минюсте России зарегистрированы 5 приказов.

В настоящее время в административных центрах федеральных округов Российской Федерации ведется работа по регистрации филиалов «Росавтотранса».

Филиалы будут заниматься текущей работой по всем направлениям деятельности Агентства, которую нецелесообразно концентрировать в Москве.

Также на базе окружного госавтодорнадзора будет развернут Автоматизированный центр контроля и надзора перевозки опасных грузов и пассажиров.

Ространснадзором будет осуществляться регистрация данных навигационно-информационных систем и их операторов, с которыми заключается соглашение о передаче мониторинговой информации в автоматизированный центр контроля и надзора Ространснадзора.

Оператором будет оформляться и выдаваться владельцу транспортного средства документ, подтверждающий оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Для обеспечения единообразия, независимости и гарантированности предоставления Ространснадзору, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления информации в части касающейся, операторы должны работать по единым протоколам (утверждаемым Минтрансом России) и обеспечить независимый доступ к региональным навигационно-информационным системам.

Кроме того, на базе управлений госавтодорнадзора, входящих в состав окружного Управления будут созданы автоматизированные рабочие места для инспекторского состава.

Реализованные мероприятия обеспечат высокую автоматизацию процессов контроля при перевозке опасных грузов и пассажиров автомобильным транспортом.

С целью повышения экономической эффективности работы автотранспорта, снижения его аварийности и отрицательного воздействия на окружающую среду Правительством Российской Федерации в апреле 2012 года дано поручение о субсидировании субъектов Российской Федерации по закупке автобусов, работающих на газовом топливе, трамваев и троллейбусов.

Во исполнение данного поручения Минтранс России подготовил соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации, который размещен на официальном сайте Минтранса России.

Реализация данной программы позволит субъектам Российской Федерации обновить часть подвижного состава экологически безопасными транспортными средствами.

Кроме того, этот механизм создаст дополнительный стимул для развития газозаправочной инфраструктуры, что позволит развить эксплуатацию экологически чистых газомоторных автобусов.

Прошу руководителей регионов провести анализ потребностей по закупке указанных транспортных средств и своих финансовых возможностей по обеспечению доли расходов.

Одной из причин невозможности транспортным предприятиям самим обновлять подвижной состав является их неудовлетворительное финансовое состояние. На протяжении многих лет тарифы на пассажирские перевозки существенно ниже их фактической стоимости. При этом возникающая разница не компенсируется перевозчикам в полном объеме.

Учитывая социальный характер данных перевозок региональные органы власти и местного самоуправления устанавливают тарифы на проезд в городском и пригородном транспорте общего пользования, пренебрегая действующими нормативами расхода топлива, эксплуатационных материалов, отраслевым тарифным соглашением.

В результате действующие тарифы не в состоянии обеспечить не только рентабельную работу пассажирского транспорта, но и простое покрытие эксплуатационных расходов транспортных организаций.

Для решения указанной проблемы Минтранс России в рамках НИР разрабатывает Методические рекомендации по расчету тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования.

Утверждение Методических рекомендаций Минтрансом России позволит значительно улучшить экономическое положение предприятий автомобильного и городского электрического пассажирского транспорта, а также достичь единообразия практики тарифообразования на всей территории Российской Федерации.

В заключении хочу обратить внимание, что развитию транспортной инфраструктуры округа способствуют координирующая деятельность полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском округе, слаженная работа органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского округа, а также хочу призвать всех к дальнейшему конструктивному сотрудничеству.

Все выступления и интервью