Изображения

Обычная версия

Доклад заместителя Министра транспорта РФ В.А. Олерского «О ходе реализации положений Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года в сфере обеспечения безопасности морских и речных перевозок» на заседании Морской коллегии при Правительстве

23 апреля 2012, 20:00

Уважаемый Игорь Евгеньевич!

Уважаемые Члены Морской Коллегии!

Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 года, определяет государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности - национальную морскую политику Российской Федерации. В соответствии с Морской доктриной важнейшим элементом национальной морской политики является обеспечение безопасности морской деятельности.

В Морской доктрине установлено, что безопасность морской деятельности включает в себя безопасность мореплавания, поиск и спасание на море, защиту и сохранение морской среды. В своем докладе я остановлюсь на реализации каждого из названных компонентов.

Безопасность мореплавания

Первое направление: Неукоснительное соблюдение соответствующих норм международного права и российского законодательства.

Морское судоходство является одной из самых интернациональных и глобализированных отраслей мировой экономики. В связи с эти регулирование морского судоходства, и прежде всего вопросов безопасности мореплавания осуществляется на глобальном уровне исходя из принципа универсальности применения международных признанных норм. Организация объединенных наций и ее специализированные институты, такие как Международная морская организация, Международная организация труда и другие разработали и продолжают разрабатывать международные стандарты в области мореплавания, которые включают в себя и эффективные механизмы принуждения к выполнению этих стандартов.

Российская Федерация является стороной более чем сорока основополагающих международных конвенций и кодексов в области обеспечения безопасности мореплавания, поиска и спасания на море, защиты и сохранения морской среды. Мы продолжаем работу по интеграции России в это международное правовое поле. За последние два года Российская Федерация присоединилась к четырем важным международным инструментам в рассматриваемой области. Это:

  • Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года;
  • Международная конвенция о гражданской ответственности за загрязнение моря бункерным топливом;
  • Приложение VI к международной конвенции о предотвращении загрязнения окружающей среды с судов – МАРПОЛ, устанавливающее правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов;
  • Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года.

Из важнейших национальных документов, принятых за последнее время и регламентирующих безопасность морской деятельности следует отметить Федеральный закон от 14 июня 2011 года № 141-ФЗ вносящий поправки в Кодекс торгового мореплавания. Поправки привели КТМ в соответствие международным нормам в части страхования гражданской ответственности за загрязнение окружающей среды нефтью перевозимой в качестве груза и в качестве бункерного топлива, регулирования классификации и освидетельствования судов, устранены излишние административные процедуры при регистрации судов под государственным флагом Российской Федерации (исключено согласование бербоут-чартера с Ространснадзором, увеличены сроки регистрации в бербоут-чартере), определены организационные вопросы навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним, создана правовая основа для издания положения о дипломировании всех моряков (включая рыбаков), отрегулирована схема утверждения минимального состава судна (минимальный состав назначается в соответствии с требованиями, установленными Минтрансом) и др.

Огромное значение для морской отрасли и обеспечения безопасности мореплавания и судоходства имеет принятый 7 ноября 2011 года Федеральный закон № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства». Этот закон, устанавливает экономический режим для судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в Российском международном реестре судов, соизмеримый с соответствующими режимами наиболее привлекательных флагов. При этом Российский флаг не становится флагом открытой регистрации или так называемым «удобным» флагом, поскольку законом предусмотрено требование о том, что судовладелец должен быть резидентом Российской Федерации. Наибольшие льготы в соответствии с новым законом получат те суда, которые построены на российских верфях и зарегистрированы под российским флагом. Судовладельцы уже среагировали на новый закон и с ноября 2011 года по настоящее время в Российском международном реестре зарегистрировано более 70 судов, большая часть которых вновь построенные или достаточно новые суда.

В 2012 году приняты еще три федеральных закона, имеющих отношение к торговому мореплаванию: изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение правил государственной регистрации судов и нарушение правил лоцманской проводки; изменения в Гражданский процессуальный кодекс в части подсудности исков о невыплате зарплаты и нарушение социальных прав моряков. На подписи у Президента Российской Федерации находится, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный закон о понятии маломерного судна. В связи с введением понятия "маломерное судно", в Кодекс торгового мореплавания и в Кодекс внутреннего водного транспорта внесены поправки, связанные с государственной регистрацией судов и прав на них, включая маломерные суда, а также с классификацией и освидетельствованием судов. Законом исчерпывающим образом устанавливаются как механизмы государственной регистрации судов и прав на них, так и регистрирующие органы. Кроме того, впервые установлена норма, исключающая обязанность регистрировать незначительно малые плавсредства и спортивные суда, фактически не участвующие в мореплавании и судоходстве.

В Государственной Думе сегодня находятся на рассмотрении еще три важных для отрасли законопроекта, подготовленные Минтрансом России.

Проект Федерального закона о Северном морском пути, предусматривает законодательное закрепление существования Администрации Севморпути и ее функций, регулирование принципов оказания услуг на Севморпути, установление правил плавания судов в этой акватории. Мы уверены, что Государственная Дума и ее Комитет по транспорту смогут в эту сессию завершить работу над законопроектом. В ближайшее время ожидается принятие в первом чтении законопроекта и об определении понятия «рыболовное судно» с целью исключения широкого толкования ныне действующего термина «судно рыбопромыслового флота», которое сегодня распространяется на все суда, так или иначе связанные с рыболовством (танкеры, рефрижераторы, буксиры и т.п.).

Государственной Думой принят в первом чтении законопроект, предусматривающий внесение изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта и ряд других законов. В этом законопроекте мы предложили установить на внутренних водных путях систему государственного портового контроля создав орган, ответственный за безопасность на реке - Администрацию речного бассейна. Кроме того предлагается обязать судовладельцев разработать и применять систему управления безопасностью судоходства, а также ввести страхование гражданской ответственности за ущерб от основных рисков от судоходной деятельности (подъем затонувшего имущества, ущерб окружающей среде, ущерб имуществу). К сожалению, мы столкнулись с неконструктивным подходом Комитета по транспорту Государственной Думы к решению поднятых проблем, в результате чего подготовка законопроекта ко второму чтению необоснованно затянута. Текст законопроекта ко второму чтению согласован с Правительством Российской Федерации, Государственным правовым управлением Администрации Президента Российской Федерации, Правовым управлением Госдумы и мы надеемся, что Комитет по транспорту в ближайшее время завершит работу над законопроектом. Минтранс России готов оказать все возможное содействие в работе Комитета по этому вопросу.

После принятии поправок в Кодекс внутреннего водного транспорта, предстоит еще большая работа по созданию администраций речных бассейнов, служб капитанов речных бассейнов, внедрения требований СУБ, реорганизации системы обеспечения безопасности судоходства на ВВП и мы к этой работе готовы уже сегодня.

В 2011 году Минтрансом подготовлен и целый ряд ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области торгового мореплавания. Полагаю, что положительную роль в ускорении оформления судов в портах сыграла новая редакция Типовой схемы организации пункта пропуска в морском порту. Приняты Обязательные постановления по девяти морским портам Российской Федерации, в том числе по морскому порту Санкт-Петербург. Приказами Минтранса утверждены правила ведения судового журнала, машинного журнала и др. Всего за 2011 год было принято 107 нормативных правовых актов различного уровня в области морского и внутреннего водного транспорта.

Второе направление: Поддержание, совершенствование и развитие средств навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения.

В целях модернизации и развития системы навигационного обеспечения на трассах Северного морского пути планомерно осуществляются регламентные работы и обновление существующих плавучих и береговых Средство навигационного оборудования - СНО, оснащение их энергосберегающей аппаратурой, использование альтернативных источников питания (солнечные панели, роторные ветрогенераторы и аккумуляторные батареи нового поколения). Проводится съемка рельефа дна и создание банка данных электронных навигационных карт на традиционные и высокоширотные трассы Северного морского пути (по итогам 2011 года произведены промеры на 31 тысячу приведенных километров высокоширотных трасс с глубинами до 40 метров и полосой обследования 10 километров, издано 68 электронных морских навигационных карт, а до конца 2012 года будет подготовлено еще около двухсот карт). Идет развертывание и ввод в эксплуатацию сети береговых контрольно-корректирующих дифференциальных станций (ККС) глобальных навигационных спутниковых систем.

В рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» производится строительство одиннадцати новых гидрографических и лоцмейстерских судов и катеров, в том числе и усиленного ледового класса, а также модернизация действующих гидрографических судов.

Во исполнение решения Морской коллегии в 2011 году, для реализации предложений Минобороны России о закреплении СНО, расположенных в морских портах и на подходах к ним за Минтрансом России, Федеральным законом от 14 июня 2011 г. № 141-ФЗ навигационно-гидрографическое обеспечение в акваториях морских портов и на подходах к ним осуществляется федеральным агентством морского и речного транспорта.

При взаимодействии с Управлением навигации и океанографии (УНиО) Минобороны России и соединениями и частями Гидрографической службы ВМФ проведена инвентаризация и подготовлен перечень СНО, размещенных в границах акваторий, территорий морских портов и на подходах к ним, подлежащих передаче в хозяйственное ведение подведомственного Росморречфлоту ФГУП «Росморпорт».

Однако практическая реализация передачи береговых СНО в отдельных морских портах до сих пор не началась. Полагаем, что Морская коллегия могла бы взять под контроль ход выполнения своего решения впоследствии закрепленного в федеральном законе в части НГО в морских портах и на подходах к ним.

Важнейшим аспектом обеспечения безопасности мореплавания является обеспечение судоводителей отвечающими современным требованиям морскими навигационными картами и пособиями.

Исторически этими вопросами занимается Управление навигации и океанографии Минобороны России. В последнее время в области подготовки и распространения навигационных карт и пособий в Российской Федерации появились определенные проблемы. Прекращен выпуск новых карт, корректура, наносимая на действующие карты, в силу большого объема делает эти карты непригодными для целей навигации и практического использования. Многие российские судовладельцы вынуждены закупать навигационные карты иностранного производства. До сих пор не выпущены Таблицы приливов и Морской астрономический ежегодник на 2012 год.

В сложившейся обстановке Минтранс России предпринимает усилия по организации картографической деятельности. Росморречфлотом создано ФГУП «Картографические и информационные технологии» с целью ведения ведомственного картографо-геодезического фонда, приказом Минэкономразвития России утверждены Положение о фонде и Перечень материалов и данных, включенных в фонд. В настоящее время организована работа по комплектованию фонда и созданию в подведомственных Росморречфлоту организациях региональных представительств фондодержателя. Фонд содержит информацию для морских навигационных карт и навигационных карт внутренних водных путей. К сегодняшнему дню созданы электронные навигационные карты более чем 40 000 км внутренних водных путей России. Полагаем что в этой работе необходима практическая помощь и сотрудничество со стороны Минобороны России.

Для надлежащего выполнения полномочий в сфере навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания считаем важным участие Минтранса России совместно с Минобороны России в деятельности Международной гидрографической организации и Международной ассоциации морских средств навигационного оборудования и маячных служб. Встретив в свое время поддержку со стороны Минобороны по этому вопросу, просили бы Морскую коллегию поручить Минобороны согласовать направленный в декабре 2011 года в Минобороны России проект распоряжения Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2001 г. № 1240-р».

Хотелось бы остановиться еще на одной важной проблеме судоходства.

Внутренние водные пути России и судоходные гидротехнические сооружения (СГТС), расположенные на них и являющиеся высоконапорными сооружениями, находятся в федеральной собственности.

Все острее ощущаются последствия недофинансирования текущего содержания ВВП и СГТС.

Главными рисками для судоходства при сохранении объема финансирования на текущее содержание ВВП и СГТС из федерального бюджета на уровне 2012 г. являются:

  • дальнейшее снижение категорий судовых ходов и практическое исключение из транспортного процесса 17,7 тыс. км (до 53,0 тыс. км);
  • дальнейшее ухудшение состояния внутренних водных путей;
  • снижение уровня безопасности судоходства.

При необходимом объеме финансирования по нормативам на текущее содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений в размере 16,9837 млрд. руб. в 2012г., только объем дефицита средств на текущее содержание ВВП составляет 5,6265 млрд. руб.

Исходя из чрезвычайной важности ВВП и СГТС для судоходства и жизнедеятельности населения и экономики регионов и страны в целом, необходимо ликвидировать дефицит финансирования ВВП и СГТС.

Третье направление: Организация государственного контроля за выполнением классификационных требований к техническому состоянию и годности судов, их всестороннему оснащению и обеспечению, подготовки и сертификации экипажей судов.

В соответствии с международными морскими конвенциями ответственность за соответствие судов требованиям безопасности мореплавания лежит на судовладельце и на государстве флага. В России создана эффективная система контроля за выполнением судами и судовладельцами международных и национальных требований. Освидетельствование и классификация судов осуществляется Российским морским регистром судоходства. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания и Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации государственный контроль российских судов в морских портах выполняется капитанами морских портов. Результатом указанной работы явилось устойчивое снижение количества задержаний российских судов в иностранных портах. Россия как государство флага находится в так называемых «белых» списках региональных соглашений о государственном портовом контроле (Парижский и Токийский меморандумы), а в 2011 году Россия получила статус «качественного флага» в программе безопасности мореплавания Береговой охраны США.

Остаются еще определенные сложности с правилами Российского морского регистра судоходства и правилами Российского Речного регистра. И те и другие правила разработаны много лет назад и некоторые положения правил допускают неоднозначное их толкование. Минтрансом России ведется работа по пересмотру указанных правил, будут внесены изменения в Положения о классификации, в соглашение о Признанной организации.

Направление 4: Оперативное доведение необходимой информации до мореплавателей.

Оперативное доведение до мореплавателей навигационной информации становится все более важным фактором обеспечения безопасности. В настоящее время говорить о том, что навигационная информация полностью и оперативно доводится до судоводителей преждевременно. Несмотря на законодательное разграничение полномочий объявлять районы запретными для плавания за Минтрансом России, а временно опасными за Минобороны России все еще остается много нерешенных проблем. Разрабатываемые Минобороны России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти временные регламенты взаимодействия для отдельных конкретных случаев необходимости закрыть или открыть районы для плавания проблемы не решают. Считаем необходимым приложить совместные усилия в данном направлении.

Долгие годы остается не решенным на законодательном уровне статус и процедуры подготовки такого важного для мореплавателей периодического издания как «Извещения мореплавателям». Необходима нормативная систематизация подготовки и распространения этого издания и Минтранс России готов совместно с Минобороны России подготовить проекты соответствующих нормативных актов.

Обеспечение поиска и спасания на море

Первое направление: Совершенствование системы поиска и спасания людей на море и Международное сотрудничество по поиску и спасанию людей на море.

Несмотря на то, что аварийность на водном транспорте незначительно уменьшилась, произошедшие в 2011 году две очень серьезные аварии в Куйбышевском водохранилище и в Охотском море вызвали шестикратный рост по сравнению с 2010 годом количества погибших на водном транспорте, что требует проведения решительных организационно-технических мероприятий по совершенствованию существующей системы поиска и спасания людей на море.

В 2011 году начато реформирование системы Госморспасслужбы России, создаются новые пунктов базирования аварийно-спасательных формирований в портах Северного морского пути, подготовлен проект федерального закона о привлечении авиационных сил и средств к проведению поисковых и аварийно-спасательных операций на море. В соответствии с международной конвенцией о поиске и спасании на море между Правительством Российской Федерации и правительствами четырнадцати зарубежных стран заключены соглашения о сотрудничестве в морском и авиационном поиске и спасании.

С целью выработки единых взглядов и подходов к развитию системы поисково-спасательного обеспечения и в развитие Концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в вопросах поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, Минтранс России обращается к Морской коллегии с просьбой рассмотреть и утвердить состав созданного совместно с МЧС России, ВМФ России, Росрыболовством и ФСБ России Координационного совета по вопросам организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в вопросах поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море.

Второе направление: Создание и функционирование системы мониторинга и контроля за местоположением российских судов и наблюдения за обстановкой в мировом океане.

В соответствии с требованиями правила 19.1 главы V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года в России создана и успешно функционирует Система опознавания и слежения за судами на дальнем расстоянии, позволяющая с достаточной оперативностью отслеживать местонахождение всех российских судов, находящихся в море.

Защита и сохранение морской среды

Первое направление: Мониторинг состояния морской среды и комплексные меры по предупреждению и ликвидации ее загрязнения

В 2011 году на море произошло 32 разлива нефти и нефтепродуктов объемами от нескольких килограмм до максимального (670 кг). Все разливы произошли на закрытых акваториях морских портов, принятыми мерами разливы были локализованы и ликвидированы.

В 2011 году завершена разработка и введены в действие Региональные планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на Дальневосточном и Черноморско-Азовском морских бассейнах Российской Федерации.

Для отработки действия сил и средств, органов управления, организации взаимодействия со спасательными службами других ведомств и иностранных государств при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в 2011 году Росморречфлот совместно с ФБУ «Госморспасслужба России» провел и принял участие в 18 учениях, из них 9 международных.

Наиболее показательным стало комплексное учение сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведенное в период с 8 по 11 августа 2011 года на перехода атомного ледокола «Ямал» по трассе Северного морского пути с участием высоких представителей государств – членов Арктического совета.

Второе направление: Пополнение флота специализированными судами для ликвидации последствий загрязнения морской среды.

В целях повышения уровня технической оснащенности профессиональных аварийно-спасательных формирований, в ходе реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» запланировано строительство и ввод в эксплуатацию 41 современного судна, предназначенного как для аварийно-спасательного обеспечения, так и для ликвидации загрязнений морской среды, из них к настоящему времени уже построено шестнадцать таких судов и продолжается строительство еще восьми.

Третье направление: Выполнение Российской Федерации своих международных обязательств в области предупреждения и ликвидации загрязнения морской среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 607 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года» Минтранс России и Росморречфлот назначены компетентными национальными органами, ответственными за обеспечение готовности и реагирование на случай загрязнения нефтью моря.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что в целом положения Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года в сфере обеспечения безопасности морских перевозок выполняются. Имеющиеся проблемы могут быть решены, в том числе через административные механизмы Морской коллегии.

В качестве решений сегодняшнего заседания предлагается:

  1. Поручить Минтрансу России совместно с Минобороны России подготовить предложения по нормативному урегулированию процедуры подготовки, издания и распространения Извещений мореплавантелям.
  2. Поручить Минобороны России, Минтрансу России, Росморречфлоту завершить в 212 году реорганизацию навигационно-гидрографического обеспечения торгового мореплавания в морских портах и на подходах к ним.
  3. Поручить Минтрансу России совместно с Минобороны России внести в Правительство Российской Федерации проект нормативного акта об участии Минтранса России в деятельности Международной гидрографической организации и Международной организации маячных служб.
  4. Минобороны России совместно с Минтрансом России и другими заинтересованными органами подготовить предложения об организации картографической деятельности в Российской Федерации.
  5. Утвердить состав Координационного совета по вопросам организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в вопросах поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море.
Все выступления и интервью