Изображения

Обычная версия

Доклад Министра транспорта Российской Федерации Игоря Левитина «Об основных итогах социально – экономического развития транспортного комплекса в 2011 году и задачах на 2012 год и среднесрочную перспективу» на расширенном заседании коллегии Минтранса РФ 27

26 мартa 2012, 20:00

Уважаемый Дмитрий Олегович!
Уважаемые коллеги!

В своем докладе, прежде всего, хочу коснуться оценки современного состояния транспортного комплекса нашей страны.

Это 600 тысяч организаций, 10 млн. транспортных средств. Ежесуточно по транспортным коммуникациям перевозится 59,7 млн. пассажиров, 28,6 млн. тонн грузов. В морских и речных портах перегружается около 2 млн. тонн грузов в сутки. Валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте, увеличилась за последние 10 лет в 2,5 раза и составляет 7 процентов валового внутреннего продукта страны. Экспорт транспортных услуг вырос в 5 раз и достиг в 2011 году более 14 млрд. долларов. Это треть от экспорта всех видов услуг.

За год в бюджетную систему страны организациями транспортного комплекса перечислено налоговых платежей почти 515 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет 441 млрд. рублей.

Объем инвестиций в транспортный комплекс вырос с 2000 практически в 2 раза и составил в 2011 году 1,2 трлн. рублей, примерно 11% от общего объема инвестиций в экономику Российской Федерации.

Грузооборот транспортного комплекса вырос за последние 10 лет на 35 % и достиг 2,6 трлн. тонно-км, превысив в 2011 г. докризисный уровень 2008 года. Пассажирооборот в 2011 году вырос к уровню 2000 г. на 32,5%. В транспортном комплексе трудится свыше 3,3 млн. человек. За последние пять лет средний возраст сотрудников отрасли стабилизировался на уровне 40 лет. Среднемесячная начисленная заработная плата в транспортном комплексе за 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличилась на 13% и составила 30,8 рублей, что выше средней заработной платы в целом по Российской Федерации на 30,8% (23 532 руб.). Производительность труда выросла на 6 %, темп роста производительности труда опережал темп роста реальной заработной платы на 1,5 %.

Практическими результатами работы стали для жителей Российской Федерации – рост транспортной подвижности населения, которая имеет устойчивую динамику повышения (на 5,3 % в 2011 году по сравнению с 2010 годом), а для грузоотправителей – снижение транспортных издержек. Макроэкономические итоги деятельности транспортного комплекса за последние годы показали результативность мер политики, которая проводилась Правительством Российской Федерации. Результаты 2011 г. являются закономерным итогом работы последнего десятилетия в течение которого, транспортный комплекс Российской Федерации достиг значимых результатов.

Позвольте кратко остановиться на них.

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

С 2000 года по 2011 год объем перевалки грузов в морских портах России увеличился практически в 3 раза и составил более 535 млн. тонн, т.е. максимальной объем перевалки в морских портах СССР превышен более чем на 30 процентов. В течение последних трех лет построены и в 2011 г. введены новые мощности по обработке грузов в портах Российской Федерации общим объемом около 30 млн. тонн. Российские порты планомерно увеличивали долю грузов российской внешней торговли, стабилизируясь на уровне 85%. На долю портов Балтии и Украины приходится 15%, в 2000 году это было 50%.

2011 г. стал по-настоящему первым этапом в борьбе за влияние в Арктике, включая вопросы организации мореплавания и аварийно-спасательной готовности. Это отчетливо показали международные мероприятия на борту атомохода «Ямал» и конференция по Арктике в Нарьян-Маре. Работа по этому направлению становится безусловным приоритетом на морском транспорте.

В октябре прошлого года Государственной Думой принят в первом чтении законопроект о государственном регулировании торгового мореплавания по трассам в акватории Северного морского пути.

Прошу депутатов государственной Думы рассмотреть его в приоритетном порядке.

С 2010 года наметились позитивные тенденции в росте транспортной работы ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА. Объем перевозок грузов в 2011 году вырос в сравнении в 2010 г. более чем на 20 процентов. Постепенно выходит из кризиса грузовая работа в речных, портах. Благодаря увеличению государственной поддержки содержания внутренних водных путей удалось переломить ситуацию с неудовлетворительным и опасным техническим состоянием судоходных гидротехнических сооружений. Из 335 сооружений опасными остаются три, а в неудовлетворительном техническом состоянии - 51 объект. Однако, настораживает ежегодный за последние три года рост на 11 % количества ГТС с пониженным уровнем безопасности.

Важным итогом года на водном транспорте стало принятие федерального закона, направленного на поддержку отечественного судостроения и судоходства. Закон устанавливает экономический режим для судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в Российском международном реестре судов, соизмеримый с соответствующими режимами наиболее привлекательных в этом смысле флагов. Существенным образом расширена сфера применения Российского международного реестра судов: в реестре теперь могут регистрироваться и суда, не совершающие международных рейсов, и суда, предназначенные для выполнения гидротехнических работ, и суда, являющиеся буровыми установками.

По состоянию на 7 ноября 2011 г. в Российском международном реестре судов было зарегистрировано 337 судов, на 22 марта 2012 г. – 407 судов. За последние четыре месяца зарегистрировано 70 судов, количество зарегистрированных судов увеличилось на 20,7%. Следует отметить, что сам факт разработки данного закона сыграл определяющую роль в принятии российскими судоходными компаниями инвестиционного решения о строительстве новых грузовых и пассажирских судов на отечественных судоверфях, которые по завершении постройки будут зарегистрированы в Российском международном реестре судов под Государственный флаг Российской Федерации.

АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ

В 2011 году впервые в постсоветской истории России отечественными авиакомпаниями перевезено более 64 млн. пассажиров. Докризисный уровень 2008 года по объему перевозок воздушным транспортом превышен на 26 процентов, а по сравнению с 2000 годом рост – 2,8 раза. В 2011 году пассажирооборот (166.6 млрд пасс-км) гражданской авиации превзошел показатели достигнутые Российской Федерацией в составе СССР почти на 15 %, а грузооборот – в 2 раза.

Стабилизирована аэродромная сеть Российской Федерации. Реализована новая модель возрождения и поддержки региональных и местных перевозок на Дальнем Востоке, в Сибири и районах крайнего Севера на основе развития аэродромной и аэропортовой инфраструктуры через механизм казенных предприятий.

В воздушном пространстве Российской Федерации внедрена новая система эшелонирования, использующая сокращённые интервалы вертикального эшелонирования. Система позволяет:

  • повысить пропускную способность воздушного пространства в два раза;
  • сократить время ожидания вылета на 45 %;
  • обеспечить экономию топлива до 5 %;
  • сократить выбросы в окружающую среду на 5 %.

Мы впервые за долгие годы подошли к рассмотрению практически неприкасаемой темы - «Структура воздушного пространства Московской воздушной зоны», и сегодня реально решается задача ее оптимизации с учетом сокращения границ запретных зон и зон ограничения полетов. По завершении работ пропускная способность МВЗ увеличится в 1.5 раза.

Значительным результатом считаю разработку и реализацию программы субсидирования авиационных перевозок с Дальнего Востока и Сибири. Программа показала свою жизнеспособность и важность в первую очередь для дальневосточных жителей. В 2011 году количество субсидируемых маршрутов возросло до 30, а количество перевезенных пассажиров выросло на 16.5 % (всего 371 тыс. чел.)

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

В 2011 коммерческий грузооборот автомобильного транспорта вырос на 15% и превысил докризисный уровень 2008 года. Объем перевозок грузов, выполненный российскими международными автоперевозчиками, увеличился на 11 %. За 10 лет объем внешнеторговых грузов, перевозимых российскими перевозчиками увеличился более чем в 2.5 раза и достиг 46 %.

Разработан проект одного из базовых законов отрасли «Об автотранспортной деятельности», определяющий правовые основы ее деятельности. В 2012 году необходимо провести широкую общественную экспертизу и внести его на рассмотрение в государственную Думу Российской Федерации.

ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Несколько концептуальных задач решены в дорожной отрасли.

Во-первых. Разработан и внедрен механизм обеспечения стабильности финансирования дорожного хозяйства на основе возрожденных дорожных фондов. Определены Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда, подготовлена новая форма федерального статистического наблюдения, отражающая использование бюджетных ассигнований Федерального, регионального и муниципальных дорожных фондов. Важной составляющей новой системы финансирования является увязка объемов ассигнований фонда с налогами на пользование дорогами: акцизом на топливо, а на уровне регионов - с транспортным налогом, а также с неналоговыми источниками, также связанными с пользованием дорогами.

В рамках системы дорожных фондов законодательством решен вопрос, который многие десятилетия оставался вне правового регулирования: финансирование дорог в сельской местности. Установлена обязанность субъектов Российской Федерации отчислять ежегодно по 5 процентов своего дорожного фонда на строительство подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам, а в 2012 и 2013 годах – еще по 5 процентов на капитальный ремонт и ремонт дорог в пределах населенных пунктов и в дворовых территориях. В Правила формирования и использования ассигнований Федерального дорожного фонда внесено положение о выделении на строительство подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам в 2012 году в объеме 6 млрд рублей, в 2013 и 2014 годах по 7,5 млрд рублей. В последующие годы объем субсидий должен увеличиваться пропорционально росту доходов от акцизов на автомобильное топливо.

Во-вторых. Началась работа по долгосрочному планированию на основе «контрактов жизненного цикла», с тем, что бы этот механизм стал одним из инструментов для привлечения инвестиций в автомобильные дороги. По этому вопросу подготовлен и находится в Государственной Думе проект федерального закона, в рамках которого появится возможность заключать долгосрочные комплексные контракты на проектирование, строительство, реконструкцию и содержание объектов транспортной инфраструктуры.

Прошу депутатов ускорить рассмотрение данного законопроекта.

В-третьих, реально заработал механизм концессионных соглашений. И наконец последнее, что следует отметить. Отрасль ориентируется на внедрение инновационных механизмов, новых технологий, материалов и конструкций. Мы определили конкретные меры по развитию инноваций в дорожном хозяйстве, представленные в Стратегии развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства и Программе инновационного развития государственной компании «Автодор» на 2011-2015 годы.

В 2011 году по поручению Президента и Председателя Правительства создавались новые механизмы, стимулирующие применения инновационной продукции. Для решения этой задачи создан Экспертный совет Минтранса России сформированный из представителей научно-технической общественности и бизнеса для отбора новых технологий и технических решений. Основными критериями отбора являются повышение долговечности строительных конструкций, экономическая эффективность проектов на всем жизненном цикле объектов инфраструктуры, применение новых материалов.

Сформирован и будет постоянно актуализироваться перечень инновационной продукции, рекомендованной к государственным закупкам. Количество включенных в проектно-сметную документацию на строительство объектов транспортной инфраструктуры технологий, одобренных Экспертным советом, будет являться критерием деятельности всех государственных заказчиков. В 2011 г. сделаны первые важные шаги по использованию механизма государственных гарантий. В настоящее время компаниями, реализующими дорожные концессионные проекты, получены гарантии в объеме более 100 млрд. рублей.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

На железнодорожном транспорте продолжаются структурные преобразования, начатые в 2001 году. В 2012 году были выполнены целевые задачи программных документов по структурной реформе:

  • пассажирские перевозки в дальнем и пригородном сообщении были выведены из состава деятельности ОАО «РЖД»;
  • созданы дочерние общества ОАО «РЖД» в сфере плановых видов ремонта вагонов;
  • из состава деятельности ОАО «РЖД» выведена большая часть непрофильных видов деятельности.

Сформирован конкурентный сегмент в области грузовых перевозок – рынок услуг компаний-операторов железнодорожного подвижного состава. К концу прошлого года парк приватных грузовых вагонов составил 98% от общего количества железнодорожного подвижного состава. Прошлый год стал первым годом реализации принятой Правительством Российской Федерации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, которая определяет дальнейшие направления преобразования железнодорожной отрасли. Планом по реализации этой модели определены конкретные мероприятия экономического, правового и технологического характера которые предстоит осуществить в ближайшие годы. Важно что эти мероприятия синхронизированы с мероприятиями, реализуемыми в этот период в рамках Единого Экономического Пространства и Таможенного союза.

Уважаемые коллеги!

ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ

В течение последних лет мы постепенно формировали новый подход к рассмотрению проблемных вопросов в развитии инфраструктуры основанный на комплексном развитии транспортных узлов. 2011 г. в этом отношении является знаковым, поскольку работы по Новороссийскому и Московскому узлам перешли в плоскость практической реализации. Проект комплексного развития Новороссийского транспортного узла – пилотный проект, увязывающий в единых целевых показателях развитие железнодорожной инфраструктуры, федеральных автомобильных дорог, улично-дорожной сети г. Новороссийска и развитие юго-восточного грузового района морского порта.

На проекте развития Московского транспортного узла отработаны базовые вопросы – система управления проектом, программные мероприятия, система показателей, неотложные меры и ряд других. Это первый опыт увязки в единой программе мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры Федерации и субъектов – Москвы и Московской области.

Накопленный опыт используется на проекте Развития Санкт-Петербургского транспортного узла.

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

За последние годы существенно переосмыслена задача транспортной безопасности, понимаемая сегодня как комплексная задача защиты от актов незаконного вмешательства, технологическая безопасность и соблюдение экологии. В рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте особое внимание уделено пилотым проектам по разработке новой техники, оснащению особо уязвимых объектов, а также по подготовке кадров.

На рассмотрении в Государственной думе находится проект Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам», устанавливающий общий размер ответственности перевозчика за гибель пассажира на всех видах транспорта в размере 2 млн. руб.

Просил бы Вас, уважаемые депутаты ускорить принятие данного закона.

В последние годы в программных документах по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Проведены работы по:

  • совершенствованию стандартов проектирования, включению в проекты широкого круга мер по восстановлению, а так же эквивалентной замене изъятых земель
  • формированию механизма общественного экологического контроля
  • использованию экологически чистых видов транспорта
  • использованию экологически чистых видов топлива и двигателей
  • обеспечению контроля за соблюдением требований экологической безопасности на всех видах транспорта.

ГЛОНАСС

Весомые результаты достигнуты по внедрению системы «ГЛОНАСС». В настоящее время спутниковыми системами захода на посадку оснащено 38 аэропортов Российской Федерации, из них 20 аэропортов - в 2011 году. Указанные системы позволят снизить эксплуатационные расходы, что наиболее важно при обеспечении полетов на малодеятельных направлениях. На автомобильном транспорте по итогам прошлого года средствами спутниковой навигации в составе корпоративных автоматизированных диспетчерских систем оборудовано более 49 000 транспортных средств в 100 городах 45 регионов страны. Продолжены работы по созданию электронных навигационных карт внутренних водных путей Российской Федерации. Оцифровано 40000 км, что составляет около 40% от общей протяженности внутренних водных путей России. Важно отметить, что технологии ГЛОНАСС будут положены в основу создающейся национальной системы сбора платы с грузового автомобильного транспорта максимальной разрешенной массой более 12 тонн, разработка решений по которой выполнена в прошлом году.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Подготовка высококвалифицированных кадров является одной из основных задач кадровой политики, направленной на обеспечение безопасности и конкурентоспособности на рынке транспортных услуг. В 19 вертикально-интегрированных образовательных комплексах морского, внутреннего водного, авиационного и железнодорожного транспорта сконцентрированы ресурсы для подготовки специалистов всех уровней профессионального образования: начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного - что позволяет обеспечить потребности организаций транспортной отрасли в подготовке, повышении квалификации и переподготовке специалистов. Общий контингент обучающихся в прошлом году составил 322 тыс. человек, что подтверждает интерес к транспортному образованию и его востребованность молодежью. Вместе с тем, необходимо продолжить работу: по оптимизации филиальной сети образовательных комплексов, по присоединению к вузам гражданской авиации авиационных учебных тренажерных центров, подведомственных Росавиации, по реорганизации учебно-курсовых комбинатов, подведомственных Росавтодору. Для взаимодействия различных видов транспорта требуется подготовка кадров нового поколения, что определяет актуальность работы по созданию Московского государственного транспортного университета.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Минтрансом России осуществляется научная деятельность, направленная на реализацию основных целей и задач транспортного комплекса. Важные социально значимые результаты получены в сфере транспортного обслуживания инвалидов и других маломобильных групп населения. В частности, сформулированы основные подходы для создания транспортных систем, адаптированных для особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

НОРМОТВОРЧЕСТВО

Основным инструментом реализации государственной политики является формирование и совершенствование нормативной законодательной базы транспортного комплекса. В 2011 году в сфере транспорта Президентом России подписано 11 Федеральных законов. В плане на 2012 год более 70 законопроектов.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Достаточно активно в отчетном году велось международное сотрудничество в транспортной сфере, как по линии международных организаций, так и в двустороннем формате. Приоритетным направлением сотрудничества в сфере транспорта являлось взаимодействие с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза и Союзного государства Россия-Беларусь. В рамках Таможенного союза завершено формирование нормативно-правовой базы, в том числе регламентирующей вопросы взаимодействия стран в области транспорта.

Продолжается работа по формированию договорной правовой базы Единого экономического пространства. В рамках СНГ было принято решение о создании Координационного комитета транспортных коридоров СНГ и 6 марта 2012 г. проведено его первое организационное заседание, в ходе которого на 2012 год утверждено председательство Российской Федерации.

2011 год ознаменован вступлением России во Всемирную торговую организацию. Знаковым событием 2011 года стал первый Авиационный саммит Россия – ЕС, в ходе которого заложены основы для перехода сотрудничества с Евросоюзом в области гражданской авиации на качественно новый уровень.

Уважаемые коллеги!

Несколько слов о финансировании отрасли.

На реализацию основных приоритетов в 2011 году направлено из федерального бюджета почти 646 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах ниже уровня 2010 года. Объем инвестиций по ФЦП составил примерно 355,2 млрд. рублей, что также соответствует уровню 2010 года. В качестве положительной тенденции необходимо отметить рост объема внебюджетных инвестиций на 22 % к уровню 2010 года. 2011 г. характеризуется значительными мерами государственной поддержки предприятий и организаций железнодорожного и воздушного транспорта, а также отдельных категорий граждан Российской Федерации. Общий объем господдержки составляет примерно 40 млрд. руб.

Уважаемые коллеги!

2011 год выдался насыщенным и результативным. Все перечисленные выше мероприятия – конкретные шаги по реализации государственной транспортной политики, которая сформулирована в наших программных документах. Однако, в 2011 г. имели место тяжелейшие резонансные трагические события. В начале года (24.01.2011) аэропорту Домодедово, террористический 37 человек погибло, 117 человек получили ранения. Спустя пять месяцев (20 июня 2011) при заходе на посадку в аэропорту Петрозаводск (Бесовец) произошла катастрофа самолёта Ту-134 «Авиакомпании РусЭйр». Через 20 дней (10 июля 2011) на Куйбышевском водохранилище произошла авария с пассажирским дизель-электроходом «Булгария». 7 сентября произошла катастрофа самолета Як-42 «Авиакомпания «ЯК СЕРВИС». В конце года в Охотском море затонула буровая платформа «Кольская».

Настораживает тот факт, что всплеску аварийности предшествовал рост инцидентов, которые явно сигнализировали о неблагополучном положении дел с безопасностью по ряду направлений. Однако, в нужный момент должных выводов сделано не было. Вместе с тем, работа по профилактике и предупреждению аварийности и обеспечение технологической безопасности – самая приоритетная для всей системы управления в отрасли.

Существуют вопросы по соблюдению сроков выполнения мероприятий предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России 2010-2015 гг). Например, неоднократно переносился срок ввода Московского центра УВД, выполняющего более 60 % аэронавигационной работы. Последний срок – декабрь 2011 г. вновь сорван и сдвинут на декабрь 2012 г.

Серьезной проблемой в отрасли остаются вопросы качества проектирования. Недопустимо высок уровень проектов – около 18 процентов - которые при первом рассмотрении получают отрицательные заключения. По большинству проектов после утверждения корректируются объемы работ и проектные решения.

На железнодорожном транспорте в 2011 году наблюдалось снижение обеспеченности грузоотправителей подвижным составом, что негативным образом отразилось на эффективности работы как железнодорожного транспорта, так и в целом ряда отраслей экономики. Основные проблемы возникли при перевозках в универсальном подвижном составе (полувагонах), наиболее востребованном для отправок массовых, низкостоимостных грузов. Значительно снизился уровень эффективности использования парка грузовых вагонов, что характеризуется динамикой одного из основных показателей – оборота вагона. Среднее время оборота за период 2007 – 2011 г. выросло почти в 2 раза. Снижение показателя обусловлено снижением эффективности работы как железных дорог, так и грузоотправителей.

Минтрансом России в 2011 году уже принят ряд мер нормативно-правового характера, направленных на создание условий для улучшения эксплуатационных показателей, в том числе определены условия перевозок порожних грузовых вагонов.

Уважаемые коллеги!

Деятельность министерства в последние годы, включая 2011 г. была сконцентрирована на четырех важнейших направлениях:

  • модернизация и развитие инфраструктуры всех видов транспорта и обновление парка транспортных средств;
  • повышение качества и доступности услуг пассажирского транспорта;
  • повышение уровня безопасности на транспорте;
  • совершенствование системы финансирования отраслей транспортного комплекса и повышение их инвестиционной привлекательности.

Положительные результаты, о которых я говорил в начале доклада, подтверждают правильность сформулированных приоритетов. Считаю, что они должны оставаться таковыми на 2012 г. и в среднесрочной перспективе, поскольку полностью укладываются в сценарии развития отрасли, активно обсужденные в 2011 г. в рамках подготовки «Стратегии 2020».

Исходя из этого, хочу остановиться на наиболее значимых задачах по каждому направлению.

Первое – модернизация и развитие транспортной инфраструктуры на инновационной основе. В этом направлении на первый план выходит задача совершенствования связанности инфраструктуры, имея в виду в первую очередь взаимоувязанное взаимодополняющее развитие всех транспортных коммуникаций – водных, автомобильных, железнодорожных и авиационных. Безусловным приоритетом является реализация в планируемые сроки и планируемом объеме программ развития транспортных узлов. В течение ближайших двух-трех лет необходимо завершить устранение основных узких мест во всех транспортных коммуникациях.

В дорожной отрасли, одним из основных узких мест является автомобильный транзит через центры российских городов. Представляется целесообразным, в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» эти проекты выделить в отдельную подпрограмму и её реализацию считать приоритетной, включая направление дополнительных перераспределяемых финансовых средств. Еще одним узким местом дорожной инфраструктуры является ненормативное содержание и ремонт. С 2014 года мы обязаны исключить термин «ненормативное содержание», поскольку норматив будет один – содержание и ремонт 100 %.

Узким местом являются автомобильные и железнодорожные подходы к морским портам. Здесь очевидно, что простым наращиванием физического размера инфраструктуры не обойтись. На первый план должна выйти работа над совершенствованием логистики обработки грузов, оптимизации взаимодействия видов транспорта.

Дополнительно необходимо вернутся к вопросу о развитии терминальных мощностей в морских портах. На мой взгляд, здесь необходимо дополнительно посмотреть два вопроса.

Первый вопрос, когда владельцы терминалов, они же грузовладельцы, используя монопольное положение, применяют меры недобросовестной конкуренции и создают искусственный дефицит обрабатывающих мощностей в портах. В этой ситуации представляется целесообразным рассмотреть вопрос о создании государством дополнительных мощностей для обеспечения необходимого уровня конкуренции.

Второй вопрос – о программе развития мощностей по переработке грузов. В 2012 году предусматривается увеличение портовых мощностей еще на 75 млн. тонн и мы будем стимулировать работу в этом направлении. К 2016 году планируется обеспечить перевалку грузов в портах России в объеме 770 млн. тонн в год, в том числе иметь 15-и % резерв пропускной способности.

Приоритетными в сфере внутреннего водного транспорта являются вопросы обеспечения безопасности судоходства. Минтрансом России подготовлен законопроект о внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта, который предусматривает ряд мер, в том числе введение института государственного портового контроля в речных портах. Пользуясь случаем, обращаюсь к депутатам Государственной Думы с просьбой поддержать данный законопроект, реализация положений которого, уверен, позволит избежать трагических инцидентов, аналогичных произошедшему с «Булгарией».

Кроме того на внутреннем водном транспорте, в течение пяти лет необходимо устранить лимитирующие участки на Единой глубоководной системе Европейской части Российской Федерации.

В октябре 2011 г. Комиссия Таможенного союза приняла технический регламент Таможенного союза.

В обеспечении доступности транспортных услуг для населения, прежде всего, стоит вопрос о развитии региональных и местных воздушных перевозок. Следует продолжить работу по расширению сети аэродромов, включенных в систему казенных предприятий. В этой работе следует сделать акцент на оптимизацию работы предприятий, либерализацию требований к объектам, там, где это допустимо без ущерба безопасности полетов, внедрению типовых решений по объектам инфраструктуры.

В этом году Правительством принято решение о начале программы по поддержке межрегиональных перевозок через механизмы субсидирования. В настоящее время сформировано 80 направлений и определены условия предоставления субсидий. На эту программу в течение ближайших трех лет предусмотрено выделение 3-х млрд. руб.

В трехлетнем периоде предусмотрены финансовые ресурсы в объеме около 6.5 млрд. руб. на поддержку программ закупки воздушных судов на основе компенсации ставки лизинга. В краткосрочном периоде работа над реализацией указанных программ должна быть безусловным приоритетом.

Министерство транспорта с 2011 г. является одним из соисполнителей государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, основной целью которой является формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Для повышения качества и безопасности автомобильного транспорта необходимо продолжить работу по результативности нормотворческой деятельности в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам, ответственности за перевозку пассажиров, опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

Повышение уровня комплексной безопасности населения на транспорте, включая экологическую безопасность. Основная задача в этом направлении – плановая реализация программных мероприятий. В первую очередь это завершение оценки уязвимости и категорирования объектов транспортного комплекса, а также разработка планов защищенности и оснащение объектов. Кроме того на Минтранс России с 2012 года возложены функции государственного заказчика-координатора работ по проекту «Создание системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС». Реализация указанного проекта повысит транспортную безопасность за счет повышения оперативности реагирования и эффективности ликвидации последствий транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, а также уменьшения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Совершенствование системы финансирования комплекса и повышение инвестиционной привлекательности.

По этому вопросу еще раз хочу вернуться к дорожным фондам. В настоящее время 69 субъектов Российской Федерации приняли Порядки формирования и расходования ассигнований региональных дорожных фондов. Представляется необходимым субъектам Российской Федерации в кратчайшие сроки завершить эту работу. Нужно еще раз обратить внимание на формирование в этих Порядках долгосрочных приоритетов финансирования, рассматривать в числе первых приоритетов выполнение работ, влияющих на безопасность движения, сохранность дорожных сооружений, качество обслуживания пользователей, экономичность перевозок. Для повышения эффективности функционирования дорожных фондов Минтрансом создана новая система мониторинга дорожной деятельности на дорогах всех уровней. Приоритетом деятельности в 2012 году должна стать организация эффективного применения результатов этого мониторинга для взаимной увязки работ на дорожных сетях всех уровней по срокам и техническим характеристикам объектов.

Этот мониторинг должен быть тесно увязан с решением задач по совершенствованию работы с общественностью. Необходимо формирование новых принципов взаимоотношений с пользователями дорог, различными заинтересованными организациями, органами местного самоуправления, населением. Эти принципы должны строиться на предоставлении общественности объективной разносторонней информации о деятельности дорожного хозяйства, формировать прозрачную среду функционирования и модернизации дорожной сети.

Открытость и публичность должна стать визитной карточкой всей отрасли.

Необходимо продолжить работу над распространением принципа «пользователь платит» на инфраструктуру всех видов транспорта и дальнейшее развитие должны получить механизмы государственно-частного партнерства. Общий потребный объем частных инвестиций оценивается на период до 2020 года в дорожные проекты на уровне 300 млрд. рублей, морские порты – 350 млрд. рублей, аэропортовую инфраструктуру – около 200 млрд.рублей.

Предстоит работа по формированию рынка инфраструктурных облигаций, в том числе за счет размещения накопительной части трудовых пенсий в облигационные займы для строительства объектов транспортной инфраструктуры. Потенциальный размер рынка инфраструктурных облигаций оценивается в объеме около 500 млрд. рублей в год. Представленные подходы отражены в проекте Государственной программы «Развитие транспортной системы», которая в настоящее время находится на согласовании в Минэкономразвития и Минфине. Госпрограмма включает в себя все инструменты и механизмы достижения обозначенных приоритетов на период до 2020 года: федеральные целевые программы и меры государственного регулирования. Программа предусматривает продление срока реализации ФЦП «Развитие транспортной системы» с учетом реализации всех комплексов обозначенных инвестиционных проектов.

Уважаемые коллеги!

Поставленные перед транспортным комплексом задачи социальной и экономической направленности могут быть решены только путем концентрации усилий всех ветвей власти, общества и бизнеса. При этом необходимо учитывать, что в силу объективной инерционности транспортной системы ее «будущие» проблемы должны решаться уже сегодня. Комплексный подход к решению транспортных проблем, их обсуждение в рамках расширенного правительства позволят создать благоприятные инфраструктурные условия для экономики.

Благодарю за внимание.

Все выступления и интервью