Доклад Министра транспорта РФ Игоря Левитина на пленарном заседании «Транспорт России»: безопасность и экология», состоявшемся в рамках V Международного форума «Транспорт России» 23 ноября 2011 года
22 ноября 2011, 20:00
Приветствую вас на пятом, юбилейном международном транспортном форуме «Транспорт России». Ежегодное проведение данного форума уже стало доброй традицией. Подтверждение тому – участие наших коллег из более чем 40-ка стран. Это представители общественности, компаний, работающих в транспортном комплексе, международных финансовых организаций, государственных институтов.
Хочу выразить особую признательность за активное участие в работе форума представителям зарубежных транспортных ведомств, поблагодарить за личное участие в нашем мероприятии Министров транспорта. Благодаря общим усилиям, выставочная экспозиция с каждым годом становится все представительней и интересней. Приглашаю всех посетить нашу выставку и ознакомится с практическими результатами нашей деятельности.
Сегодняшняя тема пленарного заседания – безопасность и экология – выбрана не случайно. Она актуальна не только для России. По сравнению с другими отраслями экономики транспорт наиболее уязвим для разного вида угроз. В транспортном комплексе Российской Федерации задействовано более 10-ти млн. транспортных средств, работает около 600-та тысяч сертифицированных организаций. И мы должны обеспечить надлежащий уровень технологической и экологической безопасности и безопасность функционирования транспортной системы в целом.
Интенсификация транспортной отрасли, эволюционное развитие транспортных систем ставит новые задачи в вопросах технологической и транспортной безопасности. Чем более сложные системы мы создаем, увеличиваем скорости передвижения, пассажиро- и грузопоток, тем более сложные проблемы приходится решать в области транспортной и технологической безопасности. Многократно возрастает ответственность при принятии решений и роль человеческого фактора. Считаю очень важным сегодня обменятся мнениями по данному вопросу, отметить какие есть общие тенденции, направления развития, как в Российской Федерации, так и у наших коллег в других странах.
Кратко хочу остановиться на тех направлениях, которые сегодня являются приоритетными в сфере безопасности и экологии на транспорте. Прежде всего, я хотел бы осветить вопросы защиты транспорта от актов незаконного вмешательства. Основополагающим документом в Российской Федерации в этой сфере является Федеральный закон от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности». Закон определил целью обеспечение транспортной безопасности - устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Для реализации предусмотренных законом системы мер противодействия актам незаконного вмешательства в работу транспорта, нами, совместно с ФСБ и МВД, подготовлена соответствующая нормативно-правовая база. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в июле 2010 года Правительством принята Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте на 2010 – 2013 годы с объемом федерального финансирования 46,7 млрд. рублей.
Программой предусмотрены научные исследования и пилотные проекты по разработке новой техники и оснащение ею особо уязвимых объектов. В этой связи Минтранс России, совместно с подведомственными агентствами большое внимание уделяет вопросам оказания государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, а также государственного контроля и надзора. На сегодняшний день отраслевыми агентствами уже проведено категорирование с учетом важности объектов и возможных последствий от осуществления актов незаконного вмешательства более 6-ти тысяч мостов и туннелей, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения, в том числе более 550 объектов, находящихся в оперативном управлении госкомпании «Автодор».
Продолжается категорирование искусственных дорожных сооружений, расположенных на автомобильных дорогах муниципального и местного значения.\
Проведено категорирование одной тысячи 420 автовокзалов и автостанций в 80-ти субъектах Российской Федерации. Присвоены категории более 8-ми тысяч транспортных средств, проведено категорирование 244-х аэропортов.
Особое внимание уделяется подготовке соответствующих кадров, которые смогут на качественном уровне осуществлять данную работу. В этом направлении у нас разработана и утверждена отдельная подпрограмма подготовки специальных обучающих и образовательных программ. Всесторонне исследуется опыт других стран в этом направлении. Работа ведется совместно с нашими ведущими ученными, транспортными университетами, научными организациями для того, чтобы специалисты в этой области эффективно решали возложенные на них задачи именно за счет профессионализма, а не за счет численности.
Важным является вопрос обучения не только специалистов, но и повышения информированности населения, особенно, о видах угроз, о том, как вести себя в той или иной ситуации. И в этих вопросах нам очень интересно мнение наших зарубежных коллег. В целях принятия взвешенных управленческих решений нами также изучается общественное мнение. С этого года у нас налажено тесное взаимодействие со Всероссийским центром изучения общественного мнения.
Следующий большой блок, которому мы уделяем сегодня значительное внимание это уменьшение влияния ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА при принятии управленческих решений и выявление потенциальных угроз. Прежде всего, этому должно способствовать применение современных технических средств и устройств, которые позволят дистанционно осуществлять контроль, выявлять и пресекать противоправные действия. Необходимо создать действенную систему мер противодействия незаконному проникновению на объекты транспортной инфраструктуры.
Мы сегодня испытываем на железнодорожных- и автовокзалах, станциях метро и других объектах пилотные зоны, которые оборудовали новыми современными досмотровыми, видео и иными специальными системами и проводим тестирование на предмет их эффективности. В первую очередь нами оборудуются места массового пребывания людей. При этом данные мероприятия финансируются за счет бюджетных средств. Мы четко понимаем, что создание системы обеспечения безопасности граждан – зона ответственности государства. Сегодня фактически создана необходимая для этого нормативная база.
Результатом проводимой работы должно стать то, что уязвимые объекты транспортной инфраструктуры – скоростные железные дороги, узловые международные аэропорты, крупные вокзалы, метро, важные портовые и гидротехнические сооружения будут оснащены специализированными современными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими защиту от актов незаконного вмешательства.
Наблюдение за состоянием обеспечения транспортной безопасности будет осуществляться на постоянной основе с использованием средств дистанционного контроля. Запланировано и уже проводится создание 8 межрегиональных информационных центров контроля и надзора, а также Головного координационного центра в Москве в Ространснадзоре. Создаваемые центры будут нести двойную нагрузку и использоваться, с одной стороны, как автоматизированные центры, из которых в повседневном режиме дистанционно будут осуществляться контрольно-надзорные мероприятия, с другой стороны, как оперативный антикризисный центр Минтранса России для принятия оперативных мер при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эта работа проводится в тесном взаимодействии между транспортниками и правоохранительными органами.
Следующий важнейший блок – это технологическая безопасность. Последствия технологических аварий являются часто очень тяжелыми с многочисленными жертвами. Здесь, в первую очередь, необходимо понимание того, что и государство и частный сектор несут ответственность за технологическую безопасность.
Государство несет ответственность за нормативно – правовое обеспечение и за инфраструктурные объекты, которые находятся в государственной собственности и управлении. Частные компании несут полную ответственность за технологическую безопасность на собственных или арендованных объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. И эта ответственность должна иметь и экономические и административные и уголовные последствия как для безответственных субъектов транспортной инфраструктуры, так и для их руководителей. Транспортные организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и грузов, должны нести полную ответственность за безопасность предоставляемой услуги. Поэтому нами сегодня совершенствуется законодательство, вносятся в нормативно-правовые акты изменения, направленные на усиление ответственности за действия, которые могут привести к нарушениям требований технологической безопасности.
Необходимо сказать, что такие подходы поддерживаются транспортной общественностью. Следующий важный вопрос связан с организацией информационного взаимодействия контролирующих, эксплуатирующих и надзорных органов в транспортном комплексе. Целью данного взаимодействия должна стать система реагирования на каждый выявленный случай, который может привести к тем или иным негативным последствиям для жизни и здоровья граждан.
Министерством сегодня для каждой транспортной отрасли, в первую очередь для железных дорог и внутреннего водного транспорта, создаются специализированные информационные комплексы. Эти комплексы в режиме реального времени позволяют организовать взаимодействие между всеми участниками перевозочного процесса и контрольно-надзорными органами в целях предотвращения нарушений технологической безопасности. Например, на внутреннем водном транспорте, фактически в режиме он - лайн, инспектора транспортного надзора, портового контроля или государственного бассейнового управления смогут получить информацию о ситуации, которая складывается на маршрутах следования судов, об отклонении от согласованных маршрутов, о нарушениях, которые выявлены в ходе контрольно-надзорных мероприятий. Эту работу мы планируем завершить уже в декабре этого года. При этом мы должны значительно снизить влияние человеческого фактора на безопасность транспортных перевозок.
Огромное внимание уделяется вопросам перевозок особо опасных грузов и перевозке пассажиров. Здесь мы особые усилия направили на регламентацию перевозочного процесса. Повышению контроля за соблюдением требований в сфере транспортной безопасности способствует проведение мероприятий по оснащению транспортных и технических средств аппаратурой контроля и мониторинга на базе спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. В частности, предусмотрена установка навигационных приборов, контролирующих маршрут движения, соблюдение скоростного режима автомобилей, перевозящих особо опасные и тяжеловесные грузы, а также автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров между регионами Российской Федерации. Можно отметить, что уже сегодня до 80% городских автобусов оснащены системами спутниковой навигации в районных городах Московской области, г. Барнауле, г. Рязани, г. Казани, г. Астрахани и др.
Мы также проводим работу и совершенствуем нормативно-правовую базу с целью обязательного оснащения транспортных средств приборами контроля труда и отдыха водителей (тахографами). Важным вопросом является оказание экстренной помощи гражданам, пострадавшим в результате ДТП. Эта задача решается совместно с МЧС, Роскосмосом России и Федеральным сетевым оператором.
Создается Всероссийская система экстренного реагирования на автомобильные происшествия – ЭРА-ГЛОНАСС. В этих вопросах большой опыт накоплен у наших европейских коллег и мы широко применяем этот опыт и знания. Пользуясь случаем, обращаюсь с просьбой проинформировать нас о перспективных направлениях развития в данном направлении.
Значительно повысить уровень транспортной безопасности призвано создание Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности. Указанная система должна объединить в себе ряд систем дистанционного мониторинга и контроля эксплуатации различных видов транспортных средств и объектов, повысить информационное взаимодействие транспортного комплекса с соответствующими федеральными ведомствами.
Говоря сегодня о безопасности наших граждан, о защите их жизни и здоровья нельзя не придать значения теме экологичности транспорта, снижения его вредного воздействия на окружающую среду, о тех мерах, которые необходимо принять для этого. Эта проблема широко обсуждается на различных международных форумах и мероприятиях, она поставлена перед российскими транспортниками Президентом и Правительством Российской Федерации. Для нас эта задача является приоритетной.
Развивая транспортную инфраструктуру, понимая важность сохранения окружающей природной среды, необходимо при реализации любого, даже небольшого инфраструктурного проекта, соблюдать баланс между интересами общества и экономики с одной стороны и степенью воздействия на природу с другой. И здесь государство несет ответственность за сохранение окружающей среды при строительстве и эксплуатации государственных объектов транспортной инфраструктуры, в то время как частные компании несут ответственность за экологию при использовании инфраструктуры и транспортных средств.
Одной из основных наших целей при развитии транспортной системы России, является соблюдение экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции и последующей эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.
Сегодня в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации при реализации проектов по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры разрабатываются соответствующие мероприятия по обеспечению экологической безопасности проектов. Например, в государственной компании «Автодор» уже создан и функционирует специальный экологический комитет, задачею которого является реализация мер по сохранению окружающей среды при проектировании и строительстве автомобильных дорог.
Другим важнейшим направлением, является снижение вредного воздействия транспорта на окружающую природную среду. Для достижения этой цели нами определен ряд задач, таких как снижение выбросов на всех видах транспорта, использование экологически чистых видов топлива, снижение энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран, минимизация вредного воздействия на природу, восстановление и замещение экологических потерь, в том числе за счет высадки новых зеленых насаждений. Мы считаем, что вопросы экологии – это большое поле для сотрудничества и совместных усилий международных и общественных организаций, а также Правительств различных государств. Во всем мире идет процесс ужесточения требований к экологическим стандартам при эксплуатации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры. Достаточно привести пример установления квот на выбросы парниковых газов при эксплуатации воздушных судов в Европе или запрета на использование на территории Европейского союза автомобильного топлива ниже класса «Евро - 4». В соответствии с европейскими требованиями, российские перевозчики, осуществляющие международные перевозки перешли на использование автомобильного топлива класса «Евро - 4». Это зона ответственности транспортных компаний.
Следуя мировым тенденциям, важной задачей направленной на снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду для нас является задача по снижению энергоемкости транспорта. Государственной программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» предусматривается достижение к 2016 году годовой экономии энергии на транспорте в объеме около 6 млн. тонн условного топлива, а к 2021 году в объеме более 14 млн. тонн условного топлива. Достигнуть таких показателей возможно только путем формирования необходимой нормативно-правовой базы, разработки и реализации программ в области энергосбережения, как на отраслевом уровне, так и на уровне субъектов транспортного комплекса, внедрения современных энергосберегающих технологий и видов транспорта.
Хорошим примером здесь может служить принятая в ноябре 2010 года программа инновационного развития ОАО «Российские железные дороги». В соответствии с поставленными задачами выброс загрязняющих веществ на железнодорожном транспорте к 2020 году должен снизиться почти на 50 % по сравнению с 2007 годом. Это особо актуально учитывая, что важным направлением по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду является перевод значительной части перевозок пассажиров и грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт. Это связано с тем, что ежегодно на долю выбросов загрязняющих веществ автомобильного транспорта приходится более 40 % суммарного выброса от стационарных и передвижных источников на транспорте. Ярким примером реализации в Российской Федерации проектов в этой сфере может служить организация регулярных маршрутов «Аэроэкспресса» ко всем московским аэропортам, позволившего значительно снизить автотранспортные потоки, перевозившие авиапассажиров от Москвы и обратно, включая пассажиров, следующих транзитом через Московский авиационный транспортный узел.
Другим наглядным примером является создание малого железнодорожного кольца вокруг центра Москвы с переводом движения на электрическую тягу. Понимая важность этой задачи, государством выделены средства в размере более 50 млрд. рублей для завершения этой работы в ближайшие годы. Важным, экологически эффективным направлением является увеличение объема перевозок морским и речным транспортом, что также должно способствовать снижению энергоемкости перевозок и уменьшению объемов выбросов вредных веществ при перевозке грузов. Достижению данной цели будет способствовать принятый в октябре 2011 года федеральный закон о реализации мер государственной поддержки судостроения и судоходства.
Повышение энергетической эффективности транспортной отрасли должно дать положительный эффект, при котором рост протяженности транспортной инфраструктуры и увеличение числа транспортных средств и интенсивности их использования, не приведут к увеличению энергоемкости отрасли. Вместе с тем без научного сопровождения, применения инновационных решений и подготовки квалифицированных кадров по соответствующим специальностям добиться необходимых результатов невозможно.
Министерство транспорта Российской Федерации на постоянной основе проводит работу по выработке научно обоснованных подходов в сферах экологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры, энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортной отрасли, внедрения инноваций. В 2011 году Минтрансом России с привлечением научных организаций и общественности разработаны концепции экологической безопасности и энергоэффективности транспортного комплекса. Эти документы предусматривают практические, последовательные меры по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Программы энергосбережения разработаны также всеми крупными транспортными компаниями. Также в 2011 году в целях увеличения доли инновационной экологически эффективной продукции в транспортном комплексе, при Минтрансе России созданы ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ из представителей науки, отраслевых учебных заведений, бизнеса и Рабочая группа Минтранса из представителей органов государственной исполнительной власти для отбора новых технологий и технических решений. Задачами Экспертного совета являются сбор, рассмотрение, анализ и подготовка заключений на поступившие предложения от разработчиков инновационных технологий.
После рассмотрения этими коллегиальными органами - инновационные решения включаются в технические задания на проектирование объектов транспортной инфраструктуры. Департаменты нашего министерства отслеживают применение таких технологий в крупных строительных проектах. Пользуясь случаем, хочу обратиться с предложением к зарубежным коллегам принять участие в работе Экспертного Совета для совместного поиска и внедрения инновационных технологий.
И в заключение хочу сказать следующее. Транспортной стратегией Российской Федерации определено, что миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы России состоит в создании условий для экономического роста, повышении конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество. Без создания эффективных механизмов обеспечения транспортной безопасности и снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду, транспортная отрасль не сможет стать социально ориентированной отраслью и катализатором российской экономики.
Уверен, что обсуждение этих актуальных тем в рамках пятого юбилейного международного форума «Транспорт России» послужит хорошим ориентиром при определении путей и механизмов достижения целей развития транспортной системы России. Очень важно, чтобы наши совместные усилия были направлены на дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества и формирование современной, эффективной транспортной политики.
Желаю всем участникам и гостям форума успешной работы.