Изображения

Обычная версия

Доклад Министра транспорта РФ Игоря Левитина на пятом Совещании министров транспорта государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)28 октября 2011 года

27 октября 2011, 20:00

Уважаемый господин заместитель Генерального секретаря! Уважаемые коллеги!

В Российской Федерации, как и в других странах-членах Шанхайской организации сотрудничества, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей экономики, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Прежде, чем перейти к темам нашего сегодняшней встречи, позвольте мне коротко остановиться на основных результатах развития транспортной системы в Российской Федерации.

О месте и значении транспорта в Российской Федерации свидетельствует его значительный удельный вес в валовом внутреннем продукте (8%), и в численности занятых работников (6%). На долю транспорта в 2010 году приходилось 50% от экспорта услуг Российской Федерации.

При этом Россия обладает одной из самых крупных в мире железнодорожных и внутренних водных систем (входит в пятерку стран-лидеров), а также автодорожных систем (входит в десятку стран лидеров).

Удельный вес электрофицированных железных дорог (51,4%), автомобильных дорог с твердым покрытием (81,6%) и внутренних водных путей с гарантированными глубинами (47,1%), свидетельствуют о высоком уровне технической оснащенности транспортной системы страны.

В 2010 году общий объем инвестиций в транспортный комплекс России вырос по сравнению с 2009 годом на 16,5% и составил порядка 25 млрд. евро, в том числе из федерального бюджета – порядка 8 млрд. евро.

Инвестиции в основной капитал в транспортном секторе составляют чуть более 2% от ВВП.

Вместе с тем Россия заинтересована в развитии государственно-частного партнерства и привлечении средств бизнеса в реализацию транспортных проектов.

О значительных объемах работы транспортной системы свидетельствуют данные о грузовых перевозках. Грузооборот транспортной системы составляет примерно 5 трлн. тонно-км. За последние 10 лет он возрос на 30%. К 2011 году ожидается восстановление грузооборота транспорта на докризисном уровне. Основной объем грузооборота приходится на железнодорожный и автомобильный виды транспорта. Их совокупный удельный вес в грузообороте составляет около 90%.

На морском транспорте отмечен ряд событий, также свидетельствующих о восстановлении докризисных объемов перевалки. Грузооборот превысил полмиллиарда тонн (526 млн. тонн). В 2010 году в морских портах страны созданы новые мощности перевалки объемом 30 млн. тонн.

В 2010 году пассажирооборот всех видов транспорта общего пользования составил 482 млрд. пасс.-км.

Одной из характерных тенденций на транспорте Российской Федерации является постепенное перераспределение пассажирооборота между видами транспорта. Если до 2010 года наибольший удельный вес в пассажирообороте принадлежал железнодорожному транспорту, то с середины 2010 года на первое место вышла гражданская авиация. По итогам года ее удельный вес в пассажирообороте превысил 30%.

Устойчивой тенденцией стало снижение аварийности на транспорте Российской Федерации, что стало возможным благодаря предпринятым мерам правительства, а также постепенному совершенствованию парка транспортных средств и развитию инфраструктуры.

Железнодорожный транспорт исторически имеет особое, стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой транспортной системы и самым доступным видом транспорта для миллионов граждан.

В настоящее время разрабатывается концепция развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации, которая будет учитывать перспективный охват городов России с учетом чемпионата мира по футболу 2018 года.

В европейской части страны функционирует не имеющая аналогов в мире единая глубоководная система (ЕГС) протяженностью 6,5 тыс. км. В ее состав входят Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский, Волго‑Донской судоходные каналы и канал имени Москвы, водные пути Волжско-Камского бассейна, которые обеспечивают транспортную связь с пятью морями и перевозки транзитных грузов.

В 2010 году российские судовладельцы профинансировали строительство 15 судов транспортного флота. За счет федерального бюджета построены 9 аварийно-спасательных судов. К концу 2011 году планируется ввести в строй еще столько же.

Более подробно я бы хотел остановиться на развитие автотранспортной инфраструктуры.

Важнейшей особенностью автомобильного транспорта, определяющей его привлекательность для грузовладельцев, является возможность доставки практически любых партий грузов «от двери до двери» без промежуточной перегрузки на другие виды транспорта, которая, несмотря на все достижения в области логистики, занимает время, влечет за собой дополнительные издержки и вероятность потерь или повреждения груза. Это во всех странах мира предопределяет опережающее увеличение спроса на автомобильные перевозки.

Можно с уверенностью констатировать, что высокими темпами растёт численность транспортных средств. За период 2000 – 2010 годов она увеличилась более чем в 1,7 раза (с 25 млн. транспортных средств до 43,3 млн. автомобилей). Автомобильный транспорт обеспечивает около 70 процентов общего объёма грузоперевозок (около 7 млрд. тонн в год) и 90 процентов пассажироперевозок всеми видами транспорта.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, целью государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая:

  • развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны;
  • повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения;
  • повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализацию транзитного потенциала страны;
  • повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
  • снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Приоритетными направлениями развития транспортной системы в рамках достижения поставленных целей в части дорожного хозяйства станут следующие направления:

  • увеличение пропускной способности опорной транспортной сети, ликвидация разрывов и узких мест, включая азиатскую часть Российской Федерации;
  • реализация высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей, обеспечивающих основные межрегиональные связи;
  • увеличение пропускной способности автомобильных дорог, строительство и реконструкция федеральных и региональных автомобильных дорог, включая кольцевую автодорогу вокруг г. Санкт-Петербурга, автодорогу «Амур» (Чита - Хабаровск);
  • строительство и реконструкция платных автомобильных магистралей (с предоставлением услуг высокого качества) - Западного скоростного диаметра (г. Санкт-Петербург), Центральной кольцевой автомобильной дороги (Московская область), скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, участков автомагистралей Москва - Минск, Москва - Нижний Новгород - Казань, М-4 «Дон» и ряда других.

В целях ускорения создания в Российской Федерации автомагистралей нового поколения и привлечения в дорожное хозяйство дополнительных внебюджетных источников финансирования создана Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

Государственная компания осуществляет функции концедента при строительстве и эксплуатации платных дорог, выполняет функции заказчика при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, взимает плату за перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, ведет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог, осуществляет необходимые процедуры, связанные с резервированием земель, изъятием, кадастровом учетом и государственной регистрацией земельных участков и недвижимости для размещения автомобильных дорог и т.д.

Усилиями Госкомпании достигнуты следующие результаты за 2010 год:

  • на автомобильной дороге М-4 «Дон» после проведения реконструкции обеспечен ввод в эксплуатацию 81,9 км;
  • введен в эксплуатацию после завершения реконструкции платный участок автомобильной дороги М-4 «Дон» от начала обхода г. Задонска до конца обхода с. Хлевное в Липецкой области, за проезд по которому в 2010 году собрано 42,4 млн. руб.;
  • прирост протяженности автомобильных дорог Государственной компании, на которых устранены ограничения по пропускной способности, составил 156,3 км;
  • протяженность автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, на конец 2010 года составила 522,9 км;
  • количество ДТП на автомобильных дорогах Госкомпании за 2010 год с сопутствующими дорожными условиями снизилось на 11,3 %;
  • прирост средней скорости движения транспортных потоков по автомобильным дорогам Государственной компании составил 5,1 %;
  • заключены инвестиционные договоры на создание семи многофункциональных зон дорожного сервиса;
  • запущены механизмы привлечения частных инвестиций в создание сети платных автомобильных дорог и внедрения инноваций на всех этапах выполнения дорожных работ.

В целях повышения качества и долговечности дорожных покрытий и искусственных сооружений автомобильных дорог Минтрансом России разработан комплекс мер по обеспечению повышения долговечности автомобильных дорог за счет совершенствования технологии работ, использования новых машин, конструкций и материалов.

На международном уровне Российская Федерация принимает участие в реализации международных соглашений, связанных с автомобильными перевозками, с функционированием и развитием автодорожных маршрутов в рамках Европейского соглашения о международных автомагистралях 1975 года и Межправительственного соглашения по сети азиатских автомобильных дорог 2004 года. По территории Российской Федерации проходят 23 автодорожных маршрута европейской сети автомобильных дорог и 11 маршрутов сети азиатских дорог. Общая протяженность автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров, на территории Российской Федерации составляет около 32 тыс. километров, в том числе дорог федерального значения – 26,5 тыс. километров и 5,5 тыс. километров автомобильных дорог регионального значения.

Безусловно, развитие транспортных коммуникаций в Азиатской части России является важнейшим стратегическим приоритетом.

Сеть автомобильных дорог государств-членов ШОС охватывает огромную территорию от Смоленска до Шанхая и включает автомобильные дороги, которые являются важнейшей составной частью:

  • Европейской сети международных автомобильных магистралей категории «Е», утвержденной соответствующим Соглашением ЕЭК ООН 1975 года;
  • Азиатской сети дорог категории «АН», утвержденной Межправительственным Соглашением по сети Азиатских автомобильных дорог 2004 г.;
  • сети международных автомобильных дорог СНГ;
  • сети транспортных маршрутов ЕврАзЭС, утвержденных Решением №331 Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) от 18 апреля 2007 г.;
  • международных евроазиатских маршрутов, разрабатываемых в рамках Совместного проекта ЕЭК ООН – ЭСКАТО ООН по развитию евроазиатских транспортных связей.

Унификация инфраструктурных стандартов, а также стандартов в области разметки, правил движения, дорожных знаков и сигналов являются одной из приоритетных задач развития сети автодорог в рамках ШОС.

В этой связи, нам необходимо активизировать работу в области развития и совершенствования инфраструктуры автодорожных маршрутов ШОС.

Одним из основных элементов этой работы должна стать разработка Программы скоординированного развития сети автомобильных дорог государств-членов ШОС, провозглашенная на Четвертой встречи министров государств-членов ШОС.

Программа должна быть нацелена на решение вопросов формирования согласованной политики по развитию транспортной, логистической и информационной инфраструктуры, эффективного использования транзитного потенциала, защиты окружающей среды и рассматривается как важный этап формирования интегрированной транспортной системы всего пространства ШОС.

Кроме этого для развития и совершенствования инфраструктуры автодорожных маршрутов ШОС необходимо выявить узкие места и недостающие звенья, препятствующие устойчивому развитию международных автомобильных перевозок, разработать комплексные меры по их последовательному устранению, модернизации и развитию действующей транспортной инфраструктуры.

Реализация Программы позволит повысить эффективность транспортного обслуживания внешнеэкономических связей в рамках ШОС, обеспечить, транспортную и экологическую безопасность перевозок в государствах-членах ШОС, поможет решить целый ряд проблем существующих в настоящее время в сфере международных автомобильных сообщений.

Программа могла бы включать в себя, например, следующие разделы:

  1. Прогноз спроса на пользование основными автомобильными дорогами в странах-членах ШОС.
  2. Анализ соответствия существующей дорожной сети спросу на автотранспортное передвижение.
  3. Разработка программы мероприятий по строительству и реконструкции основных автомобильных дорог в странах-членах ШОС.
  4. Определение необходимых объемов дорожных работ, затрат на их выполнение и объемов их финансирования, последовательность реализации проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог в странах-членах ШОС.
  5. Оценка социально-экономической эффективности при реализации программных мероприятий.
  6. Разработка механизмов реализации программы скоординированного развития сети автомобильных дорог государств-членов ШОС.

Российская Федерация предлагает взять на себя координацию разработки такой Программы, в частности, мы обобщим предложения Сторон и представим их к следующему Совещанию министров транспорта государств-членов ШОС.

Прошу поддержать данное предложение.

Благодарю за внимание!

Все выступления и интервью