Изображения

Обычная версия

22 сентября 2011 г. в Архангельске Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил на Втором международном Арктическом форуме «Арктика – территория диалога»

21 сентября 2011, 20:00

Уважаемые участники Арктического Форума!

Во второй раз мы собрались в поморском городе Архангельске на международный Арктический форум.

В последнее время Российской Федерацией уделяется большое внимание Арктическому региону.

Так, 6 августа 2011 г. проведено выездное заседание Совета Безопасности Российской Федерации в Нарьян-Маре «О состоянии и перспективах развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации».

Решения выездного заседания направлены на формирование рациональной системы транспортно-логистических комплексов, обеспечивающих функционирование добывающих предприятий, развитие арктической транспортной инфраструктуры, а также укрепление сферы международного и межрегионального сотрудничества в Арктике.

6-11 августа 2011 г. состоялась международная конференция «Северным морским путём к стратегической стабильности и равноправному партнёрству в Арктике» на переходе Северным морским путём по маршруту порт Варандей – порт Тикси на борту атомного ледокола «Ямал» с участием представителей государств-членов Арктического Совета.

Переход Северным морским путём и проведённое по окончании конференции комплексное учение по отработке действий сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море, и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морей Арктической зоны Российской Федерации «Арктика-2011» показали высокую готовность России к осуществлению безопасной проводки судов по Северному морскому пути и готовность аварийно-спасательных сил и средств Минтранса России к осуществлению поисково-спасательных операций в Арктике.

Северный морской путь – уникальная транспортная магистраль, проходящая вдоль северного российского побережья по морям Северного Ледовитого океана, играющая важную роль в российской и мировой экономиках, политике, развитии культурных связей.

Северный морской путь способен по кратчайшему расстоянию обеспечивать евроазиатский транзит морских грузоперевозок. Рейсы, совершённые в прошлом и в этом году по Северному морскому пути показали не только возможность, но и экономическую целесообразность развития таких перевозок.

Экономия в расстоянии между портами Западной Европы и Восточной Азии в сравнении с традиционным южным маршрутом является слишком большим преимуществом, чтобы его игнорировать. Очевидно, что основным видом транспорта по обслуживанию грузопотоков в Арктике в ближайшее время будет являться морской транспорт.

В этом году продолжена транспортировка углеводородов на Дальний Восток танкерами типоразмеров Панамакс (дедвейтом 80 тыс. тонн) и Суэцмакс (дедвейтом 160 тыс. тонн) с полным грузом по высокоширотной трассе Северного морского пути с ледокольным сопровождением российскими атомными ледоколами.

Создание комплексной транспортной системы в Арктике в целях обеспечения роста морских перевозок в акватории Северного морского пути является важным, неотъемлемым элементом и составной частью общей государственной политики Российской Федерации в данном регионе.

Системным документом, определяющим направления развития транспортной инфраструктуры в Арктике, является Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Мероприятия Транспортной стратегии направлены на стратегическое развитие северных территорий России, а также на эффективное взаимодействие морского, внутреннего водного, автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта в Арктике.

Осуществление промышленной добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе несёт в себе риск нарушения экологического равновесия в районах проведения работ и на путях транспортировки нефтепродуктов. Это усугубляется тем, что арктические моря характеризуются низким уровнем интенсивности естественной биологической очистки, что в случае аварийных разливов нефти может привести к длительному загрязнению окружающей среды.

Повышенная степень риска при освоении месторождений арктического шельфа предъявляет повышенные требования к судам, обеспечивающим работу добывающих платформ, танкерам, перевозящим углеводородное сырье, и к арктической транспортной системе в целом.

Остаются неурегулированными вопросы законодательного обеспечения плавания судов по Северному морскому пути, обновления ледокольного флота, финансирования развития транспортной инфраструктуры в Арктике.

Для совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере регулирования отношений, связанных с плаванием судов в акватории Северного морского пути, Минтрансом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», который рассмотрен на заседании Правительства Российской Федерации.

Принятие законопроекта позволит создать единую систему управления в акватории Северного морского пути и современную инфраструктуру, обеспечивающую безопасные условия плавания судов в арктических морях, включая навигационно-гидрографическое обеспечение и ледокольное сопровождение.

По нашему мнению, задачами в Арктике на ближайшую перспективу являются:

1. Развитие федеральной транспортной инфраструктуры (ледоколы и гидрографический флот, навигация и гидрометеорология, средства спасания и связи), а также модернизация системы безопасности морского судоходства в Арктике, в том числе:

  • скорейшее принятие законопроекта в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути;
  • финансирование, начиная с 2012 г., программы строительства ледоколов, включая ледоколы с атомными энергетическими установками;
  • обновление арктического транспортного флота и судов внутреннего водного транспорта;
  • утверждение методики тарифообразования на оказание услуг по ледокольной проводке судов в акватории Северного морского пути.

2. Формирование такой транспортной инфраструктуры, которая бы позволила обеспечить безопасную транспортировку минеральных ресурсов, минимизацию рисков возникновения нештатных и аварийных ситуаций, обеспечить готовность сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике.

На нашем форуме мы выслушаем доклады учёных, практиков, специалистов по Арктике.

Желаю участникам форума плодотворной творческой работы.

Все выступления и интервью