Изображения

Обычная версия

20 сентября 2011 года Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил перед депутатами Государственной Думы РФ

19 сентября 2011, 20:00

Уважаемые депутаты!

Безопасность на транспорте в Российской Федерации состоит из трех основных элементов:

1. Безопасность инфраструктуры;
2. Безопасность транспортных средств;
3. Система управления, контроля и надзора.

Остановлюсь кратко на современном состоянии каждого из них.

1. Первое. Инфраструктура транспортного комплекса Российской Федерации.

Поддержание федеральных объектов инфраструктуры транспортного комплекса Российской Федерации на уровне, соответствующем внутренним и международным стандартам, является сферой ответственности государства.

Развитие инфраструктуры осуществлялось в период с 2002 по 2009 гг. в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России». В настоящее время – по федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)».

А) Инфраструктура гражданской авиации

Наземная инфраструктура аэродромов.

За 10 лет объем государственных капитальных вложений, предусмотренных на развитие наземной инфраструктуры аэропортов увеличился с 1,0 млрд. руб. в 2002 году до 41,0 млрд. руб. в 2011 году, Вместе с тем, ежегодная потребность на содержание и реконструкцию всей сети составляет - порядка 67 млрд.руб.

Всего на указанные цели из федерального бюджета за 10 лет направлено около 140 млрд. рублей, что позволило впервые со времен распада СССР остановить сокращение количества гражданских аэродромов.

С 2002 по 2010 гг. проведена реконструкция 40 взлетно-посадочных полос в 33 аэропортах.

В настоящее время в государственном реестре России 332 аэродрома.

Вместе с тем, только 62 % аэродромов имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. Из них 70 % построены более 40 лет назад.

Срочного проведения реконструкции или капитального ремонта требует 64 % объектов.

Лишь 65 % аэродромов оснащены системой светосигнального оборудования.

В соответствии с проектировками федерального бюджета в среднесрочной перспективе до 2015 г., на наземную инфраструктуру аэропортов выделено 159,8 млрд. рублей, что позволит провести модернизацию на 70 аэродромах.

К сфере ответственности государства также относится содержание и развитие системы управления воздушным движением. Она обслуживает 810 воздушных трасс общей протяженностью 610 тыс. км. В 2010 г. при диспетчерском сопровождении в воздушном пространстве Российской Федерации выполнено более 1 млн. полетов, что в 2 раза выше, чем в 2005 г.

В настоящее время система УВД включает 75 центров управления.

От 56 до 85 процентов средств и систем связи, навигации и наблюдения выработали назначенный ресурс и требуют замены. В 2008 г. утверждена федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009- 2015 годы)».

В соответствии с программой уже введены соответствующие мировым стандартам:

- новая классификация воздушного пространства;

- уведомительный порядок использования воздушного пространства;

- сокращенные минимумы вертикального эшелонирования.

В соответствии с проектировками федерального бюджета в среднесрочной перспективе до 2015 г. из Программы предусматривается финансирование из федерального бюджета – 8,4 млрд. рублей, за счет внебюджетных источников – 21,2 млрд. рублей. В перспективе система организации воздушного движения будет строиться на базе глобальной навигационной спутниковой системы и автоматического зависимого наблюдения.

Б) Железнодорожная инфраструктура

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в Российской Федерации составляет 85,2 тыс. км., из них примерно половина электрифицированы. На железных дорогах России эксплуатируется более 82 тыс. искусственных сооружений, функционируют более 5 000 вокзалов.

По состоянию на начало года износ инфраструктуры составил 49%. За период с 2003 г. на содержание инфраструктуры железнодорожного транспорта направлено 2,6 трлн. рублей.

Источником инвестиций является железнодорожный тариф, регулируемый государством. В течение длительного периода государство постоянно сдерживает индексацию тарифа. Поэтому в инвестиционной программе существует дефицит финансовых средств.

В этой связи, протяженность участков пути, накопленного недоремонта к концу 2011 года составит 20,5 тыс. км (16,5% от протяженности сети).

При условии сохранения лимита финансирования на уровне 2011 года для плановых объемов ремонтно-путевых работ на 2012-2015 годы, протяженность участков накопленного недоремонта к началу 2013 года возрастет до 22,0 тыс. км, а к началу 2016 года - до 26 тыс. км.

Важным элементом инфраструктуры железнодорожного транспорта является тяговый подвижной состав. В инвентарном парке ОАО «РЖД» содержится более 20 тыс. локомотивов различного типа. Средний возраст локомотивов составляет 20-25 лет. Износ локомотивов составляет от 53% до 73% в зависимости от типа. Для восстановления парка локомотивов необходимо ежегодно закупать до 800 единиц, при том, что в настоящее время закупается около 300.

В) Автодорожная инфраструктура

По состоянию на начало 2011 г. общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, составляет 824,7 тыс. км.

В числе автомобильных дорог общего пользования 50,6 тыс км (в том числе 0,2 тыс км грунтовые) отнесены к автомобильным дорогам федерального значения, 493,9 тыс км (в том числе 43,8 тыс км грунтовые) - к автомобильным дорогам регионального значения, 280,2 тыс км (в том числе 116,2 тыс км грунтовые) - к автомобильным дорогам местного значения.

Объем финансирования подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» в период 2002-2009 годов из федерального бюджета составил – 1 трлн 103 млрд рублей,

По состоянию на 01.01.2011 г. накопленный недоремонт на федеральных трассах составляет 30,1 тыс. км (59,5 %). В настоящее время в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесено положение о том, что формирование расходов федерального бюджета на 2014 год и последующие годы на ремонт и содержание дорог будет обеспечено в размере 100 процентов. Это позволит к 2018 г устранить весь недоремонт.

В 2011 году создан Федеральный дорожный фонд. В 2012 году будут сформированы дорожные фонды субъектов Российской Федерации. По оценкам, к 2014 году в региональных дорожных фондах будет аккумулировано более 465 млрд. рублей. Это позволит более чем в 2 раза увеличить объем финансирования.

Объем финансирования из федерального бюджета подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» на период 2010-2014 годов по федеральным законам о федеральном бюджете – 1 трлн 416 млн рублей.

Г) Внутренние водные пути

Общая длина внутренних водных путей более 101 тыс. км. Их них более одной трети приходится на водные пути без навигационного ограждения и гарантированных габаритов (35 226,5 км).

В состав инфраструктуры внутренних водных путей входят гидротехнические сооружения, обеспечивающие судоходство по внутренним водным путям России.

К ним относятся 723 объекта. (В их числе 108 шлюзов, 1 судоподъёмник, 11 гидроэлектростанций, 8 насосных станций, напорные дамбы и плотины, судоходные каналы)

Самые «молодые» гидротехнические сооружения имеют возраст от 25 до 52 лет (52 %) . В эксплуатации находятся сооружения, построенные более 100 лет назад (12 %).

Степень износа основных фондов около 67 %.

Возрастной состав ГТС:

От 25 до 52 лет - 52 %

От 53 до 77 лет - 12 %

От 78 до 100 лет - 11 %

Более 100 лет – 12 %

В 2010 году на проведение работ по ремонту гидротехнических сооружений направлено 1,2 млрд. рублей. На ремонт судоходных гидротехнических сооружений в 2011 году предусмотрено 1,7 млрд.рублей.

Важным элементом инфраструктуры является технический флот.

Всего флота - 2778 ед.

В рабочем состоянии - 1990 ед.

Средний возраст – 28 лет. Изношенность более 74 %

За счет средств федерального бюджета на капитальный ремонт флота выделено в 2010 году – 152,7 млн.руб. , в 2011 году -320,9 млн.руб. Однако этих средств достаточно только на ремонт технического флота, находящегося в эксплуатации. Всего по Подпрограмме «Внутренние водные пути» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2009 годы)» направлено 17,1 млрд.рублей, в том числе из федерального бюджета 16,4 млрд.рублей.

Объем финансирования подпрограммы «Внутренний водный транспорт» на период 2010-2014 годы составляет 44.2 млрд. руб. В 2010 году введено после реконструкции 15 объектов, проведены работы по реконструкции на 33 объектах и разработаны 15 проектов.

Д) Инфраструктура морского транспорта

В 2010 г. объем перевалки грузов в морских портах России по сравнению с 2009 г. увеличился на 6 % и составил 526 млн. тонн. Впервые был преодолен полумиллиардный рубеж. Для сравнения: максимальный объем обработки грузов в Советском союзе составлял 420 млн. тонн. К 2016 г. планируется обеспечить перевалку грузов в портах России в объеме 770 млн. тонн в год и иметь 15% резерв пропускной способности.

В рамках федеральной целевой программы в период 2002-2009 гг: на реализацию подпрограммы «Морской транспорт» за счет средств федерального бюджета всего направлено 50,7 млрд. рублей, из них в развитие объектов портовой инфраструктуры - 35,8 млрд. рублей;

Основными результатами исполнения программных мероприятий в период 2002-2009 гг. стали ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры морских портах общей мощностью 279,2 млн. тонн.

2010 г. стал стартовым для реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», в рамках которой на развитие объектов инфраструктуры в морских портах выделено 131,5 млрд. рублей из средств федерального бюджета и 309,9 млрд. рублей – внебюджетные источники.

Важным элементом морской инфраструктуры является ледокольный флот.

В рамках реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-209 гг.)» за счет средств федерального бюджета построено три ледокола.

Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусмотрено строительство трех линейных дизель-электрических ледоколов и одного атомного ледокола нового поколения. Реализация концепции развития ледокольного флота позволит обеспечить решение приоритетных общенациональных задач социально-экономического развития Российской Арктики. В настоящее время Правительство Российской Федерации заканчивает разработку Федерального закона о Северном Морском пути. В октябре законопроект поступит на Ваше рассмотрение. Прошу рассмотреть его в приоритетном порядке на осенней сессии.

Уважаемые депутаты!

2. Разрешите перейти к оценке второго элемента безопасности на транспорте безопасности - Состояние транспортных средств

В отличие от инфраструктуры с середины 90-х годов вопросы приобретения, эксплуатации, технического состояния, обновления и обеспечения безопасности относятся к сфере ответственности бизнеса. Какова ситуация здесь?

А) Гражданская авиация

В середине 90-х на базе гражданской и иной авиации было образовано 374 авиакомпании, которые стали заниматься коммерческими перевозками.

К 2011 г. их количество сократилось до 137. При этом объем перевозок в 2010 г. почти достиг уровня 1991 г. и составил 57 млн. чел.

Действующий парк коммерческой авиации состоит из 1523 самолетов, включая 479 воздушных судов иностранного производства. Средний возраст самолетов 21 год.

За последние 10 лет предприятия российского авиапрома поставили авиакомпаниям 52 самолета, из них 20 единиц - за последние три года.

Особенно остро стоит вопрос по самолетам для региональных и местных воздушных линий, производство которых отсутствует в программе отечественного авиапрома. Важной нерешенной проблемой остается отсутствие программ послепродажного сервисного сопровождения промышленностью парка воздушных судов, особенно в условиях отсутствия производителей.

Б)Железнодорожный транспорт

Российский парк грузовых вагонов в настоящее время составляет 1,1 млн единиц. С начала 2011 г. он увеличился на 42 тысячи вагонов или на 4,1%.

Около 30 % эксплуатируемого парка грузовых вагонов имеют возраст не более 5 лет. В среднем в сутки на сеть поступает 220 новых грузовых вагонов, в основном за счет средств частных компаний. Объем производства за первое полугодие 2011 г. составил 36,3 тыс. вагонов, в 2010 г. – 50,8 тыс.

В 2010 г. перевозки пассажиров в дальнем следовании начало осуществлять дочернее общество ОАО «РЖД» - ОАО «Федеральная пассажирская компания», которому передано 24 тыс. пассажирских вагонов. Средний износ пассажирских вагонов составляет 65 %, средний возраст вагонов – 17,4 года. В 2010 г. ОАО «ФПК» инвестировало 13,3 млрд. рублей в приобретение новых пассажирских вагонов. За истекший год приобретен 501 пассажирский вагон, что позволило снизить износ вагонов до 61%.Так как, РЕФОРМА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ была начата значительно позднее, чем на других видах транспорта, Министерство учитывает недостатки и ошибки в поддержании безопасности, чтобы не допустить их в этой сфере.

В) Автомобильный транспорт

На территории Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 г. зарегистрировано 5,4 млн. грузовых коммерческих автомобилей, из них юридическим лицам принадлежат 2,9 млн., физическим лицам – 2,5 млн.

Доля автомобилей старше 10 лет составляет около 65 %, от 5 до 10 лет – 20%, менее 5 лет 15 %, что говорит о сильной изношенности автопарка. Для перевозок пассажиров используется 900 тыс. автобусов, средний возраст которых составляет 9 лет.

Г) Речные суда

В 90-е годы прошлого века на базе крупных речных пароходств, существовавших в Советском Союзе, было создано более сотни компаний, которые эксплуатируют на внутренних водных путях 31,5 тыс. единиц флота различного назначения.

Пассажирских коммерческих судов в эксплуатации более 2 000 ед., грузовых - около 2500.

Средний возраст судов по всему коммерческому флоту 33 года.

Анализ рынка круизных судов показывает, что на реках Российской Федерации работает 128 круизных теплохода, 100 % круизного пассажирского флота произведено за границей. Средний возраст круизных судов 45 лет. Основная масса судов - более 75 процентов - построена в период с 1960 по 1990 г, а пассажирские - в период с 1950 по 1990 г – 86 %. Степень изношенности транспортных средств более 75 %

Д) Морские суда

В государственной регистрации Российской Федерации находится 3916 судов (не считая судов рыбопромыслового флота).

Средний возраст этих судов 28 лет.

В 2010 г. морской флот пополнился 15 новыми транспортными судами общим дедвейтом около 1,4 млн. тонн, из которых 5 судов зарегистрированы под российским флагом.

В 2011 г. ожидается ввод в эксплуатацию еще 15 морских судов общим дедвейтом около 800 тыс. тонн.

3. Третье. Система управления, контроля и надзора

В результате административной реформы органов исполнительной власти и последующих уточнений структура государственного управления в сфере транспорта состоит из Министерства транспорта, Агентств по видам транспорта (Росавиация, Росморречфлот, Росавтодор, Росжелдор) и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Выстроенная система управления соответствует тем задачам, которые решает отрасль. Эта модель схожа с общемировой и европейской системой управления на транспорте

Функциями Минтранса России является выработка государственной политики и издание нормативных правовых актов в сфере транспорта.

Агентства осуществляют функции по реализации государственной политики и управлению государственным имуществом в закрепленной сфере деятельности

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта

Реформы в экономике привели к снижению административной нагрузки на бизнес, произошло существенное сокращения функций государственного регулирования (сокращение видов лицензирования и сертификации) и контроля (сроков и глубины проверок).

Это привело к сокращению в два раза количества инспекторов по безопасности на транспорте. При этом количество контролируемых хозяйствующих субъектов увеличилось в 7 раз.

Мы поддерживаем развитие конкуренции в отрасли, внедрение новых механизмов управления, привлечения частных инвестиций. Мы также не против создания саморегулируемых организаций на транспорте и передачи им части функций государства. Вместе с тем, мы категорически против тех организаций, которые ставят наживу и личную выгоду выше безопасности пользователей транспортных услуг, пассажиров, за счет которых они, собственно, и существуют. Задача Министерства по совершенствованию законодательства в сфере транспортной безопасности – приведение его к международным нормам, стандартам и регламентам.

Законодательство в области гражданской авиации и морского транспорта в основном приведено в соответствие со стандартами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и международной морской организацией (ИМО). Проведенные этими организациями в последние годы проверки показали высокую степень соответствия нашего законодательства международным стандартам.

На железнодорожном транспорте сложилась эффективная система нормативного, правового и технического регулирования, базирующаяся на нормах Таможенного союза и международных документах Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ.

Уважаемые депутаты!

Подводя итог, могу отметить, что необходимая нормативная правовая база в области транспорта сформирована в том числе при Вашем непосредственном участии.

Однако, проведенный нами анализ, к сожалению, показывает рост количества сознательных нарушений установленных норм и правил по безопасности на транспорте в угоду коммерческим интересам и сиюминутной выгоде.

В транспортной отрасли трудится порядка 3 миллионов человек, которые ежесуточно обеспечивают перевозку десятков миллионов пассажиров. В основном – это добросовестные, высокопрофессиональные люди, болеющие за дело всей душой. Но тем обидней, что безответственность отдельных работников транспорта перечеркивает авторитет отрасли и уважение к профессии. В сложившейся ситуации необходимы меры, касающиеся серьезного увеличения штрафных санкций за несоблюдение требований транспортного законодательства.

В частности, в Правительство внесен проект закона, существенно увеличившего штрафы за работу без лицензии на транспорте, т.к. существующие сегодня штрафы (от 2 до 2,5 тыс.руб. для физических лиц и от 40 до 50 тыс. – для юридических), по сути, превращают сам институт лицензирования в формальность. Сегодня суммы штрафов легко покрываются доходами от коммерческой деятельности.

Одновременно готовится проект поправок в КоАП в части усиления мер ответственности и по другим составам правонарушений в области транспорта.

Прошу Вас поддержать данные инициативы.

Кроме того, Вами уже принят в первом чтении в ноябре 2010 г. проект Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам», устанавливающий общий размер ответственности перевозчика за гибель пассажира на всех видах транспорта в размере 2 млн. руб. По нашей глубокой убежденности, ущерб человеческой жизни требует адекватной компенсации независимо от того, при перевозках каким видом транспорта нанесен такой вред. Просил бы вас, уважаемые депутаты ускорить принятие данного закона.

Благодарю за внимание.

Все выступления и интервью