Изображения

Обычная версия

Доклад Министра транспорта Российской Федерации Игоря Левитина «Современное состояние и перспективы развития Московского авиационного узла» 28 марта 2011 года

27 мартa 2011, 20:00

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые участники совещания!

Московская воздушная зона является важнейшим элементом авиационного комплекса Российской Федерации, имеющей сложную структуру и высокую плотность воздушного движения.

Здесь расположен 21 аэродром, включая 5 аэродромов гражданской авиации, 15 аэродромов государственной и экспериментальной авиации, 1 аэродром совместного использования, 12 полигонов. Протяженность маршрутов воздушного движения составляет свыше 4000 км. Три крупнейших аэропорта Домодедово, Шереметьево и Внуково, образуют Московский авиационный узел, функционирование которого дополнительно определяется наличием 7-и запретных зон и 42–х зон ограничения полетов.

Развитие аэропортов узла осуществляется в соответствии с программными документами транспортной отрасли, основными из которых являются:

Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 г., одобренная Правительством Российской Федерации, а также федеральные целевые программы и «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» (подпрограмма «Гражданская авиация») и « Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)». Указанными документами определены приоритетные направления развития, источники финансирования и механизмы взаимодействия федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации и бизнес – структур (операторов аэропортов), работающих в области гражданской авиации.

За последние 5 лет Московский авиационный узел показывает положительную динамику развития.

В период с 2000 по 2010 годы количество обслуженных авиапассажиров возросло с 17 до 51 миллионов, что составляет около 87 % от всех перевезенных пассажиров (более 50 % от общего объема авиапассажиров, обслуженных всеми аэропортами Российской Федерации). Несмотря на некоторый спад в работе в 2009 г, обусловленным экономическими причинами, уже в 2010 г. превышены показатели 2008 г. практически на 16 %. В 2010 году общее количество пассажиров, обслуженных за 2010 год, составило 51 млн., из них - Домодедово 22,3 млн., Шереметьево 19,3 млн., Внуково 9,5 млн. Рост общего количества воздушных судов, обслуженных Московским центром управления воздушным движением в 2010 году составил 14% по отношению к 2009 году, а к 2008 году – около 6%. Количество взлетно-посадочных операций совершенных с 2000 по 2010 гг. возросло с 230 до 555 тысяч. Вместе аэропорты узла обслуживают более 150 авиакомпаний, из которых около 65 % - зарубежные перевозчики, около 35 % - перевозчики России. В обеспечении работы Московского авиационного узла занято около 55 тыс. чел.

В период с 2006 – по 2011 год на развитие аэропортов направлены значительные государственные и частные инвестиции. Их суммарный объем составляет свыше 170 млрд. рублей. Из них около 23 % (40 млрд. руб.) средства федерального бюджета, остальная сумма – привлеченные инвестиции. В целом за 6 лет на 1 рубль федеральных бюджетных средств привлечено 3,3 рубля дополнительных инвестиций. Современное состояние аэропортов обеспечивает предельную пропускную способность порядка 65 миллионов пассажиров в год, что позволяет обеспечить текущие потребности в перевозках пассажиров и грузов. Текущая предельная пропускная способность Московской воздушной зоны составляет 600 тысяч взлетно-посадочных операций в год.

Дальнейшее развитие узла планируется осуществлять по следующим основным направлениям:

  • наземная аэродромная инфраструктура;
  • организация воздушного движения;
  • внешняя транспортная инфраструктура;
  • транспортная безопасность;
  • совершенствование работы государственных контрольных и надзорных органов.

Основные этапы и требуемый объем работ по указанным направлениям определены исходя из прогнозных показателей пассажиропотоков на период до 2020 г.  По прогнозам профильных авиационных институтов (пессимистический сценарий) в период с 2011 до 2020 годы объем перевозок авиапассажиров в аэропортах МАУ может возрасти с 51 до 90 миллионов пассажиров в год. Для обслуживания прогнозируемого пассажиропотока необходимо обеспечить пропускную способность аэродромов, терминальных комплексов, воздушного пространства и внешней наземной инфраструктуры.

Далее, остановлюсь подробнее на основных направлениях развития.

1. Наземная аэродромная инфраструктура.

Задача развития наземной инфраструктуры состоит в ликвидации существующих ограничений. Она предусматривает проведение мероприятий предусмотренных Программами реконструкции наземной инфраструктуры, а так же проведение организационных мероприятий по оптимизации функционирования наземного комплекса и его технического обеспечения. Более подробно на этих мероприятиях остановится в своем выступлении директор Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института гражданской авиации "Аэропроект" Титов Алексей Вадимович.

2. Организация воздушного движения;

Инфраструктура и организация воздушного движения в Московском авиаузле создана в середине 70-х гг. прошлого века и с того времени практически не претерпевала принципиальных изменений. Для Московского региона характерно наличие большого количества аэродромов различных ведомств, что обусловливает взаимное влияние их схем прилета/вылета и пересечение потоков прилетающих и вылетающих воздушных судов. Ситуация усугубляется наличием значительного объема воздушного пространства, занятого зонами ограничения и запрещения полетов.

Три основных аэропорта расположены по географическому принципу в соответствии со стратегией развития авиатранспортных потоков, принятой в 60-е годы прошлого века. В настоящее время коммерческие интересы операторов аэропортов и авиакомпаний не совпадают с данной стратегией. Наличие в зоне 3-х крупных аэропортов в непосредственной близости друг от друга не позволяет рассматривать независимо характеристики пропускной способности отдельных аэропортов из-за взаимного влияния на организацию полетов. В таких условиях невозможно провести работу по установлению стандартных бесконфликтных маршрутов прилета-вылета воздушных судов без открытия воздушного пространства для полетов воздушных судов гражданской авиации и глубокой модернизации системы управления воздушным движением. В результате пропускная способность аэродромов остается значительно более низкой, чем в аналогичных по конфигурации наземной инфраструктуры зарубежных аэродромах.

В последние годы при росте интенсивности полетов все указанные ограничения существенно обострились. Устранение указанных недостатков, подразумевает проведение широкого круга межведомственных мероприятий организационного и технического характера, направленных на внедрение современных принципов организации полетов, оптимизацию системы управления и ее техническое перевооружение. На их содержании подробнее остановится директор «Государственного научно-исследовательского института аэронавигации» Пятко Сергей Григорьевич.

3. Внешняя транспортная инфраструктура.

Рост пассажиропотока в аэропортах Московского узла определяет необходимость дальнейшего развития транспортного сообщения с городом (связь «аэропорт-город») и между собой (связь «аэропорт-аэропорт»). Решение задачи позволит более эффективно использовать аэропортовые мощности и обеспечит перемещение транзитных пассажиропотоков.

Задача развития внешней наземной инфраструктуры решается в рамках, созданного Координационного совета по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области для согласования действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти г. Москвы и Московской области. Совместная Программа действий в среднесрочной перспективе проходит заключительную стадию согласования.

В части автомобильного транспорта задача доступности для аэропорта Внуково решена. Дополнительные возможности будут предоставлены по окончании реконструкции Боровского шоссе. В среднесрочной перспективе предусматривается повышение пропускной способности улиц г. Москвы. Существующая автомобильная дорога «Подъезд к аэропорту Домодедово», после реконструкции в 1990 с расширением до 4 полос движения позволяет пропускать более 70 000 автомобилей в сутки, что соответствует прогнозируемой интенсивности движения на перспективу до 2015 года.

Вместе с тем уже сегодня готовятся мероприятии по увеличению пропускной способности, которые подразумевают:

  • строительство новой транспортной развязки на подъезде к аэропорту;
  • увеличение пропускной способности со средины 2011 г. (на основе оптимизации дорожного движения) развязки «Автомобильная дорога «Подъезд к аэропорту Домодедово» пересечение с МКАД»;
  • строительство в 2011 г. 4-х новых надземных переходов с ликвидацией наземных;
  • подготовку документации в 2012 г. для строительства новых 8-и новых надназемных переходов, предусматривающей ликвидацию наземных.

Указанные мероприятия обеспечены финансированием в полном объеме. До экономического кризиса рассматривался вопрос реконструкции автодороги «Подъезд к аэропорту Домодедово». Работы приостановлены в 2008 г. С учетом роста пассажиропотока, представляется целесообразным вернуться к рассмотрению данного вопроса.

В феврале т.г. во взаимодействии Минтранса России и администраций Москвы и Московской области решен вопрос имущественной принадлежности участка автомобильной дороги М-10 «Россия» от МКАД до 29 км, а также Шереметьевского, Старошереметьевского и Международного шоссе. На основе указанного решения согласованы мероприятия по реконструкции путепровода и развязки на самом узком участке – 24 км дороги, намечено обустроить участок дороги и выделить на всем его протяжении полосу движения для общественного транспорта. Решение задачи доступности автомобильным транспортом в Шереметьево будет обеспечено с окончанием строительства головного участка новой автомобильной дороги «Москва-Санкт-Петербург» к 2014 г.

С 2008 г. на рынке транспортных услуг по организации железнодорожных перевозок на линии «аэропорт – город» работает компания «Аэроэкспресс». Проект реализуется по модели государственно-частного партнерства. В течение трех лет компания ежегодно увеличивает объемы перевозок до 30% и в 2010 г. перевезла более 11,5 млн. человек, что составляет 20% от всего объема Московского узла. С момента начала реализации проекта суммарные инвестиции (частные и компании ОАО «РЖД») в закупку отечественных электропоездов, создание транспортной инфраструктуры, строительство железнодорожных терминалов и внедрение современных IT-технологий превысили 12 миллиардов рублей. С ростом объемов перевозок и в связи с острой транспортной проблемой в Москве стоит задача по увеличению объемов перевозок авиапассажиров железной дорогой к 2015г. до 20 млн. человек, а к 2018 г. – до 30 млн. человек (до 30 % прогнозируемого объема). Решение этой задачи потребует существенную модернизацию существующей железнодорожной инфраструктуры для повышения пропускной способности инфраструктуры.

4. Транспортная безопасность.

Основой работ в этом направлении является Федеральный закон «О транспортной безопасности». Подготовка подзаконных актов для его реализации в целом завершена. Уже вступили в силу 19 актов (из них: 4 федеральных закона, 4 нормативных акта Правительства Российской Федерации, 11 приказов Минтранса России). Разработана и утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. На основе приятых документов проводится работа по оценке уязвимости и категорированию. По результатам работы существующие планы защиты подлежат корректировке.

В настоящее время аэропорты оборудованы в достаточном объеме техническими средствами контроля доступа на объекты (рамки, интроскопы, ручные металлоискатели). Во всех аэропортах созданы ситуационные центры, мероприятия по противодействию актам незаконного вмешательства проводится подразделениями авиационной безопасности во взаимодействии с подразделениями МВД. В современных условиях дополнительное внимание необходимо уделять не только вопросам антитеррора, но и обеспечению работы аэропортовых комплексов в сбойных ситуациях, связанных с погодными аномалиями.

Серьезным испытанием для авиаузла стала чрезвычайная ситуация конца декабря прошлого года. Выпадение 25 декабря 2010 года в Московском регионе осадков в виде снега и переохлажденного дождя («ледяного дождя») вызвало серьезные сбойные ситуации на всех видах транспорта Московского региона, и особенно в аэропорту Домодедово и терминале «D» ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» в Шереметьево. С 26 по 28 декабря была задержана отправка от нескольких часов до двух суток 801 рейса и отменено 408 рейсов. Постепенно ситуация переросла из сбойной ситуации в чрезвычайную.

Для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизации их возможных последствий разработан комплекс мер государственного регулирования организационного и нормативно - правового характера. Разработанные меры представлены в Правительство Российской Федерации.

Первое. Программы деятельности контрольных органов (таможенная и пограничная службы, органы МВД) слабо увязаны по мероприятиям и срокам их выполнения с Программами развития аэропортов. Сегодня, когда мы наблюдаем устойчивый рост пассажиропотоков, в ряде случае происходит сокращение штатной численности контрольных органов. Необходимо дополнительно рассмотреть вопрос координации действий подразделений полиции, осуществляющих функции непосредственно в терминалах, и подразделений - на привокзальной территории. Сегодня это силы и средства различной внутри ведомственной подчиненности. Представляется необходимым построение единой вертикали подчинения и управления.

Второе. Требует существенного пересмотра действующий Порядок проведения таможенного контроля багажа трансферных пассажиров. В рамках Межведомственной рабочей группы Минтрансом и ФТС России определены Условия для проведения таможенного контроля багажа трансферных пассажиров, вылетающих за границу без его выдачи в промежуточном аэропорту. Это позволит осуществлять сквозную регистрацию пассажиров. В стадии разработки находится соответствующее Постановление Правительства.

Уважаемые участники совещания!

Развитие Московского авиационного узла является приоритетной задачей в Программе действий гражданской авиации, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Программа сформирована до 2020 г. и скоординирована с Планами владельцев аэропортовых комплексов. Программа требует значительного ресурсного обеспечения, стоимость которого в Московской зоне растет стремительными темпами. Это особенно актуально при строительстве новых объектов инфраструктуры. В этих условиях представляется целесообразным дополнительно рассмотреть вопрос возможности использования существующей инфраструктуры государственной и экспериментальной авиации ВСЕЙ Московской зоны для целей гражданской авиации.

Кроме того, в соответствии с Концепцией развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 г., для разгрузки Московского узла планируется создание на территории России аэропортов - ХАБов в городах Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов и др., основная задача которых увеличение объемов обслуживания транзитных пассажиров.

Выполнение планов развития аэродромной сети Российской Федерации, включая приоритетное развитие Московского авиационного узла, позволит реализовать транзитный потенциал Российской Федерации и создать благоприятные условия для успешной конкуренции аэропортов Российской Федерации с аэропортами европейских государств.

Прошу поддержать.

Спасибо за внимание.

Все выступления и интервью