Изображения

Обычная версия

Интервью Замминистра транспорта РФ Валерия Окулова «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ»

10 августа 2009, 20:00

Интервью Замминистра транспорта РФ
Валерия Окулова
«РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ»,
11.08.2009


ШАДРИНА ТАТЬЯНА,  МЯГКАЯ ПОСАДКА

На Дальний Восток за полцены будем летать на два месяца дольше. Российская гражданская авиация за первое полугодие потеряла 18 процентов рынка. Люди стали реже летать самолетами - дорого. Однако это не означает, что отрасль совершила жесткую посадку в кризис, считает заместитель Министра транспорта Валерий Окулов. Свое первое интервью в новой должности он дал корреспонденту "РГ"

РГ

Валерий Михайлович, будет ли минтранс вносить предложения на следующий год по расширению программы льготных полетов из отдаленных регионов?

Валерий Окулов

Минтранс предлагает незначительно, но расширить географию льготных перевозок пассажиров с Дальнего Востока. Кроме того, планируется увеличить период действия этих льгот на все летнее расписание, с 1 апреля по 1 ноября. Ограничение по возрасту для пассажиров сохранится. Смогут летать те, кому до 23 и после 60 лет. К концу сентября будет ясность по выделению средств. Пока мы ориентируемся, что бюджет для льготных полетов будет больше, чем в этом году.

РГ

Цена билета зависит и от политики аэропортов. Иногда они не пускают независимых заправщиков, авиакомпании, а иногда и фирмы, которые занимаются общепитом. Отслеживает ли минтранс ситуацию и может ли восстановить справедливость?

Окулов

Либерализация доступа предоставления услуг в аэропортах является важной задачей минтранса и Росавиации. В ближайшее время будут изданы нормативные акты, которые исключат монополизм в аэропортах, когда "любимым" компаниям дается право предоставлять те или иные услуги.

РГ

Авиация общего назначения давно ждет введения заявительного порядка полетов.

Окулов

Этот вопрос уже сформулирован в Федеральных авиационных правилах использования воздушного пространства. Сейчас они проходят согласование. Поставлена задача в кратчайшие сроки, до 20 августа, внести их в аппарат правительства.

РГ

Как вы сегодня оцениваете состояние гражданской авиации?

Окулов

Мягко говоря, как непростое. Существенное снижение платежеспособного спроса привело к падению авиаперевозок за первое полугодие на 18 процентов. Это показатель хуже, чем по мировой авиаотрасли, где также отмечается снижение, но на 5,5 процента.

Предложение серьезно превышает спрос, что ведет к снижению занятости пассажирских кресел, сокращению частот полетов на многих направлениях. Это отмечено как на внутренних, так и на международных перевозках, на регулярных и чартерных рейсах.

Нет ни одного региона, где бы не отмечалось падение спроса на перевозки. И проблема коснулась не только авиакомпаний, но и аэропортов. Они стали получать меньше доходов от перевозок, от обслуживания самолетов, пассажиров. Все это ведет к сокращению программ модернизации аэропортового хозяйства

РГ

Можно ли говорить о перекрое рынка коммерческих гражданских перевозок?

Окулов

Определенный передел рынка уже произошел в конце прошлого года, когда прекратил свою операционную деятельность ряд авиакомпаний. В целом рынок авиаперевозок - это не статичная конструкция. Он в любые времена подвержен определенным изменениям.

РГ

Возможно ли сейчас появление новых сильных отечественных конкурентов на этом рынке?

Окулов

На падающем рынке прагматичных резонов для выхода новых авиакомпаний не так уж много. Создание "Росавиа" - это консолидация существующих операторов. Рассматривать ее в плане новых авиаемкостей неверно. Конкуренция в нынешних условиях ужесточается. Мы это видим по тем сейловым акциям, которые предлагают авиакомпании и туроператоры. Спектр предложений стал шире ввиду усиления конкуренции. Решающими факторами являются весь потребительский набор, ценовая политика компании, надежность, регулярность. Авиаперевозчики работают и над сокращением издержек

РГ

Есть ли перевес в сторону иностранных перевозчиков на российском авиарынке?

Окулов

Дисбаланс перевозчиков в сторону иностранных компаний наиболее ярко просматривается на рынке Санкт-Петербурга и на Дальнем Востоке. Из Северной столицы европейские компании выполняют больше рейсов, чем наши. Такая же картина и на Дальнем Востоке, где больше рейсов выполняют корейские и китайские компании. Они сумели организовать привлекательный транзит. Скажем, пассажиры из Европы при выполнении полетов на Дальний Восток летят до Сеула, а дальше - до Хабаровска, Владивостока, Южно-Сахалинска и др. Сеул - мощный центр перевозок. Развоз из Франкфурта широчайший, чего не скажешь о Пулково.

Конкурентные позиции наших авиакомпаний слабы и связаны в значительной степени с отсутствием хабовой инфраструктуры в аэропортах

РГ

РЖД заявляет, что с пуском скоростных поездов в Санкт-Петербург и Нижний Новгород железная дорога станет конкурентом авиаперевозчиков. Согласны ли вы с этим утверждением?

Окулов

На коротких расстояниях железная дорога действительно является конкурентом авиакомпаний. Но запуск скоростных поездов не вытеснит авиакомпании, так как сохранится потребность в авиационных транзитных перевозках через Москву. Скоро откроется новый терминал в Шереметьево, где будут совмещены международные и внутренние линии, организованы удобные стыковки. Так что привлекательность авиаперевозок из Санкт-Петербурга в Москву вырастет

РГ

Как идет формирование казенных предприятий, которые должны объединить небольшие местные аэродромы и не дать им прийти в запустение?

Окулов

Наиболее продвинутым по созданию казенных предприятий является объединение аэродромов Чукотки. Прорабатывается целый ряд предложений, касающихся Камчатки, Сахалина, Магаданской области. Довольно успешно работают казенные предприятия аэропортов Якутии

Но ограничения по бюджету в ближайшие годы сократит наши возможности, ведь финансирование казенных предприятий берет на себя федеральный центр. При этом аэродромная инфраструктура в этих регионах находится в плохом состоянии, специалистов нет. А без авиасвязи отдаленные регионы, где транспортное сообщение возможно только по воздуху, приходят в запустение.

РГ

Каково положение крупных авиаузлов? С сокращением объемов перевозок есть ли у них финансовые затруднения?

Окулов

Конечно, есть. Повышение тарифов, ставок и сборов в аэропортах не спасает. Авиакомпании сокращают или прекращают полеты в аэропорты. Доходы уменьшаются, и брать большие ставки уже не с кого.

РГ

Какие цели преследует мин транс при объединении Росавиации и Росаэронавигации?

Окулов

Создание полноценного полномочного ведомства, которое будет регулировать отношения авиакомпаний, аэропортов, обеспечивать безопасность полетов. Не надо бояться увеличения полномочий этого органа. Необходимо проводить единую техническую политику. Диспетчерское оборудование и оборудование самолетов должны быть адекватными и совместимыми. Все это будет способствовать развитию транзитных перевозок, повышению пропускной способности неба, решению вопросов оптимизации воздушных трасс.

Все выступления и интервью