Изображения

Обычная версия

Выступление на российско-германской логистической конференции в Москве 8 февраля 2007 года

07 февраля 2007, 21:00

ВЫСТУПЛЕНИЕ
МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РОССИИ ИГОРЯ ЛЕВИТИНА
НА РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В МОСКВЕ

8 февраля 2007 г.

Уважаемые дамы и господа!

От имени Министерства транспорта Российской Федерации приветствую вас на российско-германской логистической конференции, посвященной всестороннему обсуждению вопросов развития транспортной инфраструктуры и логистических технологий. Отдельную признательность хотел бы выразить компании BVL, а также российским и немецким компаниям, проявившим интерес к этому мероприятию.

Говоря о развитии логистических технологий, мы понимаем, что с учетом географических преимуществ Российской Федерации, для нашей страны логистика может и должна стать новой отраслью экономики, сопоставимой по масштабам с традиционными для России секторами, такими как экспорт энергоносителей и вооружений.

И потому рассматриваем развитие транспортной инфраструктуры и логистических технологий как абсолютно взаимоувязанные процессы. Наука и практика показывают, что скорость прохождения грузов через территорию государства и в целом уровень логистических издержек напрямую влияет на конкурентоспособность национальной экономики, соответственно, логистика становится одним из определяющих факторов формирования транспортных коридоров. Это тем более актуально для России, где источники сырья, центры производства и потребления удалены друг от друга и от внешних границ, а внешнеторговый оборот пока играет решающую роль в формировании валового национального продукта.

Мы отдаем себе отчет в том, что для нас становление логистики как отрасли национальной экономики это процесс новый и здесь мы пока находимся в самом начале пути. Поэтому мне очень импонирует тот факт, что от конференции к конференции и мы, как представители государственной власти, и бизнес России и Германии начинаем разговаривать на одном языке, оперировать одними понятиями, обсуждать конкретные практические вопросы и проекты.

На конференции, проходившей в сентябре прошлого года в Берлине я говорил о тех базовых принципах, которыми руководствуется Министерство транспорта Российской Федерации в процессе формирования транспортной инфраструктуры. К ним в том числе, относятся: принцип концентрации финансовых и организационных ресурсов на завершении формирования и подключении к мировой транспортной системе существующих международных транспортных коридоров; принцип принятия решений о создании новых или совершенствовании существующих транспортных артерий на основе наличия грузовой базы и адекватности инфраструктурных мощностей и другие.

С сентября, по нашим меркам, прошло довольно много времени. За этот период Минтрансом России проведены конкурсы на обоснование инвестиций по таким транспортно -логистическим проектам как:

Комплексное развитие транспортной инфраструктуры на Азовско-Черноморском побережье. Развитие Новороссийского транспортного узла в Краснодарском крае;

Комплексное развитие Мурманского транспортного узла.

Комплексное развитие международного транспортного коридора «Транссиб», транспортно- логистического узла в г. Екатеринбурге;

Развитие логистической инфраструктуры на Дальнем Востоке на базе морских портов Восточный и Находка;

Создание аэропортов-хабов в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Екатеринбурге;

Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и создание системы транспортно-логистических комплексов на территории Московской области.

Указанные проекты реализуются в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России 2002-2010 г.г.)». Объем государственных средств, выделенных на обоснование инвестиций по этим проектам, составил 500 миллионов рублей.

Как вы видите, существенная часть трансопортно-логистических проектов связана с портами и портовой инфраструктурой. С нашей точки зрения, это обосновано в силу того, что сегодня значительную долю внешнеторгового оборота России формируют морские порты, которые являются местом аккумуляции и дистрибуции наиболее крупных товарных потоков. Лидерство в объемах продаж логистических услуг и их ассортименте обуславливает ключевую роль морских портов в формировании крупнейших цепей поставок на территории России, и, следовательно, в формировании рынков сбыта для других поставщиков транспортно- логистических услуг.

Кроме того, морские порты – это не только объекты инфраструктуры, но и поставщики услуг, как государству, так и частным владельцам, поэтому здесь открывается широкое поле для реализации крупных инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства.

Остановлюсь на некоторых проектах. По объемам обрабатываемых грузов Новороссийск входит в 40 крупнейших портов мира. Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла на основе выгодного географического местоположения на пересечении нескольких международных транспортных коридоров позволит порту Новороссийск сыграть значительную роль в повышении эффективности внешней торговли России и значительном увеличении экспорта транспортных услуг уже в ближайшие 3-5 лет. Новороссийский порт потенциально может стать одним из первых крупных международных транзитных центров на территории России.

В результате развития транзитных грузопотоков на южном направлении возрастает роль порта как узлового пункта нескольких транспортных коридоров. Так, рост грузооборота с республиками Средней Азии, в частности Казахстаном, даст толчок развитию коридора «Китай-Европа». Развитию этого направления будет способствовать Таможенный союз России и Казахстана, который призван упростить процедуру пропуска поездов на границе и сократить время перехода через неё.

Говоря о возможности привлечения части транспортных потоков из Китая нельзя не остановиться на проекте создания логистического центра в Приморском крае, на базе портового комплекса Восточный - Находка.

Находясь на перекрестках наземных, воздушных и водных транспортных артерий между Европой, Азией и Америкой, Приморский край должен использовать это преимущество для осуществления интеграции в транспортно- логистический рынок Северо-Восточной Азии. По итогам 2006 года объем контейнерного рынка Приморья вырос на 14%.

Развитие транспортного узла «Восточный - Находка» носит системный характер и предполагает строительство комплекса взаимоувязанных объектов транспортно-логистической инфраструктуры – не только терминальных и портовых сооружений, но и расширение железнодорожных станций и подъездных путей, а также автомобильных дорог. В результате реализации проекта в Приморском крае расширяется сервис логистических услуг, сокращаются издержки грузоотправителей, растет привлекательность транспортной системы для транзитных и внешнеторговых грузов.

Следующий проект, на котором я не могу не остановиться - развитие паромного сообщения северо-западных областей России с Калининградской областью и странами Западной Европы, прежде всего, с Германией.

Вероятно, вы знаете, что решение о создании надежной связи между Российской Федерацией и Калининградской областью, как ее неотъемлемой частью, было принято Правительством России в начале 2001 года. 18 августа 2001 года начала работу линия "Транс Россия Экспресс" по маршруту Санкт- Петербург - Балтийск. Тогда же началось строительство железнодорожных паромных комплексов в портах Балтийск и Усть-Луга. Параллельно для обеспечения работы терминалов были начаты работы по созданию комплексов инженерных систем и сооружений, элементов инфраструктуры, обустройству пунктов пропуска через государственную границу. Строительство комплексов началось в 2003 году в Усть-Луге, в 2004 году в Балтийске и финансировалось за счет средств федерального бюджета.

В 2005 году Росморречфлот и ФГУП «Росморпорт» приняли решение о создании в Усть- Луге и Балтийске дополнительных универсальных комплексов, обеспечив максимальные возможности для терминалов по обработке паромов разных типов, а также было принято решение о закупке парома большой вместимости, усиленного ледового класса.

Сегодня мы ставим задачу о начале полномасштабного функционирования железнодорожно-паромной переправы Усть-Луга- Балтийск- Засниц (Мукран) как надежного транспортного звена в направлении Россия-ЕС в предельно короткие сроки. Как вы знаете, работа в этом направлении ведется. Активное участии в проекте принимают ОАО «РЖД», «Дойче Бан», ФГУП «Росморпорт», управляющие компании портов Засниц, Балтийск, Усть-Луга.

Тема развития логистических технологий получит новое звучание в процессе формирования Федеральной целевой программы по развитию транспортной системы России на период с 2010 по 2015 годы. Сегодня Минтранс России начинает работу по формированию этого программного документа транспортной отрасли страны, которая будет инструментом решения приоритетных задач второго этапа «Транспортной стратегии России на период до 2020 года». Речь идет о создании опорной транспортной сети на Дальнем Востоке и Сибири, развитии магистральных видов пассажирского транспорта, что позволит решить задачу связанности регионов и доступности транспортных услуг для населения. И конечно задача – ускорения товародвижения за счет развития, в первую очередь, логистики. Решение этих задач позволит снять инфраструктурные ограничения экономического роста и социального развития Российской Федерации.

Именно через механизмы ФЦП сегодня финансируются все инфраструктурные проекты по развитию транспортной инфраструктуры в Российской Федерации – а это более одного триллиона рублей в год из всех источников. Сегодня из этой суммы примерно 200 миллиардов рублей - это средства Федерального бюджета, еще 200 миллиардов рублей – это средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а остальная сумма приходится на внебюджетные источники, включая средства частных инвесторов.

В новой программе мы планируем увеличить бюджетную составляющую, что позволит привлечь дополнительный объем внебюджетных инвестиций в транспортные проекты. Соответственно, одной из характерных черт новой программы, должна стать ее ориентированность на проекты, привлекательные для бизнеса, в том числе для бизнеса логистических операторов.

Благодарю за внимание и желаю всем участникам конгресса конструктивного диалога, новых контактов и успехов в бизнесе.

Все выступления и интервью