Доклад на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу «О мерах, направленных на развитие сети автомобильных дорог в Российской Федерации, включая совершенствование системы финансирования дорожного хозяйства»
13 июня 2007, 20:00
Доклад
Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина
на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу
«О мерах, направленных на развитие сети автомобильных дорог в Российской Федерации, включая совершенствование системы финансирования дорожного хозяйства»
14 июня 2007 года
Уважаемый Михаил Ефимович!
Уважаемые члены Правительства!
От состояния дорожной сети напрямую зависит конкурентоспособность отечественного производства. Доля в ВВП России отечественной продукции, работ и услуг, связанных с автодорожным комплексом составляет 16,7 %, а с учетом косвенного макроэкономического эффекта в других отраслях хозяйства – 26,9 %.
Ключевую роль играют автомобильные дороги в решении социальных задач, в реализации приоритетных национальных проектов.
Вместе с тем плотность дорожной сети Российской Федерации в расчете на единицу площади территории и на одного жителя от 2 до 25 раз ниже чем в странах Европейского сообщества, США и ряде быстро развивающихся стран Азии.
Протяженность сети автодорог общего пользования прирастает медленно: в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» к 2010 году плотность дорог на 1000 жителей практически останется на уровне 2006 года. В то же время уровень автомобилизации страны вырастет в полтора раза.
Только 37,7 % федеральных и 24 % территориальных дорог соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию. 81 % протяженности федеральных дорог не соответствуют современным нагрузкам от транспортных средств, которые обычно используются для международных перевозок. Недопустимо велика аварийность на автомобильных дорогах.
По территории Российской Федерации проходят 34 автодорожных маршрута европейской и азиатской сети международных автомобильных дорог. Их общая протяженность составляет 32 тыс. км. Из их общей протяженности многополосную проезжую часть имеют лишь 9 %. Конкурентоспособность этих маршрутов во многом уступает альтернативным маршрутам, проходящим по территории других государств. Это приводит к потере доходов от обслуживания международных транзитных потоков, а также ущербу для интересов национальной безопасности Российской Федерации.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года отмечено, что «Плохое состояние наших дорог, а порой и само их отсутствие является серьезным тормозом для развития. Ежегодная сумма экономических потерь оценивается более чем в 3 процента ВВП.». При этом следует отметить, что общая сумма расходов на дорожное хозяйство в Российской Федерации составляла в 2006 году 1 процент от ВВП.
Это существенно ниже, чем в других странах мира: даже в соседних Белоруссии и Монголии доля расходов на дорожное хозяйство в валовом внутреннем продукте выше, чем в Российской Федерации. Для решения проблемы состояния дорожной сети необходимо увеличение объема финансирования дорожного хозяйства не менее чем до 2,5-2,7 % от ВВП в год, а с учетом передачи в сеть дорог общего пользования местных дорог – до 4 % ВВП в год.
Правительством Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным дорожным агентством в последние годы принимаются активные меры для поэтапной ликвидации отставания в уровне развития сети и улучшении состояния автомобильных дорог.
Разработаны и внедряются мероприятия, направленные на увеличение долговечности и надежности работы дорожных конструкций, на повышение безопасности движения. При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте магистральных дорог повышены требования к прочности дорожных одежд, применяются новые техника и технологии, более долговечные типы асфальтобетона и строительные материалы (в первую очередь это относится к битуму и щебню). При реконструкции и капитальном ремонте дорог предусматривается глубокая модернизация дорожных одежд с заменой и укреплением основания дорожной одежды и верхней части земляного полотна. Внедряются новые типы технических средств безопасности и организации движения, предусмотренные вновь введенными национальными стандартами, в том числе барьерные ограждения, имеющие повышенную удерживающую способность, дорожные знаки и разметка с высоким световозвращением. Принимаются дополнительные меры для уменьшения аварийности с участием пешеходов, в том числе расширяется строительство пешеходных переходов в разных уровнях, намечено обеспечить освещение федеральных дорог на подходах ко всем крупным городам. Перечисленные меры приводят к существенному (до 1,5 раз) удорожанию расходов на 1 км строящихся и капитально ремонтируемых дорог, потребуются дополнительные средства на содержание новых сооружений, однако их применение необходимо как для повышения безопасности движения, так и для увеличения межремонтных сроков и снижения потребности в средствах на дорожно-эксплуатационные работы в будущий период.
Наметились положительные тенденции с ростом объемов финансирования дорожного хозяйства из федерального бюджета. За счет выделенных средств с учетом установления четких приоритетов финансирования и перехода в области дорожно-эксплуатационных работ на реализацию специализированных программ, направленных в том числе на повышение безопасности движения, в 2006 году объем капитального ремонта федеральных автодорог был увеличен по сравнению в 2005 годом в 2,3 раза. Было устроено 162 км линий освещения автомобильных дорог, или в 3,2 раза больше, чем в 2005 году, построено 15 подземных и надземных пешеходных переходов (в 2 раза больше, чем в 2005 году), переустроено 700 участков концентрации ДТП, ликвидированы 8,4 тысячи «несанкционированных» въездов на федеральные дороги.
Все это позволило сократить количество дорожно-транспортных происшествий, которым сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия, на федеральных дорогах на 15,5 %, количество погибших в этих происшествиях – на 22,7 % (спасено 285 человек).
При осуществлении дорожно-ремонтных работ на федеральных автомобильных дорогах применяется эффективный маршрутный метод, при котором ремонтные работы осуществляются не на отдельных участках и сооружениях, а на значительных по протяженности сегментах дорог, что обеспечивает повышение средней скорости движения по маршруту и экономичности перевозок. В 2006 году этот метод применен на дорогах «Дон», где капитально отремонтированы участки общей протяженностью 117,7 км, М-5 «Урал» - 99,6 км, «Скандинавия» - 52 км. В 2006 году на федеральных автомобильных дорогах введены в эксплуатацию построенные и реконструированные участки общей протяженностью 395,4 км, или в 2,3 раза больше чем в 2005 году.
В 2007 году намечено ввести на федеральных автомобильных дорогах 482 км автомобильных дорог.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р утверждены для финансирования с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации 5 инвестиционных проектов, ответственным исполнителем по которым является Федеральное дорожное агентство.
Вместе с тем реализация перечисленных планов осуществляется крайне медленно.
Принятые в последнее время и вступившие в действие после принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» поправки в бюджетное, градостроительное, земельное законодательство, законодательство о закупках для государственных нужд привели к необходимости кардинальной переработки документации и существенному замедлению выполнения программ строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
Например: в связи с введением в действие с 25 апреля 2007 года, то есть в период проведения конкурсов на подрядные работы, изменений в Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» приостановлены конкурсные процедуры и начата корректировка конкурсной документации на 59 объектах строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог из 124 строек, предусмотренных в ФАИП. Общий объем финансирования по приостановленным федеральным стройкам на текущий год составляет 13,3 млрд рублей без учета территориальных объектов, финансируемых за счет субсидий.
До настоящего времени не открыто финансирование по стройкам, осуществляемым за счет субсидий субъектам Российской Федерации в размере 39,8 млрд. рублей. Это вызвано тем, что в текущем году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. № 146 по объектам, включенным в ФАИП без пообъектной расшифровки, в отличие от предыдущих лет требуется издание отдельного распоряжения Правительства Российской Федерации. До настоящего времени указанное распоряжение не принято.
В связи с отсутствием в Положении об Инвестиционном фонде Российской Федерации возможности финансирования выкупа земель до заключения концессионного соглашения не представляется возможным осуществлять строительство платных дорог с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Объем финансирования этих объектов на 2007 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г.
№ 1708-р предусмотрен в размере 27 млрд рублей.
Отсутствуют нормативные акты Правительства Российской Федерации, разработка которых Минрегионом России предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, в том числе порядок проверки достоверности определения в проектной документации сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета (срок представления в Правительство Российской Федерации установлен до 1 мая 2007 г.), а также о составе и требованиях к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, к отдельным этапам строительства, к проектной документации, представляемой на государственную экспертизу (срок представления в Правительство Российской Федерации установлен до 1 июня 2007 г.).
В результате Правительство Российской Федерации и Росавтодор не имеет возможности выполнить свои финансовые обязательства в дорожном хозяйстве на сумму около 78 млрд рублей из выделенных 198 млрд рублей. Вопрос хода выполнения федеральных целевых программ в 2007 году потребовал рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации 7 июня. Сейчас в соответствии с принятыми на заседании поручениями ведется работа по ликвидации отставания. 9 июня принято постановление Правительства Российской Федерации № 358 об утверждении правил распределения субсидий субъектам Российской Федерации на строительство и модернизацию автомобильных дорог, включая дороги в поселениях, что дает возможность заключить соглашения с администрациями субъектов Российской Федерации о выделении этих субсидий и начать реализацию проектов. Однако, другие из перечисленных вопросов остаются нерешенными.
Серьезные задачи по решению проблем автомобильных дорог поставлены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года, а также в перечне поручений Президента Российской Федерации по исполнению основных положений Послания.
Для выполнения этих поручений Минтрансом России и Федеральным дорожным агентством подготовлены предложения по распределению средств, предусмотренных на развитие уличной и дорожной сети в городах и административных центрах субъектов Российской Федерации с учетом численности их населения. Состоялось заседание Трехсторонней рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений Российской Федерации, выработаны основные критерии для распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие улиц и дорог в городах.
Для дополнительного анализа состояния и возможностей ремонта автомобильной дороги М-4 «Дон», проведен выезд на маршрут руководителей Министерства. Состоялись встречи и обсуждения планов модернизации дороги с руководителями регионов, органов управления дорожным хозяйством. В результате совещаний предложено в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации наряду с ремонтом дороги повысить темпы ее реконструкции путем разделения транспортных потоков по направлениям, строительства второй отдельной проезжей части дороги. Разделение по направлениям движения должно быть выполнено на основном протяжении маршрута от Москвы до начала горного участка в районе Горячего Ключа в Краснодарском крае.
Исполнение поручения Президента Российской Федерации в части капитального ремонта мостовых переходов предлагается провести в два этапа. Поскольку в большинстве случаев для выполнения капитального ремонта необходимо закрытие движения (например, мост через р. Ангару в Иркутске, автодорожный проезд по плотине Волжской ГЭС под Волгоградом, мост через Оку в Калуге и т.д.), предлагается направить выделенные дополнительные средства на ускорение завершения программы строительства внеклассных мостов, что позволит затем регионам осуществить капитальный ремонт существующих мостов без привлечения средств федерального бюджета.
В целях ускорения улучшения состояния автомобильных дорог принято решение о корректировке федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» с целью завершения ее реализации в 2009 году, или на год раньше запланированного срока.
Минтрансом России представлены предложения по показателям развития автодорог в сельской местности для включения в Государственную программу развития сельского хозяйства.
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации начата разработка программы развития автомобильных дорог на период 2010-2015 гг. Учитывая положения Послания в части развития железных дорог, морских портов, аэропортов, а также задачи Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Минтрансом России в соответствии с решением заседания Правительства Российской Федерации, программу развития автомобильных дорог намечено встроить в общую федеральную целевую программу развития транспортного комплекса России на период до 2015 г.
Главным приоритетом вновь разрабатываемой программы развития автомобильных дорог в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации будет являться строительство и реконструкция дорог, «формирующих международные транспортные коридоры в Европейской части России по направлениям Север–Юг и Центр–Урал, а также по направлениям, обеспечивающим реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири».
Мероприятия программы предлагается направить на ускорение повышения величин показателей, установленных завершаемой федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». В частности, необходимо привести сеть федеральных автомобильных дорог в соответствие с нормативными требованиями, существенно повысить безопасность движения. Намечено включить в программу проекты комплексного маршрутного ремонта основных магистральных федеральных автомобильных дорог. Приведение состояния сети федеральных дорог в соответствие с нормативными требованиями предполагается осуществлять путем завершения к 2011 году перехода на систему финансирования автомобильных дорог по утвержденным нормативам затрат и затем ликвидации в течение 3-4 лет накопленного недоремонта автомобильных дорог и мостов на них.
Кроме того, целевыми ориентирами программы предлагается сделать:
1. Существенное снижение количества дорожно-транспортных происшествий, произошедших из-за сопутствующих дорожных условий.
2. Снижение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования, обслуживающих движение в режиме перегрузки.
3. Обеспечение основной части сельских населенных пунктов, имеющих перспективы развития сельскохозяйственного и лесопромышленного производства, подъездами по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
Для достижения целевых ориентиров в качестве основных программных проектов намечено рассмотреть строительство обходов центров субъектов Российской Федерации и других крупных городов. Предлагается также включить в программу реконструкцию мостовых переходов на региональных дорогах, способных принять движение с федеральных направлений в случае необходимости. Это должно повысить устойчивость функционирования межрегиональных автодорожных маршрутов.
В целях дальнейшего развития существующей дорожной сети во вновь разрабатываемую программу предлагается включить проекты маршрутной реконструкции автомобильных дорог и мостовых переходов в составе международных транспортных коридоров, устранения участков перегрузки дорог движением.
Важнейшим приоритетом программы предлагается сделать строительство и реконструкцию дорог, связывающих указанные маршруты федеральных и межрегиональных дорог с районами освоения новых территорий и способствующих ускорению социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе в регионах Сибири и Дальнего Востока, подъездов к объектам федерального значения, а также в направлении пограничных переходов с сопредельными странами. В том числе предлагается предусмотреть завершение реконструкции автомобильных дорог на подходах к автомобильным пунктам пропуска через государственную границу. Реализация этого проекта в сочетании с реализацией проектов, предусмотренных федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Юг России» и других, позволит заложить основу для создания устойчивой системы магистральных автомобильных дорог на всей территории страны.
Для повышения эффективности бюджетных расходов и снижения нагрузки на бюджеты различного уровня намечено включить в программу проект создания системы скоростных автомобильных дорог на направлениях, обслуживающих концентрированные транспортные потоки. Общая протяженность скоростных автомобильных дорог может составить до 7,5 тыс км. Основой реализации этого проекта должно стать дальнейшее развитие концессионных отношений в дорожном хозяйстве, совершенствование законодательной и нормативной правовой базы.
С учетом введения новой классификации автомобильных дорог по постановлению Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. № 209 в программе будет рассмотрен вопрос совершенствования конфигурации сети автомобильных дорог федерального значения. В настоящее время предложения по включению ряда автомобильных дорог регионального значения в перечень федеральных дорог сформированы на основании поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина, решений Правительства Российской Федерации и обращений субъектов Российской Федерации.
Должен отметить, что в связи с этим по ряду маршрутов, в том числе «Вилюй» в Республике Саха (Якутия) и Иркутской области, Санкт-Петербург - Сортавала – Петрозаводск в Республике Карелия и Ленинградской области, Уфа - Оренбург и западный обход г. Уфы в Республике Башкортостан Минфин России уже высказал отрицательное мнение. Просим Правительство Российской Федерации поддержать предложение Минтранса России и регионов о включении перечисленных маршрутов в перечень автомобильных дорог федерального значения.
Решение проблемы коренного улучшения состояния и повышения уровня развития дорожной сети, реализация вновь разрабатываемой программы развития автомобильных дорог невозможны без адекватного совершенствования законодательной и нормативной правовой базы, без внедрения новых принципов управления дорожным хозяйством. В Послании Президента Российской Федерации указано, что увеличение объемов финансирования должно сопровождаться созданием правовой базы, предусматривающей «новые современные способы финансирования строительства и эксплуатации дорог».
Основные направления совершенствования нормативной правовой базы дорожного хозяйства определены перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации в октябре 2006 года.
Дорожное хозяйство является единственной отраслью в Российской Федерации, не имеющей законодательного акта, регламентирующего особенности правового регулирования содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования.
Проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении нормативов денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, а также плана мероприятий по переходу, начиная с 2008 года, к финансированию дорожного хозяйства по утвержденным нормативам, которые было поручено принять до 1 апреля текущего года, до сих пор находятся на согласовании в Минфине России. В рабочем порядке рассмотрен ряд редакций документов, однако, вопрос не решен. Вместе с тем без перехода на организацию ремонта и содержания федеральных автомобильных дорог по утвержденным нормативам денежных затрат невозможно выполнить задачу приведения состояния федеральных дорог в соответствие с нормативными требованиями. Такой переход также позволит к 2015 году уменьшить общие затраты на автомобильные перевозки до 480 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом за счет повышения скорости доставки грузов и пассажиров, снижения транспортной составляющей в цене продукции, потерь от ДТП.
Новые современные способы управления дорожным хозяйством на основе эффективной системы финансирования строительства и эксплуатации дорог отражены в проекте Концепции реформирования дорожного хозяйства, которая в настоящее время доработана с учетом рассмотрения проблем развития дорожного хозяйства на заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации и рассматривается в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти. Проект концепции предусматривает создание условий, которые обеспечили бы повышение привлекательности индустрии дорожных работ для частных инвестиций и коренное улучшение потребительских качеств автомобильных дорог с использованием современных рыночных принципов. Основой реформирования должны быть переход к организации ремонта и содержания автомобильных дорог на основе долгосрочных контрактов с созданием системы надежных гарантий соблюдения подрядчиком контрактных обязательств.
Предусматривается также поэтапный переход на применение принципа «пользователь платит» при финансировании дорожного хозяйства. На первом этапе перехода следует обеспечить получение и направление на нужды дорожного хозяйства ряда неналоговых поступлений от эксплуатации дорог, в том числе доходов от платных дорог и других проектов с применением механизма государственно-частного партнерства, поступлений от компенсации ущерба, наносимого дорогам тяжелыми автотранспортными средствами.
Для реализации текущих обязанностей концедента при создании и эксплуатации платных дорог, других задач, связанных с реализацией проектов с применением механизма государственно-частного партнерства, в концепции предлагается создание открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого должны находиться в собственности Российской Федерации. Мы просим рассмотреть проект Концепции реформирования дорожного хозяйства на заседании правительственной комиссии по развитию промышленности, технологий и транспорта.
Мы просим также одобрить основные направления развития автомобильных дорог, предлагаемые нами для включения во вновь разрабатываемую федеральную целевую программу развития транспортного комплекса на 2010 – 2015 гг., что позволит ускорить ее разработку и внесение на утверждение.
Решение всех перечисленных задач позволит уже к концу программного периода вновь разрабатываемой федеральной целевой программы обеспечить приведение сети автомобильных дорог в состояние, соответствующее нормативным требованиям, снизить транспортную составляющую в цене отечественной продукции, повысить надежность функционирования российской транспортной системы.