Интервью радиостанции "Эхо Москвы" 7 июля 2007 года. Программа Город посвящена ежедневной жизни большого города, вашей улицы, двора, подъезда, дома или квартиры.
06 июля 2007, 20:00
РАДИОСТАНЦИЯ «ЭХО МОСКВЫ»: ГОРОД, СУББОТА, 7 ИЮЛЬ 2007
Город Программа посвящена ежедневной жизни большого города, вашей улицы, двора, подъезда, дома или квартиры.
Ведущие: Алексей Венедиктов
Гости: Игорь Левитин, Министр транспорта РФ
А. ВЕНЕДИКТОВ – Игорь Евгеньевич Левитин – министр транспорта России у нас в студии. Добрый день.
И. ЛЕВИТИН - Добрый день.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я хочу вас лично поздравить с победой, хотел сказать над Сочи. В общем, в известной степени с победой Сочи. Но и над Сочи, потому что единственную реплику президента, которую вынесли в заголовки – пробок не обещаю. Это будет у вас.
И. ЛЕВИТИН - Я считаю, что президент сказал то, над чем мы работали два года, проектируя транспортную инфраструктуру в Сочи. Просто не все с ней знакомы. Но реально к 2010 году будет готов обход Сочи.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Давайте вы скажете про это, действительно интересно. Я был в Сочи года два тому назад, ездил по началу объектов. Кусками дорога. Но вообще не представляю, как там сотни тысяч людей могут ездить. Пешком там не пройдут.
И. ЛЕВИТИН - Наша программа, которую мы подготовили для презентации оценочной комиссии МОК в феврале месяце, она полностью удовлетворяет всем тем требованиям, которые предъявляются к городам, которые проводят Олимпиаду. Будет две дороги на Красную поляну. Сейчас есть одна. С тоннелем, по которой все ездят. Будет обходная дорога, дорога-дублер, а также легкое метро или электропоезда, как мы их понимаем в России, которые будут подвозить прямо на Красную поляну туристов, зрителей и так далее. А вот в радиусе 7 км от этого места, скажем, от транспортного узла на Красной поляне в радиусе 7 км будут располагаться все объекты, на которых будет проходить Олимпиада. И вот туда мы уже начинаем строить дороги. Уже от Красной поляны к местам…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Что значит дороги?
И. ЛЕВИТИН - Это будут те дороги автомобильные, на которых уже будут подвозить конкретно каждого зрителя. Кто-то захочет на биатлон, кто-то на прыжки с трамплина и туда уже будут идти дороги. Но узел будет в районе Красной поляны. Туда будет приходить легкое метро, и туда будут подъезжать все те, кто едут на автобусах.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Какая пропускная способность этих дорог, которые идут от Красной поляны до объектов непосредственно?
И. ЛЕВИТИН - Те требования, которые предъявляет олимпийский комитет, пропускная способность будет полностью рассчитана на то количество зрителей, которых может оказаться. До 10 тысяч человек должно быть минимальное требование…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Маловато зрителей.
И. ЛЕВИТИН - Минимальное. 10-40 – вот примерно такой интервал, который мы должны будем обеспечить. Одновременно на разных соревнованиях.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Речь идет о том, что эта пропускная способность дорог, их будут возить, например, какие-то автобусы.
И. ЛЕВИТИН - Не всех. Там будет определено, на чем будут проезжать спортсмены, на чем будут проезжать зрители и все желающие посмотреть олимпийские проекты. Но почему нужно легкое метро или электричка. Потому что основная масса болельщиков будут пользоваться этим видом транспорта.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Дешевле.
И. ЛЕВИТИН - На частых автомобилях будет тяжело туда проехать из-за пропускной способности. Поэтому будет минимальный личный автотранспорт, в основном это будут автобусы, шаттлы, которые будут подвозить. А также легкое метро.
А. ВЕНЕДИКТОВ – У нас уже пошли вопросы наших слушателей вам. В Сочи сейчас одна двухполосная дорога. Собираются строить вторую. Но чтобы она справилась, она должна быть четырехполосной. Не так ли? Плюс тоннели.
И. ЛЕВИТИН - Скажем, севернее основного курортного проспекта в Сочи сроится обход Сочи. Он строится не под Олимпиаду, он строится по нашей федеральной целевой программе, которую мы должны закончить в 2010 году. Это 20-ти км участок дороги с тоннелями. Самый длинный тоннель – 2 км 600 м. Вот сейчас мы работаем в этом тоннеле.
А. ВЕНЕДИКТОВ – А сколько полосный?
И. ЛЕВИТИН - 4-полосный. Это именно обход.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Интересно, сразу вопросы пошли. Планируется ли развитие железнодорожного сообщения между Москвой и Сочи или, например, запуск туда скоростных поездов?
И. ЛЕВИТИН - Когда мы говорим, сколько средств будет вложено в Олимпиаду…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Сколько надо, столько и будет, Игорь Евгеньевич.
И. ЛЕВИТИН - Президент озвучивал эту цифру, ее все знают, более 300 млрд. рублей. Но это только в Сочи. Но еще будут вложены значительные средства в подвоз пассажиров к месту проведения Олимпиады, то есть к Сочи. Для этого нужно будет запускать скоростной поезд Москва-Сочи. Который потребует определенных средств от компании РЖД. Для того чтобы туда пошли ускоренные поезда.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это правительство дает заказ?
И. ЛЕВИТИН - Нет, мы уже будем корректировать инвестиционную программу компании РЖД.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Что такое скоростной поезд до Сочи. Это скорость…
И. ЛЕВИТИН - Все зависит от того, какую мы построим магистраль. Вот тот высокоскоростной поезд, о котором все, наверное, спрашивают, это за 300 км в час и выше, мы конечно, к Олимпиаде построить не успеем. Речь идет о существующей инфраструктуре, об ее усилении, для того чтобы эти скоростные поезда шли меньше суток, а не так, как сейчас около 36 часов.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я не знаю, к вам ли этот вопрос относится: будут ли строиться дополнительные фуникулеры. В известной степени это тоже транспорт.
И. ЛЕВИТИН - Дело в том, что они будут не то, что дополнительные, каждый объект соревнований будет иметь свою инфраструктуру. И, конечно же, все это будет строиться с расчетом обеспечения той пропускной способности, которая нужна под Олимпиаду.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я напоминаю, что в гостях у нас Игорь Левитин, министр транспорта России. В первой части программы мы говорим о тех проблемах, которые надо решить в вашем ведомстве по Сочи. Давайте про авиаперевозки поговорим. Аэропорт, я не знаю в каком он сейчас виде, понятно, что он сдан, но понятно, что еще 7 лет, в чем будет главная проблема с вашей точки зрения?
И. ЛЕВИТИН - Мы должны в Сочи будем сделать, по сути, новую транспортную инфраструктуру в аэропорту. Что для этого нужно будет сделать. Мы должны будем удлинить существующую взлетно-посадочную полосу до 3,5 км. И нам из-за этого придется пройти через реку Мзымта, которая протекает как раз рядом со взлетно-посадочной полосой. Для этого будет применена новая технология, которую мы также в период подготовки к Олимпиаде рассматривали в других аэропортах, как это сделано, мы предполагаем и самое главное, что там самолетам придется разворачиваться.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Не понял. Объясняйте.
И. ЛЕВИТИН - Река Мзымта находится в конце полосы. Посадка идет с моря. И поэтому тот самолет, который прилетит, он должен будет развернуться как раз над рекой. То есть нам придется перекрывать речку шириной 300 м примерно. Вот сделать такую площадку, чтобы на ней самолет развернулся. Такие технологии есть. Есть такие примеры аэродромов. Поэтому мы теперь будем заказывать такой проект, и мы должны так сделать, чтобы не было ограничений по типу самолетов.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Важно очень. Это раз.
И. ЛЕВИТИН - Это главное условие. Второе, нам нужно будет модернизировать вторую взлетно-посадочную полосу, которая идет под углом, когда разный ветер, а в Сочи постоянно меняется направление ветра и там должна быть полоса, которая независимо от погоды должна принимать самолеты. Это вторая полоса. И улучшить светосигнальное оборудование, оборудование управления воздушным движением. И так далее. То есть за что отвечает государство, мы все это запланируем. Терминал находится в частных руках. Он будет отрабатывать те процедуры инфраструктурные, которые мы с ними согласовали, когда они покупали этот терминал.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Что касается авиакомпаний, кто туда будет летать?
И. ЛЕВИТИН - Скажем, Олимпиада это тоже мероприятие, о котором мы начинаем уже заботиться сегодня. Мы должны понимать, что, конечно же, лучше для всех зрителей и спортсменов прилетать прямо в Сочи, а не делать пересадку в Москве, Краснодаре или еще другом месте. Поэтому мы постараемся, конечно же, максимальное количество самолетов принимать в Сочи.
А. ВЕНЕДИКТОВ – А сколько можно представлять себе пропускную способность будущего?
И. ЛЕВИТИН - 5 млн. в год.
А. ВЕНЕДИКТОВ – А у нас не год будет Олимпиада, все-таки 10 дней.
И. ЛЕВИТИН - Вы спросили пропускную способность. Она будет 5 млн. в год. Но не все будут лететь самолетом. Частично кто-то приедет железной дорогой, кто-то автомобильным транспортом, на автобусах и так далее. Чтобы перейти потом к другому виду транспорту, нам нужны запасные аэродромы. Возле Сочи. В связи с погодными условиями на берегу. Для этого мы заканчиваем в этом году новую взлетно-посадочную полосу в Геленджике.
А. ВЕНЕДИКТОВ – То есть в момент Олимпиады будет резервный аэродром.
И. ЛЕВИТИН - Конечно, и мы об этом подумали еще два года назад, когда принимали решение по Геленджику. Я просто хочу, Алексей, сказать, чтобы все радиослушатели понимали, мы не вчера это…, победили на Олимпиаде не потому что это мы приехали…, мы два года готовились к этому. Мы принимали оценочную комиссию, она смотрела все объекты, мы показывали, где мы будем строить резервные аэродромы. То есть была большая работа. У нас теперь вырисовывается Геленджик, Минеральные воды.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Аэродромы.
И. ЛЕВИТИН - Да, аэродром в Минеральных водах мы обязательно в следующем 2008-2009 году также сделаем высокопропускным, чтобы он был резервным. И Краснодар. Вот три аэродрома, которые смогут быть резервными для Сочи. Морской транспорт. Мы считаем, что нам нужно в морском порту Сочи выносить терминал выносной на глубину, которая позволяет принимать круизные суда до 3 тысяч человек. Это примерно 300 метров суда. Сегодня мы их принять не можем. Почему - это могут быть отели.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Плавающие отели.
И. ЛЕВИТИН - Да, может приехать турист или какая-то компания, сделает программу в Сочи во время Олимпиады. 3 тысячи человек они все живут на кораблях. Мы должны будем им сделать программу доставки их мест до Олимпиады. И это останется для Сочи после Олимпиады. Потому что сегодня мы не можем принять большие круизные суда в Сочи.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я подумал, Олимпиада в феврале, я вспоминаю погоду в феврале.
И. ЛЕВИТИН - В марте. А что, там же не замерзает…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Но качает.
И. ЛЕВИТИН - Море не замерзает, поэтому я говорю о выносном терминале. Он будет на уровне полутора примерно км от берега. И у нас уже есть проект и бизнес-план такого терминала для приема таких судов.
А. ВЕНЕДИКТОВ – То есть решение принято по терминалам.
И. ЛЕВИТИН - Но мы его не рассматривали без олимпийских игр. То есть у нас был ряд инфраструктурных проектов с Олимпиадой, и ряд без Олимпиады. Поэтому я думаю, что если мы будем объявлять конкурс с привлечением частного инвестора, потому что мы должны построить инфраструктуру, а всю часть бизнеса вокруг такой морской марины должен делать частный бизнес. Поэтому мы считаем, что морской транспорт также может подвозить людей, которые могут быть на побережье не в самом Сочи жить, но подъезжать морским транспортом на программу Олимпиады.
А. ВЕНЕДИКТОВ – То есть такая достаточно сложная транспортная история с узлами, перемещениями, пересадками.
И. ЛЕВИТИН - Конечно, мы должны предоставить тем любителям спора, которые приедут, в зависимости от того, кто располагает какими деньгами и в будущем эта инфраструктура должна остаться для жителей нашей страны. Потому что не все смогут прилететь самолетом. Не все смогут жить в Сочи. Мы же понимаем, что стоимость проживания в Сочи и в другом городе на побережье она будет…
А. ВЕНЕДИКТОВ – В разы.
И. ЛЕВИТИН - Скажем так, в разы. И тогда мы должны обеспечить перевозки людей по морю в Сочи, которые могут приехать и побыть в этом городе.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Понятно, что очень многие компании, которые уже давно летают в Россию, они будут стараться перевезти пассажиров на Олимпиаду через Москву. И вот у меня следующий вопрос, мы так тихо подползаем к нему, а готова ли Москва служить пересадочным пунктом. Потому что мне очень многие люди, которые занимались перевозками и сейчас продолжают заниматься, говорили о том, что в 90-е годы мы потеряли шанс сделать из Москвы такой пересадочный пункт на юг, как они говорили. Просто не занимаясь аэропортами и пропускной способностью. Что сейчас с этим?
И. ЛЕВИТИН - Мы в течение трех лет ставим в задачу в 2010 году иметь в Москве пересадочные возможности в трех наших аэропортах до 60 млн. пассажиров. Сегодня это 30. То есть удвоить. Потому что та программа, которую мы проводим сегодня в трех аэропортах от государства, это взлетно-посадочные полосы. Мы сделали в Домодедово, во Внуково. Сейчас делаем в Шереметьево. То есть мы подготовим инфраструктурную часть. Бизнес вкладывает деньги в терминалы, в Домодедово, во Внуково и Шереметьево. Я просто хочу вам сказать, что на рубль, который вкладывает государство, бюджет, 4 - вкладывает бизнес. Это сегодня происходит на воздушном транспорте в Москве. К Олимпиаде за Москву у нас нет беспокойства. Москва обеспечит то количество пассажиров, которое будет на Олимпиаде.
А. ВЕНЕДИКТОВ – В связи с этим такой боковой вопрос. Шереметьево-3. Сейчас уже может быть не связано с Олимпиадой, потому что Шереметьево-3 там хотелось построить в 1232 году до, по-моему, Батыева нашествия. Какая ситуация с Шереметьево-3?
И. ЛЕВИТИН - Вы знаете, что долго действительно не принималось решение. Потому что разные были интересы у тех людей, кто занимался перевозками в аэропорту Шереметьево. Я считаю, что Аэрофлот может иметь свой терминал и это пример международный. Ряд крупных компаний имеют свои терминалы. И два года назад мы приняли решение и в этом году мы планируем сдать третий терминал Аэрофлота в Шереметьево.
А. ВЕНЕДИКТОВ – А что значит сдать? Вы сейчас сказали действительно как министр, скажите мне как пассажир.
И. ЛЕВИТИН - Пассажир на тех рейсах, которые Аэрофлот выполняет из аэропорта Шереметьево, будут приезжать не Шереметьево-2, а в Шереметьево-3.
А. ВЕНЕДИКТОВ – В этом году, в 2007?
И. ЛЕВИТИН - В 2007 году они сдают, но реально примерно один квартал идет отладка всех механизмов взаимодействия внутри аэродрома. Потому что нужно будет сделать пересадку пассажиру, который в первый и второй придет, чтобы они могли беспрепятственно переехать в третий терминал. А багаж, чтобы при этом они с собой не тащили, а чтобы он без них попал в третий терминал. И обратно. Поэтому по плану Аэрофлота сдача в конце этого года, начало 2 квартала следующего года мы считаем, что реально первый пассажир оттуда улетит.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я думаю, надо взять повышенные обязательства и к первому туру президентских выборов, чтобы Владимир Владимирович как частный гражданин первый взлетел, например. Мы же любим даты всякие.
И. ЛЕВИТИН - Пусть он не улетает.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Необязательно международные, в Сочи.
И. ЛЕВИТИН - Мы подумаем над вашим предложением.
А. ВЕНЕДИКТОВ – По поводу багажа, я хочу понять, когда прилетаешь в Шереметьево, все время слышишь объявление: пассажиры, которые делают пересадку, заберите свой багаж. Это для современного аэропорта нонсенс.
И. ЛЕВИТИН - Объясняю. В каждом современном аэропорту как вы сказали, должны быть транзитные залы. Мы немного отстаем в наших аэропортах по развитию таких транзитных перевозок. Почему – Россия с развалом Советского Союза потеряла транзитный поток. И теперь все хабы авиационные расположены вокруг России. Рига, Киев. Потому что мы не создали условия для транзитного пассажира. Транзитный пассажир, который берет свой багаж, он никогда больше через этот аэропорт не проедет. Поэтому это все учтено и во всех трех аэропортах будут транзитные залы.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Когда?
И. ЛЕВИТИН - В Домодедово - в этом году, в Шереметьево - в этом году, Внуково – при строительстве нового терминала уже запланировано.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это очень интересная история. Потому что действительно такой редкий случай…
И. ЛЕВИТИН - Но если еще продлить даже, более того мы хотим сделать сообщение между тремя аэропортами. Чтобы в течение полутора часов любой пассажир, который приедет в любой из этих трех аэродромов, без багажа проехал в свой аэропорт, а багаж его уже должен ждать в том аэродроме, откуда он вылетает. В том аэропорту.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Сколько сейчас пропускная способность трех аэропортов?
И. ЛЕВИТИН - Сейчас мы принимаем порядка 25 млн. наши три аэропорта при пропускной способности – 15.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это заметно.
И. ЛЕВИТИН - Вот примерно наши условия. Поэтому когда мы увеличиваем пропускную способность сегодня, мы догоняем ее фактическую, а потом еще…, почему мы в два раза планируем увеличить пропускную способность до 2010 года.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Чтобы не слезть окончательно с московских аэропортов, или вернее, чтобы слезть с них окончательно, на этой неделе газета «Ведомости» опубликовала информацию о том, что ведутся переговоры с «Lufthansa» о переходе из Шереметьево в Домодедово. И Внуково заявило, что оно тоже поборется. Что вы знаете про эту ситуацию? И можете ли вы ее объяснить?
И. ЛЕВИТИН - У меня двоякое такое…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Шизофрения такая. Сначала с одной стороны, потом с другой.
И. ЛЕВИТИН - Двоякое по этому вопросу есть мнение. Как министр транспорта для меня неважно, какая авиакомпания, лишь ей было комфортно. Как председатель совета директоров Шереметьево я хочу понимать, почему «Lufthansa» уходит, что ей мешает.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Она уходит все-таки?
И. ЛЕВИТИН - Вы же сказали, что есть сообщение. Я хочу понять, почему «Lufthansa» хочет уйти. Значит, что-то ей в Шереметьево мешает, она чем-то недовольна, какие-то условия. Если это желание вызвано иметь стыковку с какой-то из наших российских компаний, это один вопрос. Но если в Шереметьево внутрипроцедурные есть какие-то ограничения для свободного рынка аэропорта – это второй вопрос. Но еще раз хочу сказать, нам важно увеличить количество транзитных пассажиров через Россию. Если это комфортно будет делать Домодедово – пожалуйста, пусть делает. Главное, чтобы не было каких-то внутренних противоречий.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Смотрите, я только хотел напомнить, что вы председатель совета директоров, мы за последние 2-3 года видели, что из Шереметьево в Домодедово ушел «British Airways», потом «Австрийские авиалинии», и теперь говорят, что ведут переговоры «Lufthansa». Но если будет построено третье Шереметьево, это поможет решить проблему и со слотами, посадкой.
И. ЛЕВИТИН - Конечно. Выход Аэрофлота из Шереметьево-2, его переход в Ш-3, освобождает место для других компаний. Сегодня это сделать практически тяжело. Потому что Аэрофлоту уже самому не хватает пропускных мощностей.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Правильно я понимаю, Игорь Евгеньевич, что вы советуете «Lufthansa» не торопиться, а подождать Шереметьево-3?
И. ЛЕВИТИН - Я советую вообще никогда не торопиться…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Авиакомпании сказать это…
И. ЛЕВИТИН - А лучше хорошо подумать.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Нам не дают слезть с аэропорта. Я только хотел пойти, вы знаете замечательную фразу Грефа, он сказал, что в России две проблемы: менеджеры и инфраструктура. То есть дураки и дороги. Интеллигентный Греф. Электричка Савеловский вокзал, Шереметьево.
И. ЛЕВИТИН - Это несколько лет тому назад мы просчитывали, лучше конечно, было бы идти с Ленинградского вокзала. Потому что это узел, это как раз метро, и где три железнодорожных вокзала. Но мы выбирали между сроком ввода электрички, и срок здесь побеждал. Мы не могли больше ждать, потому что, понимая сегодня инфраструктурные ограничения на Ленинградском проспекте, мы не могли себе позволить. Поэтому приняли решение Савеловского вокзала, и мы планируем, что 26-го декабря первая электричка с Савеловского вокзала придет в Шереметьево.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это как в Домодедово с Павелецкого.
И. ЛЕВИТИН - Она точно также. Багажи сдают, и так далее…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Очень удобно.
И. ЛЕВИТИН - Почему мы завязали Савеловский вокзал, потому что Савеловский завязывается на Киевский и на Павелецкий. То есть когда я говорил о пассажирах, теперь можно будет с Домодедово приехать на Павелецкий и дальше уйти через Савеловский… в Шереметьево. И нам так надо будет завязать все три аэропорта.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Данил из Казани нам пишет: в Шереметьево попасть еще надо, сейчас лучше Внуково. Верная история. Еще мы, может быть, вернемся к аэропортам московским, но у нас очень много вопросов, я бы хотел сначала общий вопрос вам задать. Авиакатастрофы в России. И эти авиакатастрофы выявили Иркутский аэропорт, о котором никто не знал кроме тех, кто туда летал. Что с Иркутским аэропортом.
И. ЛЕВИТИН – Это, к сожалению, уже была 6-я авиакатастрофа в этом аэропорту. И хочу сказать, что принято решение по поручению президента, выбран другой участок, на котором будет расположен этот новый уже аэропорт. Где будет построена новая взлетно-посадочная полоса и будет построена инфраструктура, дороги и так далее. Это выбор губернатора. Он хочет сделать объединить три города и между ними может расположиться аэродром. Проектирование мы сделаем в 2008 году. Примерно строительство с нуля это 5 лет.
А. ВЕНЕДИКТОВ – 2013-2014 год. В связи с этим, вас назначают председателем комиссии по расследованию. Я хотел бы спросить вас вот о чем. То, что происходит мы наблюдаем, потом слушаем ваши объяснения. Если суммировать, в чем главная проблема, по статистике. Что это: человеческий фактор, изношенность самолетов, инфраструктурные аэропорты. Если суммировать, потому что каждая это трагедия, но все-таки есть некая система, как отрейтинговать угрозы.
И. ЛЕВИТИН - Я бы сказал так. Первое - это невнимание к этой отрасли. То есть в течение 15 лет невнимание к авиационной отрасли со стороны властей. Это первое. Я беру здесь ответственность, потому что так и есть. Второе это парк. На парке, которому уже по возрасту больше 30 лет, очень тяжело работать. Потому что меняются постоянно новые требования к новым самолетам, и нужно суметь этот парк переоборудовать. Я сейчас говорю о парке не только российском, о парке, который ввозится в Россию. Поэтому второе это парк. Это потеря авиапрома, по сути гражданской авиации за эти годы. Следующее - это переобучение. В России так получилось, что сама работа пилота потеряла свою привлекательность. Раньше мальчишки все очень много…
А. ВЕНЕДИКТОВ - Нет, да ну…
И. ЛЕВИТИН - Мечтали быть пилотами. Алексей, хочу сказать, что мы сегодня не добираем в наши летные училища ребят. Здесь есть как проблема наша с одной стороны, что мы не выстроили для пилота всю ту его жизнь, как это было принято раньше. Раньше пилот, когда уходил на пенсию, он выходил с большой пенсией. Сегодня, почему он не уходит – потому что у него маленькая пенсия. Он боится, он держится за штурвал до конца. Потому что, выйдя на пенсию, он получает маленькую пенсию. Так выстроена пенсионная система у пилотов, что пока он летает, он получает хорошую заработную плату, а это частная компания, она потом ему недоплачивает те деньги, которые он получал в авиакомпании. Поэтому мы вместе с профсоюзами занимаемся этой работой, и в пенсионный фонд авиакомпании доплачивают еще деньги под своих пилотов. Но это все равно мало. Поэтому у нас в следующем году юбилей – 85 лет гражданской авиации, мы хотим в наших училищах сделать такие условия, чтобы ребята опять шли на эту работу.
А. ВЕНЕДИКТОВ – А то, что собственно может быть, я ошибаюсь, что работа пилота вообще изменилась. Там больше стало, не больше, иная стала электроника, авионика. То есть те люди, которые 10 лет назад работали профессионально пилотами, сейчас их надо переучивать.
И. ЛЕВИТИН - Алексей, это самый больной вопрос. Когда я говорил о проблеме переобучения. Потому что пилот, который налетают 10 тысяч часов на машине с другой идеологией, где был руль, педали и так далее, и, пересаживаясь за компьютер, по сути, ему очень тяжело идеологически и технологически войти в эту машину. И часть катастроф, которые у нас прошли в 2006 году, это четко показали. Нам надо больше внимания уделять на переобучение пилотов.
А. ВЕНЕДИКТОВ – В этой связи то, что сейчас компании закупают самолеты и Боинги и Аэробусы, я считаю значительные контракты, значительное количество, насколько это поможет и идеологически, как вы сказали, пилот, который садится за Боинг или Аэробус, новый, понятно, что это другая профессия.
И. ЛЕВИТИН - Алексей, здесь еще одна проблема.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я пытаюсь их набрасывать.
И. ЛЕВИТИН – Раньше, когда учили пилота, у нас был весь ряд самолетов. Он с АН-2 пересаживался на ЯК-40, дальше на 134 и 154, ИЛ-86, ИЛ-62. То есть он набирался опыта на разных машинах. Сегодня у нас провал. У нас нет машины для обучения пилота, а следующая машина, которая идет это Аэробус или Боинг. А внутри у нас 134-154, которые совершенно отличаются идеологически от тех машин. И поэтому нам нужны машины, которые уже обучают пилота с той начинкой, с которой он сядет на следующий самолет. А вот этот разрыв, который сейчас образовался, его сейчас заполнят RRG, самолет, который будем выпускать, АН-148. То есть это поток, то есть пилот должен пройти до командира определенное время и налет. Вот эта проблема, которая сейчас решается. Но это опять мы переходим в парк.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Ну да. В связи с этим я не могу вас не спросить про историю с запретом лета компаний, срываются туристические. Люди возвращаются. В чем проблема и почему она не решена была?
И. ЛЕВИТИН - Хочу сказать, что рост пассажиропотока превышает наши возможности. У нас с одной стороны мы ратуем за то, чтобы перевозить своими авиакомпаниями, а успеть за тем ростом, который сейчас происходит, мы не можем. Из-за отсутствия парка. Поэтому в Европейском Союзе установили норматив по требованию безопасности. Он, скажем так, повышенный. И поэтому они объявили, что если вы соответствуете этим требованиям, пожалуйста, можете в Европу летать. Если нет, тогда мы вводим ограничения. Но если вводит ЕС, то эта компания может не попасть больше в Европу больше года и вообще неизвестно когда.
А. ВЕНЕДИКТОВ – И разорится, грубо говоря.
И. ЛЕВИТИН - Да, мы с 1 января 2008 года свои требования повышаем до уровня европейского. Мы будем приравнивать. Хотя тот уровень, который сейчас заложен в Европе, он заложен под их парк. И мы это понимаем. И сейчас, когда мы ограничили даже полет Боингов и Аэробусов, потому что мы сначала ввезли подержанную технику, теперь они повысили планку и уже подержанная техника, их даже Аэробусы тоже не все соответствуют. Поэтому в этой ситуации мы ввели ограничения сами, для того чтобы наши авиакомпании могли это все исправить, все, что нужно и дальше мы будем ходатайствовать, чтобы они летали. С 1 января будут летать только те, кто будет соответствовать верхней планке. Вот почему нужны новые самолеты. И второе, это, конечно же, требование к себе, которые должны предъявлять авиакомпании.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это понятно. А какого процента парка коснулись эти ограничения, которые сейчас введены? Приблизительно.
И. ЛЕВИТИН - Это примерно 1-2%.
А. ВЕНЕДИКТОВ – От тех, кто летал?
И. ЛЕВИТИН - От тех, кто летает сейчас. Это незначительно, но почему это больно ударило. Потому что выпала авиакомпания «Кавказские Минеральные Воды».
А. ВЕНЕДИКТОВ – И что?
И. ЛЕВИТИН - Потому что это был основной перевозчик для населения, которое находится в районе Кавказских Минеральных вод. Они продали билетов около 3 тысяч уже. И эти билеты уже люди купили и ждут вылета. Те другие компании, которых коснулось ограничение, они не участвовали в чартерной программе в такой мере как КавМинВоды. Поэтому сейчас наши авиакомпании помогают ей развозить пассажиров.
А. ВЕНЕДИКТОВ – То есть сейчас мы наблюдаем некую взаимовыручку.
И. ЛЕВИТИН - Да, но нет парка и поэтому если они пойдут выручать их, они будут срывать свои чартерные программы. В этом есть проблема.
А. ВЕНЕДИКТОВ – А что история с самолетом президента, который якобы не должны были пускать в Европу. Я знаю, что опровергли, но соответствует?
И. ЛЕВИТИН - Хорошо, Алексей, хочу сразу сказать, что самолеты, на которых летает президент, они не находятся в коммерческой эксплуатации. И поэтому здесь у нас проблем нет.
А. ВЕНЕДИКТОВ – То есть требования по безопасности…
И. ЛЕВИТИН - Нет, они не находятся в коммерческой эксплуатации. Черные списки, они только идут на коммерческую эксплуатацию. А требования по полетам президента они не ниже, чем те, которые установлены в Европе уже сейчас.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Почему-то я думаю, что выше.
И. ЛЕВИТИН - Они значительно превышают те требования. Поэтому здесь волнений нет.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Чтобы закончить вопрос с авиацией, наконец, перейти к инфраструктуре, как говорит Греф, теперь такой у нас возникнет эвфемизм про инфраструктуру. Я хотел бы вот о чем спросить. Вот эти полеты через Сибирь, как разрешается эта история? Она разрешилась?
И. ЛЕВИТИН - Мы эти правила согласовали до 2014 года. До 1 января 2014 года. ЕС хотел, чтобы мы их ввели в 2007 году. Мы согласились с тем, что внутри этих перелетов есть такой платеж за посадку в Москве. То есть когда авиакомпания пролетает через Россию, она все равно нам платит за то, что она не села в Москве.
А. ВЕНЕДИКТОВ – За то, что не села.
И. ЛЕВИТИН - Это было установлено 40 лет назад, когда все летали через Москву. Потому что не было других самолетов. И был такой платеж внутри коммерческого рейса. Мы предложили с 2010 года снять только этот платеж. Это примерно 10% от общей суммы транссибирских перелетов. С 2010 года его снять. А весь остальной платеж это 2014 год.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Они согласились?
И. ЛЕВИТИН - Европейцы – да.
А. ВЕНЕДИКТОВ – А остальные?
И. ЛЕВИТИН - Это должно быть решение правительства.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Давайте к инфраструктуре. Тут просто очень много вопросов по дорогам. И я конечно начну с платности дорог. Дума обсуждает, Совет Федерации, по-моему, принял уже, поддержал эту историю. Комитет Совета Федерации поддержал законопроект о платных автодорогах. Это пугает.
И. ЛЕВИТИН - Сразу хочу сказать, у нас был вариант, когда было два закона. Об автомобильных дорогах, а второй шел о платных дорогах. Мы теперь объединили, и первое чтение уже прошел закон об автомобильных дорогах, в котором будет раздел – платный.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Давайте о платности поговорим все-таки.
И. ЛЕВИТИН - Давайте.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я вижу. Кто, как, почему будет устанавливать эту платность. Кто будет принимать решение.
И. ЛЕВИТИН - Я понимаю, что этот вопрос вызывает большое беспокойство, но хочу сказать, что платность будет только на тех дорогах, которые имеют дороги-дублеры. То есть будет право выбора водителя, по какой дороге ему поехать. Почему платность? Платность - это привлечение инвестиций.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это понятно. Но люди все равно беспокоятся, потому что могут взимать деньги, а дорога может не улучшаться.
И. ЛЕВИТИН - Для платной дороги есть свои стандарты. Точно так же как для любой другой дороги. Но те стандарты, которые будут выполнены строителем и эксплуатационником платной дороги, они будут нами проверяться. Стоимость проезда будет согласовываться с государством. То есть это наши регулирующие функции. Поэтому здесь не будет такой проблемы, как вы говорите, дорога плохая, а деньги большие.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Вопрос еще в направлении дорог. Я не буду говорить про восток или надо говорить, будет ли такой БАМ автомобильный.
И. ЛЕВИТИН - Мы его заканчиваем в 2010 году.
А. ВЕНЕДИКТОВ – От и до?
И. ЛЕВИТИН - Чита-Хабаровск, до Читы дорога есть. Этот участок больше 2 тысяч км, 2010 год, это в асфальте. Сейчас она есть в щебне, будет в асфальте.
А. ВЕНЕДИКТОВ – И два направления, sms шлют и спрашивают: Киев, автобан Москва-Киев, автобан Москва-Санкт-Петербург. Извините.
И. ЛЕВИТИН - По Москве и Санкт-Петербургу мы будем строить параллельно скоростную дорогу Москва-Санкт-Петербург. В платном варианте.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это долго?
И. ЛЕВИТИН - Это не менее 5 лет.
А. ВЕНЕДИКТОВ – А когда начнете?
И. ЛЕВИТИН - Мы ее начинаем строить в следующем году. В этом году мы готовим документы, оформляем землю, делаем подготовку к строительству. В следующем году мы ее начинаем.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это скоростная дорога.
И. ЛЕВИТИН - Да, платная дорога с учетом частного инвестора. Москва-Киев мы договорились с Украиной, подписали соглашение, что мы существующую дорогу переводим в первую категорию. Это не менее 4-х полос и с раздельными полосами движения.
А. ВЕНЕДИКТОВ – …для строительства.
И. ЛЕВИТИН - Для строительства это улучшение существующей автомобильной дороги Москва-Киев.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Вы так дипломатично, вы там не собираетесь Лаврова менять, нет?
И. ЛЕВИТИН - Там скажем так, платности на этой дороги мы не предполагаем, потому что это будет модернизация существующей. Дублера мы пока не планируем.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Не очень понятно на самом деле. Потому что дорога не очень хорошая, насколько я понимаю.
И. ЛЕВИТИН - Мы ее хотим сделать хорошей. Существующую.
А. ВЕНЕДИКТОВ – И конечно, южное направление.
И. ЛЕВИТИН - Москва-Новороссийск и до Краснодара и дальше это дорога Дон, которая по посланию президента есть поручение правительства РФ, мы в 2010 году эту дорогу должны привести к требованиям первой категории. Это не менее 4-х полос, сегодня она участками 2-полосная идет и там невозможно объехать, проехать и так далее. И полностью разграничить движение.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я, наверное, вас спрошу еще про второе кольцо вокруг Санкт-Петербурга. Потому что я его пересекал на последней неделе дважды.
И. ЛЕВИТИН - Это КАД. Кольцевая дорога. Вы если по нему ехали, там есть участки…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я не ехал по нему, я под ним проезжал.
И. ЛЕВИТИН - Мы все делаем для того, чтобы в 2008 году закончить это кольцо.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Целиком?
И. ЛЕВИТИН - Нет. Мы не пройдем только до Бронки до плотины. До дамбы. А вот здесь как раз там, где большое движение, мы до Таллинского шоссе доходим, а дальше до Бронки мы начнем строить, но мы не закончим в 2008 году, в 2010 году мы ее закончим.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Насколько перспективно вообще строить эти автобаны в России, с учетом погодных условий и все-таки того, что расстояния огромные и люди самолетом или скоростными поездами. Насколько перспективно в это вкладываться уже.
И. ЛЕВИТИН - Дело в том, что эти автобаны связывают города. И поэтому мы все равно не можем перевести на другие виды транспорта то, что может ехать автомобилем. Потому что даже если мы привезли вагоном на железнодорожную стацию. Дальше мы должны перегрузить на автомобиль. Поэтому все равно автомобильный транспорт он довозит до двери. Пассажира или груз. Поэтому нам все равно нужны дороги. Дело в том, что мы планируем, что наши дороги должны соответствовать, основные направления самым высоким требованиям те, которые работают с перегрузкой. Их у нас…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это очень долгий проект.
И. ЛЕВИТИН - …17 тысяч км это из 48 тысяч федеральных работают с превышением норматива по пропускной способности. Я могу назвать эти направления. Это Москва-юг, дорога Дон до Новороссийска, это Москва-Челябинск, это М5, и Москва на северо-запад.
А. ВЕНЕДИКТОВ – То есть все, кроме на запад. И Питер, Киев там более-менее.
И. ЛЕВИТИН - То есть все идет с большой перегрузкой.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Нужно на 50 лет делать план тогда, по-моему.
И. ЛЕВИТИН - Нет, мы хотим в 2015 году в новую федеральную целевую программу 2010-2015 эти 17 тысяч км привести их…
А. ВЕНЕДИКТОВ – А чего не хватает? Асфальтовых заводов, рабочих рук, техники.
И. ЛЕВИТИН - Я скажу первое.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Просто как Рузвельт строил дорогу.
И. ЛЕВИТИН - Первое – не хватает средств.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Вы только про Стабилизационный фонд не говорите здесь, будучи федеральным министром, вы как-то там: Алексей Леонидович, алло, есть средства. Гоните.
И. ЛЕВИТИН - Не надо.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я понимаю, что не надо.
И. ЛЕВИТИН - Не надо Стабилизационный фонд. Первое – средства. Второе – новых технологий. Третье – нам нужно поменять управление дорожной отраслью. Потому что, строя новые дороги и их, эксплуатируя, управлять ими, имея больше 150 федеральных государственных предприятий, за которые Герман Оскарович мне все время говорит, когда ты с ними закончишь, мы не можем. Нам надо поменять управление отраслью. Отрасль должна быть самодостаточной.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Давайте тогда немножко про железные дороги я вам расскажу историю. Мальчик у меня идет в школу, я его отвез в парижский Диснейленд. Перед школой туда. Что запомнилось. Путешествие на скоростной железной дороге. Больше ничего. Сели в Париже. Доехали до Леона за час, съел мороженое на вокзале, и вернулись опять. Столбы размазываются по стеклу. Что у нас с высокоскоростными дорогами железнодорожными?
И. ЛЕВИТИН - Может быть, опять банально, но…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Но важно.
И. ЛЕВИТИН - Это новая технология строительства…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Она уже не новая.
И. ЛЕВИТИН - Для России, для нас это новая технология. Поэтому первое, что сегодня мы делаем, это увеличение скоростей на существующих магистралях. За счет того, что мы усиливаем существующую магистраль…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Не опасно?
И. ЛЕВИТИН - …и повышаем скорость до 150 км в час. Первый проект это будет Хельсинки-Санкт-Петербург. Вот там мы покупаем поезда со скоростью до 220 км. И считаем, что примерно до 200 мы можем на существующей инфраструктуре проехать. А вот все, что касается выше 200, там придется строить новые магистрали. Для этого сейчас компания РЖД совместно с «Сименсом» приступает к новым поездам. То есть мы начинаем с поездов. Сначала до скоростей наших 150-200, а затем нужно определяться и строить новую инфраструктурную составляющую. То есть новый путь от Москвы до Санкт-Петербурга, на котором пойдут поезда со скоростью 350 км.
А. ВЕНЕДИКТОВ – А сейчас этот скоростной поезд?
И. ЛЕВИТИН - Он идет 200-220 примерно.
А. ВЕНЕДИКТОВ – То есть новая магистраль будет строиться.
И. ЛЕВИТИН - Когда идет такой поезд 220 км в час, хочу, чтобы вы понимали, мы снимаем целый ряд электропоездов. Мы сняли все грузовое движение ради таких скоростей и пустили из Москвы в Санкт-Петербург через Ярославль, Вологду. Они идут с превышением, только для того чтобы здесь пропустить скоростные поезда.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это я даже как-то, поэтому он ходит два раза в неделю сейчас.
И. ЛЕВИТИН - Конечно, просто, когда такие поезда, когда идут, мы все понимаем, что на этом пути больше ничего быть не может.
А. ВЕНЕДИКТОВ – То есть это совершенно новые дороги.
И. ЛЕВИТИН - Это новая дорога…
А. ВЕНЕДИКТОВ – Это дорого и долго я бы сказал.
И. ЛЕВИТИН – Но, тем не менее, мы считаем, что с учетом частных инвестиций на этом направлении можно сделать, это будет конкурент воздушному транспорту.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Но можно в этой части последний может быть вопрос. Если говорить, предположим, о скоростном поезде Москва-Санкт-Петербург. Все-таки очень интенсивное движение. Смешно, мы тут билеты не могли купить ни на один поезд. И еле на самолет купили, такое движение летом. Скажите, пожалуйста, чтобы построить такую магистраль, на это сколько нужно времени и денег?
И. ЛЕВИТИН - Железные дороги?
А. ВЕНЕДИКТОВ – Да.
И. ЛЕВИТИН - Около 7-10 млрд. долларов вместе с поездами.
А. ВЕНЕДИКТОВ – А лет?
И. ЛЕВИТИН - Лет также не менее пяти.
А. ВЕНЕДИКТОВ – И совсем короткий последний вопрос. Два дня назад прошло такое сообщение, мы не поняли, имеет ли отношение к этому правительство. Крупные города Подмосковья свяжут со столицей скоростные поезда, заявили в правительстве Московской области. И мы как-то подумали, что такое, зная наши электрички, я как-то напрягся.
И. ЛЕВИТИН – Есть, допустим, новое движение, которое от Москвы до Мытищ. То есть это когда по отдельному пути идет электричка только до Мытищ, и она нигде не останавливается. Сейчас такое же движение отрабатывается Москва-Люберцы. Запуском от Савеловского до Шереметьева сейчас идут поезда Москва-Лобня, допустим. То есть, по сути, это поезда, которые будут идти от крупного города до Москвы без остановок. У нее будет свой путь и будет повышенная скорость.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Спасибо большое. Игорь Евгеньевич, я еще раз вас поздравляю с Олимпиадой. Очень все обратили внимание на вашу реакцию. Мы вчера с Валентиной Ивановной Матвиенко, она сказала: ты видел Левитина, видел. Я говорю: видел, видел. Я думаю, наши слушатели тоже видели. Как можно, сидя на кресле, вскочить в воздух? Это каким спортом, не настольным теннисом надо заниматься, чтобы сидя, подпрыгнуть, сантиметров на 40 вы прыгнули. Когда объявили, что Сочи.
И. ЛЕВИТИН - Я думаю, что там было такое напряжение у нас, что мы все вместе, не знаю, как я прыгнул, но мои коллеги, мы держались за руки, поэтому мы очень серьезно, по-моему, переживали, поэтому так и подпрыгнули. Просто чувства переполняли.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Я понимаю, что для коллег это был праздник, для вас начало работы, судя по тому, что вы сегодня рассказали.
И. ЛЕВИТИН - Да, это только начинается работа. Хотя мы уже в течение двух лет отрабатывали проекты. Теперь мы начнем их реализовывать.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Совершенно искренне говорю: удачи вам. Потому что ваша удача в этой области это наша удача. Потому что нам добираться, вот тогда-то в 2014 году и проверим.
И. ЛЕВИТИН - Спасибо большое.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Спасибо. Игорь Левитин, министр транспорта России был в эфире радиостанции «Эхо Москвы».