Изображения

Обычная версия

Доклад на заседании Правительственной комиссии по транспорту и связи 27 августа 2008 года «О ходе выполнения мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон»

26 августа 2008, 20:00

 Уважаемый Сергей Борисович!

Уважаемые коллеги!

Важнейшим приоритетом транспортной политики Российской Федерации является формирование развитой и современной инфраструктуры, способной обеспечить ускоренное движение грузов и пассажиров, снижение транспортных издержек в экономике, развитие промышленной и минерально-сырьевой базы, интеграцию и укрепление позиций России на мировых рынках.

Подготовленный Минтрансом России комплекс мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон (далее – Комплекс мер) был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 20 сентября 2007 года.

По итогам заседания, Правительство Российской Федерации дало поручение Минтрансу России совместно с федеральными органами исполнительной власти доработать до 12 ноября 2007 года Комплекс мер с учетом состоявшегося обсуждения.

Реализация Комплекса мер в настоящее время осуществляется в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № ВЗ-П9-5941.

Грузооборот морских портов Российской Федерации вырос в 2007 году на 7,2% и составил 451 млн. тонн, что на 12% превышает максимальный объем перевалки грузов всеми портами Советского Союза в 1990 году.

Определяющее значение для развития морских портов имели принятые в конце 2007 года федеральные законы «О морских портах в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в части создания портовых особых экономических зон.

Указанные законы содержат значительное количество норм, направленных на повышение конкурентоспособности российских морских портов и привлечение инвестиций в их развитие.

Существенное значение имеют положения закона о фиксированном сроке заключения договоров аренды – 49 лет.

Ограничивая оборот значительного количества объектов инфраструктуры морского порта (подходных каналов, волноломов, дамб, причалов, ледоколов и других объектов), закон позволяет передавать их во владение и пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

В целях строительства и расширения морских портов допускается создание искусственных земельных участков, отнесенных к объектам инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Законом предусматривается необходимость государственной регистрации морских портов, что будет способствовать систематизации и общедоступности сведений о морских портах, в том числе информации об операторах морских терминалов, оказываемых ими услугах, а также технических характеристиках терминалов.

Создание портовых особых экономических зон позволит существенно улучшить условия строительства и эксплуатации морских портов по сравнению с портами сопредельных стран.

Позвольте кратко охарактеризовать ход реализации Комплекса мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон за прошедшие время.

Комплекс мер включает 19 мероприятий по трем направлениям деятельности:

  • совершенствование нормативно - правового регулирования;

  • развитие инфраструктуры;

  • совершенствование системы управления.

Мероприятия по нормативно-правовому регулированию деятельности в морских портах

Указанный раздел Комплекса мер предполагает исполнение 5 мероприятий. К настоящему времени полностью исполнен пункт о подготовке Постановления Правительства Российской Федерации 23.04.2008г. № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

Правительством Российской Федерации 07 апреля 2008 г. принято распоряжение № 447-р об утверждении плана подготовки актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации».

Распоряжением Правительства Российской Федерации предусматривается разработка 8 проектов постановлений Правительства Российской Федерации. Срок подготовки постановлений – июнь-ноябрь 2008 года.

К настоящему времени Минтрансом разработаны и представлены на рассмотрение в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти 2 проекта постановления («О порядке ведения реестра морских портов в Российской Федерации» представлен в Минюст России и «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в связи с наделением Росморречфлота полномочиями по управлению имуществом в морских портах).

В соответствии со статьей 5 закона «О морских портах в Российской Федерации» проводится работа по подготовке проектов актов Правительства Российской Федерации об установлении границ 66 морских портов.

В настоящее время Правительством Российской Федерации установлены границы 4 морских портов Высоцк (2004г.), Пассажирский порт Санкт-Петербург (2007г.), Варандей и Пригородное (2008г.).

В Правительство Российской Федерации внесен проект распоряжения об утверждении границ морского порта Тамань.

Согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти проходят проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении границ 3 морских портов (Витино, Ейск, Анапа).

В высокой степени готовности находятся материалы по установлению границ 16 портов (Восточный, Приморск, Кавказ, Усть-Луга, Новороссийск, Калининград, Санкт-Петербург, Мурманск, Туапсе, Сочи, Выборг, Кандалакша, Николаевск-на-Амуре, Мыс Лазарева, Де-Кастри, Геленджик).

Минтранс России планирует завершить работу по описанию границ крупнейших портов до конца 2008 года.

Наибольшие трудности при подготовке материалов по границам морских портов связаны необходимостью формирования кадастровых планов каждого из входящих в порт земельных участков, а также описанием границ территорий и акваторий бывших морских рыбных портов и «пунктов сдачи уловов» (портопунктов), которые подлежат включению в границы портов в соответствии поручением Президента Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. № Пр-1682.

Работа по установлению границ портов тесно связана с подготовкой схем территориального планирования Российской Федерации.

Указанная работа осуществляется в рамках принятых в марте 2008 года постановления Правительства Российской Федерации (от 23 марта 2008 года № 198) «О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации» и Комплекса мер по разработке проектов схем территориального планирования Российской Федерации (поручение Правительства от 07 марта 2008 года № АЖ-П9-1405). Подготовка проектов схем территориального планирования Российской Федерации предусматривается до 1 сентября 2009 года.

Схемы территориального планирования в части развития морских портов будут разрабатываться в соответствии с мероприятиями, предусмотренными ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» и другими федеральными целевыми программами.

Мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры морских портов

Указанный раздел Комплекса мер предполагает исполнение 8 мероприятий. К настоящему времени 5 предусмотренных данным разделом нормативных актов Правительства Российской Федерации выпущены и нам предстоит обеспечить их реализацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года № 258 внесены изменения в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

Объём бюджетного финансирования в целом по подпрограмме «Морской транспорт» увеличен на 7 млрд. 060 млн. рублей и составил 51 млрд. 244,9 млн. рублей (за период 2002-2009 годы).

В 2008 году планируется ввести в эксплуатацию перегрузочные комплексы мощностью более 56 млн. тонн в год, включая:

  • порт Усть-Луга - производство дноуглубительных работ позволит увеличить грузооборот порта на 20 млн. тонн и принимать суда дедвейтом 70-80 тыс. тонн;

  • порт Ванино - завершение строительства перегрузочного комплекса для угля в бухте Мучка мощностью 12,0 млн. тонн в год.

  • порт Пригородное - завершение строительства перегрузочного комплекса для сжиженного углеводородного газа мощностью 9,6 млн. тонн в год и перегрузочного комплекса для сырой нефти мощностью 10,0 млн. тонн в год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 года № 377 утверждена новая Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

Мероприятия подпрограмм «Морской транспорт» и «Развитие экспорта транспортных услуг» в части морских портов направлены на:

  • обеспечение потребности российской экономики и внешней торговли в перевалке экспортно-импортных, транзитных и каботажных грузов;

  • повышение конкурентоспособности российских портов по отношению к портам сопредельных государств;

  • повышение уровня безопасности мореплавания и охраны морской среды;

  • диверсификацию маршрутов с учетом выхода на глубоководные пути и снижение влияния ограничений в проливных зонах.

Объем перевалки грузов в морских портах Российской Федерации в 2015 году составит 774 млн. тонн (возрастет по сравнению с 2009 годом в 1,5 раза).

На развитие морских портов подпрограммой «Морской транспорт» предусмотрено выделение 182 млрд. рублей из федерального бюджета, и 449 млрд. рублей из внебюджетных источников, что в целом на 43% превышает объем финансирования предыдущей программы (рост средств федерального бюджета – 3,6 раза).

Отличительной особенностью подпрограммы является то, что реализация крупных комплексных проектов выделена в отдельную подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг». В рамках этой подпрограммы будет осуществлено строительство портов Мурманск, Новороссийск, Восточный, Тамань (средства федерального бюджета – 181,1 млрд. рублей, внебюджетные источники – 248 млрд. рублей).

К 2015 году потребности российской экономики в портовых мощностях будут обеспечены полностью, а также будет создан резерв для пиковых нагрузок и возможности для развития транзитных перевозок.

С учетом интенсификации перевозок грузов через российские порты особое значение приобретает обеспечение безопасности мореплавания на подходах к портам и в зоне ответственности Российской Федерации. Реализация указанной задачи требует создание современных информационных систем обеспечения безопасности мореплавания и строительства ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флота.

Подпрограммой предусматривается строительство девяноста (90) судов государственного флота специального назначения.

В подпрограмме предусмотрено строительство новых и реконструкция действующих объектов систем управления движением судов, Глобальной морской системы связи при бедствии, станций приёма и обработки информации Международной системы поиска и спасания «КОСПАС-САРСАТ».

Затраты на указанные цели составят 55,2 млрд. рублей.

В 2008 году был проведен конкурс на создание портовых особых экономических зон. На конкурс были поданы 8 заявок (Мурманская область - 2 заявки, Приморский край, Хабаровский край, Краснодарский край - 2 заявки, Астраханская область и Камчатский край).

2 июня 2008 года подведены итоги федерального конкурса. Одним из победителей конкурса стала заявка Хабаровского края, в соответствии с которой на территории морского порта Советская Гавань будет создана портовая особая экономическая зона.

Большинство представленных на конкурс заявок по морским портам также получили высокие оценки экспертов.

Кроме того, конкурс выявил необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с целью обеспечения эффективного функционирования портовых особых экономических зон – включение акватории порта в границы порта, возможность работы в особой зоне нерезидентам зоны, уменьшение порога необходимых инвестиций со 100 млн. евро до 10 млн. евро и ряд других положений.

Минэкономразвития России в настоящее время готовятся соответствующие поправки по изменению законодательства.

В рамках реализации Комплекса мер, распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2008 года № 336-р утвержден первый для морских портов Российской Федерации паспорт комплексного инвестиционного проекта «Строительство и последующая эксплуатация многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» в морском торговом порту Усть-Луга», реализуемого при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Сметная стоимость проекта - 8,34 млрд. руб., в т.ч. 6,33 млрд. руб. - заемные средства инвестора и 2,01 млрд. руб. - средства Инвестиционного фонда Российской Федерации, срок реализации проекта - 2009 год.

Существенное влияние на работу морских портов оказывает недостаточная обустроенность и техническая оснащенность пунктов пропуска.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» единственным источником финансирования работ по строительству (реконструкции) пунктов пропуска является федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)», в результате реализации которой к 2010 году планируется осуществить строительство (реконструкцию) 14 морских пунктов пропуска, а также построить в 6 морских портах стационарные инспекционно-досмотровые комплексы контроля крупногабаритных грузов.

По оценкам Минтранса России, объем финансирования на строительство морских пунктов пропуска необходимо увеличить с 2,5 до 9,6 млрд. руб. при этом в федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)» необходимо включить 49 пунктов пропуска в морских портах.

Соответствующие предложения Минтрансом России направлены в ФСБ России, как государственному заказчику – координатору программы.

Минтранс России полагает, что необходимо или коренным образом увеличить финансирование в рамках ФЦП «Государственная граница», а также возможно вернуться к действующей ранее норме законодательства о возможности финансирования обустройства пунктов пропуска из внебюджетных источников с выработкой соответствующих процедур их последующей эксплуатации.

Мероприятия по совершенствованию системы управления морскими портами

Указанный раздел Комплекса мер предполагает исполнение 6 мероприятий, наиболее сложными из которых в реализации можно выделить регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности в границах морских портов и заключение долгосрочных договоров аренды гидротехнических сооружений, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт».

Регистрация прав собственности на земельные участки осложняется необходимостью проведения землеустроительных работ. Стоимость таких работ в морских портах составляет от 20 тыс. руб. до 100 тыс. руб. за 1 га в зависимости от особенностей участка.

В 2008 гг. планируется оформление прав на земельные участки под 800 объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности и переданными в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт», из них около 400 – это причалы.

В настоящее время ФГУП «Росморпорт» заключено 7 долгосрочных договоров аренды федерального имущества по 19 причалам в портах Санкт-Петербург, Высоцк, Оля, Ейск, Тамань. До конца года предприятие планирует перезаключить договоры аренды по всем причалам, предполагаемым к передаче в аренду.

В настоящее время Минтранс России заканчивает подготовку проекта положения о порядке сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, расположенного в морском порту, закрепленного в хозяйственном ведении за федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Росморречфлоту, для направления его в Минэкономразвития России.

Однако, введенная 30 июня 2008 года в Федеральный закон «О защите конкуренции» норма, предписывающая заключать договоры аренды в отношении государственного имущества, которое закреплено за государственными унитарными предприятиями, только по результатам проведения конкурсов или аукционов может серьезно осложнить указанную работу.

При этом, Федеральным законом «О морских портах в Российской Федерации» установлено, что договор аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, заключается без проведения конкурса с лицом, которому принадлежит смежный объект инфраструктуры морского порта, относящийся к недвижимому имуществу, если этот объект по своим техническим характеристикам, месту нахождения или назначению неразрывно связан с указанным объектом аренды и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в морском порту.

Указанная норма в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» была включена без согласования с Минтрансом России.

Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, при которой отношения по сдаче государственного имущества в аренду по-разному регулируются двумя Федеральными законами «О защите конкуренции» и «О морских портах в Российской Федерации», имеющими равную юридическую силу.

Учитывая специфику портовой деятельности, а также принимая во внимание наличие специального закона («О морских портах в Российской Федерации»), предлагается не распространять на отношения, складывающиеся в морских портах, действие положений Федерального закона «О защите конкуренции» в части обязательности проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды.

Прошу Правительственную комиссию по транспорту и связи поручить ФАС России, Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить предложения по корректировке законодательства.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации и Морской коллегии 2 мая 2007 года в г. Мурманске в декабре 2007 года состоялось собрание учредителей ОАО «Управляющая компания Мурманский транспортный узел».

Учредителями компании являются ОАО «Мурманский морской торговый порт», ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», ОАО «Российские железные дороги», администрация Мурманской области, ФГУП «Росморпорт».

Минтранс России рассматривает вопрос о создании управляющих компаний в других крупных транспортных узлах.

Важное значение для совершенствования системы государственного управления морскими портами имеет совершенствование процедур портового контроля необходимо отметить следующее. В настоящее время Россия является участницей трех региональных международных соглашений о государственном портовом контроле – Парижского, Токийского и Черноморского меморандумов. При этом мы вынуждены поддерживать три системы государственного портового контроля судов на предмет выполнения требований международных конвенций в области безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов. Кроме того российской законодательство содержит более мягкие меры к нарушителям (иностранным) по сравнению с другими странами (в частности со странами Европы). Создание общенациональной системы государственного портового контроля иностранных и российских судов позволит синхронизировать наши действия с действиями других государств и обеспечить более серьезный заслон субстандартным судам при посещении российских портов. В конечном счете, меры по предотвращению субстандартного судоходства в портах будут способствовать престижу портов и достаточному уровню обеспечения безопасности мореплавания в них.

По мнению Минтранса России, реализация Комплекса мер обеспечила активизацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и бизнеса по развитию российских портов.

Основные вопросы находятся под постоянным контролем и будут реализованы в установленные сроки.

Прошу одобрить.

Благодарю за внимание!

Все выступления и интервью