Изображения

Обычная версия

Доклад на расширенном заседании коллегии Минтранса РФ "Об основных итогах социально – экономического развития транспортного комплекса в 2009 году и задачах на 2010 год и среднесрочную перспективу" 17 марта 2010 г.

16 мартa 2010, 21:00

Тезисы доклада Министра транспорта РФ И.Е. ЛЕВИТИНА
на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта Российской Федерации

Об основных итогах социально – экономического развития  транспортного комплекса в 2009 году
и задачах на 2010 год и среднесрочную перспективу

17 марта 2010 г.


Уважаемый Сергей Борисович!

Уважаемые коллеги!

В отчетном году мы отметили 200-летие транспортного ведомства и образования на транспорте в России. Более двух веков деятельность транспорта является ключевым фактором развития экономики страны и обеспечения ее безопасности. Подводя итоги работы транспортного комплекса в 2009 году можно сказать, что худшие прогнозы не оправдались, транспорт работал стабильно - спрос населения и отраслей экономики на транспортные услуги был в целом удовлетворен.

В сложившихся экономических условиях усилия Минтранса России в прошлом были направлены на реализацию комплекса антикризисных мер, обеспечивающих устойчивое функционирование транспортной системы. Эти меры были сформированы при участии представителей бизнеса и общественных организаций. Широкое их обсуждение состоялось на расширенном заседании коллегии Министерства в июне прошлого года.

Разрешите от имени Коллегии Министерства поблагодарить Аппараты Президента и Правительства Российской Федерации, присутствующих депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, руководителей государственных органов власти, представителей бизнес-сообщества, научных и общественных организаций за внимание к проблемам транспорта и продуктивную работу, направленную на эффективное развитие и функционирование транспортной системы.

В 2009 году, на год раньше запланированного срока, была завершена реализация ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Программа внесла существенный вклад в развитие транспортной отрасли в нашей стране. За период реализации Программы до 2010 года было построено и реконструировано более 23 тыс. километров автомобильных дорог общего пользования, введено в эксплуатацию 590 км новых железнодорожных линий. Объем перевалки грузов в морских портах увеличился в 2,7 раза. За этот период введены в строй перегрузочные комплексы общей мощностью 305 млн. тонн, перерабатываются более 80 процента грузов внешней торговли (в 2000 году было 70%).

Динамично развивался магистральный пассажирский транспорт. За время реализации Программы пассажирооборот гражданской авиации увеличился в два раза. На железнодорожном транспорте организовано скоростное движение поездов на направлении Москва-Санкт-Петербург. Реализация мероприятий Программы модернизации позволила значительно обновить парк транспортных средств магистрального железнодорожного, морского и воздушного видов транспорта.

Доля современных воздушных судов возросла с 24 процентов до 64. Провозная способность морского транспортного флота, контролируемого Россией, увеличилась. Обновление парков транспортных средств и флота, а также меры по модернизации очистных сооружений на транспортных предприятиях способствовали сохранению окружающей среды. Однако из-за быстрого роста в этот период парка автомобилей, в основном личного пользования, транспорт в целом остается одним из главных загрязнителей, в первую очередь в городах. В этом направлении предстоит серьезная работа в рамках реализации Транспортной стратегии Российской Федерации. На водном транспорте для предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера в Программе модернизации был реализован целый комплекс мер по реконструкции гидротехнических сооружений.

Такое масштабное развитие транспортной инфраструктуры стало возможным благодаря ежегодному росту инвестиций в транспортный комплекс. Объем финансирования Программы модернизации за весь период ее реализации составил порядка 4,5 трлн. рублей в ценах соответствующих лет, из них почти 1,5 трлн. рублей из федерального бюджета. Объем средств (в ценах соответствующих лет), направленный на реализацию Программы в 2009 году превысил уровень 2002 года в 2,6 раза (2009 г. - 752,8 млрд. рублей, 2002 г.- 290,3 млрд. рублей), в том числе из федерального бюджета в 4 раза (2002 г.- 70,0 млрд. рублей, 2009 г.283,1 млрд. рублей).

Остановлюсь на основных результатах 2009 года и задачах, стоящих перед транспортным комплексом в 2010 году и среднесрочную перспективу.

Общий объем финансирования транспортной отрасли из федерального бюджета в 2009 году составил 570 млрд. рублей, из них расходы инвестиционного характера - более 280 млрд. рублей, что само по себе явилось важнейшей антикризисной мерой, позволившей сохранить темпы развития транспортной инфраструктуры. Более половины всего объема финансирования в прошлом году направлено на дорожное хозяйство. Были введены в эксплуатацию около трех тысяч км участков автомобильных дорог, что на 30 процентов превышает показатель ввода 2008 года. Из них более одной тысячи км дорог федерального значения. Доля протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, составила 39,6 процентов. На воздушном транспорте основным направлением финансирования являлось развитие объектов наземной инфраструктуры в аэропортах. На эти цели было выделено 16,5 млрд. рублей. Это позволило завершить работы по реконструкции взлетно-посадочных полос в 5 аэропортах, аэродромных комплексов в 8 аэропортах. В настоящее время в реестр аэродромов гражданской авиации включено 328 аэродромов. Аэронавигационное обслуживание является необходимым условием обеспечения безопасности полетов и эффективного использования воздушного пространства.

В 2009 году началась реализация новой ФЦП «Модернизация Единой системы воздушного движения», которая определила приоритеты развития на период до 2015 года. На реконструкцию инфраструктуры внутренних водных путей направлено 4,6 млрд. рублей. Проведены работы на 42-х объектах. Улучшены качественные характеристики внутренних водных путей, увеличилась их протяженность с гарантированными габаритами судовых ходов и круглосуточным движением транспортного флота. Уменьшилась число судоходных гидротехнических сооружений с опасным и неудовлетворительным техническим состоянием. На развитие морского транспорта в 2009 г. из федерального бюджета выделено более 16 млрд. рублей, что почти на 67 процентов больше, чем в 2008 году. Это позволило ввести в 2009 году в российских портах свыше 32-х млн.тонн перегрузочных мощностей, в том числе в портах Усть-Луга, Балтийск, Новороссийск, Оля, Кавказ и др. (Тамань, Владивосток, Восточный (бухта Козьмина), Ванино (бухта Мучке), Шахтерск, Пригородное).

В 2010 году планируется увеличение перевалочных мощностей еще на 30 млн. тонн. В морских портах, всего их 64, продолжается работа по установлению их границ. Распоряжениями Правительства Российской Федерации утверждены границы по 41 морскому порту. Мы планируем завершить работу по установлению границ основных морских портов России в 2010 году. В прошлом году морской флот увеличился на 24 новых судна общим дедвейтом около 2-х млн. тонн. Продолжился рост, как количества, так и тоннажа морских судов, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации. Особую роль в этом процессе сыграл Российский международный реестр судов.

Однако, в последнее время темпы пополнения этого Реестра несколько снизились. И очевидно, что Реестр в его нынешнем состоянии требует совершенствования с точки зрения повышения его экономической привлекательности для судовладельцев по сравнению с иностранными государствами. В этой связи Минтрансом России подготовлены предложения по поддержке российского судоходства и судостроения в виде отдельного законопроекта.

Основным источником финансирования железнодорожного транспорта являлись внебюджетные инвестиции. Несмотря на существенное сокращение инвестиционной программы ОАО «РЖД», в 2009 году введено 53 км новых линий, реконструировано около 1,5 тыс. км железнодорожного пути. Протяженность участков с ограниченной пропускной способностью снизилась почти на тысячу км. ОАО «РЖД» инвестировано примерно 60 млрд. рублей на обновление подвижного состава.

Для организации управления и контроля за проектированием и строительством транспортных инфраструктурных объектов, ходом поставок материально-технических ресурсов и перевозок пассажиров на период подготовки и проведения Олимпийских игр распоряжением Правительства в 2009 году создана «Транспортная дирекция Олимпийских игр». Дирекция приступила к созданию Комплексной схемы организации дорожного движения в городе Сочи и Автоматизированной системы управления дорожным движением с использованием системы ГЛОНАСС. Выполнение указанного проекта в сочетании с логистическим транспортным центром позволит обеспечить оптимальное управление движением транспортных потоков на улично-дорожной сети города Сочи.

В 2009 году продолжилась реализация 14 инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства. Из средств Инвестфонда было профинансировано 36 млрд. рублей. В 2010 году завершится реализация первых четырех проектов, финансируемых за счет средств Инвестфонда. («Комплекс нефтеперерабатывающих заводов в г. Нижнекамске»; «Промышленный комплекс в Новомосковске»; «Комплексное развитие нижнего Приангарья»; «Строительство в порту Усть-Луга многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2»).

Заключены концессионные соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе двух проектов. («Строительство автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке 15-58 км»; «Строительство нового выхода на МКАД федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь»).

В целях привлечения частных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру ОАО «РЖД» реализован в 2009 году выпуск инфраструктурных облигаций на сумму 145 млрд. рублей. Очередным шагом в развитии государственно-частного партнерства стало утверждение Правил предоставления государственных гарантий на общую сумму 57,8 млрд.рублей по облигациям, выпускаемым концендентами для реализации трех проектов. (Строительство ЗСД - 25 млрд. рублей; «Строительство автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке 15-58 км» - 24,5 млрд. рублей; «Строительство нового выхода на МКАД федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» - 8,1 млрд. рублей).

Для ускорения создания в Российской Федерации автомагистралей нового поколения и привлечения в дорожное хозяйство дополнительных внебюджетных источников создана Государственная компания «Российские автомобильные дороги». Приняты основные документы, необходимые для развертывания ее работы. Правительством утверждена Программа деятельности компании на период до 2015 года.

От Государственной компании мы ожидаем ускорение внедрения новых технологий в дорожном строительстве. В целях привлечения инвестиций в дорожное хозяйство и обновления фондов дорожных организаций образована Государственная транспортная лизинговая компания. В 2009 году в ее уставной капитал направлены средства федерального бюджета в размере 10 млрд. руб. За 2009 год компанией перечислено производителям техники 4,5 млрд. рублей, общая сумма заявок от дорожных организаций составила порядка 5-ти млрд.рублей.

Самое пристальное внимание уделяется вопросам реформирования транспортной отрасли. В 2009 году упразднена Федеральная аэронавигационная служба, ее функции переданы Росавиации и Ространснадзору. Правительством Российской Федерации одобрена Концепция реформирования системы управления внутренними водными путями. В текущем году Минтранс России приступает к реализации первого ее этапа. Продолжается реформа на железнодорожном транспорте. В декабре прошлого года была создана Федеральная пассажирская компания. В текущем году предстоит подвести итоги реформы в целом и разработать план действий по дальнейшему реформированию железнодорожной отрасли.

Минтрансом подготовлен и находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации проект закона «О внесении изменений в закон о железнодорожном транспорте», который направлен на актуализацию правовых основ регулирования деятельности железнодорожного транспорта и обеспечение реализации третьего этапа структурной реформы. Продолжается работа по формированию на базе ФГУП «АГА(А)» единого балансодержателя аэродромов федерального значения и аэродромов, подлежащих реконструкции в рамках соответствующих целевых программ. Однако, в отличие от морских портов до настоящего времени не решен вопрос сдачи без конкурса в аренду аэродромов, закрепляемых за ФГУП «АГА(А)», операторам аэропортов.  В этой связи Минтранс России обратился по указанному вопросу в Правительство Российской Федерации. Прошу поддержать.

В 2009 году нам удалось заложить основы нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности. Разработаны и приняты нормативные акты Правительства, направленные на реализацию закона «О транспортной безопасности». В настоящее время Минтранс России, подведомственные агентства и служба наделены соответствующими полномочиями и функциями по транспортной безопасности. Тем не менее, трагические события, связанные с крушением «Невского Экспресса», террористические акты на Северо-Кавказской железной дороге требуют скорейшего начала практической работы на объектах транспортной инфраструктуры и реализации мероприятий, направленных на усиление защищенности от террористических актов.

В отчетном году удалось добиться снижения аварийности в транспортном комплексе. В 2009 году впервые Россия прошла проверку со стороны Международной морской организации на предмет соответствия работы государства требованиям международных морских конвенций в области обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения. Результаты проверки подтвердили правильность нашей работы в этом направлении. Количество происшествий, связанных с аварийностью, сократилось почти на 6 процентов по сравнению с 2008 годом, что было достигнуто благодаря повышению качества предупредительных мероприятий. На автомобильном транспорте число ДТП, связанных с сопутствующими дорожными условиями, сократилось в целом по сети автомобильных дорог и улиц на 2,5  процента относительно уровня 2008 года, а на федеральных автомобильных дорогах – на 18 процентов. Большой урон федеральным дорогам наносят тяжеловесные грузовики. Ространснадзору и Росавтодору требуется уделить особое внимание обеспечению весового контроля на автомобильных дорогах. Что касается состояния безопасности полетов в Российской Федерации, то в прошлом году его можно охарактеризовать как относительно стабильное. Однако проблемы с подготовкой квалифицированного летного и инспекторского состава остаются. Росавиации необходимо активизировать работу по пресечению возникшей в авиакомпаниях тенденции экономии на обучении летного состава и авиационного персонала.

В 2009 году Минтрансом России были разработаны и осуществлены меры, направленные на сохранение кадрового потенциала. Среднесписочная численность работников транспортных предприятий снизилась на 5,3%, что ниже, чем в основных грузообразующих и обрабатывающих производствах (5,7% - 10,5%). В связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности уволено 1,8% от занятых. В организациях бюджетной сферы снижения численности не произошло. В дорожном хозяйстве на временные и общественные работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог было привлечено 174 тыс. человек. В гражданской авиации по предложению Минтранса России в 2010 - 2011 годах предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров. В рамках данного мероприятия планируется в 2010 году за счет средств субсидий оплатить стоимость курса подготовки 100 (ста) штурманов и бортинженеров для 17 (семнадцати) авиакомпаний в 10 (десяти) субъектах Российской Федерации. Это позволит трудоустроить штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией авиакомпаний, снизить напряженность в гражданской авиации, сохранить опытные высококвалифицированные кадры, на подготовку которых ранее были затрачены значительные финансовые средства.

Значительное внимание уделялось дальнейшему совершенствованию системы транспортного образования. В 2009 году общий контингент обучающихся в образовательных учреждениях транспортного комплекса составил 331 тыс. человек, из них 48% обучалось за счет средств федерального бюджета. Была закончена работа по реорганизации учреждений транспортного комплекса. В результате на начало 2010 года в транспортном комплексе функционируют 19 высших образовательных учреждений, имеющих 143 филиала, 9 авиационных учебно-тренажерных центров и 65 учебно-курсовых комбинатов автомобильного транспорта.

Особо хочу отметить важность законопроектной работы, которая направлена на реализацию государственной политики и совершенствование государственного управления.

В условиях изменения мировых тенденций экономического развития необходимо активизировать международную деятельность Министерства. В 2009 году было подписано 9 соглашений и меморандумов, проведено 49 встреч руководителей Минтранса с представителями иностранных государств.

В этом году мы приступили к реализации программы «Развитие транспортной системы России» до 2015 года, которая призвана решать новые задачи на принципах поступательного перехода от этапа модернизации к этапу развития транспортной отрасли как единого комплекса.

Общий объем финансирования программы в 2010 году из средств федерального бюджета утвержден в размере 226 млрд. рублей, что составляет 80% к уровню 2009 года. Начало финансирования значительного количества проектов с 2010 года перенесено на более поздние сроки.

В этом году средства сконцентрированы на завершении ранее начатых объектов, прежде всего влияющих на безопасность, а также строительстве олимпийских объектов.

Решить поставленные перед нами задачи в условиях ограниченности бюджетных ресурсов с максимальной эффективностью возможно только на основе внедрения инновационных подходов, как в технологии строительства, так и в системе управления.

Основные направления применения инноваций в транспортном комплексе определены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также в  Перечне поручений Президента по итогам заседания Госсовета в Ульяновске 24 ноября года 2009.

Поставлена задача привести технологии и стоимость строительства дорог и других инфраструктурных объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами, а также рассмотреть возможность использования соответствующих норм Евросоюза для более быстрой разработки наших регламентов строительства. Работа в этом направлении уже ведется. Был произведен анализ применяемых строительных норм и правил как у нас в стране, так и за рубежом. Отличительной особенностью проектирования строительства объектов транспортной инфраструктуры за рубежом является подход к выбору оптимального инженерного решения. Данный подход основан на соотношении стоимости строительных работ и стоимости эксплуатации за период жизненного цикла объекта. Считаю целесообразным использовать этот подход при проектировании строительства транспортных объектов в нашей стране.

Следующим шагом по увеличению объемов внедрения инновационных технологий, материалов и конструкций при строительстве объектов транспортной инфраструктуры должен быть переход на заключение «контрактов жизненного цикла», при которых подрядчик несет ответственность, как за строительство объекта, так и за последующее его содержание.

Необходимо вернуться к теме совершенствования таможенного законодательства в рамках единого таможенного пространства.

Важным направлением является также развитие информационных технологий в системе управления отраслью. В рамках реализации Транспортной стратегии в 2009 году начат крупномасштабный проект по информатизации и автоматизации транспортной отрасли. Концепция единой автоматизированной системы управления транспортным комплексом в 1-ом полугодии 2010 года будет представлена на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации.

Важнейшую роль в решении поставленных задач должны играть научные организации, учреждения высшей школы.

Нам необходимо активизировать работу по созданию научно-образовательных центров по инновационному развитию.

В этом году нам предстоит большая работа, связанная с реализацией Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Будет осуществлен переход от финансирования учреждений по смете к предоставлению им субсидий на выполнение государственных заданий. При этом, учреждения станут получать бюджетные средства в зависимости от объема предоставленных ими государственных услуг.

Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов остается оптимизация состава и полномочий органов исполнительной власти, исключение дублирования функций. Предложения Минтранса России по этому вопросу сейчас готовятся и будут представлены в Правительство.

В заключение своего выступления хочу напомнить, что в этом году мы будем отмечать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Известно, что все транспортники внесли огромный вклад в победу над фашизмом. В настоящее время Министерством активно ведется работа по подготовке транспортного обслуживания юбилейных мероприятий.

Уважаемые коллеги!

Поставленная Президентом Российской Федерации и Правительством комплексная задача по эффективному развитию транспортной отрасли является безусловно сложной и потребует концентрации усилий с учетом инновационного вектора развития экономики. В этом направлении нам предстоит большая работа. От ее результатов будет зависеть стабильность функционирования экономики и улучшение качества жизни людей.

Все выступления и интервью