Изображения

Обычная версия

Доклад на Международной конференции «Европа – Россия - АТР: развитие транспортной инфраструктуры» в рамках VI Байкальского международного экономического форума «Состояние транспортно-транзитной системы Байкальского края и перспективы ее интеграции в межд

07 сентября 2010, 20:00

 

Выступление Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина

Состояние транспортно-транзитной системы Байкальского края и перспективы ее интеграции в международные транспортные коммуникации

(Развитие сотрудничества в сфере транспорта в Азиатско-Тихоокеанском регионе)


г. Иркутск 08 сентября 2010

 

Уважаемые коллеги и участники форума!

Прежде всего, хотел бы выразить благодарность организаторам форума, за то, что вопрос развития транспортной инфраструктуры на маршруте Европа - Россия - страны Азиатско - Тихоокеанского региона вынесен на площадку Байкальского экономического форума как один из основных. Транспортные коммуникации необходимо рассматривать как «кровеносные артерии» всего «экономического организма». От их эффективной работы, грамотной организации пассажирских перевозок и возможности своевременной доставки грузов потребителям зависит благополучие населения.

Набирающие обороты процессы интеграции и гармонизации мировой экономики, создание транснациональных и межгосударственных экономических и политических объединений ставит перед транспортной отраслью новые сложные задачи, решение которых невозможно в рамках отдельного государства. Необходима совместная работа по снижению административных и инфраструктурных барьеров, по взаимному повышению привлекательности и доступности не только объектов инфраструктуры, а так же транспортно-логистического бизнеса. Россия рассматривает Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), обладающий мощным ресурсным, промышленным, финансовым и человеческим потенциалом, в качестве одного из локомотивов роста мировой экономики. Наша страна, две трети территории которой находится в Азии, нацелена на дальнейшее наращивание экономического взаимодействия с динамично развивающимися странами этого региона. Благоприятное геополитическое положение Российской Федерации в треугольнике основных центров экономического развития в мире Европа – Северная Америка – Азия предопределяет ее существенную роль в обеспечении политических, культурных и, прежде всего, торгово-экономических связей между этими регионами. Уверен, что совершенствование транспортной инфраструктуры в АТР позволит поднять уровень экономического развития внутри континентальных государств.

В 2002 году пять региональных комиссий ООН начали осуществлять совместный Проект по наращиванию потенциала для развития межрегиональных наземных и наземно-морских транспортных соединений. В Проекте участвуют 19 государств, 9 из которых не имеют прямого выхода к морю. По итогам реализации Проекта в 2003-2007 гг. ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН (Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана) подготовили «Совместное исследование по развитию евроазиатских транспортных связей». В конце 2008 г. Правительство Российской Федерации приняло решение о внесении добровольного взноса в ЭСКАТО в размере 1,2 млн. долл. США ежегодно. Перечисленные в организации средства направлены на осуществление многосторонних проектов в области развития региональных транспортных связей, расширения энергетического взаимодействия, углубления экологического сотрудничества, решения социальных вопросов. Для выполнения работы по обозначенным направлениям ЭСКАТО по согласованию с российской стороной c 2009 г. осуществляет ряд проектов, в их числе, важнейшие проекты в области транспорта, например:

Развитие «сухих портов», расположенных вдоль маршрутов сети Азиатских автомобильных Дорог и Трансазиатских железных Дорог. Эта деятельность будет способствовать развитию интегрированной интермодальной транспортной системы в АТР, а также содействовать наращиванию объемов товарооборота в регионе, особенно в странах, не имеющих выхода к морю (включая государства Центральной Азии), позволяя задействовать соответствующие российские инфраструктурные объекты, расположенные вдоль сетей Азиатских автомобильных Дорог и Трансазиатских железных Дорог.

Другой проект ЭСКАТО ООН – «Расширение использования Трансазиатских железных Дорог на основе изучения торговых потребностей». Основная задача проекта – исследование грузопотоков и требований, предъявляемых к грузоперевозкам в Северо-Восточной и Центральной Азии, для максимально эффективного использования возможностей сети Трансазиатских железных Дорог, прежде всего, Транссиба, и увеличения числа контейнерных перевозок.

Хочу сказать, что в развитии сотрудничества Российской Федерации со странами АТР особая роль отводится регионам Сибири и Дальнего Востока. Развитие приграничного сотрудничества является актуальным не только для регионов Российской Федерации, но и для приграничных регионов стран-соседей. Именно регионы Сибири и Дальнего Востока могут стать связующим звеном между Европой и Азией. Поэтому в настоящее время большое значение для нас имеет развитие всех видов инфраструктур, развитие международных транспортных коридоров. В этой связи, хочу отдельно отметить, что в 2010 году завершается строительство Федеральной трассы Чита - Хабаровск – автомобильной артерии связывающей Центральную часть Российской Федерации с ее Восточными границами.

На сегодняшний день этот транспортный проект является приоритетным для Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Трасса проложена по территориям Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края. Она связала дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог страны, стала составным звеном самой протяженной в мире государственной автомагистрали Санкт-Петербург – Москва - Владивосток (около 10 тысяч километров). Таким образом, будут налажены регулярные транзитные перевозки как от берегов Балтики до Тихого океана, так и из Приморья и стран АТР в страны Западной Европы, открывая новые перспективы сотрудничества с соседними государствами.

Автомобильная дорога придаст дополнительный импульс отраслям промышленности, которые заняты добычей и переработкой природных ресурсов, позволит переключить на себя короткопробежные железнодорожные перевозки с Транссибирской железнодорожной магистрали, сократит сроки доставки грузов, повысит товарообмен между прилегающими краями и областями, а также расширит трансграничные перевозки с Китайской народной Республикой, обеспечит проезд граждан на автомобилях в центральные районы России. Откроет доступ к богатейшим месторождениям, расположенным вдоль автомагистрали. Обеспечит связь многочисленных районов с областными центрами.

Уважаемые участники Конференции, для Российской Федерации, с ее обширными и труднодоступными территориями, особое значение имеет авиация. В целях обеспечения доступности авиационных перевозок пассажиров с Дальнего Востока с 2009 года предоставляются субсидии авиакомпаниям, осуществляющим перевозки пассажиров в возрасте до 23 лет и после 60 лет с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно в салонах экономического класса. В 2009 году за счет дотаций было перевезено более 160 тысяч человек на сумму 1216,4 млн. рублей,.

Указанные меры в 2009 показали ряд положительных результатов:

  • так, при общем падении объема пассажирских перевозок воздушным транспортом в Российской Федерации в 2009 году на 9 %, объем перевозок на маршрутах, включенных в программу субсидирования, вырос на 9,1%.

  • на 11 % снизился средний пассажирский тариф для всех категорий пассажиров при перевозке на маршрутах, включенных в программу субсидирования.

В 2010 году субсидирование было продолжено. При этом дополнительно было предусмотрено расширение перечня субсидируемых маршрутов с восемнадцати до двадцати шести, а также увеличен на 1,5 месяца  период выполнения субсидированных перевозок.

(Правительством Российской Федерации было также принято решение о включении в программу субсидирования 4-х маршрутов внутри Дальневосточного федерального округа, связывающих Владивосток с Петропавловск-Камчатским, Магаданом, Якутском и Анадырем. Кроме того, в перечень включены города Кызыл (Республика Тыва) и Норильск (Красноярский край), где авиация является единственным круглогодичным видом транспорта).

Российской

В целях дополнительной поддержки отечественной авиационной промышленности, постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрено предоставление приоритета предприятиям воздушного транспорта, использующим на указанных маршрутах современные самолеты отечественного производства (Ту-204, Ту-214, Ил-96, Ан-148, Ан-140).

На реализацию субсидирования в 2010 году из федерального бюджета выделено 2,5 млрд. рублей.

(Договоры о предоставлении субсидии заключены с 10 авиакомпаниями. В соответствии с указанными договорами предполагается перевезти 325 199 пассажиров). В настоящее время в рамках указанных правил по состоянию на 03 сентября 2010 продано более 270 тысяч билетов (на общую сумму 2,1 млрд. рублей.)

На 2011 год Правительством Российской Федерации предусмотрено выделение средств федерального бюджета в объеме 2,5 млрд. рублей. При этом в перечень субсидируемых маршрутов включены маршруты, обеспечивающие воздушное сообщение городов Сибирского Федерального округа Читы и Улан-Удэ с европейской частью страны.

Для развития в труднодоступных районах Крайнего Севера внутрирегиональных и местных авиаперевозок, с 2009 года нами реализуется программа поддержки местных аэропортов. В Республике Саха (Якутия), создано и успешно работает казенное авиапредприятие «Аэропорты Севера». В 2011 году нами будет расширена практика поддержки данных авиаперевозок.

Важнейшей отраслью торгово-экономического сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона, России и Европы, является железнодорожный транспорт. Значительный рост объемов ж.д. перевозок в направлении дальневосточных портов и погранпереходов и в обратном направлении (за 5 месяцев 2010 к 5 месяцам 2009 г. рост составил по импорту 80%, по экспорту 120%) ставит перед нами новые задачи по реконструкции действующей железнодорожной инфраструктуры в Сибирском и Дальневосточном федеральном округах. Нам необходимо развить сотрудничество в этом направлении с нашими соседями – Китаем и Монголией. Уже сделан в этом направлении очень важный шаг по применению при оформлении транзитных грузов единой унифицированной накладной, что позволит по единому документу осуществлять перевозку ж.д. грузов из Европы через Россию и Монголию в Китай и в обратном направлении, существенно сократив время таможенных и пограничных операций.

Ярким примером сотрудничества в области железнодорожного транспорта, является Улан-Баторская железная дорога (УБЖД) акционерами которой в равных долях являются Российская федерация и республика Монголия. УБЖД является важным транзитным коридором между Транссибирской магистралью и КНР. Транзитный потенциал железной дороги сегодня ограничен её техническим состоянием. Понимая необходимость модернизации Улан-Баторской железной дороги 13 мая 2009 года в г. Улан-Баторе в ходе переговоров Председателя Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным с Премьер-министром Монголии Санжиином Баяром принято решение об увеличении уставного капитала АО «УБЖД» на 250 млн. долл. США. Важная роль отводится развитию Транссибирской железнодорожной магистрали, которая в настоящее время является наиболее загруженным направлением, обеспечивающим внутри региональные транспортно-экономические связи, а также связи других регионов России с восточными районами страны, как во внутрироссийском сообщении, так и в международном.

Нам приятно, что наши японские коллеги в своем выступлении обратили особое внимание на роль и место Транссибирской железнодорожной магистрали в сообщении между Евроой и Азией. ОАО «Российские железные дороги» в 2008 – 2009 году провели несколько демонстрационных проходов контейнерных поездов по доставке грузов из Азиатско-тихоокеанского региона в Европу за 10 дней. Мы показали, что можно по расписанию, точно и в срок доставить грузы потребителям. Для решения этой непростой задачи была проведена работа по оптимизации не только перевозочного процесса, но так же по сокращению времени таможенных и ряда других процедур.

Особое внимание уделяется развитию Байкало-Амурской магистрали. В целях решения проблемы дальнейшего развития товарных и транспортных потоков в Восточной Сибири и Дальнем Востоке Минтрансом России совместно с ОАО «РЖД» проведена работа по актуализации «Стратегической программы развития Байкало-Амурской железнодорожной магистрали на перспективу до 2020 года» с учётом вероятных сценариев развития экономики Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, развития межрегиональных и международных экономических связей. Более подробная информация по этому вопросу была предоставлена вчера в выступлении Старшего вице-президента ОАО «РЖД» Решетникова Валерия Ильича.

Необходимо отметить, что в сегодняшних экономических условиях, при реализации инфраструктурных капиталоемких проектов, которым относятся инфраструктурные проекты в области железнодорожного транспорта, одним из наиболее актуальных решений является применение механизмов государственно-частного партнерства.

Хотел бы более подробно остановиться на проекте строительства железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва.Создание на территории Республики Саха железнодорожного сообщения обусловлено необходимостью разработки перспективных проектов освоения минерально-сырьевой базы региона, в том числе проекта освоения Элегетского месторождения, расположенного в центральной части Республики Тыва. Сегодня Министерством транспорта совместно с Министерством регионального развития проводится работа по созданию консорциума из компаний разработчиков угольного месторождения, для объединения с государством финансовых ресурсов на создание железнодорожной инфраструктуры.

Важнейшими узловыми объектами, осуществляющими перевалку грузов с железнодорожного на морской транспорт являются морские порты. Мы продолжили работу по развитию подходов к морским Дальневосточным портам. Заканчивается разработка новой концепции развития порта Восточный-Находка.

Необходимость развития портовой и железнодорожной инфраструктуры подтверждается значительным ростом грузооборота Дальневосточных портов за 2009 и 2010 годы (2009 к 2008 на 14%, 5 месяцев 2010г к 5 месяцам 2009 года на 43%). Следствием роста грузооборота является заинтересованность в развитии портовых мощностей как со стороны российского, так и иностранного бизнеса. Вместе с тем, сегодня мы испытываем дефицит перегрузочных комплексов по целому ряду грузов. По-прежнему не хватает угольных, зерновых и ряда других перегрузочных терминалов, следствием чего является недостаточная конкуренция и завышенная стоимость оказываемых услуг.

Развитие добычи углеводородного сырья на арктическом шельфе Российской Федерации ставит перед нами задачу развития грузовых перевозок по Северному Морскому пути. Использование этого транспортного маршрута при современных условиях развития техники становится все более привлекательным. Так, например, расстояние на маршруте Роттердам – Иокогама при использовании Северного морского пути составит – 7 тыс. 345 морских миль, тогда как через Суэцкий канал – 11 тыс. 205 морских миль. Разница – 3 тыс. 860 морских миль или 34%. Хочу сообщить, что впервые в Российской истории осуществлен транзитный коммерческий переход по Северному морскому пути крупнотоннажного танкера арктического ледового класса «CФК Балтика». Танкер вышел в рейс с порта Мурманск 14 августа с грузом 117 тыс. тонн газового конденсата и 6 сентября прибыл в порт назначения Нинбо (Китай). Таким образом, подтверждена жизнеспособность и рентабельность регулярной доставки энергоносителей из бассейна Баренцева и Карского морей на рынки Азиатско-тихоокеанского региона по Северному морскому пути. По оценкам экспертов объем перевозок по этому маршруту может достигать 5 млн. тонн в восточном направлении и 2-3 млн. тонн в Западном направлении.

Говоря сегодня о масштабных проектах о развитии транспортной инфраструктуры, необходимо признать, что снижение транспортных издержек зависит не только от качественной инфраструктуры, но и в большей степени от использования современных, экономически эффективных транспортных средств. В настоящее время эта проблема особенно остро стоит на железнодорожном и внутреннем водном транспорте, в местной и региональной авиации. Обновление транспортных средств в этих отраслях является приоритетной задачей, и мы призываем наших иностранных партнеров к активному сотрудничеству в этой области, к созданию на территории России современных производств транспортных средств.

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года одним из приоритетных направлений развития российского транспортного комплекса является интеграция России в мировой рынок транспортных услуг и развитие ее транзитного потенциала. Особое внимание отводится развитию и внедрению современных технологий взаимодействия различных видов транспорта и формированию оптимальных логистических маршрутов. Совершенствование этой работы, снижение времени и барьеров, позволит уменьшить долю транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции и транзитных грузов.

Уровень логистических издержек и рисков определяет уровень привлекательности России для транзита международных товарных потоков. Реализация транзитного потенциала позволит России создать новую отрасль экономики, а также гармонично интегрироваться в мировую транспортную систему. Вопросы упрощения процесса пересечения товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации, в том числе путём значительного сокращения технологического времени производства пограничных, таможенных и других контрольно-надзорных операций, совершенствования технологических процессов работы морских портов и припортовых железнодорожных станций, имеют большое значение. В этих целях Минтрансом России по согласованию с Росграницей, ФСБ России и другими федеральными органами исполнительной власти разработаны и утверждены приказами Минтранса России типовые схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации. В настоящее время порядок перемещения товаров, перевозимых в контейнерах железнодорожным транспортом, в соответствии с таможенной процедурой регулируется положениями Таможенного кодекса Таможенного союза заключённого Российской федерацией, республикой Казахстан и республикой Беларусь, а также Соглашения об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых по таможенной территории Таможенного союза. Нормами указанных документов предусмотрено существенное упрощение совершения таможенных операций, по сравнению с ранее действовавшими требованиями Таможенного кодекса Российской Федерации. Фактически вхождение трёх государств в Таможенный союз позволит значительно сократить время прохождения таможенных процедур, за счёт отсутствия таможенных постов на внутренних границах трёх государств.

Уже сегодня мы фиксируем значительное увеличение контейнерных перевозок в Россию из Китая через Казахстан, обусловленных более благоприятными таможенными процедурами на китайско-казахстанской границе и отсутствием таможенных процедур на казахстанско-российской границе. За счет этого сократилось время доставки грузов и увеличилась оборачиваемость капитала. Это конкретный пример, когда решение административных проблем, стимулирует экономическую и в том числе транспортную активность. Все это позволит внедрить механизмы поставок «от двери до двери», а также усовершенствовать логистические цепочки и обеспечить поставки товаров «точно в срок».

Большое значение в целях совершенствования взаимодействия различных видов транспорта имеет принятие федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», согласованная редакция которого будет внесена Минтрансом России в Правительство до конца сентября 2010 года. Принятие данного федерального закона позволит решить многие вопросы, связанные с организацией работы железнодорожного, водного и других видов транспорта при перевозках экспортных, импортных и транзитных грузов, применение единого транспортного документа и солидарной ответственности при доставке грузов. Пользуясь случаем обращаюсь к присутствующим здесь сенаторам и депутатам Государственной думы поддержать нас в принятии данного закона.

Отдельно хочу отметить, что сегодня, в целях интеграции Российской Федерации в международные транспортные потоки большое внимание уделяется развитию транспортных коридоров, проходящих через нашу территорию. Одним из важнейших коридоров интегрирующих Россию со странами Центральной Азии будет являться автодорожный международный маршрут «Европа - Западный Китай», создание которого предусмотрено меморандумом, подписанным министрами транспорта Казахстана, Китая и России. Новый автомобильный маршрут должен пройти по территории наших трех государств.

Развитие указанного международного маршрута даст существенный толчок для развития международной торговли, позволит привлечь на транспортные коммуникации дополнительные транзитные потоки, способствовать развитию бизнеса, повысит инвестиционную привлекательность прилегающих территорий.

Сегодня Минтрансом России проведены научно-исследовательские работы, целью которых является социально-экономическое и финансовое обоснование реализации данного инвестиционного проекта, выбор оптимальной финансовой модели. Выводы и результаты исследований положены в основу концепции комплексного проектирования и строительства нового международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай» на территории Российской Федерации. Учитывая вышесказанное, конструктивное участие субъектов Сибирского и Дальневосточного региона в интеграционных процессах АТР, представляется важнейшей внешнеполитической задачей. Необходимо предпринять совместные усилия для выведения на международный уровень ключевых российских проектов, ориентированных на развитие транспортной инфраструктуры Сибири и Дальневосточного региона, и которые в наибольшей степени могут заинтересовать страны АТР. Тем более, что многие проекты уже прошли подготовительный этап и готовы к реализации. Естественно, нам еще необходима настройка законодательства, правил взаимодействия, поскольку проекты комплексные, долгосрочные, а экономическая ситуация меняется – как мы видели, довольно существенно. Поэтому Министерство будет контролировать, участвовать в дальнейшей реализации проектов в Азиатско – Тихоокеанском регионе, а также соответствующим образом корректировать проекты в случае необходимости.

Важным аспектом международного транспортного сотрудничества является обучение и переподготовка кадров. Необходимо расширить практику обмена студентами и преподавателями, а также совместные работы научных коллективов по вопросам инновационных транспортных технологий. Министерство транспорта Российской Федерации приглашает транспортные администрации соседних государств направлять своих студентов на обучение в российские транспортные ВУЗы. Хорошим примером в этой области является сотрудничество по обучению граждан Монголии в высших учебных заведениях Российской Федерации. Так в Академии гражданской авиации и в Красноярском авиационно –техническом училище проходят подготовку граждане Монголии. Более того, в соответствии с протоколом, подписанным между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством образования, культуры и науки Монголии принято решение о создании и функционировании в г. Улан-Баторе филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения».

Хотел бы отметить, что VI Байкальский международный экономический форум представляет всем нам возможность обменяться опытом, а также рассмотреть и выработать по основным направлениям решения и рекомендации, способные вывести сотрудничество в области основных видов транспорта, а также в области логистики на новый уровень.

Уверен, что результаты работы Форума придадут новый импульс развитию взаимовыгодного сотрудничества.

Желаю всем участникам успехов, эффективной и успешной работы!

Все выступления и интервью