Доклад на 279-ом заседании Совета Федерации Российской Федерации «О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по улучшению транспортной обеспеченности Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, включая районы Крайнего Севера
12 октября 2010, 20:00
ДОКЛАД Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина на 279-ом заседании Совета Федерации по теме:
«О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по улучшению транспортной обеспеченности Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, включая районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности»
г. Москва 13 октября 2010 года
Уважаемые члены Совета Федерации!
Правительство Российской Федерации уделяет особое внимание социально-экономическому развитию регионов, входящих в Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, включая районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Одними из основных задач стоящих перед Правительством Российской Федерации в данных регионах является задачи развития транспортной инфраструктуры для всех видов транспорта, удовлетворение потребностей отраслей промышленного и добывающего секторов экономики в транспортных услугах, доступности транспортных услуг для населения.
В первую очередь необходимо отметить, что Правительством Российской Федерации приняты меры по обеспечению доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении.
В целях обеспечения доступности авиационных пассажирских перевозок пассажиров с Дальнего Востока с 2009 года предусматривается предоставление субсидий авиакомпаниям, осуществляющим перевозки пассажиров в возрасте от 23 до 60 лет с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно в салонах экономического класса. В 2009 году за счет дотаций было перевезено более 160 тысяч человек на сумму 1216,4 млн. рублей.
В 2010 году субсидирование было продолжено. При этом дополнительно было предусмотрено расширение перечня субсидируемых маршрутов с восемнадцати до двадцати шести, а также увеличен на 1,5 месяца период выполнения субсидированных перевозок.
Правительством Российской Федерации было также принято решение о включении в программу субсидирования 4-х маршрутов внутри Дальневосточного федерального округа, связывающих Владивосток с Петропавловск - Камчатским, Магаданом, Якутском и Анадырем. Кроме того, в перечень включены города Кызыл (Республика Тыва) и Норильск (Красноярский край), где авиация является единственным круглогодичным видом транспорта. На реализацию указанного постановления Правительства Российской Федерации в 2010 и из федерального бюджета выделено 2,5 млрд. рублей. На 2011 год Правительством Российской Федерации предусмотрено выделение средств федерального бюджета в объеме 2,5 млрд. рублей. При этом в перечень субсидируемых маршрутов включены маршруты, обеспечивающие воздушное сообщение городов Сибирского Федерального округа Читы и Улан-Удэ с европейской частью страны.
В целях сохранения и развития местных и региональных авиаперевозок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях создаются федеральные казенные предприятия на базе аэропортов, где местные авиаперевозки носят социальный характер и не являются предметом коммерчески эффективного бизнеса. В настоящее время создано и функционирует ФКП «Аэропорты Севера», приняты решения Правительства Российской Федерации о создании ФКП «Аэропорты Камчатки» и ФКП «Аэропорты Чукотки». Также на основании поступивших предложений от глав субъектов Российской Федерации в настоящее время прорабатываются вопросы о создании ФКП: «Аэропорты Красноярска», «Аэропорты Сахалина», «Аэропорт Амдерма», «Аэропорты Колымы», «Аэропорты Приамурья», «Аэропорт Кызыл». На финансирование федеральных казенных предприятий предполагается ежегодно направлять 2 466,5 млн. руб.
Важной задачей является обеспечить конкурентоспособность доставки грузов и пассажиров в Сибири и на Дальнем Востоке. Одним из приоритетных направлений формирования евроазиатских транспортных коридоров является развитие перевозок по Северному Морскому пути. Использование этого транспортного маршрута при современных условиях развития техники становится все более привлекательным.
Хочу отметить, что в этом году впервые в Российской истории осуществлен транзитный коммерческий переход по Северному морскому пути крупнотоннажного танкера арктического ледового класса «CФК Балтика». Танкер вышел в рейс с порта Мурманск 14 августа с грузом 117 тыс. тонн газового конденсата и 6 сентября прибыл в порт назначения Нинбо (Китай). По оценкам экспертов объем перевозок по этому маршруту может достигать 5 млн. тонн в восточном направлении до 2-3 млн. тонн в Западном направлении.
Правительство Российской Федерации продолжает работу по развитию Дальневосточных морских портов и подходов к ним, которые позволят создать современную транспортную инфраструктуру, увеличить грузооборот морских портов к 2015 году до 750 млн. тонн и конкурировать с зарубежными портами, обслуживающими транзитные грузопотоки в направлении страны АТЭС – Европа и Северная Америка. Планируется, что производственные мощности портов вырастут более чем на 200 млн. тонн. Наибольший прирост будет достигнут в отношении мощностей для обработки угля, руды и нефти.
В настоящее время заканчивается разработка новой концепции развития транспортного узла Восточный-Находка. Основными мероприятиями данного проекта являются:
-
развитие порта Восточный как международного контейнерного ХАБа;
-
развитие порта Находка, как крупного порта для генеральных, тарно-штучных грузов, включая контейнеры;
-
развитие международного транспортного коридора (МТК) «Приморье-1».
С целью развития транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов реализуются ряд крупных инфраструктурных проектов. Здесь необходимо особо отметить проект строительства Кузнецовского тоннеля с подходами. В 2010 году в этот проект уже было инвестировано более 4 млрд. рублей. В настоящее время Минтрансом России подготовлены и внесены в Минрегион России предложения об увеличении финансирования проекта в 2010 году еще на 2 млрд. рублей. Строительство тоннеля позволит устранить имеющиеся серьезные инфраструктурные ограничения в направлении портов Ванино и Советская Гавань.
Хотел отметить проект строительства железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва.
В целях решения проблемы дальнейшего развития товарных и транспортных потоков в Восточной Сибири и Дальнем Востоке проведена работа по актуализации «Стратегической программы развития Байкало-Амурской железнодорожной магистрали на перспективу до 2020 года» с учётом вероятных сценариев развития экономики Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, развития межрегиональных и международных экономических связей.
Транспортная доступность на территории Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в значительной степени зависит от устойчивости функционирования и обеспечения пропускной способности автомобильных дорог, которые во многих районах данной части Российской Федерации представляют безальтернативный вид транспортных коммуникаций. В этой связи, хочу отдельно отметить, что завершено строительство Федеральной трассы «Амур» Чита - Хабаровск – автомобильной артерии связывающей Центральную часть Российской Федерации с ее Восточными границами. На сегодняшний день этот транспортный проект является приоритетным для Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Трасса проложена по территориям Забайкальского края, Амурской и Еврейской автономной областей. Она связала дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог страны, стала составным звеном самой протяженной в мире государственной автомагистрали Санкт-Петербург – Москва - Владивосток (около 10 тысяч километров).
Автомобильная дорога придаст дополнительный импульс отраслям промышленности, которые заняты добычей и переработкой природных ресурсов, позволит переключить на себя короткопробежные железнодорожные перевозки с Транссибирской железнодорожной магистрали, сократит сроки доставки грузов, повысит товарообмен между прилегающими краями и областями, а также расширит трансграничные перевозки с Китайской народной Республикой, обеспечит проезд граждан на автомобилях в центральные районы России. Дорога откроет доступ к богатейшим месторождениям, расположенным вдоль автомагистрали. Обеспечит связь многочисленных районов с областными центрами.
Помимо трассы «Амур» в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» осуществляются реконструкция и строительство следующих объектов автодорог федерального значения:
-
реконструкция автодороги М-56 «Лена» Б. Невер – Якутск. Предусматривается завершение реконструкции участка протяженностью 12,8 км);
-
строительство и реконструкция автодороги М-60 «Уссури» Хабаровск – Владивосток, включая реконструкцию ремонтонепригодных мостов;
-
строительство и реконструкция автодороги «Колыма» Якутск – Магадан (в 2010 году предусматривается ввод в эксплуатацию мостового перехода через реку Мякит на км 1722+757 длиной 97 погонных метров в Магаданской области).
В рамках подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» в федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в Приморском крае реализуются мероприятия по строительству и реконструкции:
-
мостового перехода на о. Русский через пролив Босфор Восточный и мостового перехода через бухту Золотой Рог;
-
автомобильной дороги аэропорт «Кневичи» - станция Санаторная на участке автомобильной дороги М-60 «Уссури» Хабаровск – Владивосток на участке км 733,5 – км 747 и км 747 – км 750.
В заключении необходимо отметить, что Правительство Российской Федерации и в дальнейшем будет уделять большое внимание вопросам транспортной обеспеченности Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, включая районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, являющихся одними из важнейших регионов для экономики Российской Федерации.
Спасибо за внимание!