Изображения

Обычная версия

Лекция в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ) о деятельности АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» 22 ноября 2010 г.

21 ноября 2010, 21:00

Лекция Министра транспорта РФ Игоря Левитина
о деятельности АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр»

МИИТ, 22 ноября 2010 г. 


Уважаемые коллеги!

Город Сочи в 2014 году примет XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры.

Подготовка и проведение такого крупного, массового мероприятия требует применения самых передовых технологий для обеспечения своевременности и безопасности транспортного обслуживания гостей и участников Игр.

На этапе подготовки транспортной главы заявочной книги «Сочи-2014» по международным требованиям предусматривалось создание Олимпийского транспортного управления.

Экспертами Международного Олимпийского Комитета неоднократно отмечалось большое значение создания отдельной организации, наделенной необходимыми полномочиями для осуществления транспортного обеспечения подготовки и проведения Игр.

Анализ полномочий субъектов управления транспортным комплексом показал, что в настоящее время функции управления процессами перевозок в нашей стране выполняются различными органами государственной власти и иными организациями.

Существующий механизм управления построен по отраслевому признаку. Он направлен на функционирование перевозок в обычном режиме, который не учитывает специфику крупного строительства. Такой режим связан с существенным повышением интенсивности работы транспорта на определенной территории, и спецификой проведения крупных массовых мероприятий, требующих координации и централизации решения задач по их транспортному обслуживанию.

Анализ опыта организации Олимпийских игр в других странах показал, что оптимальным вариантом организационного и ресурсного обеспечения их транспортного обслуживания является юридическое определение группы функций их транспортного обеспечения и их закрепление за конкретной структурой. Закрепление за отдельным юридическим лицом функций организации и управления пассажирскими и грузовыми перевозками при осуществлении подготовки и непосредственном проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи с делегированием ему необходимых полномочий позволило УСТАНОВИТЬ ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИИ и ответственности за транспортное обеспечение Олимпиады.

Предпосылками принятия решения о закреплении всех функций организации и управления Олимпийскими пассажирскими и грузовыми перевозками на территории г. Сочи за конкретным юридическим лицом стали следующие основные факторы:

  • единство целей реализации функций,

  • однородность функций, четкая ограниченность территории и периода их реализации;

  • возможность выделения финансирования для группы функций;

  • наличие прямого взаимодействия с третьими лицами в ходе реализации функций (в том числе финансовые отношения);

  • наличие общих принципов и технологий реализации функций;

  • возможность и целесообразность трансформации функций в период реализации проекта.

Целью создания Транспортной Дирекции Олимпийских игр являлась:

  • организация перевозок для обеспечения строительства олимпийских объектов,

  • транспортное обслуживание непосредственно во время проведения Олимпийских игр.

Извлечение прибыли не является целью Транспортной дирекции, размер взимаемых ею платежей устанавливается государством с целью компенсации расходов, которые организация несет для реализации своих функций. Распределение прибыли между учредителями Транспортной дирекции не предусмотрено. Исходя из изложенного, было принято решение о создании Транспортной Дирекции Олимпийских Игр в форме автономной некоммерческой организации. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Сравнительный анализ выявил, что автономная некоммерческая организация является более гибкой организационно-правовой формой, позволяющей оптимально использовать возможности формирования устава, включающего положения, позволяющие наиболее адекватно выстроить структуру управления Транспортной Дирекцией Олимпийских игр, порядок управления имуществом.

В настоящее время в Российской Федерации развиваются перспективные организационные и финансовые формы сотрудничества между государством и бизнесом в сфере развития транспортной инфраструктуры.

Именно автономная некоммерческая организация имеет возможности по привлечению как частных инвестиций, так и бюджетных средств. Таким образом, наиболее подходящей организационно-правовой формой для выполнения указанных выше функций и применению механизмов государственно-частного партнерства была выбрана автономная некоммерческая организация.

Минтранс России совместно с причастными организациями, а именно ГК «Олимпстрой», Автономной некоммерческой организацией «Оргкомитет «Сочи-2014», а также администрацией Краснодарского края провел значительную работу в этом направлении, по итогам которой было издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 75-р.

В соответствии с распоряжением создана автономная некоммерческая организация «Транспортная дирекция Олимпийских игр».

Основной целью является организация управления и контроля за

  • проектированием и строительством транспортных инфраструктурных объектов,

  • ходом поставок материально-технических ресурсов и

  • перевозкой пассажиров на период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи с последующим функционированием в интересах горноклиматического курорта

В соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» определена ответственным исполнителем по следующим пунктам:

  • п.п. 26 «Специализированные автотранспортные парки по обслуживанию пассажирского автомобильного транспорта для перевозки участников и гостей XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)».

  • п.п. 66.1 «Комплексная схема организации движения в г. Сочи и автоматизированная система управления дорожным движением в г. Сочи (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)».

  • п.п. 66.2 «Логистический транспортный центр в г. Сочи по контролю и управлению пассажиропотоками и движением грузов (проектные и изыскательские работы, строительство)».

  • п.п. 234 «Приобретение специализированного транспорта и пассажирского автотранспорта для обслуживания пассажиров в период проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».

Транспортная дирекция совместно с Минтрансом России ведет активную работу по подготовке нормативно-правовой базы для эффективного транспортного обеспечения подготовки и проведения Игр 2014 года. 5 октября 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от № 792 утверждены Правила организации перевозок грузов в целях строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. В настоящее время разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации перевозки пассажиров в период организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи».

В целях организации планирования перевозочного процесса и доставки МТР на объекты олимпийского строительства, мониторинга процесса транспортировки заключаются Соглашения об организации транспортного обеспечения строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. Всего заключено 38 соглашений, в том числе соглашения о взаимодействии с ГК «Олимпстрой», ОАО «РЖД» и ООО «Порт Сочи Имеретинский».

Совместно с ГК «Олимпстрой» и ОАО «РЖД» сформирован План поставок материально-технических ресурсов по видам транспорта на 2010 -2013 гг.

По итогам анализа возможности осуществления контроля за работой грузовых автомобилей с использованием навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS, подготовлен проект дополнительного соглашения с ответственными исполнителями, предусматривающий обязательства по обеспечению доставки грузов на олимпийские объекты автомобильным транспортом, оборудованным бортовым навигационно-связным оборудованием (БНСО) ГЛОНАСС/GPS в соответствии с требованиями Транспортной дирекции к бортовым навигационно-связным оборудованием и представлению Транспортной дирекции на постоянной и безвозмездной основе телематической информации ГЛОНАСС/GPS по данным автомобилям.

В рамках Положения о добровольной аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом в целях олимпийского строительства, при Транспортной дирекции проводится аккредитация. В настоящее время аккредитовано 12 организаций с общей численностью парка транспортных средств 291 единица, 5 организациям отказано в аккредитации и с 6 организациями ведется работа. Всего на Олимпийском проекте задействовано более 3000 грузовых автомобилей.

Организован и введен в действие Логистический транспортный центр (ЛТЦ), основной задачей которого является организация своевременного выполнения плана поставки материально-технических ресурсов в Сочинский транспортный узел с последующей доставкой на объекты Олимпийского строительства.

В августе начались поставки материалов из Абхазии железной дорогой и морским транспортом при помощи технологии беспортовой перевалки (пульпопровод).

Ежедневно привлекается к вывозу до 350 грузовых автомобилей.

Для перехода на качественно новый, современный уровень организации и обслуживания дорожного движения в столице проведения Игр 2014 года существует необходимость внедрения комплексной схемы организации движения и автоматизированной системы управления дорожным движением в инфраструктуру города. Сложная транспортная ситуация складывающаяся на территории Сочи является следствием ряда причин, а именно:

  • высоким уровнем автомобилизации (2010 год, фактически – 376 а/м на 1000 человек), превосходящим такие города, как Москва и Санкт-Петербург (в Москве равен 338 автомобилей на тысячу жителей, в Санкт-Петербурге — 238, а в Европе в среднем 500 автомобилей на тысячу жителей), на слайде представлен прогноз по данному показателю в соответствии с информацией Росстата;

  • значительным приростом количества транспорта пребывающего на период курортного сезона из других регионов страны;

  • большим количеством транзитного транспорта на магистральной сети, связывающей Абхазию с Российской Федерацией;

  • низкой плотностью улично-дорожной сети города;

  • отсутствием развитой системы внеуличных парковок;

  • устаревшими методами и техническими средствами организации движения.

Основой мероприятий по оптимизации условий движения транспорта является разработка Комплексной схемы организации дорожного движения. Основная цель которой – это повышение уровня безопасности дорожного движения и обеспечение устойчивого функционирования транспортной системы г. Сочи.

В рамках Центра управления олимпийским транспортом будет создан Центр управления дорожным движением, выполняющий функции интегрирующей АСУДД, объединяющей локальные АСУДД в единый контур управления.

По итогам разработки проектных решений Комплексной схемы организации дорожного движения будет подготовлена проектная документация на интегрирующую АСУДД (АСУДД верхнего уровня), включая Центр управления дорожным движением, а также проекты локальных АСУДД. При помощи автоматизированной системы управления дорожным движением в городе начнут функционировать адаптивные алгоритмы управления, технические средства организации дорожного движения, оперативное диспетчерское управление транспортом при возникновении дорожных инцидентов, сложной транспортной обстановки, непростых погодных условий и прочих внештатных ситуаций.

Попытки разрешения сложившейся в г. Сочи транспортной ситуации путем реализации отдельных мероприятий по организации движения, как правило, не давали желаемых результатов.

Проведенный Транспортной дирекцией совместно с Минтрансом России анализ показал необходимость разработки мероприятий по организации движения на основе транспортного моделирования.

По поручению Правительства Российской Федерации и Минтранса России, Транспортная дирекция обеспечивает анализ проектов организации строительства и моделирование транспортных потоков и перевозки грузов на период строительства олимпийских объектов. Определены последствия одновременного начала строительства автомобильных транспортных развязок, разработаны временные схемы организации дорожного движения с мероприятиями по улучшению условий движения транспорта и пешеходов в г. Сочи.

В связи с этим были разработаны временные схемы организации движения.

Следует отметить, что созданный в 2009 году Оперативный штаб по организации дорожного движения под руководством генерального директора Дирекции С.В. Козырева ведет работу по обеспечению и реализации мероприятий, способствующих улучшению условий дорожного движения, повышению пропускной способности улично-дорожной сети, уровня безопасности на дорогах, а также обеспечению беспрепятственного проезда общественного, личного и грузового автотранспорта. При этом решаются вопросы своевременной доставки грузов на объекты олимпийского строительства.

По поручению Правительства Российской Федерации в соответствии с рекомендациями экспертов МОК, Транспортная дирекция разработала операционный транспортный мастер-план прибрежного кластера г. Сочи и начала работу по созданию Объединенного операционного транспортного мастер-плана г. Сочи. Главной целью этой работы является планирование обеспечения надежных и безопасных перевозок гостей и участников игр

В рамках указанной работы определены потребности и распределение по кластерам всех клиентских групп пользователей транспортной системы г. Сочи на период проведения Игр.

Специалистами Транспортной дирекции и Управления транспорта и связи Администрации г. Сочи, ГК «Олимпстрой» и АНО «Оргкомитет «Сочи-2014» была выполнена уникальная работа по занесению в геоинформационную систему объектов санаторно-курортного комплекса (гостиницы, санатории, пансионаты, частный номерной фонд), учреждений здравоохранения (больницы, поликлиники, станции скорой помощи), образовательных учреждений (детские сады, школы, лицеи, колледжи, институты, университеты), пожарных частей, отделов внутренних дел (пункты милиции), основных мест массового посещения, остановочных пунктов и маршрутов транспорта общего пользования (ТОП) г. Сочи. Это стало важнейшим инструментом планирования перевозок пассажиров не только для Игр, но и для повседневных нужд города. На основании геоинформационной системы и модели были подготовлены предложения по полной реорганизации сети транспорта общего пользования, которая приведет к значительному улучшению его работы в городе-курорте Сочи уже начиная с 2011 года.

В ходе разработки ОТМП ПК обосновано создание основной (хребтовой) системы перевозок, базирующейся на максимальном использовании возможностей железной дороги, и сбалансированном, гибко регулируемом автобусном сообщении. В качестве подвозящей («фидерной») сети планируется использовать реорганизованные маршруты муниципального транспорта.

В целях взаимоувязки расписания движения железнодорожного и автобусного транспорта в рамках разработки ОТМП ПК была предложена концептуальная схема движения автобусов и поездов, которая по итогам совместного обсуждения специалистов АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» с Управлением транспорта и связи Администрации г. Сочи и ОАО «РЖД» принята за основу организации пассажирских перевозок в г. Сочи в период подготовки и проведения Игр, а также в постолимпийский период.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что в рамках подготовки к проведению Играм 2014 года в городе Сочи Минтранс России и Транспортная дирекция активно участвуют в работе по обеспечению доступности всех транспортных объектов, задействованных в ходе проведения Игр, для лиц с ограниченными возможностями, в соответствии с Планом мероприятий по созданию безбарьерной среды, такими как использование низкопольных автобусов, тактильных символов, системы звуковых оповещений и иных.

Исходя из анализа объема и плана пассажирских перевозок в период проведения Игр 2014 года, регион города Сочи поделён на 3 основные зоны, в соответствии с которыми планируется размещение спецавтопарков:

  • Зона I (Прибрежный кластер). К данной зоне относятся районы Хоста, Мацеста и Большой Сочи. В данной зоне планируется размещение 309 автобусов;

  • Зона II (Прибрежный кластер). К данной зоне относятся районы Кудепста, Адлер, Имеретинская низменность. В данной зоне планируется размещение 602 автобусов, 50 микроавтобусов и 2338 автомобилей;

  • Зона III (Горный кластер). Район Красной Поляны и п. Эсто-Садок. В данной зоне планируется размещение 288 автобусов и 720 автомобилей и минивенов;

Общее количество подвижного состава составляет 1249 автобусов и 3058 автомобилей, назначение которых представлено на слайде.

Для эффективной транспортной системы совместно с ОАО «Навигационно-информационные Системы» рассматриваются технические условия внедрения проекта «Умный автобус» и «Умная остановка». В целях информирования пассажиров на остановке о маршрутах и времени прибытия транспортных средств и обеспечения безопасности на остановке и в транспортном средстве. «Умные остановки» будут оснащены информационными табло для отображения названия остановки, времени прибытия очередного автобуса, а также «тревожной кнопкой» и средствами видеонаблюдения.

Оснащение «Умного автобуса» предусматривает выполнение следующих функций:

  • Видеонаблюдение в салоне

  • Видеорегистрация в салоне и в кабине, а также дорожной обстановки по ходу движения

  • Аудиозапись в кабине водителя

  • В чрезвычайных ситуациях передача в диспетчерский центр сигнала с помощью отдельной скрытой «тревожной кнопки»

  • Мониторинг состояния среды в салоне - наличие задымленности и повышенной температуры - и автоматическая передача сигнала в диспетчерский центр

  • Мониторинг пассажиропотока

  • Визуальное информирование пассажиров на табло «бегущая строка» в дополнение к речевому информированию

Уверен, что по итогам реализации проектов Минтранса России и Транспортной дирекции будет создана база для развития интеллектуальных технологий в региональной транспортной системе Большого Сочи, что сможет стать направляющим вектором развития интеллектуальных транспортных систем в России в целом.

Кроме того в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и Минтранса России Транспортная дирекция принимает участие в подготовке транспортного обеспечения Летней Универсиады 2013 года в г. Казани. В октябре 2010 года открыт Казанский филиал Дирекции.

Структурное подразделение Транспортной дирекции организовано с целью создания:

  • Единого транспортного информационного центра в г. Казани

  • Центра управления всеми видами внутреннего и внешнего пассажирского транспорта;

  • Комплекса мероприятий по внедрению Комплексной схемы организации дорожного движения и Автоматизированной системы управления дорожным движением.

Наряду с этим Транспортная дирекция в г. Казани готова принять участие в организации интермодальных перевозок от станции Казань до международного аэропорта Казань; участие в реконструкции и строительстве улично-дорожной сети, развитии дорожной инфраструктуры и благоустройстве г.Казани; участие в транспортном обслуживании XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г.Казани.

С учетом вышесказанного, юристами Минтранса России и Транспортной дирекции подготовлен и представлен в Правительство РФ проект изменений в Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2009г. №75-р с дополнительным перечнем целей деятельности АНО «Транспортная дирекция олимпийских игр» с указанием на организацию управления и контроля за проектированием и строительством транспортных инфраструктурных объектов, ходом поставок материально-технических ресурсов и перевозкой пассажиров на период подготовки и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани.

Мы делаем все возможное для демонстрации международному сообществу готовности осуществить реорганизацию и модернизацию транспортной системы в масштабе всей страны, для чего у нас есть все необходимые материальные и интеллектуальные ресурсы.

Решение этих задач направлено не только на обеспечение проведения массовых мероприятий, но и, что значительно важнее и приоритетнее, на создание базы для долговременного эффективного развития нашего государства.

Спасибо за внимание!

Все выступления и интервью