Изображения

Обычная версия

Интервью газете "Известия" 17 ноября 2009 г. «Вводя платные трассы, мы сокращаем расходы на содержание дорожной сети в целом»

16 ноября 2009, 21:00

 

Интервью заместителя Министра транспорта РФ Олега Белозерова
газете «Известия»  17 ноября 2009 г.

«Вводя платные трассы, мы сокращаем расходы на содержание дорожной сети в целом»


- Олег Валентинович, финансовый кризис серьезно сократил финансирование дорожной отрасли?

- Действительно, сокращение было. Из-за кризиса финансирование снизилось примерно на 15%, еще 15%-ное сокращение связано с уменьшением цен на нефтепродукты и строительные материалы - цемент, металл. Но, несмотря на сокращение финансирования, в 2009 году мы направили на строительство дорог больше, чем в 2008.

Строительство, начатое до кризиса, не пострадало. В этом году запланирован ввод около 350 км автодорог. Завершено строительство 700 км дороги Чита-Хабаровск, участков на кольцевой автодороге в Санкт-Петербурге, федеральной дороги "Дон" за Воронежем, сданы в эксплуатацию мосты в Ульяновске и Волгограде, вторая очередь моста в Саратовской области.

Экономить будем на тех объектах, строительство которых еще не начато. За исключением приоритетных. Таких, как например, олимпийская инфраструктура в Сочи, а также объекты, связанные с проведением саммита Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке.

Нынешний год я бы рассматривал в контексте последнего пятилетия. За это время объемы финансирования дорожного хозяйства из федерального бюджета увеличились в 1,8 раза. Впервые в России началось крупномасштабное использование инвестиционного фонда с привлечением частных инвестиций и уже подписаны первые концессионные соглашения. Сегодня все достижения оттеняются непростой ситуаций в экономике России. И все же, несмотря на это, я считаю, нынешний год, во всяком случае, для федеральных дорог, складывается удачно. Важно удержать набранный темп. И возможности для этого есть. Серьезной антикризисной мерой можно считать создание госкомпании «Автодор». Она дает механизм привлечения инвестиций в отрасль. А потенциальные инвесторы есть. И деньги они готовы вкладывать, и, прежде всего, в мощные инфраструктурные проекты, такие как создание дорог, в том числе платных.

-- А будут ли пользоваться платными дорогами люди? Особенно коммерсанты, зачем им переплачивать, если можно будет по старинке проехать по старой трассе?

-- Коммерсанты будут пользоваться этими трассами в первую очередь. Ведь они хорошо считают временные и экономические потери. Пока стоите в пробке, вы теряете время, тратите бензин, изнашиваете машину. Выбор есть и он такой: либо ехать в два раза дольше, либо быстро проехать за деньги.

Мне кажется, что решение тут очевидно в пользу второго варианта. Конечно, кто-то будет ездить и по старой дороге. В том числе и потому, что новая трасса будет скоростной, с ограниченным количеством съездов. Поэтому из Твери до Торжка, например, автомобилистам будет удобнее ездить по старой дороге.

-- А сколько будет стоить проезд по платной трассе?

-- Это будет зависеть от многих факторов. Цена должна быть выгодна и государству, и инвестору. В мире существуют несколько схем - либо инвестор будет собирать средства и платить налоги, либо все деньги пойдут в бюджет, а государство гарантирует возвращение прибыли заинтересованным лицам. Есть еще вариант - инвестор сможет получать дополнительную прибыль за счет развития придорожного сервиса. В любом случае во всех проектах строительства платных дорог заложен принцип – финансовые выгоды от проезда по платной автодороге – сокращение расхода топлива, временных затрат, должны быть больше, чем стоимость оплаты проезда.

Здесь есть и еще один плюс. Вводя платные трассы, мы сокращаем расходы на содержание дорожной сети в целом. Сейчас на это уходит 140 миллиардов рублей в год. И если мы хоть какую-то часть этой суммы сможем высвободить за счет платных трасс, деньги можно будет направить на строительство новых дорог. По подсчетам, стране нужны 1 350 000 километров дорог. А сейчас вся наша дорожная сеть - это 900 000 километров. Так что, чем больше будет платных трасс, тем лучше.

Хочу подчеркнуть, что платные дороги - это не панацея, они не решат все проблемы. Но как элемент их необходимо использовать и это очень эффективно. Они позволят снизить нагрузку на бюджет, привлечь частного инвестора, что позволит эффективно потом управлять этими проектами.

-- Когда начнется строительство платных дорог?

-- В апреле 2010 года начнется строительство платных участков дорог Москва - Санкт-Петербург с 15 по 58 километры, и так называемая объездная дорога вокруг Одинцова. Новый выход на трассу М-1.

-- Уже не раз говорилось о том, что для реализации дорожных проектов будут использоваться деньги пенсионных фондов…

-- Да, действительно, 44 млрд руб. пенсионных накоплений россиян зарезервировано под инвестиции в инфраструктурные облигации, которые будут выпущены под проекты дорожного строительства. Первую часть средств Пенсионного фонда Минтранс и Внешэкономбанк намерены использовать в инфраструктурных проектах в первом квартале 2010 года. Из этих денег 25 млрд руб. могут быть направлены на проект строительства автомагистрали Москва – Санкт–Петербург и 17,5 млрд руб. – на проект автодороги в обход подмосковного Одинцово.

-- Не скажется ли секвестирование бюджета на внедрении новых технологий, обеспечивающих качественное и эффективное содержание дорог?

-- Жизнь внесла свои коррективы в программу 2009 года, и лимит средств на содержание дорог снизился, хотя незначительно, на 2 процента. Однако от внедрения новых технологий мы отказываться не собираемся. Так, система метеообеспечения будет установлена на 4,5 тыс. км дорог. Там вступят в эксплуатацию восемь центров управления и 80 пунктов видеоконтроля. Это позволит предпринимать предупреждающие меры, препятствующие, к примеру, образованию гололеда. Это заметно снижает расходы на содержание дорог. Как показал опыт эксплуатации системы метеообеспечения на автомагистрали «Россия», затраты окупаются за 3–5 лет. А когда к системе добавляется и переход на чистые хлориды, результаты еще ощутимее. Так, на одинаковую протяженность автодорог финские дорожники расходуют 83 тыс. тонн противогололедных реагентов, а российские – 600 тыс. тонн. Так что резервы для экономии есть.

Определенное внимание уделяется и другим направлениям мониторинга. Так, в этом году планируется установить 95 счетчиков интенсивности движения. Также будет приобретено около 4 тыс. датчиков ГЛОНАСС для установки на служебный транспорт и автомобили, занятые на содержании дорог.

Все выступления и интервью