Изображения

Обычная версия

Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил с докладом "О реализации национальной морской политики на Тихоокеанском региональном направлении (развитие портов и портовой деятельности)"

24 сентября 2007, 20:00

Доклад
Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина
на совещании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации
«О реализации национальной морской политики на Тихоокеанском региональном направлении (развитие портов и портовой деятельности)

25 сентября 2007 года


Уважаемый Сергей Борисович!

Уважаемые коллеги!

Проблемы развития портовой инфраструктуры были подробно рассмотрены на совместном заседании Президиума Государственного Совета и Морской коллегии 2 мая текущего года в Мурманске.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина Министерством транспорта был разработан Комплекс мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон, включающий три направления деятельности:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности;

  • развитие инфраструктуры морских портов;

  • совершенствование системы управления.

Документ был рассмотрен Правительством на заседании 20 сентября текущего года и в основном одобрен.

Настоящий доклад посвящен реализации мероприятий, предусмотренных Комплексом мер для развития портов и портовой деятельности, в конкретных условиях Дальнего Востока.

В Дальневосточном бассейне насчитывается 25 портов: 6 расположены в Приморском крае, 4 – в Хабаровском, 8 – в Сахалинской области, 1 – в Магаданской области, 2 – в Камчатском крае и 4 – в Чукотском автономном округе. Кроме того, в настоящее время на Дальнем Востоке функционируют 8 рыбных портов, при этом 6 из них имеют смежные акватории с торговыми портами (кроме Охотска и Невельска).

Общий грузооборот в 2006 году составил 70 млн. тонн (в том числе 17% наливных), или 17% от общего грузооборота российских портов. Следует отметить, что если всеми портами России грузооборот портов Советского Союза был превышен в 2005 году, то порты Дальнего Востока до настоящего времени не достигли объема грузопереработки 1990 года (1990 год – 72 млн.тонн).

Морские порты Дальневосточного бассейна занимают особое место в транспортной системе страны.

Они не только переваливают российские внешнеторговые грузы, что характерно для портов Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов, но и обеспечивают связь Камчатского края, Сахалинской и Магаданской областей, Чукотского автономного округа, северных районов Приморского и Хабаровского краев с общероссийской транспортной системой.

Порты Дальнего Востока обеспечивают более 50 % грузопереработки каботажных грузов России (14 млн. тонн из 25 млн. тонн).

Через наши дальневосточные порты проходят кратчайшие пути, связывающие крупнейшие мировые рынки Азиатско-Тихоокеанский и Западно-Европейский. Для реализации всех выгод географического расположения России необходимо обеспечить конкурентоспособность наших портов и создание в них необходимого производственного потенциала.

Сегодня основные портовые мощности региона, которые находятся на территории Приморского и Хабаровского краев подошли к пределу своих пропускных способностей. Это произошло на фоне существенных изменений в составе грузооборота, где резко возрос удельный вес массовых (наливных и навалочных) грузов и соответственно резко упали объемы переработки генеральных, особенно тарно-штучных грузов. Поэтому существующие специализированные и универсальные комплексы, построенные в 50-60 годах прошлого века, не удовлетворяют современным требованиям в части:

  • недостаточных глубин на портовых акваториях, поскольку за прошедший период сменилось три поколения морских судов;

  • несоответствия длины причалов линейным размерениям судов, работающих на тихоокеанском бассейне;

  • многолетней ориентации в развитии портовых мощностей на перевалку экспортных грузов, что привело к дефициту портовых мощностей, ориентированных на импортное направление. Особенно это сказывается на возможности обработки контейнерных и накатных грузов;

  • слабой организации функционирования и недостаточной технической оснащенности таможенных и пограничных органов в пунктах пропуска через государственную границу, что существенным образом сказывается на времени обработки грузов.

Следует обратить внимание на недостаточное внимание к развитию портовой инфраструктуры Дальнего Востока. В подпрограмме «Морской транспорт» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 г.г.)» из предусмотренных на портовую инфраструктуру 36,4 млрд. рублей на развитие портов Дальнего Востока предусмотрено только 0,6 млрд. рублей – менее 2 %. (рассмотренный проект ФАИП 2008 – 2010 годы – 950 млн. рублей – 2,6 %).

Меры по развитию инфраструктуры морских портов будут реализовываться через программные мероприятия подпрограммы «Морской транспорт» действующей федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и новой ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», разрабатываемой по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Проектом новой федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», которую планируется утвердить в декабре текущего года, потребность в инвестициях из федерального бюджета на развитие портовой инфраструктуры дальневосточного бассейна оценивается в 74 млрд. рублей. (42 % от инвестиций в портовую инфраструктуру страны).

Кроме того, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» предусматривает финансирование в развитие портовой инфраструктуры в 2010-2013 годах – 6,1 млрд. рублей.

По мнению Минтранса, средства федерального бюджета должны направляться на развитие портов, обеспечивающих основной прирост перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов. Они также должны быть использованы на реконструкцию объектов федеральной собственности портов, являющихся базовыми для обеспечения жизнедеятельности Северо-Восточных районов Дальневосточного региона.

Основные объемы перевалки внешнеторговых и транзитных грузов на бассейне планируется обеспечить за счет развития портов Восточный, Ванино, Пригородное и Де-Кастри.

Обеспечение потребностей вывоза углеводородного сырья по проектам «Сахалин-3»-«Сахалин-9» может потребовать создания нового порта в районе поселка Ильинский на Сахалине. К этому порту планируется подвести магистральные трубопроводы для транспортировки нефти и газа.

Порт Восточный является крупнейшим портом Дальнего Востока и, благодаря выгодному географическому положению, удобной акватории, достаточных глубин, наличию свободных площадей имеет значительный потенциал роста перегрузочных мощностей. Его развитие решает важную задачу повышения конкурентоспособности Транссиба.

Разработка проекта «Комплексное развитие транспортного узла порт Восточный» включена на 2007 год в подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг». Проект направлен на повышение эффективности системы мультимодальных перевозок экспортно-импортных грузов, и обеспечение роста грузооборота порта более чем в двое. К 2015 году предполагается увеличить мощность контейнерного комплекса порта до 5 млн. контейнеров, угольного до 20 млн. тонн, построить новый зерновой комплекс мощностью 5 млн. тонн.

В районе порта предполагается создание транспортно-логистического терминала.

В порту Восточный в бухте Козьмина, в рамках создания трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий Океан, в 2008-2010 годах планируется строительство первой очереди морского терминала по отгрузке нефти мощностью 15 млн. тонн в год. Ввод в эксплуатацию второй очереди терминала с увеличением мощности до 50 млн. тонн в год ожидается к 2015 году. Министерство оценивает потребности в инвестициях из средств федерального бюджета более чем в 20 млрд. рублей (внебюджетные источники - 89 млрд. рублей).

Для развития железнодорожных подходов к портам Восточный и Находка предусмотрены инвестиции до 2015 года в объеме 16,2 млрд. рублей (в том числе, на строительство второго пути и моста через реку Партизанка, удлинение приемоотправочных путей и строительство дополнительного сортировочного парка, реконструкция Кипарисовского, Облучинского, Владивостокского, Лагар-Аульского тоннелей). Помимо этого требуется модернизация дальних подходов, в том числе реконструкция железнодорожных мостов через реки Зея и Бурея и на 125 км участка Угловая-Находка, строительство второго мостового перехода через р. Амур и т.д. Всего сумма инвестиций до 2015 года в железнодорожную инфраструктуру в Дальневосточном регионе для обеспечения работы портов Приморского края составит 50,2 млрд. руб. Это позволит обеспечить к 2015 г. завоз грузов железнодорожным транспортом в объеме 68,4 млн. тонн.

Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» предусмотрено выделение средств на автодорогу Владивосток-Находка-порт Восточный 19,2 млрд. рублей.

Порт Ванино является конечным терминалом Байкало-Амурской магистрали. Благодаря удачному географическому расположению (расстояние по железной дороге от порта до угольных месторождений Якутии и Кузбасса на 300 – 450 километров меньше чем до портов южного Приморья), наличию свободных площадей для развития, достаточных глубин, планируется перерабатывать в нем значительные объемы экспортного угля.

Предполагается строительство в бухте Мучке ряда специализированных угольных комплексов общей мощностью до 40 млн. тонн. Один из них – комплекс компании СУЭК мощностью 12,0 млн. тонн уже строится. По другим – имеются предложения грузовладельцев, которые выполнили предварительные проработки и арендовали земельные участки в районах размещения терминалов.

Также планируется реконструкция паромного комплекса Ванино-Холмск.

Для обеспечения завоза грузов в Ванинско-совгаванский транспортный узел до 2015 года предусмотрены мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры на сумму 25,4 млрд. руб, в том числе на развитие станций Ванино, Комсомольск, Новый Ургал, строительство Кузнецовского тоннеля, проект которого был поддержан в г. Сочи правительственной комиссией.

С учетом строительства вторых путей, усиления путевого хозяйства, обновления и модернизации устройств электроснабжения, автоматики и телемеханики восточной части БАМа общая сумма инвестиций до 2015 г. в «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года» предусмотрена на уровне 63,2 млрд. рублей. Это позволит обеспечить доставку железнодорожным транспортом всего прогнозируемого объема грузов.

Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» предусмотрено выделение средств на автодорогу Хабаровск-Лидога-Ванино в размере 9,3 млрд. рублей.

В порту Владивосток планируется создание современного пассажирского комплекса, рассчитанного на одновременную обработку трех круизных судов длиной до 350 метров и пассажировместимостью свыше 3 тысяч человек. Пропускная способность комплекса до полумиллиона туристов в год.

Развитие порта сдерживается ограниченной территорией и подъездными железными и автомобильными дорогами. В этой связи развитие порта, необходимо проводить согласовано с планами по развитию г. Владивосток.

Развитие порта Находка сдерживается ограниченной городской застройкой территорией и недостаточными глубинами у причалов. Эти проблемы планируется решить за счет выноса линии существующих причалов более чем на 50 метров в море. Такое решение позволит увеличить операционную территорию порта, упорядочить складирование грузов и работу внутрипортового транспорта и обеспечить порту прием транспортных судов с осадкой 12,0 м, а также увеличить железнодорожный погрузо-разгрузочный фронт.

Министерство считает нецелесообразным привлечение средств федерального бюджета в развитие портов Владивосток и Находка. Их модернизацию планируется осуществлять за счет средств частных инвесторов.

Так же планируется реконструкция портов, обеспечивающих жизнедеятельность регионов, не имеющих сухопутной связи с основной территорией страны. (Холмск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Анадырь). В настоящее время эти порты имеют очень малую загрузку, но являются базовыми для организации «северного завоза» и эффективность их работы прямо влияет на стоимость этой, финансируемой из бюджета операции. Гидротехнические сооружения в них, являющиеся федеральной собственностью, имеют большую степень износа, и, по мнению Министерства, реконструированы должны быть только те из них, которые необходимы для выполнения государственной задачи обеспечения «Северного завоза».

В порту Холмск предполагается провести в первую очередь реконструкцию защитных молов и паромного комплекса переправы Ванино-Холмск.

(Объем государственных инвестиций, необходимых на эти цели 650 млн. рублей в рамках ФЦП «Дальний Восток»).

В порту Магадан планируется реконструкция причалов, в том числе и с целью создания в порту современного, соответствующего противопожарным и санитарным нормам и правилам комплекса для перевалки нефтепродуктов.

(Объем бюджетных средств необходимых на эти цели 1057 млн. рублей в рамках ФЦП «Дальний Восток»).

В порту Петропавловск-Камчатский предполагается на базе недостроенного тринадцатого причала создать современный комплекс для обслуживания круизных судов. Провести реконструкцию причалов №№ 11 и 12. Выполнить комплекс мероприятий по доведению сейсмостойкости портовых объектов федеральной собственности до требований действующих норм.

Существующее здание морского вокзала, находящееся в аварийном состоянии и не соответствующее нормам сейсмоустойчивости предлагается снести и на его месте построить современное, функциональное здание для размещения портовых властей и контролирующих органов.

(Объем бюджетных средств необходимых на эти цели 1335 млн. рублей в рамках ФЦП «Развитие транспортного комплекса 2010-2015»).

В порту Анадырь планируется реконструкция гидротехнических сооружений и создание современных средств навигационного оборудования и контроля за судоходством.

(Объем бюджетных средств необходимых на эти цели 254 млн. рублей, в том числе 89 млн. рублей 2008 г. в рамках «Модернизации»).

Сегодня на Дальнем Востоке существует большое количество мелких портов, обеспечивающих перевалку грузов поступающих по «северному завозу» в муниципальные образования или отгрузку продукции конкретного предприятия или группы предприятий (Шахтерск, Поранайск, Углегорск, Александров-Сахалинский, Бошняково, Красногорск, Охотск, Николаевск, Мыс Лазарева, Усть-Камчатск, Беринговский, Эгвекинот, Ольга). Эти порты в современных условиях загружены на 20-30 % от паспортной мощности, часть (Поронайск, Бошняково, Углегорск, Красногорск) практически не работает. По нашему мнению объекты федеральной собственности в этих портах должны быть переданы в собственность муниципальных образований или реализованы заинтересованным бизнес-структурам.

Реализация перечисленных мероприятий позволит увеличить к 2015 году грузооборот дальневосточных портов до 145 млн. тонн, в том числе наливных грузов до 70 миллионов, а также обеспечить перевалку грузов «Северного завоза».

В проекте программы серьёзное внимание уделено проблемам безопасности судоходства, предусмотрено строительство новых и реконструкция действующих объектов систем управления движением судов (СУДС), Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) на подходах к морским портам Российской Федерации, станций приёма и обработки информации (СПОИ) Международной системы поиска и спасения «КОСПАС-САРСАТ».

В части развития инфраструктуры пунктов пропуска в морских портах также полагаем необходимым увеличить объемы финансирования данных расходов в рамках ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)» с 2,5 млрд. рублей до 14,6 млрд. рублей, в том числе по пунктам пропуска в Дальневосточных портах - 3.5 млрд. рублей (предложение отправлено в Минэкономразвитие, но пока не согласовано) и определить структуру ответственную за их развитие и текущее финансирование.

Планируется развитие железнодорожной и автодорожной инфраструктуры на подходах к крупнейшим портам.

Всего «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» по Дальневосточному федеральному округу запланированы инвестиции в объеме 1 061 млрд. руб., из них с 2008 по 2015 годы 598 млрд. руб., с 2016 по 2030 годы 463 млрд. руб.

Федеральными целевыми программами «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007-2015 годы» предусмотрено строительство и реконструкция автомобильных дорог на подходах к портам общим объемом 72 млрд. рублей.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2006 года № 773 «О совершенствовании системы государственного управления морскими рыбными портами» предписывало создать единые администрации морских портов. Однако, до настоящего времени оно не исполнено. Затягивается процесс оформления актов приема-передачи имущества от Государственных администраций морских рыбных портов, в связи с тем, что на большую часть имущества не оформлено право оперативного управления, Росморречфлоту не переданы более 400 человек для осуществления портового контроля.

При этом следует отметить, что в связи со сменой руководства Росрыболовства изменилась позиция указанного федерального органа исполнительной власти в части выполнения ранее достигнутых договоренностей. Федеральным агентством по рыболовству 15 июня 2007 года издан приказ за № 255 «О реализации выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2006 года № 773 «О совершенствовании системы государственного управления морскими рыбными портами», которым предусмотрен ряд мероприятий со сроками исполнения, не соответствующими срокам, предусмотренным постановлением.

Министерство в соответствии с поручением Президента проработан вопрос по реализации пилотного проекта комплексного развития морского транспорта на Дальнем Востоке («морской кластер»).

По мнению Минтранса, участие государства в планируемой на Дальнем Востоке российской судоходной компании должно ограничиваться финансированием строительства судов для выполнения государственных функций по спасению человеческих жизней на море, ледокольному обеспечению и доставки грузов и пассажиров в населенные пункты морского побережья, не имеющие сухопутной связи с «материком». Для решения этих задач в новой ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусмотрено строительство для дальневосточной судоходной компании двух линейных дизельных ледоколов мощностью 25 МВт, двух многофункциональных аварийно-спасательных судов мощностью 7 и 4 МВт, значительного числа спасательных, противопожарных, водолазных и вспомогательных судов и катеров, а также специальные грузопассажирские суда для транспортного обеспечения населенных пунктов на необорудованном побережье.

Коммерческие задачи в рамках создаваемой компании должны решаться за счет внебюджетных средств. Только так по нашему мнению можно обеспечить ее конкурентоспособность и самоокупаемость.

Также предусмотрены средства необходимые для создания на базе Морского государственного университета имени адмирала Г.И.Невельского дальневосточного государственного морского научно-образовательного комплекса.

Реализация предложений Министерства транспорта по развитию портовой инфраструктуры Дальнего Востока и организации морского кластера позволит:

  • повысить конкурентоспособность и обеспечить интеграцию российской транспортной системы в транспортную систему Азиатско-Тихоокеанского региона;

  • обеспечить потребности экономики страны в качественных внешнеторговых перевозках с опережающим развитием транспортной системы;

  • обеспечить транспортную доступность всех районов проживания населения и ведения производственной деятельности на Дальнем Востоке;

  • создать в портах региона необходимые условия для эффективной портовой деятельности и привлекательный инвестиционный климат.

Прошу членов Морской коллегии поддержать предложения Министерства.

Благодарю за внимание!

Все выступления и интервью