Изображения

Обычная версия

Доклад заместителя Министра транспорта РФ С.Аристова на тему «О состоянии и мерах законодательного обеспечения государственного регулирования использования федерального имущества аэропортов Российской Федерации» на базе международного аэропорта «Внуково»

06 июля 2005, 20:00

Доклад заместителя Министра транспорта РФ С.Аристова на тему
«О состоянии и мерах законодательного обеспечения государственного регулирования использования федерального имущества аэропортов Российской Федерации» на базе международного аэропорта «Внуково»

Основные нормативные правовые акты, касающиеся деятельности аэропортов, в том числе использования федерального имущества, были сформированы к середине 90-х годов. Безусловно, они сыграли свою положительную роль в деятельности гражданской авиации.

Однако с того времени произошли значительные изменения в общем законодательстве, развились рыночные условия, реально действуют новые экономические и производственно-технологические отношения.

В этих условиях нормативная правовая база реально отстала от сложившихся и развивающихся гражданско-правовых и хозяйственных отношений, в т.ч. в сфере деятельности аэропортов.

Министерство транспорта РФ рассматривает вопросы законодательного и нормативного правового обеспечения не только в сфере государственного регулирования использования федерального имущества аэропортов, а в целом в сфере деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания, поскольку эти вопросы взаимосвязаны.

В этой связи Министерство транспорта в своей работе обозначило четыре направления нормативного правового обеспечения и в каждом направлении имеющиеся проблемы, которые, как отмечалось, взаимосвязаны.

Первое направление – создание юридических основ аэропортовой деятельности. В этом направлении необходимо:

  • определить и юридически закрепить статус аэропорта, как субъекта гражданско-правовых отношений, статус аэропортовой деятельности и аэропортовых услуг.

Например: Термин «аэропорт» в действующем Воздушном кодексе приведен и в последующем применяется как технологический термин, юридической значимости не имеет;

  • юридически закрепить кто может, от чьего имени и в рамках каких полномочий выступать в гражданско-правовых отношениях от имени аэропорта (от имени собственника или своего имени);

  • определить гражданско-правовые отношения хозяйствующих на территории аэропорта субъектов, оказывающих аэропортовые услуги или осуществляющих неавиационную деятельность;

  • юридически определить права, обязанности, ответственность в производственно-технологических отношениях хозяйствующих на территории аэропорта субъектов.

В этом направлении Министерство намерено вернуться к рассмотрению законопроекта, регулирующего деятельность аэропортов, в форме отдельного закона или в форме изменений в Воздушный кодекс.

Второе направление – регулирование имущественных отношений и отношений к собственности.

  • на нормативно-правовом уровне разделить имущество аэропортов на имущество аэродромных комплексов, аэропортовое имущество для обеспечения авиационной деятельности и имущество для неавиационной деятельности;

  • определить имущество, относящееся исключительно к федеральной собственности, имущество, которое может находиться в собственности субъектов федерации или органов местного самоуправления;

  • определить имущество, подлежащее приватизации и неподлежащее приватизации.

Отдельными вопросами в этом направлении являются земельные отношения: условия землепользования, оплаты, землеотвода и резервирования под перспективное расширение.

В этом направлении начата работа над отменой нормативных правовых актов, относящих имущество воздушного транспорта исключительно к федеральной собственности. Предстоит значительная работа по внесению изменений в Воздушное, Гражданское, Налоговое и Земельное законодательство.

Третье направление - организация управления имуществом.

  • необходимо определиться, юридические лица какой формы собственности могут управлять имуществом:

    • государственные предприятия (федеральные, муниципальные),

    • частные компании,

    • государственно-частные компании;

  • в какой форме будет передаваться имущество:

    • в пользование,

    • по концессионному соглашению (закон «О концессионных соглашениях» прошел третье чтение в Государственной Думе),

    • в аренду.

  • порядок и условия передачи имущества:

    • из федеральной собственности в собственность субъекта федерации,

    • возмездность или безвозмездность передачи,

    • условия договора пользования, концессионного соглашения, аренды.

  • В этих вопросах нет однозначных мнений, и их решение на сегодняшний день реализовано стихийно, без нормативно-правовой базы.

    При этом важно учитывать необходимость и условия развития имущества, а также сохранения единства аэропортовой сети в интересах обеспечения социально-экономического развития и безопасности страны.

    Четвертое направление - регулирование деятельности аэропортов.

    По нашему мнению применимы различные уровни регулирования:

    • на федеральном уровне,

    • на местном уровне,

    • корпоративное регулирование, например, через ассоциацию аэропортов или другие коллективные образования.

    Общее направление – сокращение излишнего централизованного регулирования и создание нормативно-правовых условий саморегулирования ;

    • сертификация и лицензирование;

    • вдумчивое сокращение видов лицензируемой деятельности и упорядочение объектов, требований, процедур сертификации (Государственной думой приняты изменения в закон о лицензировании, согласно которому исключены 4 вида лицензируемой деятельности в области гражданской авиации);

    • тарифно-экономическое регулирование:

    • переработка нормативных документов по формированию и утверждению сборов и тарифов за аэропортовое обслуживание (уже в этом году внесены 3 изменения в приказы Министерства №110 и №125 по регулированию ставок данные приказы требуют переработки),

    • учет и контроль использования средств, получаемых от регулируемых сборов, на развитие соответствующих услуг,

    • оказание государственной финансовой поддержки на содержание и развитие имущества аэропортов;

    • регулирование через общие нормативные требования к технологиям, процедурам, технической оснащенности аэропортов.

    При этом необходимо стремиться к созданию равных условий доступа пользователей к услугам аэропорта, ценовой доступности аэропортового обслуживания, развитию неавиационной деятельности на территории аэропорта.

    Данные и другие направления деятельности были рассмотрены на заседании «Круглого стола» 22 июня 2005 г., а на заседании Коллегии Министерства транспорта 28 июня 2005 был рассмотрен вопрос состояния нормативного правового обеспечения деятельности гражданской авиации, в том числе и деятельности аэропортов.

    Аналогичные проблемы и пути их решения рассматриваются на региональных совещаниях и проводимых конференциях.

    Министерство транспорта намерено, при широком участии и поддержке непосредственно аэропортов, их коллективных органов, субъектов федерации и местных органов, общественности ускорить решение накопившихся проблем и обеспечить развитие аэропортовой сети.

Все выступления и интервью