Интервью Статс-секретаря – заместителя Министра транспорта РФ Сергея Аристова газете «Транспорт России» № 8 (19-25 февраля 2007 г.)
18 мартa 2007, 21:00
Интервью Статс-секретаря – заместителя Министра транспорта РФ СЕРГЕЯ АРИСТОВА
газете «Транспорт России» № 8 (19-25 февраля 2007 г.)
-- Сергей Алексеевич, каковы результаты законотворческой деятельности Министерства транспорта РФ в 2006 году?
-- Мы неплохо потрудились в прошлом году. Президент Российской Федерации подписал три наших федеральных закона: 3 июля - «О ратификации Конвенции о социально-бытовом обслуживании моряков в море и в порту (Конвенция 163)»; 7 июля - «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (об уточнении понятия авиация общего назначения)»; 25 ноября -- «О ратификации Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков». И, наконец, 12 февраля 2007 года Президент подписал закон «О транспортной безопасности».
-- Чем обусловлена необходимость принятия закона «О транспортной безопасности»?
-- Целым рядом факторов, основным из них является фактор террористической угрозы, опасность которого для объектов транспортного комплекса резко возросла. Другим важным фактором социально-экономического характера является необходимость реализации международных требований в области транспортной безопасности как обязательного условия безопасного и конкурентоспособного присутствия российских перевозчиков на мировом рынке перевозок пассажиров и грузов. В настоящее время единая государственная система обеспечения транспортной безопасности в российском законодательстве отсутствует, а отдельные вопросы в той или иной форме нашли отражение в законодательных актах по видам транспорта – в Воздушном кодексе Российской Федерации, Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Федеральный закон «О транспортной безопасности» предусматривает систему мер, направленных на обеспечение устойчивого и безопасного функционирования отрасли, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Предусматривается создание единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, в которую входит автоматизированная база данных персональных сведений о пассажирах.
Для усиления мер по борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации в ряде зарубежных государств приняты или разрабатываются дополнения в законодательство, касающиеся обязательного представления электронного доступа в системы бронирования авиакомпаний. Поэтому 29 декабря в Государственную Думу был внесен законопроект «О внесении изменений в статью 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации». Он предусматривает передачу в правоохранительные органы Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, - уполномоченным органам иностранных государств персональные данные пассажиров, содержащихся в соответствующих информационных системах персональных данных пассажиров.
-- А какова судьба «Устав автомобильного транспорта Российской Федерации», которого автомобилисты ждут уже не первый год?
-- Государственная Дума приняла его в первом чтении 22 сентября и сейчас Устав готовится ко второму чтению. Устав действительно крайне необходим, так как ныне действующий Устав автомобильного транспорта РСФСР утвержден постановлением Совета Министров РСФСР еще в январе 1969 г. Часть его правовых норм действует и в настоящее время. Многие положения Устава не соответствуют Гражданскому законодательству, что создает правовую неопределенность, которая не идет на пользу ни государству, ни транспортникам.
-- Какова основная задача этого Устава?
-- Регулирование гражданско-правовых отношений, связанных с заключением и выполнением договоров перевозки грузов и пассажиров. Ряд норм действующего Устава, которые относились к административно-правовому регулированию, т.е. описывали отношения государства с перевозчиками, в новую редакцию не вошел. Это требование федерального законодательства.
Из Устава изъяты все нормы, которые в условиях рыночной экономики могут и должны регулироваться соглашением сторон без вмешательства государства. Многие нормы, включенные в новую редакцию Устава, вступают в действие только в том случае, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В Уставе впервые для описания некоторых видов перевозок использован термин «договор фрахтования транспортного средства». В частности, такие договоры описывают отношения, связанные с выполнением заказных и таксомоторных перевозок.
Много нового внесено в раздел, посвященный пассажирским перевозкам. В частности, введена новая классификация этих перевозок в зависимости от особенностей заключаемых договоров. Проектом Устава определено, что все регулярные перевозки должны выполняться по расписанию движения, установленному для всех пунктов, где остановка транспортного средства является обязательной. Предлагается серьезным образом реформировать действующую систему тарифного регулирования перевозок пассажиров транспортом общего пользования.
Урегулирован спорный вопрос, связанный с установлением губернаторами преимуществ по стоимости проезда, действующих на всей территории региона, в том числе на территории муниципальных образований. Законопроект устанавливает, что введение этих преимуществ может осуществляться только при условии заключения соответствующего соглашения между регионом и муниципальным образованием. Это соглашение должно, в частности, определять порядок возмещения расходов перевозчиков, связанных с предоставлением указанных преимуществ по провозной плате.
-- А какие еще транспортные законопроекты будут рассматриваться депутатами в этом году?
-- Наш план законотворческой деятельности на 2007 год включает 31 законопроект, 8 проектов технических регламентов и 29 проектов нормативных правовых актов. В феврале на заседании Правительства Российской Федерации будет рассмотрен проект федерального закона «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации». В настоящее время в дорожной отрасли страны отсутствует законодательная база в форме единого основополагающего федерального закона. Правовая неурегулированность делает дорожное хозяйство полностью неадаптированным к современным экономическим условиям, так как большинство подзаконных актов, действующих в этой сфере, устарели. Предлагаемый законопроект будет распространять свое действие на все автомобильные дороги России, которые в соответствии с их значением, месторасположением в дорожной сети и выполняемыми функциями подразделяются по форме собственности на государственные, муниципальные и частные автомобильные дороги.
Учитывая, что ранее отсутствовал федеральный закон об автомобильных дорогах, большинство положений законопроекта будут новыми для лиц, на которых он распространяет свое действие. К новым правам (с учетом ранее имевшихся в подзаконных нормативных актах) собственников, владельцев и пользователей автомобильных дорог в отношении развития и эксплуатации автомобильных дорог любого назначения законопроектном отнесено:
требовать возмещения вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения правил ремонта автомобильных дорог;
получать информацию о маршрутах движения, дорожных условиях, временном ограничении и запрещении движения, допустимых нагрузках и скоростях движения, размерах полос отвода, придорожных полос и резервных зон.
-- А когда будет рассмотрен проекты уставов о дисциплине работников внутреннего водного и морского транспорта?
-- Правительство планирует рассмотреть эти два законопроекта в июне, а в сентябре внести их в Государственную Думу. «Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта» должен предусмотреть особенности правового регулирования вместо действующего Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 26.08.85 г. № 812. «Устав о дисциплине работников морского транспорта», в дополнение к нормам действующего законодательства, предусмотрит особенности правового регулирования дисциплины труда работников морского транспорта, вместо действующего Устава о дисциплине работников морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 г. № 395. Действие законов будет распространяться на членов экипажей судов морского и речного плавания всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.
В те же сроки Правительство рассмотрит проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О наименованиях географических объектов». Общая направленность законопроекта связана с уточнением порядка наименования и переименования географических объектов с учетом предусмотренного федеральным законодательством расширения полномочий органов госвласти субъектов и органов местного самоуправления, а также отдельных положений Федерального закона «О наименованиях географических объектов», выявленные практикой его применения за период с 1997 года.
-- Какие законопроекты, подготовленные Минтрансом, будут рассмотрены в период весенней сессии?
-- Сегодня на рассмотрении Государственной Думы находятся пять законопроектов, подготовленных Минтрансом России. Например, «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними». С принятием закона будут созданы правовые условия для признания и подтверждения государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) прав собственности и других вещных прав на подлежащие государственной регистрации воздушные суда и сделок с ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
-- Что это означает на практике?
-- Это позволит обеспечить легитимность залоговых, арендных, лизинговых и других сделок с воздушными судами, создать эффективные механизмы обеспечения кредитования изготовления новых машин, повысить безопасность за счет фиксации достоверных сведений о собственниках и пользователях воздушных судов, а также привлечь инвестиции в авиационную сферу путем снижения рисков на рынке гражданского оборота воздушных судов.
Важной особенностью законопроекта является определение правового статуса органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на воздушные суда, уполномоченного Правительством Российской Федерации.