Изображения

Обычная версия

И.о. Министра транспорта РФ Игорь Левитин выступил на пленарном заседании VI Международного инвестиционного форума Сочи-2007

20 сентября 2007, 20:00

Доклад и.о. Министра транспорта РФ Игоря Левитина
на пленарном заседании VI Международного инвестиционного форума Сочи-2007

21 сентября 2007 года


Уважаемые друзья!

Объекты транспортной инфраструктуры являются катализатором в развитии различных видов бизнеса, стимулируют экономику регионов. Вопрос государственно-частного партнерства неоднократно проходил обсуждение и поддержан в Правительстве и министерствах.

Мы понимаем, что максимальный эффект от этой работы можно достичь лишь в том случае, если есть обратная связь с представителями частного бизнеса, инвестиционным сообществом. Только в этом случае все наши усилия будут соответствовать интересам бизнеса и транспортного рынка в целом.

В силу естественных географических факторов российский транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающих национально-территориальную целостность государства и единство экономического пространства страны.

Произошедшая за последние годы переориентация значительной части товарных потоков на экспорт, расширение внутренней и международной торговли и стоящая на повестке дня интеграция России в глобальный мировой рынок формируют мощный макроэкономический спрос на развитие транспортной инфраструктуры, как важнейшего базового фактора устойчивого и динамичного роста российской экономики, усиления ее позиций на внутренней и международной арене.

Вместе с тем, текущий уровень развития транспортного комплекса однозначно исчерпан. Задача повышения уровня благосостояния России требует опережающего развития экономической инфраструктуры, в частности – в области транспорта. Ведь вклад транспортного сектора экономики в формирование Валового Внутреннего Продукта России существенен.

Так, например, оценка вклада автомобильно-дорожного сектора в формирование ВВП России показала, что при учете:

только прямого макроэкономического эффекта вклад автомобильно-дорожного комплекса в формирование ВВП России составляет около шестнадцати процентов; а, учитывая прямой и косвенный макроэкономические эффекты вклад автомобильно-дорожного комплекса в формирование ВВП России составляет порядка двадцати шести процентов.

Принимая во внимание изложенное, стимулирование реализации проектов по развитию транспортного комплекса становится одним из ключевых факторов роста экономики страны в целом.

К числу проектов, имеющих общегосударственное значение, можно отнести:

1. Развитие международных транспортных коридоров, в первую очередь – коридора «Запад-Восток» и коридора «Север-Юг», включая развитие железнодорожной, портовой, автодорожной, контейнерной, логистической и информационной инфраструктуры.

2. Строительство скоростных автомагистралей в европейской части страны и завершение формирования опорной сети дорог в Сибирском и Дальневосточном регионах.

3. Создание новых портовых мощностей в Северо-западном и Дальневосточном регионах.

4. Формирование национальной сети аэропортов-хабов.

5. Обустройство пограничных пунктов пропуска.

6. Модернизация внутренних водных путей и системы гидросооружений.

7. Реализация крупных инфраструктурных проектов, связанных с освоением сибирских территорий

8. Создание высокоскоростных железнодорожной магистралей.

Все эти направления учитываются в разрабатываемой Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы 2010 – 2015 годы»

Экономические расчеты показывают, что общая стоимость реализации приоритетных проектов развития транспортной инфраструктуры составляет сотни миллиардов рублей. Причем, в целях максимизации экономического эффекта, инвестировать эти средства нужно будет весьма интенсивно, чтобы не допускать «долгостороя» и связанных с ним потерь.

Для кардинального решения этой задачи, должны быть определены основные виды источников, за счет которых может быть осуществлено привлечение значительных объемов дополнительных финансовых средств.

Международная практика показывает, что в условиях дефицита и ограниченности инвестиционных ресурсов, в качестве основных источников пополнения и расширения базы финансирования инфраструктурных проектов могут использоваться:

1. выделение дополнительных бюджетных ассигнований

2. введение дополнительных целевых налогов и сборов для пользователей услуг транспортной инфраструктуры

3. привлечение заемных средств под гарантии Правительства

4. привлечение внебюджетных инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства

По нашему мнению, в существующих российских условиях речь должна идти о комплексном сочетании всех четырех видов рассмотренных инструментов. Тем более, что все они в той или иной степени увязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Одним из инструментов привлечения внебюджетных инвестиций к реализации крупных инфраструктурных проектов является институт государственно-частного партнерства (ГЧП). Он достаточно хорошо зарекомендовал себя в других странах. Есть все основания предполагать, что и в России его можно возродить. Именно – возродить. Хочу напомнить, что около века назад в России успешно применялась практика создания государственно-частных партнерств, в том числе – концессий.

Также отмечу, что участие частного бизнеса в реализации государственно значимых проектов способствует не только привлечению финансирования, но и технологий строительства и управления.

Здесь собрался широкий круг инвестиционного сообщества. Благодарю Германа Оскарович Грефа за организацию и поддержку инвестиционных форумов. Для нас – это возможность представить наши идеи, взгляды и проекты по развитию транспорта в России, а для инвесторов – принять решение о их финансировании.

Отрадно, что теперь частные инвесторы обращают все более пристальные взгляды на транспортную инфраструктуру, как объект прямых инвестиций.

Для выстраивания гибкой системы финансирования и создания эффективного механизма привлечения средств частных инвесторов в перспективе также планируется создание совместно с крупнейшими мировыми игроками инвестиционных инфраструктурных фондов (фонд прямых инвестиций).

В настоящее время, механизмы ГЧП в транспортной системе России характеризуются определенной незрелостью, таким образом сдерживая реализацию пилотных проектов. Однако уверен, и моя уверенность основывается как на мировом опыте, так и на оценках ведущих российских экспертов, что при успехе на первых проектах – все последующие будут реализованы и эффективней, и быстрее.

Таким образом, нам выпала обязанность создания основы и прецедентов.

Сделано много, набрана, своего рода критическая масса. Это и закон «О концессионных соглашениях», и новый бюджетный механизм – Инвестиционный фонд, и четко подготовленные и структурированные инвестиционные проекты. Таким образом, старт проектам дан, проделана серьезная работа, впереди – еще более ответственная и сложная часть – внедрение наших разработок и проектов.

Для развития Юга России огромное значение имело получение городом Сочи права стать столицей зимней олимпиады в 2014 году. Создание адекватного транспортной инфраструктуры должно, с одной стороны, обеспечивать нормальное транспортное сообщение для жителей города. В связи с подготовкой к проведению Олимпийских игр произошло значительное увеличение интенсивности движения по всем видам транспорта

На наш взгляд, транспортная составляющая федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.)» является ключевым компонентом Программы, и от скорости выполнения принятых нами решений и взятых на себя обязательств зависят как выполнение других частей Программы, так и престиж нашей Страны в целом.

Я желаю участникам форума успешной работы и совместных проектов. И уверен, что совместно мы способны добиться, чтобы инвестиционный климат соответствовал благоприятному климату города- курорта Сочи.

Все выступления и интервью