Министр транспорта РФ Игорь Левитин принял участие в заседании Государственной Думы в рамках «правительственного часа»
22 декабря 2009, 21:00
ДОКЛАД
МИНИСТРА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И. ЛЕВИТИНА
на заседании Государственной Думы в рамках «правительственного часа»
«О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по развитию воздушного транспорта и обеспечению его современными отечественными воздушными судами»
23 декабря 2009 г.
Уважаемые депутаты!
В настоящее время развитие гражданской авиации, как и всего транспортного комплекса Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года с учётом:
-
Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети, одобренной Правительством Российской Федерации;
-
Государственной Программы обеспечения безопасности полетов;
-
Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год;
-
комплекса мер, предусмотренных Планом действий по оздоровлению ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.
Механизмом выполнения стратегических задач является система федеральных целевых программ в области гражданской авиации:
-
«Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»;
-
«Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы»;
-
«Модернизация Единой системы организации воздушного движения (2009-2015 годы)».
Далее хотел бы более подробно остановиться на основных направлениях деятельности.
Первое направление - развитие аэродромной инфраструктуры.
Из 329 действующих аэродромов, 117 образуют национальную опорную аэродромную сеть гражданской авиации Российской Федерации. Из них 70 допущено к международным перевозкам.
Федеральной адресной инвестиционной программой на 2009 год профинансировано строительство и реконструкция объектов инфраструктуры в 64 аэропортах с объемом государственных капитальных вложений 22 млрд. руб.
В Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 гг.)» запланировано выделение около 300 млрд. руб. на реконструкцию различных объектов аэродромной инфраструктуры в 116 аэропортах. При этом планируется довести 103 взлетно-посадочные полосы до требований норм годности без ограничений.
В целях сохранения и развития местных и региональных авиаперевозок в районах Крайнего Севера создаются казенные авиапредприятия на базе социально-значимых аэропортов, где местные авиаперевозки носят социальный характер и не являются предметом коммерчески эффективного бизнеса.
Так, в Республике Саха (Якутия) 23 аэропорта стали казенными. Они объединены в рамках ФКП «Аэропорты Севера». Ведется подготовка по организации казенных предприятий на базе региональных аэропортов в Чукотском АО, Камчатском крае и Магаданской области.
Федеральным законом (от 18.10.2007 № 230-ФЗ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» установлен порядок передачи аэропортов и (или) аэродромов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации указанного закона, Росавиацией в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлены предложения о передаче аэропортов (аэродромов) гражданской авиации в собственность субъектов.
Поступили заявки от 25 субъектов Российской Федерации на передачу 50 аэропортов. 35 субъектов отказались от указанного предложения. На основе полученных заявок изданы необходимые нормативные акты о передаче имущества аэропортов (аэродромов) в собственность 11 субъектов Российской Федерации.
Второе направление - Модернизация Единой системы организации воздушного движения
Мероприятия программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)» предусматривают:
-
модернизацию системы организации воздушного движения;
-
развитие метеорологического обеспечения аэронавигации;
-
развитие единой системы авиационно-космического поиска и спасания.
В рамках модернизации системы предусматривается:
создание на базе существующих 77 центров - 12 укрупненных центров, а также Калининградского районного центра управления;
совершенствование структуры воздушного пространства Российской Федерации;
разработка и внедрение новых технологий управления воздушным движением;
замена устаревших систем и средств наблюдения, навигации и связи.
Общий объем финансирования программы составляет 82,1 млрд. руб., (в том числе федеральный бюджет – 59,8 млрд. руб, внебюджетные источники – 22,3 млрд. руб.)
Реализация Программы позволит:
снизить вредные выбросы за счет экономии авиатоплива в полете в размере 3,55 млн. тонн, из них 1,67 млн. тонн в районе аэродромов.
выполнить мероприятия по обеспечению безопасности в области использования воздушного пространства;
повысить производительность труда персонала, занятого на предприятиях аэронавигационной системы, в 1,5 раза;
выполнить обязательства Российской Федерации перед иностранными пользователями воздушного пространства.
Третье направление - Обновление парка воздушных судов
Основной проблемой, без решения которой считаю невозможным развитие перевозок в России, является вопрос обновления парка воздушных судов.
В настоящее время на рынке авиационных перевозок и работ оперирует 166 эксплуатантов коммерческой гражданской авиации. Российскими авиапредприятиями эксплуатируются 1474 самолета и 1001 вертолет. 74% парка самолетов составляют самолеты отечественного производства – 1086 ед., 26 % - самолеты зарубежного производства – 388 ед. Вертолеты отечественного производства составляют 96% парка - 962 ед., зарубежного производства – 4% парка – 39 ед.
Усиление конкуренции между авиакомпаниями, особенно на международных авиалиниях, требует повышения интенсивности обновления парка самолетов на современные экономически эффективные воздушные суда. Однако необходимо констатировать, что замена парка самолетов происходит в основном за счет самолетов зарубежного производства.
Современные типы российских самолетов (Ту-204, Ту-214, Ил-96, Ан-140, Ан-148) в количестве 61 ед. составляют всего 4% в общем парке самолетов. Удельный вес пассажирооборота, выполненного на этих самолетах, остается неизменным в течение последних 4-х лет – около 8%.
При удельном весе иностранных самолетов в общем парке эксплуатируемых самолетов равном 26%, удельный вес пассажирооборота, выполненного на них за 9 месяцев 2009 года составил 73,5%. По сравнению с 9 месяцами 2008 года этот показатель вырос в 1,4 раза. Это должно вызывать серьезную озабоченность у наших авиастроителей. Такая озабоченность наблюдается и у российских авиаперевозчиков, так как в процессе эксплуатации иностранных самолетов они становятся полностью технологически зависимы от иностранных производителей.
Для сохранения конкурентоспособного рынка авиаперевозок и работ в период до 2015 года требуются поставки около 550 современных воздушных судов.
Необходимым условием эффективной эксплуатации воздушных судов является обеспечение их послепродажного обслуживания в течение всего жизненного цикла.
Четвертое направление - Подготовка летного состава для гражданской авиации и материальное обеспечение учебного процесса
Подготовка авиационного персонала в гражданской авиации осуществляется по программам высшего и среднего профессионального образования в 16 учебных заведениях гражданской авиации, из них по летным специальностям - в 6-ти учебных заведениях.
Осуществлена реорганизация Федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Сформирована система вертикально-интегрированных комплексов подготовки авиационного персонала гражданской авиации, которая реализуется 3-мя федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования (Московский государственный технический университет гражданской авиации, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации).
В систему входят 13 средних и специальных учебных заведений гражданской авиации.
В учебных заведениях гражданской авиации обучается более 20 тысяч студентов и курсантов, в том числе 5,5 тысяч человек - с полным возмещением затрат на обучение. Подготовка осуществляется по 31 специальности.
Парк воздушных судов в летных учебных заведениях, имеющий сертификат летной годности, составляет 132 воздушных судна. В течение 2007-2009 годов по заказу Росавиации Смоленским авиационным заводом изготовлены и поставлены в учебные заведения 60 самолетов Як-18Т 36.
Для выполнения плана летной подготовки рассмотрена возможность приобретения воздушных судов зарубежного производства как более надежных, экономичных и имеющих больший межремонтный ресурс. В 2009 г приобретено около 30 единиц такой техники.
Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России 2010 - 2015 гг.» на приобретение воздушных судов для учебных заведений гражданской авиации предусмотрено 12 млрд. рублей, на приобретение тренажеров - 21 млрд. рублей. Это позволит решить вопрос оснащения летных учебных заведений авиационной техникой и тренажерами. Кроме того, Программой запланированы средства на строительство и реконструкцию учебных аэродромов. Указанные меры позволят учебным заведениям обеспечить требуемый уровень подготовки.
В качестве дополнительного мероприятия по снижению напряженности на рынке труда 2010-2011 годах предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом авиакомпаний на современные воздушные суда.
Это позволит не только трудоустроить данную категорию работников, но и решить проблему дефицита пилотов. Предполагается переподготовка 556 авиационных специалистов из числа штурманов и бортинженеров. На первом этапе в 2010 году планируется осуществить переподготовку около 100 человек.
Пятое направление - Антикризисные меры на воздушном транспорте
Мировой финансовый кризис осложнил ситуацию на рынке авиаперевозок, что привело к сокращению объемов перевозок.За 11 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократился пассажирооборот на 10,3%.
Правительством Российской Федерации, начиная с августа 2008 года, приняты соответствующие антикризисные меры по государственной поддержке российских авиакомпаний.
А) В целях расширения возможностей кредитования принято постановление Правительства Российской Федерации предусматривающее предоставление Росавиацией коммерческим банкам субсидий на возмещение затрат и недополученных доходов по сделкам кредитования авиакомпаний в части, не компенсируемой доходами от продажи имущества, предоставленного по договору залога в обеспечение кредита.
Б) Утверждены Правила предоставления в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.
В) В 2009 году осуществлено предоставление субсидий авиаперевозчикам, осуществляющим воздушные перевозки пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении по специальному тарифу в период с 15 мая по 31октября 2009 года. По специальному тарифу перевезено 163696 пассажиров на сумму 1,2 млрд. рублей.
В целях продолжения субсидирования в 2010 году Минтрансом России разработан и в установленном порядке представлен в Правительство Российской Федерации соответствующий проект постановления. Проектом предусмотрено расширение сети субсидированных маршрутов в 2010 году, а также предоставление приоритета предприятиям воздушного транспорта, использующим на субсидируемых маршрутах современные самолеты отечественного производства.
Г) В 2009 г. создан действенный механизм дополнительных гарантий по обеспечению прав пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки с перевозчиком, в отношении которого принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта. Для этого в бюджете зарезервировано 5 млрд. рублей. В результате реализации указанного постановления удалось избежать в сентябре – октябре текущего года социальной напряженности в связи с приостановлением действия и последующим аннулированием сертификата эксплуатанта ОАО «КД Авиа».
Д) В целях обеспечения условий по обновлению парка воздушных судов, внесены изменения в Правила возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за самолеты российского производства, от российских лизинговых компаний. Сумма, подлежащая возмещению увеличена до трех четвертей. В 2009 году на этих условиях 7 авиакомпаний получают субсидии по лизингу 25 отечественных самолетов на сумму 634,1 млн. рублей.
В заключение хочу кратко остановится на вопросе оптимизации структуры управления отраслью.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 сентября 2009 г. № 1033 упразднена Росаэронавигация и ее функции распределены между Росавиацией и Ространснадзором. Усиление Росавиации – это поэтапное создание единого федерального органа, регулирующего деятельность гражданской авиации.
В настоящее время структура авиационных властей оптимальна и соответствует требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Это отмечено в итоговом докладе Комиссии ИКАО, которая в сентябре прошлого года проводила комплексную проверку российской авиации.
Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Разрешите поблагодарить Вас за постоянное внимание к решению проблем развития гражданской авиации, особенно при рассмотрении и принятии федерального бюджета, а также активное участие в совершенствовании законодательной базы в этой сфере.