Изображения

Обычная версия

Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил на заседании Президиума Правительства Российской Федерации с докладом «О проектах инвестиционной программы и финансового плана ОАО "Российские железные дороги" на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.»

09 декабря 2009, 21:00

ДОКЛАД
Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина
на заседании Президиума Правительства Российской Федерации

«О проектах инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД» на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов»

10 декабря 2009 г.


Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые члены Правительства!

Вашему вниманию представляется доклад о проектах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на следующий год и ближайший трехлетний период.

Хочу отметить, что данные документы подготовлены в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта, ФЦП «Развитие транспортной системы России до 2015 года» с учетом тенденций в развитии реального сектора экономики Российской Федерации, уровня спроса, загрузки производственных мощностей, товарооборота, потребностей в перевозках грузов.

Прежде чем говорить о прогнозе на 2010 год, считаю необходимым остановиться на итогах 2009 года в целом, как базы для планирования последующих периодов.

Кратко характеризуя итоги работы отрасли за отчетный период, хочу сказать, что наиболее глубокий спад в сфере перевозок наблюдался в конце прошлого – начале нынешнего года. При этом ситуация в отрасли оставалась в течение года достаточно стабильной. Проведенная в течение года индексация железнодорожных тарифов, выделение средств федерального бюджета, проведенная работа по сокращению расходов компании позволит по итогам 2009 года выйти на безубыточный уровень работы.

В текущем году проводился мониторинг финансово-хозяйственной деятельности компании для оценки влияния на ее работу нестабильного экономического фона. С учетом изменившейся конъюнктуры рынка по итогам анализа работы ОАО «РЖД» за первое полугодие были уточнены параметры работы Компании по сравнению с утвержденными ранее. В первую очередь уточнены объемы работы. Ожидаемое снижение погрузки по итогам года составит 15% вместо ранее запланированных 19%. Соответственно изменен показатель грузооборота. Будут обеспечены дополнительные доходные поступления и прибыль, при этом уровень расходов снизится относительно рассмотренного ранее варианта.

При прогнозировании финансовых показателей на ближайший трехлетний период учтены Сценарные условия функционирования экономики и Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, выполненные Минэкономразвития.

Следует отметить положительную динамику прогноза основных показателей, заложенную в финансовом плане. Среднесуточная погрузка в следующем году возрастет к уровню текущего года на 3,7%, увеличится грузооборот. В 2010 году ожидается стабилизация уровня пассажирооборота и преодоление тенденции к его снижению.

С 1 января следующего года предусмотрен рост грузовых железнодорожных тарифов на 9,4%, тарифы на пассажирские перевозки увеличатся в дальнем следовании в регулируемом сегменте (общие и плацкартные вагоны) – на 10%, в дерегулируемом сегменте – на 8%. Рост тарифов в пригородном сообщении составит 12%.

Проектом федерального бюджета на 2010 год предусмотрено выделение более 130 млрд. рублей, в том числе на компенсацию потерь в доходах в связи с государственным регулированием грузовых и пассажирских тарифов, на строительство объектов для проведения олимпийских игр в г. Сочи и другие мероприятия.

Хочу сказать, что в следующем году необходимо также предусмотреть средства федерального бюджета для:

  • реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на железных дорогах в объеме не менее 1 млрд. рублей;

  • компенсации выпадающих доходов ОАО «РЖД» в связи с перевозками новых автомобилей российского производства с Дальнего Востока в размере 500 млн. рублей;

  • продолжения реализации мер государственной поддержки компаний-операторов по приобретению нового железнодорожного подвижного состава российского производства в размере не менее 600 млн. рублей;

  • увеличения уставного капитала российско–монгольского акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога» в размере 3 млрд. рублей.

Для этих целей полагаю возможным использовать неизрасходованные средства на государственную поддержку транспортного комплекса в текущем году. С учетом указанных факторов запланированный на 2010 год рост доходов составит 7,3 %.

Увеличение расходов обусловлено рядом «внешних» факторов, таких как рост тарифов на электрическую энергию, повышение ставки обязательных отчислений на социальные нужды, а также увеличением размеров финансирования затрат по капитальному ремонту основных фондов и увеличением затрат на оплату труда.

При этом в проекте плана учтены реализуемые мероприятия по структурной реформе, в частности, параметры финплана и инвестпрограммы разработаны с учетом образования в 2010 году дочернего общества ОАО «РЖД» - пассажирской компании в сфере дальних пассажирских сообщений.

Таким образом, уже в следующем году значительная часть работы, имеющая социальное значение перейдет от ОАО «РЖД» к дочернему обществу.

Социальный аспект тарифного регулирования пассажирских перевозок является одним из факторов, обусловливающих убыточность данного вида деятельности.

При этом в регулируемом сегменте пассажирских перевозок с 2008 года действует принцип полной компенсации потерь в доходах перевозчика, возникающих в результате тарифного регулирования. Только при безусловном соблюдении данного принципа будет возможно обеспечить безубыточность первого года работы пассажирской компании.

Вместе с тем, размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2010 году на эти цели составляет 28 млрд. рублей, что ниже расчетного уровня на 8 млрд. рублей.

В текущем году такой дефицит был покрыт за счет средств бюджета, неиспользованных ОАО «РЖД» на компенсацию потерь в доходах в связи с тарифным регулированием грузовых перевозок.

По итогам предварительного обсуждения данного вопроса с Минфином России предлагается определить в качестве источника покрытия дефицита средств для полного возмещения потерь в доходах пассажирской компании часть средств, предусмотренных ОАО «РЖД» на компенсацию потерь в доходах по грузовым перевозкам.

Одновременно требует решения вопрос о пересмотре принципов тарифного регулирования перевозок грузобагажа. В настоящее время этот вид деятельности является убыточным для ОАО «РЖД» поскольку тарифы на перевозку грузобагажа, устанавливаемые государством, не покрывают всех расходов. При этом сами услуги фактически являются услугами с повышенным уровнем сервиса, так как предъявляемые к перевозке в качестве грузобагажа товары перевозятся с пассажирской скоростью.

Значительные средства будут также направлены на капитальный ремонт основных фондов.

Хочу отметить, что в проекте финансового плана предусматривалось направить на капитальный ремонт основных фондов 118 млрд. рублей, при этом выполнить программу ремонта пути в объеме 8,5 тысяч км.

В результате состоявшегося в Министерстве транспорта рассмотрения параметров финансового плана компанией принято решение за счет внутреннего перераспределения расходной части финплана увеличить затраты на оздоровление основных фондов с 118 млрд. рублей до 126,6 млрд. рублей.

Таким образом, программа капитального ремонта основных фондов ОАО «РЖД» в следующем году будет увеличена к уровню текущего года на 36% или на 33,2 млрд. рублей. При этом объем капитального ремонта пути составит 10 тыс. км.

Несомненно, это определенный шаг для выполнения необходимых объемов ремонтных работ в целях обеспечения безопасности движения поездов.

Касаясь инвестиционной программы компании на период до 2012 года необходимо отметить следующее.

Общий объем средств, предусмотренный проектом инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» в следующем году на реализацию проектов за счет собственных средств составляет 210,5 млрд. рублей или 94,5 % от уровня текущего года (с учетом «олимпийских» проектов реализуемых за счет собственных источников).  При этом реализация проекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» планируется за счет целевых средств федерального бюджета, получаемых ОАО «РЖД» путем взноса в уставный капитал 60 млрд. рублей.

Необходимо отметить, что параметры инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2011 и 2012 годы сформированы с ростом к планируемому объему инвестиционного бюджета на 2010 год и учитывают только ранее начатые инвестиционные проекты.

В части, касающейся инвестиций в инфраструктуру, необходимо подчеркнуть, что общие параметры инвестиций на обновление и развитие железнодорожной инфраструктуры в 2010 – 2012 годах составят 855,4 млрд. рублей.

В связи с созданием пассажирской компании исключены инвестиционные затраты на приобретение пассажирского подвижного состава.

Важным аспектом проекта финансового плана является продажа пакетов акций дочерних и зависимых обществ. Влияние финансово-экономического кризиса привело к невозможности реализации в текущем году пакета акций по изначально запланированной цене, в связи с чем, с целью недопущения формирования убытков от продажи пакетов акций, принято решение о переносе сроков реализации акций отдельных ДЗО.

В 2010 году предполагается получить доходы от реализации акций ДЗО в размере 12 млрд. рублей. Общий размер предполагаемых доходов компании от реализации пакетов акций ДЗО в период до 2012 года составит 92 млрд. рублей и прибыли 23 млрд. рублей.

В следующем году будет продолжена работа над оптимизацией структуры заемного капитала ОАО «РЖД» как по инструментам, так и по валютам и срокам привлечения.

Компания предполагает избавляться от коротких и одновременно дорогих кредитов, привлеченных в российских банках.

В части новых инструментов привлечения заемных средств делается ставка на рынок рублевых облигаций, которые на сегодняшний день оптимальны с точки зрения сроков заемных ресурсов (от 3 до 7 лет), при этом ставка привлечения ниже стоимости банковских кредитов. Планируется активно использовать возможности нового для внутреннего рынка инструмента – биржевых облигаций.

Для снижения рисков влияния изменений валютных курсов на финансовый результат ОАО «РЖД» планирует сократить долю валютных заимствований к концу 2010 года до 14%.

В целом анализ основных финансовых ковенант позволяет сказать об устойчивом положении компании и ее стабильности.

В текущем году в соответствии с решением прошлогоднего заседания Правительства Российской Федерации были приняты меры по формированию консолидированных финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ.

При составлении консолидированных проектов в расчет принимались прогнозируемые показатели деятельности ОАО «РЖД» и 15 крупнейших «дочек», что позволило отразить 91% выручки холдинга и 98% его активов.

Общий прогнозируемый финансовый результат холдинга в 2010 году составляет 21, 9 млрд. рублей, из которых 4,8 млрд. рублей – прибыль дочерних обществ РЖД.

Инвестиционный бюджет холдинга планируется на уровне 334,7 млрд. рублей, по дочерним обществам – 64 млрд. рублей.

Все выступления и интервью