Состоялась рабочая поездка Министра транспорта РФ Игоря Левитина в Санкт-Петербург. Он принял участие в работе конференции «GlobalPORT – 2009» и расширенном заседании Ученого совета Петербургского государственного университета путей сообщения
01 декабря 2009, 21:00
В своем докладе на конференции GlobalPORT И. Левитин рассказал о подготовке специалистов для транспортного комплекса России. По его словам, в 2006-2008 годы транспортными вузами было подготовлено более 170 тысяч специалистов. Однако, отметил Министр, часть выпускников уходит в другие виды деятельности, при этом не прекращается отток наших высококвалифицированных кадров за рубеж. Наиболее остро складывается ситуация на водном транспорте. Испытывая постоянное давление со стороны иностранных фрахтовых компаний, российские морские перевозчики стремится замещать выбывающих специалистов речниками. Кроме того, в последнее время также усиливается отток летного состава в гражданской авиации.
«Экономический кризис изменил ситуацию и поставил перед нами новую задачу – сохранение имеющегося кадрового потенциала на период временного снижения объемов работ», -- подчеркнул Министр.
С октября 2008 года Минтрансом России осуществляется еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда в транспортном комплексе. За 9 месяцев 2009 года среднесписочная численность работников транспортного комплекса в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 4,3 % и составила 2 500,5 тыс. человек. По предварительной оценке 2009 года, снижение составит около 5% в целом по отрасли. Особая ситуация сложилась в гражданской авиации, где проблемы с занятостью связаны, прежде всего, с реструктуризацией отрасли и заменой типов воздушных судов. Основная часть квалифицированных кадров, в том числе летный состав, трудоустроены в другие авиакомпании и аэропорты.
В настоящее время актуальной является проблема с кадрами, подлежащими переобучению, в связи с технологической и технической модернизацией отрасли. По предложению Минтранса России, в качестве дополнительного мероприятия по снижению напряженности на рынке труда 2010-2011 годах, предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров.
«Это позволит не только трудоустроить данную категорию работников, но и решить проблему дефицита пилотов», -- считает И.Левитин.
Министр отдельно остановился на ситуации с кадрами в дорожном хозяйстве.
По его мнению, меры, предпринятые Правительством РФ, региональными и местными властями, руководителями дорожных организаций, позволили не допустить массового сокращения рабочих мест. По инициативе Минтранса России в региональные программы, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в перечень общественных включены работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог. Это позволило предоставить работу более 127,8 тыс. человек, находящихся под риском увольнения.
Несмотря на кризисные проблемы, необходимо проводить работу, направленную на перспективное развитие кадрового потенциала, считает И.Левитин. В соответствии с прогнозом развития отрасли, к 2012 году рост объемов транспортной работы составит около 10%. При условии повышения производительности труда в среднем на 8 % потребность в кадрах увеличится на 3 %.
«Необходимо уже сегодня работать над мерами, чтобы не допустить возможности возникновения кадрового дефицита, -- сказал Министр. -- При этом мы должны понимать, что дальнейшее развитие транспортного образования во многом зависит от введения инновационных образовательных программ».
Выступая на ученом совета Петербургского государственного университета путей сообщения Министр поздравил коллектив с юбилейной датой - 200-летием со дня основания.
«В течение двух столетий менялись названия учебного заведения, на базе отдельных факультетов образовывались новые вузы. Но ни на один день, даже в тяжелейшие годы революционных и военных испытаний, не прерывалось великое дело служения профессоров и преподавателей института своей Отчизне: они обучали и воспитывали специалистов, призванных трудиться на ниве транспорта и транспортного строительства, в промышленности, во многих других областях народного хозяйства», -- сказал И.Левитин.
Нынешнее наименование - Петербургский государственный университет путей сообщения полностью оправдывает проводимую университетом работу, считает Министр. Ведь именно пути сообщения позволяют сделать самый далёкий уголок страны близким и доступным. Оживление экономики, развитие промышленности возможно только при наличии современных транспортных коммуникаций - именно поэтому их называют "артериями нации". Однако для обеспечения деятельности путей сообщения требуется мощная инфраструктура, в которой заняты инженеры-механики, электротехники, специалисты по компьютерной технике, экономисты, строители, экологи. Эти, и многие другие направления подготовки и обучения специалистов имеются в Петербургском государственном университете путей сообщения.
Министр отметил, что 2009 год является особенным не только для Петербургского университета, но и для транспортной отрасли страны.
«Празднуя 200-летие образования единого органа управления на транспорте нельзя забывать о столь уникальном учебном заведении, чья история насчитывает те же 200 лет», -- подчеркнул Министр.
В этот же день И.Левитин встретился с Губернатором Санкт-Петербурга В.Матвиенко. В ходе встречи были обсуждены вопросы развития транспортной инфраструктуры региона.