Изображения

Обычная версия

доклад «Современные тенденции и перспективы развития транспортного комплекса» Министра транспорта РФ Игоря Левитина

19 ноября 2009, 21:00

Доклад Министра транспорта РФ И.Е.Левитина на пленарном заседании Международного транспортного форума «Транспорт России. Взгляд в будущее»

«Современные тенденции и перспективы развития транспортного комплекса»

г. Москва, Манеж, 20 ноября 2009 г.


Уважаемые коллеги!

В эти праздничные дни мы получаем множество поздравлений с юбилеем.

Мне приятно сообщить, что свои поздравления направили Председатель Совета Федерации Федерального собрания Сергей Михайлович Миронов и председатель Государственной Думы Федерального собрания Борис Вячеславович Грызлов. Которые дали высокую оценку отрасли и поздравили с профессиональным праздником.

Уважаемые участники Форума!

В связи с уникальным географическим масштабом России транспортная отрасль всегда играла государствообразуюшую роль. «Наши государственные границы равняются 18 тысяч верст. Мы граничим с десятью государствами, мы занимаем одну седьмую часть суши. Как же не понять, что при таких обстоятельствах первенствующей, главнейшей нашей задачей являются пути сообщения!?» Эти слова принадлежат выдающемуся государственному деятелю, реформатору – Петру Аркадьевичу Столыпину.

Государственное регулирование транспортной деятельности в России во все времена являлось объективной необходимостью.

Перевозки осуществлялись для:

  • экономического развития государства,

  • обеспечения межгосударственных связей,

  • обороны,

  • дипломатии,

  • связи регионов.

Поэтому государство обеспечивало создание регулярных путей сообщения. Древнерусские летописи сохранили свидетельства об указах по строительству и благоустройству дорог. Как в военных, так и торговых целях.

К шестнадцатому веку в России проложены «комплексные» пути сообщения. Например:

  • сухопутно-водный Беломорский путь.

  • «государева дорога» Москва—Тобольск.

Однако общегосударственного акта по регулированию транспортной деятельности до начала XIX века не существовало. При этом до семнадцатого века нормы транспортного регулирования формировались на основе обычаев торгового оборота.

Несмотря на острую необходимость, к концу восемнадцатого столетия в России для координации изысканий, проектирования, сооружения и эксплуатации путей сообщений не существовало единого органа государственного управления.

Решение о его создании принято в начале девятнадцатого века по результатам представленного императору обстоятельного доклада «Предложения о надежных мерах для учреждения по всей России удобных сообщений на суше и на воде».

На его основе разработан и 20 ноября 1809 года принят Манифест Александра I «Учреждение об управлении водяными и сухопутными сообщениями».

Таким образом, был образован первый в России единый государственный орган управления транспортными коммуникациями.

Одновременно Манифестом учреждался Институт корпуса инженеров путей сообщения: «для образования способных исполнителей учреждается особенный институт, в коем юношеству, желающему посвятить себя сей важной части, открыты будут все источники наук, ей свойственных».

В ранг государственной политики была возведена неразрывность управления и воспитания кадров на транспорте. Так начался отсчет истории отечественного транспортного ведомства и образования.

Транспорт всегда являлся ключевым фактором развития экономики и общества.

В европейских государствах исторически вопросы транспорта относились к компетенции единого ведомства. Кроме этого, как правило, туда входили вопросы строительства, территорий, туризма, энергетики, связи и других общественных работ. То есть всего, что создает мультипликативный эффект. Например, в Италии вопросы транспорта с 1861 года были сосредоточены в Министерстве общественных работ. Во Франции Министерство транспорта появилось в 1870 году как модификация Министерства Общественных работ. В Соединенных Штатах Америки президент Джонсон в прошлом веке, подписывая акт о создании Департамента транспорта, назвал его важнейшим документом в истории развития Америки.

Таким образом, ведущие государства в транспортной политике делают выбор в пользу скоординированного управления и взаимосвязанного развития на базе единого органа регулирования.

По сути, сама отрасль является объединяющей население, страну, мировое сообщество.

Уважаемые коллеги!

Великая роль в развитии транспорта России принадлежит руководителям государства.

Император Николай Первый, например, преодолев скептицизм инженеров о целесообразности строительства железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург – принял волевое решение, издав указ: «Признав за благо даровать отечеству нашему сообщение, устроение которого хотя и сопряжено с значительными расходами, но обещает государству выгоды и соединит обе столицы воедино».

Строительство сообщений между Москвой и Санкт-Петербургом, Транссиба, а также Турксиба и других транспортных артерий стало возможным только благодаря непосредственному «особому попечению», которое оказывали высшие лица государства.

К началу XX века эти линии соединили удаленные на десятки тысяч километров районы России. Они обеспечили, тем самым, сообщение от Европейских границ России до берегов Тихого океана и сыграли значительную роль в дальнейшей истории государства.

Во втором столетии развития транспортного ведомства мы наблюдали несколько различных периодов государственности. В начале XX века ведомство представляло единый орган управления. Затем последовал переход на отраслевую структуру. На этот период пришлись одни из самых драматических событий мировой истории. Транспорт достойно прошел через все испытания.

Бесперебойная работа отрасли обеспечила Великую победу, и последующее восстановление народного хозяйства. К концу столетия века произошли изменения в системе управления – Министерство снова стало единым. Кроме того, произошло разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности.

За это столетие удалось многое создать. проложены тысячи километры дорог и путей, воздвигнуты десятки мостов, созданы необходимые мощности для перевалки в портах, построена единая глубоководная система на внутренних водных путях, развернута сеть аэропортов.

Несмотря на созданное, предстоит большая работа. На это обратил внимание в послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России, Дмитрий Анатольевич Медведев: «Настало время нам, то есть сегодняшним поколениям российского народа, сказать своё слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации».

Как и двести лет назад, и сегодня, и в будущем основная миссия Министерства и всей отрасли – обеспечить единство страны, ее целостность и гармоничное развитие. Мы имеем право на качественный, безопасный транспорт, который отвечает высоким экологическим и потребительским стандартам. Будут разработаны минимальные социальные стандарты транспорта. Это позволит повысить комфорт транспортных услуг. Современный подход к развитию ориентирован на требования пользователя и новейшие разработки.

Очевидно, что с учетом текущего состояния российской науки, поставленная Президентом России комплексная задача модернизации является, чрезвычайно сложной, но, безусловно, решаемой.

Для успешного перехода к инновационной модели предстоит огромная совместная работа. Ее основа и заложена в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

Приоритетами Стратегии являются:

  • Сбалансированность

  • Качество

  • Доступность

  • Интеграция

  • Безопасность и экологичность.

  • Экономичность

  • Опережающее развитие

Новые технологии позволят обеспечить:

  • обновление основных фондов;

  • эффективную работу видов транспорта;

  • улучшение связей между регионами;

  • межгосударственную интеграцию.

Деятельность по внедрению новаций направлена на:

  • развитие логистики;

  • производства новых и современных средств перемещения;
  • создание инфраструктуры;
  • управление с использованием навигационных технологий ГЛОНАСС и электронных услуг.

Организации, заинтересованные в инвестициях и внедрении новых технологий, станут своеобразным «полигоном» для новых разработок.

Сегодня очевидно, что транспортный комплекс является основным потребителем инновационной продукции, и призван стать локомотивом роста национальной экономики.

Все выступления и интервью