И.о. Министра транспорта РФ Игорь Левитин выступил на заседании Правительства РФ с докладом на тему «О комплексе мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон»
19 сентября 2007, 20:00
Доклад И.о. Министра транспорта Российской
Федерации И.Е. Левитина
на заседании Правительства Российской Федерации
20 сентября 2007 года
«О комплексе мер, направленных на развитие морских портов и портовых особых экономических зон»
Уважаемый Виктор Алексеевич!
Уважаемые члены Правительства!
Морские порты являются одним из ключевых элементов транспортного комплекса, обеспечивают связь различных видов транспорта, с их участием осуществляется 60 % внешнеторгового грузооборота России.
За период 2000-2006 годы объем перегрузки грузов в 62-х портах страны увеличился в 2 раза, достигнув 421 млн. тонн, превысив суммарный перегрузки грузов всех портов Советского Союза. Доля перевалки российских грузов в портах сопредельных стран снизилась с 27 % в 2000 году до 20,8 % в 2006 году.
Президент России на совместном заседании Президиума Государственного Совета и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации 2 мая 2007 г. в Мурманске особо отметил необходимость дальнейшего роста производственных мощностей отечественных морских портов и необходимость повышения их конкурентоспособности по сравнению с портами сопредельных государств. Правительству поручено разработать и реализовать Комплекс мер по развитию портов и портовых особых экономических зон.
Минтранс России при разработке проекта Комплекса мер исходил из анализа существующих недостатков и рисков, влияющих на их развитие, и имеющихся потенциальных возможностей российских портов.
К недостаткам в развитии российских портов можно отнести:
-
особенности климатического и географического положения портов (ледовая обстановка, мелководные акватории, протяженные подходные каналы);
-
отсутствие принятых в мировой практике налоговых и таможенных преференций, в том числе для создания портовых особых экономических зон;
-
неразвитость логистической припортовой инфраструктуры и железнодорожных и автомобильных подходов к портам;
-
несоответствие режима и процедур работы пунктов пропуска мировой практике;
-
недостаточная нормативно-правовая база, особенно в вопросах земельных и имущественных отношений;
-
повышенная нагрузка на окружающую среду.
Указанное можно продемонстрировать следующими примерами.
Российские порты были построены в 60-70 годах прошлого века и не удовлетворяют современным требованиям в части глубин у причалов и на портовых акваториях.
Половина портов (31) - мелководные и могут обрабатывать суда грузоподъемностью до 10 тыс. тонн. Портов, которые могут принимать современные суда дедвейтом свыше 50 тыс. тонн, всего 10. (В СССР таких портов было 9, в том числе в РСФСР - 5). Суда дедвейтом свыше 150 тысяч тонн может принимать только один порт – Мурманск.
Большинство российских портов расположены в замерзающих морях. Незамерзающими внешнеторговыми портами являются лишь Калининград, Новороссийск, Туапсе, Мурманск и порты Южного Приморья. Остальные требуют ледовой проводки судов от 2 до 6 месяцев в году.
Все затраты на дноуглубление для поддержания габаритов глубин и содержание ледоколов, в виде ледокольного и канального сборов, возмещаются судовладельцами.
Принятые технологии осуществления проверок контрольными службами в пунктах пропуска через государственную границу существенным образом сказываются на сроках обработки грузов в портах.
Снижает конкурентоспособность отечественных портов несовершенство законодательной базы по портовой деятельности, земельным и имущественным отношениям в портах. Значительная часть портов расположена в черте городов и не имеет перспектив для развития.
На конкурентоспособность наших портов влияет также налоговая нагрузка. Частично указанный вопрос будет урегулирован в связи с принятием закона о портовых особых экономических зонах.
В силу названных причин часть российских внешнеторговых грузов, в первую очередь импортных и навалочных, перегружается в портах сопредельных государств. По отдельным видам грузов, на отдельных бассейнах доля зарубежных портов весьма значительна. Наглядный пример такой ситуации портовая переработка экспортного угля.
Существенным образом на конкурентоспособность российских портов повлияет предстоящий рост железнодорожных тарифов в направлении портов в связи со вступлением России в ВТО.
К преимуществам и возможностям для развития портов можно отнести:
-
развитие экономики страны и рост экспортно-импортных перевозок;
-
существенный потенциал для развития транзитных перевозок;
-
готовность портового бизнеса вкладывать значительные средства в развитие терминальных мощностей;
-
наличие высококвалифицированных кадров и сложившейся системы образования;
-
создание судостроительного холдинга, который обеспечит в перспективе конкурентоспособность российского флота;
-
наличие Российского международного реестра судов.
Для реализации этих преимуществ и возможностей Минтрансом России разработан Комплекс мер, включающий три направления деятельности:
-
совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности;
-
развитие инфраструктуры;
-
совершенствование системы управления.
Ключевыми элементами обеспечения нормативно правового регулирования деятельности в морских портах являются принятые Государственной думой в первом чтении проекты законов «О морских портах в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в части создания портовых особых экономических зон).
В развитие этих законов необходимо разработать и принять более 60 решений Правительства (в том числе решения о границах портов).
Существенное значение с точки зрения развития морских портов и повышения их конкурентоспособности имеют следующие положения проекта закона «О морских портах в Российской Федерации»:
-
устанавливаются полномочия Правительства и федеральных органов исполнительной власти по установлению и изменению границ морского порта, принятию решения о строительстве морских портов, их открытию для оказания услуг;
-
предусматривается единая структура портовых властей во главе с капитаном порта;
-
определяется правовой статус земельных участков в морском порту, включая отнесение земель к категории земель транспорта;
-
определяется исчерпывающий перечень объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности и объектов, не подлежащих отчуждению в частную собственность.
Существенным фактором повышения конкурентоспособности российских морских портов является создание в них портовых особых экономических зон. Портовые особые экономические зоны позволят привлечь дополнительные инвестиции в развитие высокотехнологичной портовой инфраструктуры и реализовать логистические принципы организации доставки грузов. Налоговые льготы, применяемые в портовых особых зонах, будут способствовать повышению конкурентоспособности российских портов.
Учитывая, что порты являются важными элементами международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации, через портовые особые зоны можно будет осуществлять перевозки и распределение транзитных грузов.
Разработанный Комплекс мер предусматривает реализацию положений указанных законов в кратчайшие сроки после их принятия.
Второе основное направление Комплекса мер предусматривает развитие инфраструктуры морских портов.
Министерство в настоящее время заканчивает подготовку и согласование изменений в действующую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» с целью ее завершения в 2009 году.
Проект новой федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в Правительство Российской Федерации в ноябре 2007 года.
В настоящее время организована разработка инвестиционных программ развития российских портов. По мнению Министерства средства федерального бюджета должны обеспечить ускоренное развитие портов, обеспечивающих основной прирост перегрузки экспорто-импортных и транзитных грузов и компенсировать указанные выше недостатки российских портов. При этом будет обеспечено как создание соответствующих объектов инфраструктуры, так решена задача уменьшения инвестиционной составляющей в портовых сборах.
Мероприятия Комплекса мер, направленные на совершенствование системы управления морскими портами включают ряд практических мер по реализации закона «О морских портах в Российской Федерации», прежде всего, в части земельных и имущественных отношений.
В настоящее время на балансе ФГУП «Росморпорт» находится более 1500 объектов недвижимого имущества (включая 521 причал с общей протяженностью около 80 километров) общей стоимостью более 27 млрд. рублей.
Министерство в соответствии поручением Президента включило в Комплекс мер вопросы развития образовательных учреждений для морских портов, включая вопросы финансирования, нормативно-правового обеспечения подготовки, переподготовки и закрепления кадров.
Позвольте кратко остановиться на вопросах развития крупнейших портов.
Портами Северо-Западного бассейна в 2006 году перегружено 192 млн. тонн грузов. Основными видами грузов являются нефть и нефтепродукты – более 60 %, уголь более 10 %.
Министерство считает приоритетными портами бассейна Мурманск, Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Калининград. Развитие указанных портов должно обеспечить к 2015 году увеличение грузооборота до 314 млн. тонн (рост к 2006 году – 60 %).
Основное развитие порта Мурманск предусматривается на Западном берегу Кольского залива, где планируется построить угольный терминал мощностью 15 млн. тонн в год, причалы для контейнеров, генеральных грузов мощностью 3 млн. тонн в год, нефтеперегрузочный комплекс мощностью 25-35 млн. тонн.
Порт Усть–Луга является ключевым объектом развития портов Западного региона России.
В настоящее время осуществляется корректировка Генеральной схемы развития порта Усть-Луга с доведением к 2015 году мощностей порта до 125 млн. тонн, в том числе 85 млн. тонн сухих и около 40 млн. тонн наливных грузов. Развитие порта Усть-Луга обеспечит реализацию мер по переключению экспорта российских внешнеторговых грузов из портов соседних стран в российские порты. Кроме того, предлагается реализовать вариант расширения Балтийской трубопроводной системы.
Развитие порта Балтийск предполагается осуществлять путем строительства современных перегрузочных комплексов на побережье Приморской бухты, где предусмотрено строительство контейнерного терминала мощностью до 3,5 млн. контейнеров и терминала накатных грузов мощностью 1 млн. тонн. Это будет первый в Калининградской области глубоководный порт, куда смогут заходить суда с большим водоизмещением, что обеспечит конкурентоспособность порта по отношению к прибалтийским портам.
Портами Южного бассейна в 2006 году переработано 160 млн. тонн грузов. Основными видами грузов являются нефть и нефтепродукты – более 70 %.
Министерство считает приоритетными портами бассейна Новороссийск, Тамань, Кавказ. Развитие указанных портов должно обеспечить к 2015 году увеличение грузооборота до 230 млн. тонн (рост к 2006 году – 45 %).
Порт Новороссийск является самым крупным по объему грузопереработки в России. В настоящее время разрабатывается инвестиционный проект «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла».
Реализация проекта позволит существенно повысить пропускную способность железной дороги, сбалансировать по пропускной способности производственные мощности морского, железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства Новороссийского транспортного узла, внедрить современные технологии обработки грузов на специализированных терминалах.
Портами Дальневосточного бассейна в 2006 году перегружено 70 млн. тонн грузов. Основными видами грузов являются уголь – 28 %, нефть и нефтепродукты – более 25 %.
Министерство считает приоритетными портами бассейна Восточный, Ванино, Козьмино, Пригородное (о. Сахалин), Петропавловск-Камчатский. Развитие указанных портов должно обеспечить к 2015 году увеличение грузооборота до 145 млн. тонн (рост к 2006 году – в 2 раза).
Развитие транспортного узла Восточный - Находка в Приморском крае решает важную задачу повышения конкурентоспособности Транссибирской магистрали. Порт Восточный благодаря выгодному географическому положению, удобной акватории имеет значительный потенциал роста. Проектом предусмотрено развитие объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, направленных на повышение эффективности системы мультимодальных перевозок экспортно-импортных грузов.
Особое внимание в действующей и разрабатываемой федеральных целевых программах уделено строительству контейнерных терминалов. Сегодня уровень контейнеризации российских грузов значительно ниже, чем за рубежом. Необходимо в короткий срок преодолеть, или хотя бы сократить до минимума этот разрыв. Проект программы содержит предложения о доведении производственной мощности контейнерных терминалов в Усть-Луге до 3,5 млн. контейнеров в год, в Балтийске (Калининградская обл.) - 3,5 млн. контейнеров в год, в Новороссийске - 2 млн. контейнеров в год, в Восточном - 5 млн. контейнеров в год.
Развитие морских портов невозможно без соответствующего развития железнодорожной и автодорожной инфраструктуры на подходах к крупнейшим портам.
В настоящее время основные расходы по развитию железнодорожных подходов к портам несет ОАО «РЖД», уровень тарифов для которого регулирует Правительство. Предлагается часть расходов осуществлять за счет средств федерального бюджета и использования механизм государственно-частного партнерства. К настоящему времени подготовлены проекты строительства за счет средств Инвестиционного фонда Кузнецовского тоннеля, который существенным образом улучшит ситуацию при перевозках грузов в порт Ванино, а также организации скоростного пассажирского движения на направлении Санкт-Петербург – Бусловская (Хельсинки) с выносом грузового движения на направление Ручьи – Каменногорск – Выборг.
Одобренная на заседании Правительства «Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года» включает указанные мероприятия.
Министерством запланированы мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог в направлении основных морских портов (Мурманск, Усть-Луга, Санкт-Петербург, порты Черного моря, в том числе Новороссийск, порты Каспийского моря, порты Приморья, включая Владивосток, Ванино).
Кроме того, с государственной поддержкой из Инвестиционного фонда Российской Федерации предусмотрено осуществить строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, соединяющего Большой морской порт Санкт-Петербурга с Кольцевой автомобильной дорогой.
В проект федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в качестве отдельной задачи намечено включить строительство и реконструкцию автодорожных подходов к морским и речным портам, аэропортам, крупным транспортным узлам, направленную на расширение пропускной способности действующих морских портов, расположенных в зоне плотной застройки городов и не имеющих территориальных ресурсов для дальнейшего развития. Существенные затраты на обеспечение автодорожных подъездов к морским портам предусмотрены в федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».
С учетом интенсификации перевозок грузов через российские порты особое значение приобретает обеспечение безопасности мореплавания на подходах к портам и в зоне ответственности Российской Федерации. Реализация указанной задачи требует создание современных информационных систем обеспечения безопасности мореплавания и строительства ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флота.
В проекте программы предусмотрено строительство новых и реконструкция действующих объектов систем управления движением судов, Глобальной морской системы связи при бедствии, станций приёма и обработки информации Международной системы поиска и спасения «КОСПАС-САРСАТ».
Проект программы предусматривает строительство более 70 судов государственного флота специального назначения.
В части развития инфраструктуры пунктов пропуска в морских портах также полагаем необходимым увеличить объемы финансирования данных расходов в рамках ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)» с включением в нее всех ныне функционирующих пунктов пропуска.
Осуществление Комплекса мер обеспечит:
1. Повышение качества предоставляемых в морских портах услуг по сравнению с портами сопредельных государств по стоимости и временным параметрам;
2. Создание условий для дальнейшего динамичного развития, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности;
3. Обеспечение охраны жизни и здоровья людей, защиты окружающей среды и безопасности мореплавания.
За основу при разработке Комплекса мер приняты:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года;
Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года.
Президент Российской Федерации поручил Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации осуществлять координацию деятельности по развитию российских морских портов.
Вопросы развития морских портов были рассмотрены на заседаниях Морской коллегии:
Северо-Западного бассейна – 2 мая 2007 года в Мурманске;
Южного бассейна – 11 июля 2007 года в Новороссийске;
Дальневосточного бассейна – запланировано на конец сентября 2007 года в г. Находка.
Комплекс мер обсужден с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Получены положительные заключения Минэкономразвития России, Минфина России, ФСБ России, ФТС России, Минобороны России, Минрегиона России, ФСТ России. Имеющиеся замечания будут учтены в установленном порядке.