Конференция «Инвестиционная привлекательность морского и речного транспорта Российской Федерации»
18 ноября 2009, 21:00
19 ноября 2009 г. в рамках Международного транспортного форума «Транспорт России: становление, развитие, перспективы» состоялась конференция «Инвестиционная привлекательность морского и речного транспорта Российской Федерации»
В работе конференции приняли участие Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Алексей Клявин.
Открывая конференцию, А. Давыденко поздравил присутствующих со знаменательной датой – 200-летием транспортного ведомства и образования на транспорте. В своем выступлении он отметил важность морского и речного транспорта для транспортного комплекса страны и остановился на наиболее перспективных проектах в этой области.
Российские морские порты в Северо-Западном, Южном и Дальневосточном бассейнах являются ключевыми элементами транспортной системы России и входными пунктами сети панъевропейских и евроазиатских международных транспортных коридоров. В 2008 году в морских портах России было переработано 454,6 млн. тонн грузов, что в 2 раза превышает объем грузопереработки в 2000 году. Такие результаты достигнуты за счет строительства новых терминалов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
Правительство Российской Федерации уделяется большое внимание дальнейшему увеличению производственных мощностей морских портов, что отражено в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 г.г.)».
Основной импульс развития получат порты, расположенные на традиционных направлениях перевозок грузов, в том числе на направлениях международных транспортных коридоров (МТК) «Север-Юг», «Запад-Восток». Также будет развиваться Северный морской путь, что связано, прежде всего, с добычей углеводородного сырья в северных регионах. Если говорить в целом о СМП необходимо отметить порты Архангельск, Варандей. Планируется модернизировать основные порты на трассе Севморпути и Восточной Европы: Тикси, Певек, Анадырь и др. Будут также развивать портовые терминалы на Ямале и Обско-Тазовской губе.
В обслуживании всех трех МТК будет задействован морской порт Мурманск - глубоководный, расположенный в незамерзающем Кольском заливе.
Ключевым объектом развития России на Балтике является порт Усть-Луга. Строительство порта осуществляется с использованием механизма государственно-частного партнерства в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)». Перспективный грузооборот терминалов порта составит 170 млн. тонн. Развитие получат терминалы для перевалки контейнеров, нефти и нефтепродуктов, химических грузов, угля, серы, леса, обработки накатной техники, автомобильных и железнодорожных паромов, на линии, связывающей Калининградскую область и порт Засниц в Германии. Планируется принимать суда водоизмещением до 150 тыс. тонн.
Крупнейшими портами Северо-Западного бассейна являются также Приморск и Большой порт Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге реализуется проект строительства специализированного пассажирского порта Санкт-Петербург, рассчитанного на обслуживание около 4 млн. пассажиров и 718 тыс. легковых автомобилей в год. За навигацию 2009 года к первому пусковому комплексу было осуществлено 113 судозаходов.
Перспективы развития порта Калининград связаны со строительством глубоководного портового комплекса в Калининградском заливе. Минтрансом России согласовано место строительства – в северо-восточной части полуострова Бальгб. В настоящее время разрабатывается техническое задание на строительство и ведется детальная проработка специализации терминалов и перспективной грузовой базы.
Самым крупным на Юге России является порт Новороссийск. Планируется в целом развитие Новороссийского транспортного узла с усилением железнодорожных и автомобильных подходов. Также планируется расширение контейнерных терминалов порта и увеличение их пропускной способности к 2015 году до 2,5 млн. тонн.
Развитие морского порта Сочи в рамках «Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» позволит к 2014 году создать на Черноморском побережье Юга России Международный центр морских пассажирских и круизных перевозок, обслуживающий современные круизные и паромные суда.
Перспективным проектом реализации транзитного потенциала и обеспечения перевозок внешнеторговых грузов на Черноморском побережье России станет морской порт Тамань. В настоящее время Минтрансом России осуществляется разработка обоснования инвестиций по развитию нового грузового района порта.
Морской порт Кавказ в Керченском проливе имеет хорошие перспективы стать ключевым портом на Черном море, обслуживающим железнодорожные и автомобильные паромы. Уже сегодня налажено паромное сообщение с портами Украины, Грузии и Болгарии. В перспективе планируется открытие паромной линии с Турцией.
Большое значение для развития коридора «Север-Юг» имеет развитие морского порта Оля, которое также осуществляется по схеме ГЧП. Реализация предложенных мероприятий позволит создать современный морской порт-хаб, пропускной способностью до 8 млн. тонн в год, куда в дальнейшем планируется переключить грузопотоки из мелких терминалов порта в Астрахани. Сейчас порт перерабатывает около 1 млн.тонн груза в год. Развитие морского порта Махачкала предусматривает увеличение грузооборота порта до 15 млн. тонн в год (в основном это нефтеналивные грузы) и рассматривается в неразрывной связи с портом Оля.
Необходимо отметить порт Ростов-на-Дону, где предусмотрено создание мультимодального универсального транспортно-логистического узла "Ростовский универсальный порт". Реализовывать проект предполагается в несколько этапов и на условиях ГЧП. Проектная пропускная способность планируется в объеме 16 млн. тонн грузов в год.
Через Дальневосточные российские порты проходит более 95% всех грузопотоков Дальнего Востока. Порты Приморья и порт Ванино имеют прямой выход на Транссибирскую магистраль и Байкало-Амурскую магистраль, образуя вместе с припортовыми железнодорожными станциями мощные транспортные узлы. В этой связи основной задачей на Дальнем Востоке является развитие транзитного мультимодального сервиса в рамках коридора «Запад-Восток».
Наиболее динамичными проектами развития морской инфраструктуры на Дальнем Востоке станут морские порты: Владивосток, Восточный, Находка, Ванино.
Создание портовой особой экономической зоны в морском порту Советская Гавань также может способствовать дополнительной загрузке коридора «Запад-Восток».
Нельзя не отметить отрытые в рамках проектов освоения шельфа Сахалина морской нефтеналивной терминал в порту Де-Кастри в Хабаровском крае и новый порт Пригородное на о. Сахалин, который технологически связан с современным припортовым заводом по сжижению природного газа, а также с системой нефтепроводов.
По мнению А. Давыденко, успешная реализация всех вышеперечисленных планов позволит повысить конкурентоспособность российских портов и реализовать транзитный потенциал Российской Федерации, а в целом обеспечить потребность экономики страны в перевозках грузов.
А. Давыденко также считает, что у России есть все шансы укрепить свое положение на рынке и выйти в лидеры в строительстве ледокольного флота нового поколения, современных многофункциональных аварийно-спасательных судов, мелкосидящих судов класса река-море, а также другого флота, оснащенного сложным судовым оборудованием с качественно новыми эксплуатационными характеристиками.
Основными инструментами реализации намеченных планов в области судостроения должны стать Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» и «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы». Определяющим станет размещение заказов на отечественной судостроительной базе.
Совокупная потребность в продукции судостроения в среднесрочной перспективе может составить сумму около 200 млрд. рублей. По словам А. Давыденко, для поддержки судовладельцев и судостроителей, помимо льготного кредитования и увеличения объемов государственного заказа необходимо решить вопросы предоставления государственных гарантий по экспортным контрактам, реализацию лизинговой программы строительства судов и долгосрочного (до 10-15 лет) кредитования отечественных судовладельцев, заказывающих суда на российских верфях.
А. Давыденко отметил, что для реализации потенциала внутреннего водного транспорта необходимо устранение участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы Европейской части России, проведение реконструкции гидротехнических сооружений, обеспечение инвестиционной привлекательности.
Важнейшей задачей на речном транспорте является реформирование системы управления внутренними водными путями Российской Федерации, концепция которого была одобрена на заседании Правительства Российской Федерации и утверждена Министерством транспорта Российской Федерации, со следующими сроками реализации: 1 этап – 2009-2011, 2 этап – 2012-2015 годы.
Стратегической целью Концепции реформирования является формирование до 2016 года системы управления внутренними водными путями, позволяющей обеспечить эффективную государственную систему обеспечения безопасности судоходства, коммерческую и инвестиционную привлекательность инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включая речные порты, в том числе на основе государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций.
С целью повышения эффективности управления морским и речным транспортом разрабатывается и создается Единая автоматизированная информационно-управляющая система Росморречфлота (АСУ «МоРе»), которая станет сегментом автоматизированной системы управления транспортным комплексом Российской Федерации (АСУ ТК РФ).
В заключение А. Давыденко подчеркнул, что реализация всех намеченных планов невозможна без достаточного развития отраслевой науки и образования. ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» уделяется большое внимание модернизации высших учебных заведений морского и внутреннего водного транспорта с целью подготовки кадров высокой квалификации, способных создать для отрасли новейшие технологии.
«Наш приоритет – это производство (а в перспективе – и экспорт) знаний и новых технологий», - сказал А. Давыденко.
По мнению директора Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса России Алексея Клявина, безопасность судоходства - залог инвестиционной привлекательности водного транспорта. Морской транспорт является самым интернациональным видом транспорта, как в силу географических особенностей его использования, так и в силу особенностей международного правового регулирования его деятельности. Международная система права устанавливает практически полную свободу владельца судна в выборе юрисдикции для судна, предоставляя право зарегистрировать его под любым флагом. При этом морской транспорт занимает доминирующее положение в перевозках грузов мировой торговли, и его доля составляет до 90%.
Международная морская организация (ИМО), одно из специализированных учреждений системы ООН, обеспечивает регулирование вопросов безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов на глобальном уровне, разрабатывая международные конвенции.
Одним из важнейших элементов в обеспечении выполнения требований международных морских конвенций является система добровольного аудита стран-членов ИМО. Хотя на сегодняшний день система аудита и является добровольной, прохождение проверки дает определенные преференции государствам и наоборот те страны, которые проверку не прошли, могут столкнуться с большими сложностями. Так в Европе принято решение о более частой проверке судов, плавающих под флагами государств, не прошедших добровольный аудит ИМО. Это решение начнет действовать с 2011 года. Ожидается, что в начале декабря 2009 года ИМО примет решение о переводе системы аудита из добровольного статуса в обязательный.
А. Клявин проинформировал участников конференции, что октябре текущего года Российская Федерация прошла добровольный аудит Международной морской организации. В настоящее время подводятся итоги, которые будут утверждены Генеральным секретарем ИМО в соответствии с процедурой несколько позднее. По его словам, проведена колоссальная работа, которая позволила провести ревизию нормативной базы и в ряде случаев переосмыслить подходы. Вопрос будет доложен на очередном заседании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации в декабре текущего года.
Директор Департамента подчеркнул, что для российского морского флота, имеющего средний возраст судов более 25 лет, повышение конкурентоспособности через обеспечение безопасности мореплавания является ключевой задачей. Со стороны государства предпринят целый ряд мер по обеспечению выполнения международных требований, что позволило значительно уменьшить количество претензий со стороны иностранных государств к состоянию российских судов. Законом о российском международном реестре судов созданы условия для привлечения под российский флаг именно новых судов. «Мы не в полной мере удовлетворены его состоянием сегодня, но можем отметить тенденцию к уменьшению возраста судов в реестре с одновременным увеличением размеров этих судов. Однако меры государственного воздействия не могут кардинально решить проблему плохого технического состояния судов и их старения», - сказал он. Учитывая тенденции в глобальном регулировании морского транспорта можно сделать вывод, что в ближайшем будущем продолжится политика вытеснения из судоходства субстандартных и старых судов, а также судовладельцев, не обеспечивающих поддержание своего флота в надлежащем техническом состоянии и строительство новых судов.
Внутренний водный транспорт в большей степени регулируется национальным законодательством. Но и здесь международное влияние достаточно велико. Правительством Российской Федерации одобрен комплекс мер по открытию российских рек для международного судоходства. Это потребует, в том числе, приведения российских правил плавания и требований к речным судам в соответствие с общепринятыми европейскими правилами и нормами.
В заключение А. Клявин отметил, что судоходство, оставаясь самым экономичным видом транспорта и кровеносной системой международного экономического развития, в обозримой перспективе будет развиваться по пути инновационного развития с приоритетным вниманием обеспечению безопасности в широком смысле слова.
«Тот, кто экономит на безопасности, в конечном счете проиграет и не окупит своих инвестиций», - сказал А. Клявин.