Изображения

Обычная версия

Конференция «Механизмы повышения качества обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте»

18 ноября 2009, 21:00

19 ноября 2009 г. в рамках Международного транспортного форума «Транспорт России: становление, развитие, перспективы» состоялась конференция «Механизмы повышения качества обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте».

В работе конференции принял участие заместитель Министра транспорта РФ Андрей Недосеков. Открывая конференцию, он отметил, что 40% всех перевозок пассажиров осуществляется железнодорожным транспортом. Несмотря на то, что железные дороги являются наиболее безопасным и стабильным видом транспорта, качество услуг которого в последнее время значительно возросло, пассажирский железнодорожный комплекс менее гибко реагирует на вызовы рыночной экономики по сравнению с воздушным и автомобильным транспортом.

В качестве одного из центральных мероприятий в сфере структурных преобразований пассажирского комплекса Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте и Целевой моделью рынка рассматривается обособление деятельности по перевозкам пассажиров в дальнем следовании путем создания пассажирской компании - дочернего общества ОАО «РЖД». Создание компании запланировано на декабрь 2009 года. Начало хозяйственной деятельности предусматривается с апреля 2010 года, что связано с необходимостью завершения всех подготовительных мероприятий.

На данном этапе основным препятствием для привлечения частного бизнеса в пассажирский сегмент работы является убыточность этого вида деятельности. До структурных преобразований убытки покрывались за счет перекрестного субсидирования, сейчас и в дальнейшем в сегменте дальнего сообщения перекрестного субсидирования не будет – это одно из условий обособления данного вида деятельности.

Созданный в ходе реформы механизм государственного субсидирования позволяет за счет государства покрывать потери в доходах перевозчика по выполнению перевозок по регулируемым тарифам. Однако при отсутствии четкого понимания прогнозируемой потребности населения в перевозках и соответственно объема пассажирской работы перевозчик вынужденно будет выполнять «лишние» объемы работы, а государство нести расходы по субсидированию этих объемов. Ни о каком развитии пассажирского комплекса в такой ситуации не может идти и речи. Естественно, что такие перспективы не столь заманчивы для частного бизнеса и развитие конкурентных отношений ставится под вопрос. Следовательно, и стимулы к повышению уровня обслуживания не появляются. С другой стороны отказаться от выполнения социальных перевозок по регулируемым тарифам в пользу развития конкуренции также нельзя, поскольку конкуренция является лишь средством повышения уровня обслуживания, а не самостоятельной целью.

А. Недосеков обратил внимание на необходимость формирования принципиально нового подхода к организации пассажирских перевозок в регулируемом сегменте на основе принципа государственного заказа. Минтрансом России подготовлена концепция федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации». Основная цель Концепции заключается в формировании новой модели организации транспортного обслуживания населения во всех видах пассажирского сообщения.

Будущий законодательный акт будет направлен на обеспечение доступности услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования на маршрутах дальнего, пригородного и межрегионального сообщений.

В основу государственного заказа будет положен принцип предоставления гарантированного объема услуг по перевозке пассажиров на условиях, определяемых государством с учетом фактических потребностей населения в перевозках, уровня потребительских цен и платежеспособного спроса. За пределами государственного заказа будет работать рыночная (нерегулируемая) система тарифообразования. Замминистра отметил, что работа по системе государственного заказа для России вопрос новый, вполне возможно дискуссионный. Уверен, что обсуждение его в рамках круглого стола позволит понять проблемные аспекты концепции и найти взвешенные пути их решения, отметил он.

Все выступления и интервью