Изображения

Обычная версия

Доклад Министра транспорта РФ Игоря Левитина на заседании Правительства Российской Федерации «О развитии транспортной системы России на период 2010 – 2015 годов»

23 апреля 2008, 20:00

Доклад Министра транспорта РФ
ИГОРЯ ЛЕВИТИНА
на заседании Правительства Российской Федерации
24 апреля 2008г.

«О развитии транспортной системы России на период 2010 – 2015 годов»


Уважаемый Виктор Алексеевич,

уважаемые члены Правительства, коллеги!

Развитие транспортной системы Российской Федерации в период с 2010 по 2015 годы будет осуществляться в полном соответствии с основным стратегическим документом транспортной отрасли – Транспортной стратегией Российской Федерации до 2020 года. Стратегия прошла широкое обсуждение, была одобрена Правительством Российской Федерации и утверждена приказом Минтранса России в 2005 году. В настоящее время Минтранс России завершает формирование Транспортной стратегии Российской Федерации с горизонтом планирования до 2030 года.

В этом документе впервые нашел отражение важнейший принцип поступательного перехода от этапа модернизации к этапу развития транспортной отрасли как единого комплекса.

Напомню, что до недавнего времени транспортная политика государства реализовывалась исключительно на основе отраслевых подходов, что неизбежно привело к созданию дисбаланса в развитии отдельных подотраслей транспорта и неравномерности развития субъектов Российской Федерации.

На первом этапе реализации Транспортной стратегии основной задачей было не допустить в условиях недостаточного финансирования существенного ухудшения состояния транспортной системы страны, ее деградации и в целом обеспечить потребности экономики в транспортных услугах в этот период, а также создать предпосылки для развития.

Основным инструментом выполнения задач Стратегии развития является Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы на период 2002-2010 годы».

Ее реализация позволила остановить спад пассажирооборота, обеспечить рост транспортной подвижности населения, достичь ожидаемого роста прогнозного совокупного грузооборота по всем видам транспорта на 40 процентов.

Хочу отметить, что грузооборот в российских портах в 2007 году превысил максимальный уровень времен Советского Союза.

Значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней торговле, доля отечественных перевозчиков в освоении российской грузовой базы автоперевозок достигла 40 %, против 18 процентов в 2002 году.

Был реализован ряд важнейших инфраструктурных проектов.

В этот период были завершены все долгострои отрасли и создана современная нормативно - правововая база. Особенно прорывным в законодательном обеспечении транспортной политики стал 2007 год. Принято более десяти федеральных законов, среди которых «О транспортной безопасности», «О морских портах», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» и другие, что, безусловно, послужит базой для дальнейшего развития отрасли.

Тем не менее, ряд системных задач, прежде всего, по причине недостаточного финансирования, не мог быть решен в этих условиях.

К таким задачам мы относим:

  • Региональную неравномерность развития транспортной инфраструктуры;

  • Инфраструктурные ограничения роста;

  • Нарастающий износ основных фондов.

  • Низкая доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры

Остановлюсь более подробно на каждой из этих задач.

Первое. Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства страны и использование конкурентных преимуществ регионов.

Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства страны и использование конкурентных преимуществ регионов.

Сорок тысяч населенных пунктов, где проживает более 3 млн. человек, не обеспечены постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам, имеющим твердое покрытие.

Пять субъектов Российской Федерации не имеют транспортного железнодорожного сообщения.

Из-за отсутствия железных дорог не осваиваются 23 крупные разведанные месторождения полезных ископаемых.

В 14 регионах, где авиация зачастую является основным и единственным круглогодичным видом транспорта происходит сокращение аэродромной сети.

С 1992 года количество аэропортов сократилось почти на тысячу единиц с 1302 до 330. Следует отметить, что за период реализации программы - с 2002 по 2007 год сеть аэропортов сократилась только на 100 единиц с четырехсот пятидесяти одного до трехсот пятидесяти одного.

Второе. Следующей нерешенной задачей является наличие существенных инфраструктурных ограничений.

Следующей нерешенной задачей является наличие существенных инфраструктурных ограничений.

Лимитирующие участки существуют на 30% протяженности основных грузообразующих железнодорожных линий.

При сохранении существующих темпов развития железнодорожной инфраструктуры протяженность лимитирующих участков к 2015 году может возрасти до 50%.

На внутренних водных путях протяженность лимитирующих участков Единой глубоководной системы Европейской части России составляет 75%.

Уровень развития автомобильных дорог отстает от уровня автомобилизации в 5 раз, что негативно сказывается на организации дорожного движения.

29% протяженности дорог федерального значения работают в режиме перегрузки. Это является одним из факторов низкой конкурентоспособности транспортных коридоров.

По оценкам экспертов, потери Российской Федерации, обусловленные низкой пропускной способностью автомобильных дорог, составляют 3 процента от валового внутреннего продукта, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского Союза.

Особенно сложная ситуация сложилась в Московском транспортном узле, где почти 60% транспортной сети работает в режиме перегрузки. В настоящее время около 80% протяженности магистральных дорог и транспортных узлов города Москвы, особенно в центральной части, полностью исчерпали пропускную способность.

Нехватка сети магистральных улиц в пределах городской черты составляет порядка 350-400 км, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков до 5-10 километров в час. В рабочие дни на дорогах Москвы насчитывается в среднем около 650 пробок, в которых стоят сотни тысяч автомобилей. Такая ситуация неизбежно приводит к росту аварийности. По официальным данным ГИБДД в 2007 году в Москве было зарегистрировано почти 15 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло тысяча сто шестьдесят один человек. В Московской области за тот же период произошло 14.337 ДТП в которых погибло 2866 человек.

Хочу отметить, что Минтрансом России совместно с Правительствами Москвы, Московской области и аппаратом Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе подготовлена комплексная программа развития Московского транспортного узла, учитывающая перспективы развития всех видов транспорта.

Считаю, что эту программу следует рассмотреть в рамках отдельного заседания Правительства Российской Федерации, что послужит толчком к созданию новых транспортных технологий в крупных городах страны.

Третье. Следующей нерешенной задачей является нарастающий износ основных фондов на всех видах транспорта.

Следующей нерешенной задачей является нарастающий износ основных фондов на всех видах транспорта.

Он составляет от 55 до 70%.

Значительная часть парка подвижного состава и транспортных средств представлена устаревшими моделями с низкими техническо-экономическими характеристиками. Это негативно влияет на конкурентоспособность наших перевозчиков.

На начало 2008 года 148 мостовых сооружений на федеральных автомобильных дорогах находились в предаварийном состоянии.

Более 60 % протяженности федеральных автомобильных дорог не соответствует нормативным требованиям.

17,7% судоходных гидротехнических сооружений находятся в аварийном и предаварийном состоянии.

Неравномерная загрузка морских портов по бассейнам может привести к тому, что прогнозируемый рост объема экспортных и импортных грузов повлечет нехватку производственных мощностей в отдельных портах.

Четвертое. Следующая нерешенная задача – низкая доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры.

Основной спецификой этих проектов является высокая капиталоемкость, а также длительные сроки окупаемости. Это определяет необходимость участия государства в их реализации с применением принципов государственно-частного партнерства.

Очевидно, что нерешенные системные задачи в области опережающего развития транспорта и транспортной инфраструктуры могут стать непреодолимым барьером на пути перехода экономики государства на инновационную модель роста.

В связи с этим на заседании Президиума Государственного Совета 13 ноября 2007 года Президент Российской Федерации В.В.Путин поставил задачи по внесению изменений в действующую ФЦП с ее завершением на год раньше запланированного срока – в 2009 году, и формированию новой редакции программы с продлением срока её реализации до 2015 г. и изменением наименования на ««Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

В соответствии с поручением Президента в ближайшей перспективе необходимо осуществить переход от этапа модернизации транспортной системы страны к этапу ее развития, основанному на принципах доступности, безопасности и эффективности.

При чем, в термин развитие закладывается целый комплекс направлений, включающий:

  • реализацию инновационных проектов,

  • усиление транспортной инфраструктуры в азиатской части России;

  • формирование новых транспортных коридоров;

  • синхронизация видов транспорта в комплексных транспортных узлах;

  • внедрение эффективных транспортных технологий.

реализацию инновационных проектов,

В период с 2010 по 2015 год достижение целей, определенных Транспортной стратегией предполагается осуществить за счет реализации комплекса мероприятий.

Например, достижение цели по развитию современной и эффективной транспортной инфраструктуры предусматривает решение следующих ключевых задач:

  • увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети, формированию направлений с обращением поездов повышенного веса и нагрузкой на ось, строительству железнодорожных линий в районах нового освоения территорий;

  • увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям;

  • устранение участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части России,

  • обеспечение развития сети внутрироссийских узловых аэропортов.

Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры также включает в себя реализацию высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей и проекты комплексного развития транспортных узлов, обеспечивающих основные межрегиональные связи.

Безусловно, к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения и уровень развития экономики, относится степень доступности транспортных услуг.

Достижение этой цели предусматривает решение задач по строительству железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения и обновлению парка пассажирских вагонов, формированию единой автодорожной сети круглогодичной доступности, обеспечению роста перевозок морским транспортом грузов и пассажиров на социально-значимых маршрутах, обеспечению развития региональных сетей аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэропортовой сети.

Важным вопросом развития воздушного транспорта является субсидирование социально значимых авиаперевозок. Государственная поддержка социально значимых авиаперевозок должна осуществляться как за счет поддержки развития аэропортов, так и авиакомпаний.

Аналогичные меры должны быть приняты в отношении пассажирских железнодорожных перевозок в направлениях на Дальний Восток и обратно.

Достижение цели по повышению конкурентоспособности российской транспортной системы и реализации транзитного потенциала предусматривает решение задач по развитию международных транспортных коридоров, транспортно-технологической инфраструктуры, обновлению парка транспортных средств.

В рамках этой задачи Минтранс России предлагает сконцентрировать финансовые и организационные усилия на развитии существующих транспортных коридоров и создании альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров.

Достижение этой цели также предусматривает развитие и повышение конкурентоспособности отечественных морских портов. Крупнейшими морскими портами, обеспечивающими основные объемы перевалки внешнеторговых и транзитных грузов, станут Мурманск, Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Новороссийск, Восточный, Ванино.

Развитие речных портов, расположенных на основных направлениях международных транспортных коридоров (Ростовский универсальный порт, Азов, Оля, Благовещенск), позволит повысить конкурентоспособность и транзитный потенциал российских внутренних водных путей.

Развитие воздушных перевозок будет связано с созданием сети узловых распределительных центров, формируемых на базе Московского авиационного узла, а также аэропортов в Санкт-Петербурге, Калининграде, Ростове, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске и Хабаровске. Получат дальнейшее развитие объекты наземной инфраструктуры гражданской авиации, будут сформированы мультимодальные транспортно-логистические центры и система стыковки региональных рейсов с рейсами, определяющими основные пассажиропотоки.

Комплексное развитие крупных транспортных узлов, расположенных на международных транспортных коридорах и транспортно -логистических центров обеспечит решение задачи по сбалансированному развитию транспортно- технологической инфраструктуры международных транспортных коридоров.

Особое внимание будет уделено мероприятиям, обеспечивающим комплексную безопасность на транспорте.

К их числу относятся:

  • антитеррористическая защищенность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в рамках реализации Федерального закона «О транспортной безопасности»;

  • повышение качества подготовки специалистов на основе развития материально-технической базы транспортных учебных заведений;

  • создание интегрированной системы контроля безопасности на транспорте;

  • введение обязательного страхования ответственности перевозчиков;

  • создание системы обеспечения оперативного реагирования и расследования происшествий и чрезвычайных ситуаций на транспорте,

  • оснащение органов надзора и контроля в сфере транспорта патрульными транспортными средствами.

  • Основным инструментом реализации Транспортной стратегии России на период 2010-2015 год будет являться новая редакция ФЦП с изменением ее наименования на «Развитие транспортной системы России» и продлением срока реализации до 2015 года.

    Важной отличительной особенностью новой программы является формирование мероприятий на основе использования проектного подхода, который позволил проранжировать мероприятия программы и отобрать те, которые способны обеспечить максимальный синергетический и системный эффект.

    Помимо этого, интенсивное развитие информационных технологий выдвигает новые требования к механизмам управления программой. Для этих целей планируется создать информационно-аналитическую систему по управлению программами и проектами, которая станет составной частью единой автоматизированной системы управления транспортным комплексом.

    Подготовка Программы осуществлялась в тесном взаимодействии с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведущими транспортными и научными организациями.

    Проект программы в целом согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

    При принятии решения в рамках согласования программы об оптимизации финансирования отдельных ее подпрограмм Минтранс России исходил из необходимости максимального достижения запланированных показателей и обеспечения технической и технологической безопасности на транспорте.

    Общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 13, 9 трлн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4 триллиона 651 млрд. рублей или 33,4 процента от общего объема финансирования, за счет бюджетов субъектов Российской Федерации – 615,6 млрд. рублей - это 4,4 процента и из внебюджетных источников – 8 триллионов 630,3 млрд. рублей - 62,1 процента при условии введения инвестиционной составляющей в железнодорожные тарифы.

    В основном, в полном объеме от заявленной потребности запланировано финансирование по подпрограммам «Внутренний водный транспорт», «Гражданская авиация», «Морской транспорт» и «Развитие экспорта транспортных услуг».

    Это вызвано тем, что из-за недофинансирования в последние 15 лет состояние инфраструктуры внутреннего водного транспорта и гражданской авиации значительно ухудшилось.

    Сохранение объемов финансирования по «Морскому транспорту» вызвано необходимостью обеспечения потребности российской экономики в портовых мощностях для обработки экспортно-импортных грузов и создания резервов для развития транзитных перевозок, что создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности российских портов.

    Проекты по комплексному развитию транспортных узлов, международных коридоров и мультимодальных логистических центров сосредоточены в подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг». Эта подпрограмма рассматривается как основная и координирующая. В ее основу заложена отработка механизмов проектного финансирования на условиях государственно-частного партнерства.

    Наиболее существенно в процессе согласования претерпели изменения объемы финансирования из федерального бюджета по подпрограммам «Автомобильные дороги» и «Железнодорожный транспорт».

    Сокращение объема финансирования от заявленного привело к необходимости переноса сроков ввода по ряду основных инвестиционных проектов в дорожном хозяйстве и на железнодорожном транспорте за пределы 2015 года, что, в конечном счете, существенно снизило ранее планируемые показатели.

    Дефицит ресурсного обеспечения составляет примерно 1,4 триллиона рублей, в основном по подпрограмме «Железнодорожный транспорт», что идет в разрез со Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

    В этой связи Минтранс России просит дополнительно рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования программы из федерального бюджета на 1,4 трлн. рублей, либо ввести инвестиционную составляющую в тарифы на грузовые железнодорожные перевозки начиная с 2009 года. Инвестиционная составляющая не должна распространяться на тарифы пассажирские железнодорожные перевозки.

    Для достижения более высокого уровня показателей подпрограммы «Автомобильные дороги» Минтранс России предлагает ввести плату за проезд по федеральным автомобильным дорогам грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн (по предварительным расчетам дополнительные доходы могут составить свыше 60 млрд. рублей в год) с направлением этих средств на развитие дорожной инфраструктуры в части повышения безопасности дорожного движения.

    Принятие программы также станет мощнейшим стимулом для развития отечественной промышленности.

    Например, анализ проектов строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры показал, что в общей стоимости строительства расходы на строительные материалы составляют около 60 процентов. В объемных показателях в 2007 году только на нужды дорожного строительства потребовалось 70 млн. кубометров щебня, 80 млн.кубометров песка, 12 млн. тонн цемента, 8 млн. тонн битума. Годовой объем потребностей ОАО «РЖД» в инертных материалах составил 22 млн. кубометров щебня, 750 тыс. тонн цемента и 3 млн. 100 тыс. тонн дизельного топлива.

    Кроме того, в рамках программы сформирован заказ промышленности на поставку воздушного, морского и речного транспорта, железнодорожного подвижного состава, отвечающего современным технологическим требованиям и учитывающим инновационные разработки.

    Помимо программных мероприятий, в период с 2010 по 2015 год необходимо реализовать комплекс мер нормативно-правового, организационного и институционального характера в сфере государственного регулирования транспортной отрасли.

    Необходимо подготовить и принять следующие законопроекты:

    • «О защите морей от загрязнения опасными веществами»;

    • «О метрополитенах и других видах скоростного внеуличного транспорта»;

    • «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам»;

    • Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте»»;

    • Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта»;

    • Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности судовладельцев, эксплуатирующих морские суда и суда внутреннего водного транспорта, за возможное причинение ущерба окружающей среде».

    • Федеральный закон о создании государственной компании в области автомобильных дорог и других.

    • Комплекс организационных мероприятий направлен на повышение эффективности формирования, развития и функционирования транспортных коридоров на территории России, а также на продвижение интересов и инициатив России на международной арене.

      Сюда относятся:

      • создание новых и повышение эффективности работы существующих рабочих органов (руководящих комитетов) транспортных коридоров;

      • информационное и организационное обеспечение проведения в Российской Федерации международных выставок, конференций, семинаров и других мероприятий по вопросам развития международных транспортных коридоров.

      Важнейшей задачей институциональных преобразований является формирование четких и прозрачных "правил игры" на рынке транспортных услуг, включая дальнейшее проведение структурных реформ в подотраслях транспорта и обеспечение равного недискриминационного доступа к услугам инфраструктурных естественных монополий.

      Необходимо полностью завершить реформирование железнодорожного транспорта, провести системную производственную специализацию морских торговых портов, разработать механизмы совершенствования системы управления внутренними водными путями.

      В области гражданской авиации векторами развития станут укрупнение авиакомпаний, формирование института операторов аэродромной сети, единого балансодержателя имущества, не подлежащего приватизации, казенных предприятий по эксплуатации аэропортов, расположенных в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях.

      В области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства приоритетом должно стать создание государственной компании по развитию автомобильных дорог, а также переход на содержание автомобильных дорог по нормативам и использование в этой области самых современных технологий.

Для обеспечения динамичного развития отрасли Минтранс России предлагает использовать и иные формы государственной поддержки, направленные на повышение инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности транспортной отрасли. К их числу относятся:

  • предоставление государственных гарантий в рамках реализации крупных инвестиционных проектов;

  • участие институтов развития в уставных капиталах российских инфраструктурных компаний;

  • освобождение от уплаты налогов на землю и на имущество аэродромов, морских и речных портов , что позволит сбалансировать соотношение темпов роста тарифов на перевозки с темпами роста потребительских цен;

  • возможность предоставления средств Инвестфонда на реализацию проектов в рамках закона «О концессионных соглашениях».

Минтранс России с подведомственными агентствами в настоящее время ведут 11 проектов реализация которым планируется с применением механизмов государственно-частного партнерства и решение о поддержке за счет средств Инвестфонда по которым уже принято Правительством Российской Федерации.

Однако есть ряд проблем, которые сдерживают их дальнейшее продвижение. К основным проблемам относятся:

Отсутствие механизма предоставления гарантий концессионерам в случае недостаточного спроса на услуги платных дорог.

Поручения по этому вопросу неоднократно давались, однако до настоящего времени механизм не утвержден.

Продолжение реализации инвестиционных проектов, в том числе концессионных с использованием средств Инвестфонда, предусматривающих, в том числе, подготовку конкурсов на право заключения концессионного соглашения, финансирование подготовки территории строительства, включая выкуп земельных участков.

Перейти от модернизации к этапу развития невозможно без значительного улучшения качества подготовки и переподготовки кадров на основе применения самых передовых образовательных технологий.

В рамках Транспортной стратегии до 2020 года Министерство планирует разработку программы развития кадрового потенциала транспортного комплекса. Данная программа позволит создать систему подготовки кадров, удовлетворяющую потребность транспортного комплекса в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям рынка труда, и эффективно планировать ресурсное обеспечение деятельности транспортных образовательных учреждений.

Начиная с 2006 года Минтранс России начал проводить целенаправленную работу по созданию вертикально интегрированных образовательных комплексов с системой средне- профессионального и высшего профильного образования.

Особое значение для достижения целей Стратегии приобретает поддержка со стороны малого бизнеса, построенного на принципе взаимовыгодного диалога – «государство-бизнес».

Речь, в том числе, идет и о малых предприятиях транспортного комплекса, от работы которых и зависит в итоге доставка груза до конечного потребителя. С другой стороны, развитие транспортной системы становится фактором обеспечения конкурентоспособности продукции малого и среднего бизнеса, условием активизации инвестиционной деятельности предприятий промышленности в каждом регионе России.

В заключении еще раз отмечу, что эффективность реализации представленного комплекса мероприятий в значительной степени будет определяться принятием ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», которая позволит:

  • сконцентрировать ресурсы на решении приоритетных задач развития транспортной системы и реализации комплексных (на стыке нескольких видов транспорта) проектов по развитию транспортной инфраструктуры, что позволит создать благоприятные транспортно-коммуникационные условия для социально-экономического развития страны и в исторически короткие сроки решить важнейшие задачи государственной транспортной политики;

  • внедрить положительный опыт реализации крупных транспортных проектов на условиях государственно-частного партнерства, что послужит сигналом для бизнес- сообщества и повысит инвестиционную привлекательность отрасли;

  • обеспечить согласованное развитие комплексных транспортных узлов, что ускорит развитие региональных «точек роста» и будет способствовать повышению конкурентоспособности субъектов Российской Федерации;

  • повысить результативность реализации мероприятий и эффективность использования бюджетных средств.

Все эти планы возможны в рамках единого федерального органа исполнительной власти в области транспорта в тесном взаимодействии с заинтересованными федеральными и региональными органами власти, наукой, бизнесом и при поддержке общественности.

Уважаемые коллеги разрешите вас поблагодарить за своевременное рассмотрение нашей программы, предложения и замечания по которой мы, в основном, учли в представленных материалах. Прошу одобрить представленную программу и основные направления развития транспорта.

Благодарю за внимание!

Все выступления и интервью