Изображения

Обычная версия

Доклад Министра транспорта РФ Игоря Левитина «Транспортное образование: 200 лет на службе Отечеству»

17 ноября 2009, 21:00

ДОКЛАД министра транспорта российской федерации игоря левитина
НА научно-практической конференции «Транспортное образование и наука.
Опыт, проблемы, перспективы»
18 ноября 2009 года

«Транспортное образование: 200 лет на службе Отечеству»


Уважаемые коллеги!

От имени руководства Министерства транспорта Российской Федерации и от себя лично поздравляю всех присутствующих со знаменательной датой - 200-летием транспортного ведомства и образования на транспорте в России.

Свое поздравление адресую и к зарубежным гостям нашей конференции, прежде всего, к представителям стран СНГ и Балтии. Вы являетесь полноправными «виновниками» торжества, внесшими значительный вклад в развитие общего мощного транспортного комплекса, единой, получившей всеобщее признание, системы подготовки высококвалифицированных кадров для транспорта.

Так что сегодняшний праздник – общий для нашего транспортного сообщества. У нас одни корни, исторические вехи и традиции, общие достижения и пути дальнейшего развития. Выстраивать эту систему и обеспечивать ее надежную работу предстоит специалистам, выходящим из стен транспортных вузов. Поэтому нашей общей задачей является построение единого образовательного пространства, реализация согласованных образовательных программ, интеграция научной деятельности, формирование общего информационного поля. Надеюсь, что нынешний юбилей станет новой точкой отсчета для полнокровной интеграции государств, транспортные системы которых экономически, технологически и социально выросли из одного ядра.

Исторический посыл сегодняшнего юбилея - Манифест императора Александра I от 20 ноября 1809 года, учредивший Управление водяными и сухопутными сообщениями и первое отечественное учебное заведение транспорта - Институт корпуса инженеров путей сообщения. Принятию такого решения во многом способствовали тенденции развития транспорта на протяжении XVIII века. Обратимся к фактам.

Петровские реформы потребовали создания на территории России сети сухопутных коммуникаций. Собственных инженерных кадров для этого не существовало, поэтому задача решалась под руководством иностранных специалистов, в основном из Германии и Голландии. Однако вскоре стало ясно, что дальнейшее развитие транспортного комплекса государства требует, во-первых, единой системы управления строительством и эксплуатацией транспортных коммуникаций и перевозочным процессом, во-вторых, создания системы профессиональной подготовки кадров в областях транспорта и транспортного строительства. Дальнейшая ставка на иностранных специалистов была малоперспективной, в то же время Санкт-Петербургский и Московский университеты были не в состоянии в полной мере обеспечить потребности государства в специалистах-инженерах высокого уровня. К тому же развивающейся транспортной отрасли требовались инженерные кадры именно отраслевого профиля.

Путь к решению этих проблем и был намечен Манифестом императора Александра I. Еще раз подчеркну, что 20 ноября 1809 года власть продекларировала создание общего органа государственного управления всеми видами транспорта, а также начало проведения государственной политики, предусматривающей неразрывную связь транспортной отрасли и транспортного образования. Время подтвердило эффективность такого режима взаимодействия и сегодня можно говорить о том, что постоянный прогресс отрасли был бы немыслим без притока квалифицированных кадров, которые постоянно выходили из стен учебных заведений транспорта даже в самые суровые годы революционных потрясений, войн и послевоенной разрухи.

Время моего доклада не позволяет отдать должное и всем выдающимся государственным деятелям в области транспортного образования, легендарным руководителям, преподавателям и ученым транспортных вузов.

Но и в данном случае одно имя, как точку отсчета, назвать необходимо. Это знаменитый Августин де Бетанкур, испанец, ставший гордостью России, гениальный инженер, архитектор и ученый, один из главных инициаторов создания и первый руководитель Института корпуса инженеров путей сообщения. Своей подвижнической многогранной деятельностью он олицетворил главную идею Манифеста 1809 года о том, что транспортная отрасль и транспортное образование – это неразрывные звенья одной цепи, равнозначные составляющие прогресса отрасли и государства.

Позволю себе вернуться к Манифесту 1809 года и процитировать из него следующие строки: «для образования способных исполнителей учреждается особый институт в коем юношеству, желающему посвятить себя сей важной части, открыты будут все источники наук, ей свойственных». Сегодня можно сказать с уверенностью, что упомянутое в Манифесте «юношество» вот уже два века радениями преподавателей транспортных вузов и собственным стремлением послужить транспорту и России превращается в надежный кадровый оплот транспортной отрасли и государства. Трудно перечислить всех выпускников вузов транспорта, которые сегодня по праву считаются гордостью России. Но возглавлять эту почетную когорту может питомец Института корпуса инженеров путей сообщения, выдающийся государственный деятель, инженер и ученый, первый Министр путей сообщения, Павел Петрович Мельников. Именно Мельников стал претворять в жизнь основополагающую для сегодняшних вузов транспорта идею о непрерывности отраслевого образования.

Более подробно с двухвековой историей образования на транспорте, его выдающимися деятелями, а также с историей и сегодняшним днем всех российских вузов транспорта можно ознакомиться в книге, подготовленной к изданию Министерством транспорта Российской Федерации и Ассоциацией вузов транспорта. С удовольствием представляю это юбилейное издание, искренне благодарю авторский коллектив и считаю данную книгу прекрасным подарком не только для сообщества транспортников, но и для самого широкого круга читателей.

Развитие системы транспортного образования имеет устойчивую тенденцию. Ее эволюция не избежала некоторых противоречий, но в целом удалось выдержать генеральную линию Манифеста 1809 года – транспортное образование оставалось в ведении государства и развивалось при его участии. Новые учебные заведения транспорта создавались по мере формирования на нашей обширной территории сети коммуникаций при самом активном участии государства и транспортных предприятий. Это хорошо видно из истории транспортной артерии, связавшей страну от Западных границ до берегов Тихого океана. В течение восьмидесяти лет отраслевые учебные заведения создавались в крупных городах, появившихся на всем ее протяжении и становились главными поставщиками кадров всех уровней.

Переходя к сегодняшнему состоянию системы транспортного образования надо сказать, что за последнее время она подверглась серьезной модернизации, которую Минтранс России провел при поддержке Правительства, Министерства образования и науки, при активном участии ректорского корпуса вузов транспорта. Проводя реформу, Министерство транспорта России исходило из того, что бурно развивающаяся отрасль должна сохранить двухвековую систему транспортного образования, обеспечивающую непрерывную подготовку кадров на стадиях техникум (колледж) – вуз.За счет вертикальной и горизонтальной интеграции 20 вузов и 82 техникумов (колледжей) создано 19 крупных научно-педагогических центров - университетских и академических образовательных комплексов.

В результате мы сконцентрировали ресурсы для подготовки специалистов всех уровней образования (начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного), улучшили непрерывный процесс подготовки кадров и интегрировали научно-педагогический потенциал.

Сегодня мы имеем разветвленную образовательную сеть, охватывающую все регионы страны, отличающиеся интенсивной транспортной деятельностью.

Отличительным, я бы даже сказал, фирменным признаком транспортного образования, является сочетание серьезной фундаментальной подготовки, профессиональных знаний и практических навыков. Эта фундаментальность обусловила тот факт, что выпускники транспортных вузов не только – по традиции – достигают командных высот в транспортной отрасли, но и играют заметную роль в политике, занимают государственные руководящие посты в экономике, финансовой сфере, сельском хозяйстве и других областях деятельности государства.

На сегодняшний день вузы транспорта ведут подготовку кадров более чем по 80 аккредитованным специальностям и 40 направлениям высшего профессионального образования, более чем по 40 специальностям среднего профессионального образования. Вузы транспорта имеют также аккредитацию на подготовку кадров более чем по 50 рабочим профессиям.

Общий контингент студентов образовательных комплексов Минтранса России составляет около 320 тысяч человек, в том числе около 220 тысяч человек, обучающихся по программам высшего и около 100 тысяч человек, обучающихся по программам среднего профессионального образования.

Уникальной – по масштабам, направлениям и качеству следует считать и созданную на базе вузов транспорта систему дополнительного профессионального образования, которой ежегодно охвачено более 150 тысяч руководителей и специалистов транспорта и других областей экономики. В рамках системы транспортного образования при участии государства сформировалась наиболее масштабная и стабильная система целевой подготовки кадров – мощный инструмент кадрового обеспечения транспортных предприятий на всем обширном пространстве России.

Выпускники транспортных вузов постоянно востребованы в областях транспорта и транспортного строительства, а также в других сферах экономики. Процент трудоустройства наших выпускников в рамках целевого набора – свыше 99,5 %. Специалисты с дипломами об окончании вузов, техникумов и колледжей транспорта очень редко регистрируются на бирже труда.

Трудно переоценить значение для прогресса отрасли научной деятельности транспортных вузов. Труды их ведущих ученых не только успешно вписывались в формат выполнения государственного заказа, но и опережали время, инициировали внедрение прорывных разработок и технологий, определявших новые прогрессивные тенденции развития транспорта и экономики страны. По мнению Министерства транспорта Российской Федерации именно вузы должны стать базовыми структурами для развития инноваций. С этой целью в их составе создаются отраслевые научно-исследовательские центры и лаборатории по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники на транспорте, а также транспортных критических технологий.

Уже в ближайшее время необходимо провести конкурсы среди университетских и академических образовательных транспортных комплексов на выбор площадки для создания центра по разработке инновационных технологий. В настоящее время в транспортных вузах действуют более 150 научных школ по 14 отраслям науки.

Основными приоритетными научными направлениями являются совершенствование организации перевозок грузов и пассажиров, эксплуатации и технического обслуживания объектов транспорта и транспортного машиностроения, а также управление деятельностью транспорта, включая ее правовое обеспечение, безопасность транспорта, в том числе экологическая, применение новых информационных технологий с использованием спутниковых навигационных систем, топливо- и энергосбережение.

Кроме широкого практического использования и внедрения в системе транспорта, результаты научных исследований также используются в учебном процессе, внедряясь в учебный процесс, как правило, в виде разделов лекций, специальных методических разработок, заданий на курсовое и дипломное проектирование, в виде специальных глав в учебниках и учебных пособиях.

Два века учебные заведения транспорта эффективно и достойно служат интересам государства, являясь надежным гарантом кадрового обеспечения важнейшей отрасли, которую, без преувеличения, можно считать основой экономики и обороноспособности России. Два века транспортная вузовская наука находится в авангарде технического и прогресса на транспорте, играет значительную роль в эффективном управлении отраслью, технологическом перевооружении и информационном обеспечении транспортно-строительного комплекса страны.

Но исторические и современные достижения - это славный день вчерашний, и достойный день сегодняшний. А нам надо думать о завтрашнем дне. И не просто думать, а в режиме реального времени осуществлять в транспортной отрасли инновационный прорыв, для решения ответственным задач, поставленных перед транспортным комплексом Президентом и Правительством страны. Совершить технологический прорыв, вступив на инновационный путь развития, невозможно без обеспечения транспортного комплекса квалифицированными кадрами всех уровней. Поэтому хочу подчеркнуть особую роль системы транспортного образования в кадровом и научном обеспечении Транспортной Стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

Мы ставим перед собой задачу по объединению образовательной, научной и инновационной деятельности в единый процесс с созданием учебно-научно-инновационных комплексов. Это позволит сконцентрировать научные и инновационные ресурсы для проведения масштабных научных исследований, укрепит и разовьет научные школы, систему подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей категории.

Следует подчеркнуть, что важным фактором развития учебно-научно-инновационных комплексов является их тесная взаимосвязь с отраслью, представляющей собой дополнительную производственно-технологическую базу.

Мы уверены, что в режиме инновационного прорыва будут работать все вузы транспорта, выполняя ответственную миссию, возложенную на них государством. В свою очередь Министерство транспорта намерено проводить политику корпоративной поддержки системы транспортного образования, в том числе за счет устойчивой ориентации крупнейших транспортных компаний на образовательные комплексы Минтранса России.

Свою дееспособность высшая транспортная школа демонстрировала в ключевые и переломные моменты в истории страны, связанные с построением единой коммуникационной сети государства, освоением его богатейших природных месторождений, развитием межрегиональных связей, суровыми годами войн и непростыми периодами послевоенного восстановления государства. Развитие системы транспортного образования сегодня, как и два века назад, является одним из приоритетов деятельности Минтранса России.

Уважаемые коллеги! Первое государственное транспортное ведомство России, преемником которого является Министерство транспорта РФ, и первое транспортное учебное заведение страны, преемниками которого являются не только Петербургский государственный университет путей сообщения, но и вся современная система транспортного образования, родились в один день.Хочу подчеркнуть, что нас связывают не только ведомственные отношения и узы партнерства, у нас общая история, традиции, достижения, общие проблемы и будущее, за которое мы в ответе перед своими великими предшественниками, Отечеством, его гражданами, в интересах и для блага которых должна и будет развиваться транспортная отрасль.

Все выступления и интервью