Министр транспорта РФ Игорь Левитин принял участие в заседании Правительственной комиссии по транспорту и связи и выступил с докладом «О государственном регулировании найма и трудоустройства российских моряков на российские и иностранные морские суда»
29 октября 2009, 21:00
В связи с мировым экономическим кризисом, значительно снизившим активность морского торгового судоходства, наблюдается рост числа судов, финансирование которых прекращено судовладельцами. Поэтому проблема «брошенных моряков» в последнее время обострилась. Прежде всего, это касается бедственного положения российских моряков, работающих на иностранных судах, по тем или иным причинам находящихся в иностранных портах в условиях отсутствия финансирования со стороны судоходных компаний.
Случаи нарушения социально-трудовых прав экипажей российских судов, к сожалению, также имеются, но они решаются мерами, предпринимаемыми органами исполнительной власти, профсоюзами, представляющими интересы моряков, судовладельцами. Такая помощь российским морякам, работающим на судах под иностранным флагом затруднительна, в связи с тем, что Российская Федерация обязательств в отношении указанных судов не имеет.
В основном российские моряки трудоустраиваются на суда под иностранным флагом при посредничестве российских организаций по найму и трудоустройству моряков (крюинговые компании), деятельность которых лицензируется ФМС России. Вместе с тем, закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (статья 10) разрешает гражданину Российской Федерации осуществлять самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей. Кроме того, часть моряков трудоустраиваются на иностранные суда, заключая трудовой договор с судовладельцем самостоятельно или при посредничестве иностранной организации. Учет числа таких моряков не ведется.
Российские моряки во время работы на судах под иностранным флагом находятся вне сферы действия российского трудового законодательства и единственным документом, защищающим их от возможного произвола судовладельца, является трудовой договор.
В связи с международным характером труда моряков и особенностями комплектования экипажей наем и трудоустройство моряков регулируется Конвенцией о найме и трудоустройстве моряков (Конвенцией № 179), которая ратифицирована Российской Федерацией в 2001 г.
В настоящее время приняты нормативные правовые акты, определяющие компетентные органы по Конвенции № 179. ФМС России (имеющая полномочия по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере внешней трудовой миграции, а также по лицензированию деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации) Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2009 г. № 933 наделена функциями компетентного органа по Конвенции № 179 в части найма и трудоустройства на суда под иностранным флагом.
Минздравсоцразвития России (имеющее полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий труда, трудовых отношений, занятости населения, трудовой миграции и социальной защиты населении) постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1009 наделено функциями компетентного органа по Конвенцией № 179 в части найма и трудоустройства на российские суда.
По мнению Минтранса, необходимо ускорить практическую работу по нормативному закреплению требований Конвенции № 179 в части исполнения функций компетентных органов, а также предпринять ряд других мер. Прежде всего, необходимо ускорить внесение изменений в Положение о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 г. № 797), предусматривающих включение в качестве лицензионных условий для организаций, занимающихся наймом и трудоустройством моряков на иностранные суда, международных норм, содержащихся в Конвенции № 179.
Рассмотреть возможность введения обязательного страхования организациями по найму и трудоустройству моряков заработной платы и репатриации моряков, которые наняты или трудоустроены при посредничестве данных организаций.
Для предупреждения российских моряков о возможных проблемах, которые могут у них возникнуть в связи с заключением трудовых договоров, не соответствующих законодательству государства флага судна или из-за неудовлетворительного финансового положения судовладельца, ФМС России и Минтрансу России установить контроль за содержанием трудовых договоров моряков при оформлении удостоверений личности моряка и мореходных книжек. Для этого в акты, устанавливающие порядок оформления и выдачу указанных документов, внести изменения, предусматривающие участие ФМС России и ее территориальных органов в их оформлении.
В целях привлечения внимания государства флага судна к имеющимся нарушениям прав членов экипажа судна, плавающего под его флагом, МИДу России совместно с ФМС России в соответствии со статьей 94 Конвенции ООН по морскому праву информировать государство флага судна о случаях нарушения социально-трудовых прав российских моряков.
Кроме того, учитывая, что владельцами судов под иностранным флагом, на которых нарушаются социально-трудовые права моряков, являются постоянно проживающие на территории Российской Федерации российские граждане, представляется целесообразным Минюсту России и Генеральной прокуратуре Российской Федерации проработать возможность принятия к владельцам указанных судов мер, способствующих прекращению данных нарушений.
Действенной мерой профилактики и предупреждения нарушений социально-трудовых прав моряков могло бы явиться внедрение системы добровольной сертификации крюинговых компаний по применимой системе качества с опубликованием результатов сертификации (аудита) в открытой печати, а также публикация случаев нарушения прав моряков с указанием причастных компаний и лиц.
По мнению Минтранса России, реализация предложенных мер в значительной степени будет способствовать защищенности российских граждан, работающих как на российских, так и на иностранных судах.