Изображения

Обычная версия

Состоялась Всероссийская методическая конференция «Практические меры по преодолению кризисных явлений на предприятиях транспортного комплекса России»

29 сентября 2009, 20:00

Доклад заместителя Министра транспорта РФ Андрея Недосекова
на Всероссийской методической конференции  «Практические меры по преодолению кризисных явлений на предприятиях транспортного комплекса России»

30 сентября 2009 года


Уважаемые участники конференции!

В условиях мировой экономической рецессии особенно важным становится поддержание транспортной отрасли Российской Федерации, а следовательно реализация инфраструктурных проектов и привлечение дополнительных финансовых ресурсов, создание новых рабочих мест, строительство современных конкурентоспособных производств и инфраструктуры.

Несмотря на кризисные явления в экономике Минтранс не снижает финансирование проектов по развитию логистической системы России

Если же говорить о развитии новой современной транспортной инфраструктуры, то мы должны понимать, что эта задача требует совершенно особых подходов при реализации.

А именно от узкоотраслевого подхода необходимо перейти к комплексному подходу, т.е. принципу выделения стратегических зон развития транспортной инфраструктуры, находящихся на пересечении и в местах максимальной концентрации экспортных, внутренних и транзитных грузопотоков, а также совпадающих с маршрутами прохождения основных международных транспортных коридоров. В частности, это нашло выражение в создании проектов развития ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ (например, проект создания Новороссийского мультимодального транспортного узла, представляющего собой комплекс системно увязанных проектов по развитию транспортной и логистической предпортовой инфраструктуры, а также Свияжского, Ростовского, Мурманского транспортных узлов, а также узла Восточный-Находка).

Следующим шагом станет переход к проектированию ЕДИНЫХ ПЛАНОВ, связывающих воедино транспортные, логистические, производственные и социальные аспекты.

Хочется отдельно отметить, что важной задачей начального этапа реализации инфраструктурных проектов является качественное проведение предпроектных работ, включающих выбор оптимальной модели и схемы проектного финансирования и модели распределения рисков. При этом, учитывая новизну такой постановки задачи для российских проектных организаций, особое значение приобретает привлечение авторитетных зарубежных компаний (по крайней мере, на первом этапе), имеющих достаточный опыт и квалификацию в разработке подобных проектов.

Также важно отметить, что применение современных технологий в строительстве не менее важно, чем применение современных механизмов финансирования.

Инвестиции в транспортные проекты, даже в условиях кризиса, снижая уровень транспортных издержек, стимулируют развитие сфер экономики с высокой добавленной стоимостью (логистика, сфера услуг, жилищное строительство). Таким образом, создание объектов транспорта стимулируют развитие сопутствующих видов занятости населения.

Реализуя поставленные задачи по развитию инфраструктуры в период экономической нестабильности государством принято ряд кардинальных мер для практического использования транспортными компаниями.

В частности, на железнодорожном транспорте:

  • Предусмотрено субсидирование расходов ОАО «Российские железные дороги» по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока, принято постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2009 № 194. По оперативным данным, за период с мая по август 2009 года перевезено железнодорожным транспортом 1119 автомобилей.

  • Предусмотрено обеспечение размещения облигаций ОАО "Российские железные дороги" для финансирования инвестиционной программы на 2009 - 2011 годы. Федеральной службой по финансовым рынкам в январе текущего года зарегистрировано 7 выпусков инфраструктурных облигаций ОАО «РЖД» на сумму в 100 млрд. рублей. По состоянию на 01.09.2009 реализовано облигаций, выпущенных в 2009 году, на общую сумму 127,3 млрд. рублей.

  • Предусмотрена компенсация (в форме субсидий) недополученных доходов ОАО «Российские железные дороги» в связи со снижением темпов индексации тарифов на железнодорожные перевозки на 2009 год – на 8% вместо запланированных ранее 14 процентов, а также в связи со льготным проездом школьников, учащихся и студентов. Бюджетные ассигнования в размере 50 млрд. рублей предусмотрены Федеральным законом от 28.04.2009 № 76-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

  • Для обеспечения льготным проездом школьников, учащихся и студентов предусмотрена компенсация ОАО «РЖД» в размере 2,3 млрд. рублей.

  • Принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления в 2009 году субсидий российским компаниям – операторам железнодорожного подвижного состава на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 году на приобретение нового железнодорожного подвижного состава российского производства, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2009 году с российскими лизинговыми компаниями на приобретение нового железнодорожного подвижного состава российского производства». Планируется направить 600 млн. рублей за счет средств, предусмотренных частью 6 статьи 25 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

На автомобильном транспорте приняты следующие антикризисные меры:

  • Снижен минимальный размер софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации с 20% до 5% годового размера финансирования объектов, принято постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 407.

  • Увеличены в 2009 году доли Российской Федерации в софинансировании строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования до 95% годового объема бюджетных инвестиций в объекты строительства.

  • В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации принято решение об образовании крупной специализированной лизинговой компании на базе ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» с уставным капиталом до 40 млрд. рублей. Целью деятельности компании является закупка для транспортных организаций автомобильной, дорожно-строительной техники, производимой на территории Российской Федерации. В 2009 году в ее уставной капитал направлены средства федерального бюджета в размере 10 млрд. руб. Это позволит создать дополнительный стимул для предприятий по направлению собственных финансовых ресурсов на обновление дорожной техники, обеспечение организации транспортного комплекса современными видами техники и высокотехнологичным оборудованием, а также устойчивый платежеспособный спрос на продукцию отечественного транспортного машиностроения, автомобилестроения, что приведет к снижению издержек и повышению качества при производстве дорожно-строительных работ и сохранению соответствующих рабочих мест. Лизинговой компанией, совместно с ФДА и Минтрансом проведена большая работа с производителями автодорожной техники.

На воздушном транспорте реализуются следующие антикризисные меры:

  1. Увеличен размер возмещения из средств федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, до трех четвертей подлежащих возмещению сумм. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 690.

  2. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2008 № 964, которым предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета на:

  • коммерческим банкам субсидий на возмещение затрат и недополученных доходов по сделкам кредитования авиакомпаний в части, не компенсируемой доходами от продажи имущества, предоставленного по договору залога в обеспечение кредита;

  • авиационным перевозчикам для возмещения недополученных ими доходов в связи с обеспечением перевозки пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки с авиационным перевозчиком, в отношении которого принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта.

  1. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 № 231 “Об утверждении Правил предоставления в 2009 году субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении», позволяющее в летний период обеспечить перевозку пассажиров в возрасте до 23 лет включительно и свыше 60 лет по специальному тарифу, размер которого не превышает пятидесяти процентов от базового тарифа.

По оперативным данным, по состоянию на 01.09.2009 количество перевезенных пассажиров составило 144,797 тыс. человек.

Также разрешите сообщить о результатах работы отраслей транспорта за 8 месяцев 2009:

По железнодорожному транспорту общий грузооборот снизился на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Авиационные перевозки пассажиров снизились на 14,5%, авиационные перевозки грузов сократились на 7,4 %.

Объем перевалки грузов в морских портах увеличился на 6,5% по отношению к аналогичному периоду 2008 г., а перевозка грузов в речных портах, напротив, сократилась на 16,1%.

На автомобильном транспорте объем перевозок пассажиров сократился на 7%, объем перевозок грузов на 26% по сравнению с периодом январь - август 2009 г.

На 2010 год Правительством Российской Федерации также уже предусмотрены и законодательно закрепляются следующие антикризисные мероприятия.

  1. 5 млрд. рублей предусмотрено на реализацию Постановления Правительства Российской Федерации № 321 от 13 апреля 2009 г на дополнительные гарантии по обеспечению прав пассажиров в случае приостановления авиационной компании действия сертификата эксплуатанта.

  2. 1 млрд. рублей предусмотрен на реализацию Постановления Правительства № 964 от 20.12.2008 г. «О порядке предоставления из федерального бюджета в 2008 – 2010 годах коммерческим банкам субсидий на возмещение затрат и недополученных доходов по сделкам кредитования авиакомпаний в части не компенсируемой доходами от продажи имущества, предоставляемого по договору залога в обеспечение кредита».

  3. Предусмотрены средства на компенсацию ОАО «Российские железные дороги» льгот по перевозке школьников и студентов – 2,3 млрд. рублей, возмещение на перевозку автомобилей на Дальний Восток из европейской части страны в размере 1 млрд. рублей.

Предусмотрено 50 млрд. рублей на субсидии по грузовым перевозкам.

  1. В качестве субсидий организациям транспорта планируется выделение средств:

  • на обеспечение транспортной доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в размере 2,5 млрд. рублей;

  • субсидий федеральным казенным предприятиям в размере 1,5 млрд. рублей;

  • субсидий на возмещение авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей на воздушные суда отечественного производства в размере 0,8 млрд. рублей;

  • субсидий на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем сообщении в размере 27.8 млрд. рублей.

  1. 70 млрд. рублей зарезервировано проектом закона о бюджете на антикризисные меры и пока еще не распределены.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в период экономической нестабильности Правительство Российской Федерации принимает меры, направленные на поддержание и развитие транспортной отрасли России. А практика показывает, что предпринимаемые усилия практически применяются компаниями транспортной отрасли и являются эффективными мерами по выходу из кризиса.

Спасибо за внимание!!!

Все выступления и интервью